Решение б/н решение по делу №02/08-84-2018 ст.16 ФЗ "О защите конкуренци... от 2 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №02/08-84-2018

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 29.10.2018г.

Решение в полном объеме изготовлено 02.11.2018г.                                                                                                             г.Курск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства,

рассмотрев дело №02/08-84-2018, возбужденное по признакам нарушения ст.16 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ по материалам Прокуратуры Курской области в отношении Комитета ЖКХ г.Курска и ООО «ДРСУ», в присутствии председателя Комитета ЖКХ г.Курска Ц., представителя Комитета ЖКХ г.Курска (по доверенности) Т., в отсутствие представителя ООО «ДРСУ», надлежаще уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

Прокуратурой Курской области в Курское УФАС России 17.07.2018г. (вх.№2952) представлены материалы мониторинга соблюдения законодательства о контрактной системе муниципальным заказчиком - Комитетом ЖКХ города Курска, по результатам которого прокуратурой установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в осуществлении антиконкурентного соглашения между указанным заказчиком и подрядчиком ООО «Дорожное ремонтно-строительное управление» (далее - ООО «ДРСУ»), направленного на создание данному участнику торгов преимущественных условий участия в закупках работ по ремонту автомобильных дорог в городе Курске (торги №0144300004118000017, №0144300004118000038 на право заключения контракта на ремонт автодороги по Красной площади в г.Курске).

По результатам рассмотрения направленных Прокуратурой Курской области документов и сведений, а также дополнительно представленной в ходе рассмотрения дела заказчиком - Комитетом ЖКХ г.Курска и подрядчиком - ООО «ДРСУ» информации, Курским УФАС России установлено следующее.

Муниципальным заказчиком - Комитетом ЖКХ г.Курска в апреле 2018 года был проведен открытый аукцион №0144300004118000017 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги по Красной площади в городе Курске. Начальная (максимальная) цена контракта была установлена в размере 18 912 354 рубля. К участию в торгах допущено 3 участника: ООО «ДРСУ» (г.Курск, Магистральный пр., 34, ИНН 4632168076), ООО «РИК» (Республика Крым, г.Симферополь, ул.Тренева, 21), ООО «ГК «Солидарность» (г.Липецк, ул.Октябрьская, 52).

По результатам проведения аукциона и рассмотрения вторых частей заявок победителем торгов признано ООО «ДРСУ», предложившее цену контракта 9 456 177 рублей (итоговый протокол аукциона от 12.04.2018г.).

23.04.2018г. между Комитетом ЖКХ г.Курска и ООО «ДРСУ» в соответствии с требованиями ст.70 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и условиями документации об аукционе был заключен муниципальный контракт на выполнение работ, предусмотренных аукционной документацией, по цене 9 456 177 рублей, предложенной данным участником закупки в ходе проведения торгов.

На следующий день после заключения контракта 24.04.2018г. по результатам аукциона ООО «ДРСУ» направило в адрес муниципального заказчика письмо (исх.№126/1) с предложением о расторжении указанного контракта «по взаимному согласию сторон» во избежание претензий и применения штрафных санкций со стороны заказчика по причине невозможности приступить к выполнению работ по контракту в предусмотренный им 7-дневный срок в связи с наличием ранее заключенных им государственных контрактов на ремонт автодороги М-2 «Крым» от 22.01.2017г. №Ф.2018.5763 и автодороги А-142 Тросна-Калиновка.

26.04.2018г. (т.е. через три дня после заключения контракта) соглашением от 26.04.2018г., подписанным Комитетом ЖКХ г.Курска в лице председателя Комитета Ц. и ООО «ДРСУ» в лице директора С., данный муниципальный контракт был расторгнут «по взаимному согласию сторон» (п.1 соглашения от 26.04.2018г.).

В то же время, обстоятельства, предусмотренные ст.450.1, ст.451 Гражданского кодекса РФ для расторжения договорных обязательств, в том числе наступление обстоятельств непреодолимой силы или иных факторов, в силу которых обстоятельства существенно изменились и лишили стороны возможности рассчитывать на результат исполнения контракта, на который была направлена воля сторон при его заключении, при расторжении рассматриваемого контракта отсутствовали.

Более того, крайне короткий срок, в течение которого сторонами были реализованы действия по расторжению заключенного на торгах контракта (1 день с даты заключения контракта, т.е принятия на себя подрядчиком обязательств его исполнить надлежащим образом, до направления письма заказчику о его расторжении и 2 дня с даты получения обращения Комитетом ЖКХ г.Курска до подписания соглашения о расторжении контракта по соглашению сторон) указывает на наличие заранее согласованной позиции заказчика и подрядчика относительно своих действий в ситуации, когда для ООО «ДРСУ» исполнение контракта на условиях торгов является невыгодным.

Подавая предложения в ходе проведения аукциона о снижении цены на 50% от начальной (максимальной) цены контракта, участник закупки осознавал, что данные действия повлекут для него негативные последствия (необходимость выполнения работ в убыток либо отказ от заключения контракта и включение в реестр недобросовестных поставщиков), избежание которых возможно только при условии заранее достигнутой с заказчиком договоренности. Согласно ст.37 ФЗ «О контрактной системе...» №44-ФЗ снижение цены на торгах на 25% и более признается демпингом и предусматривает необходимость предоставления участником торгов обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о торгах. Данная мера обусловлена наличием существенных рисков неисполнения либо ненадлежащего исполнения контракта, заключенного по демпинговой цене.

В то же время, действуя с целью не допустить возможности заключения контракта с конкурентами, в ходе проведения аукциона ООО «ДРСУ» фактически сделало предложение о снижении цены контракта на 50% от начальной (максимальной) цены, что предполагает совершение сделки на крайне рискованных условиях. Согласно пояснений директора ООО «ДРСУ» (протокол опроса от 03.10.2018г.), предложенная ООО «ДРСУ» на торгах цена является для него невыгодной, не позволяющей получить прибыль от исполнения контракта. При этом, наличие соглашения с заказчиком позволило ООО «ДРСУ» избежать вышеуказанных негативных последствий демпингового снижения цены и привело к созданию для него особых исключительных условий, недоступных иным участникам торгов.

Как установлено прокуратурой Курской области, указанное поведение заказчика Комитета ЖКХ г.Курска и подрядчика (участника закупки) ООО «ДРСУ» свидетельствует о подписании сторонами муниципального контракта от 23.04.2018г. в отсутствие реального намерения заключить и исполнить данный контракт в соответствии с условиями аукционной документации и результатами торгов.

Несмотря на наличие в контракте условия о возможности его расторжения по соглашению сторон (пункт 9.5), указанные действия были произведены сторонами безосновательно, в отсутствие объективных причин, препятствовавших надлежащему исполнению данного контракта на условиях аукционной документации и не зависящих от субъективного волеизъявления заключивших его лиц.

В соответствии с ч.1 ст.34, ч.10 ст.70 ФЗ «О контрактной системе...» (в редакции, действовавшей в период проведения закупки), ч.10 ст.83.2 ФЗ «О контрактной системе...» (в редакции, действующей в настоящее время) контракт по результатам проведения электронного аукциона заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.

При этом, в соответствии с ч.ч.13, 14 ст.70 (в редакции на период проведения закупки), ч.ч.13, 14 ст.83.2 (в действующей редакции) ФЗ «О контрактной системе...» отказ или уклонение победителя аукциона от заключения контракта на условиях аукционной документации по предложенной им в ходе проведения торгов цене является основанием для удержания суммы внесенного им обеспечения заявки и включения такого участника торгов в реестр недобросовестных поставщиков, т.е. влечет для участника закупки негативные последствия, предусмотренные законом, а также возможность заключения контракта с участником закупки, заявке которого присвоен второй номер по результатам торгов (в рассматриваемом случае - ООО «ГК «Солидарность»).

Согласно пояснений директора ООО «ДРСУ» С. (протокол опроса от 03.10.2018г.), осуществлявшего функции единоличного исполнительного органа ООО «ДРСУ» в период проведения рассматриваемых торгов и совершения действий по заключению и последующему расторжению контракта, фактически ООО «ДРСУ» подписало муниципальный контракт от 23.04.2018г. на невыгодных для себя условиях, чтобы избежать негативных последствий в виде включения организации в Реестр недобросовестных поставщиков.

Доводы ООО «ДРСУ» о невозможности приступить к выполнению контракта от 23.04.2018г. в установленный срок, послужившие формальным обоснованием для расторжения данного контракта в течение трех дней с даты его заключения, не могут свидетельствовать о добросовестном поведении подрядчика и наличии у него воли на исполнение контракта в момент его подписания по итогам аукциона, поскольку информация об условиях исполнения контракта, в том числе сроках начала и завершения работ, была указана в документации о проведении закупки, и ООО «ДРСУ» при подаче своей заявки на участие в аукционе выразило согласие с данными условиями. Более того, на момент подачи ценового предложения, выражающего намерение участника торгов исполнить условия контракта по предложенной им цене на условиях аукционной документации, поданного в ходе проведения процедуры аукциона 06.04.2018г., ООО «ДРСУ» уже было известно о наличии у него на исполнении заключенных государственных контрактов на выполнение капитального ремонта автодорог, которыми данный подрядчик мотивировал предложение о расторжении контракта с Комитетом ЖКХ г.Курска.

Как следует из информации, содержащейся в Реестре контрактов в Единой информационной системе закупок (официальный сайт www.zakupki.gov.ru), государственный контракт на выполнение работ по ремонту автодороги М-2 «Крым» км510+000 - км 515+426 Курская область №Ф.2018.5763 заключен между заказчиком - ФКУ «Управление автомагистрали «Москва-Харьков» Федерального дорожного агентства и ООО «ДРСУ» 22.01.2018г. (в вышеуказанном письме ООО «ДРСУ» дата контракта обозначена 22.01.2017г.)., государственный контракт №Ф.2017.510470 на выполнение работ по капитальному ремонту автодороги А-142 Тросна-Калиновка км 103+000 - км 113+000 Курская область между ФКУ «Управление автомагистрали «Москва-Харьков» Федерального дорожного агентства и ООО «ДРСУ» заключен 27.11.2017г., срок выполнения контракта установлен до 15.09.2018г. Таким образом, на дату подачи заявки на участие в аукционе на ремонт автодороги по Красной площади в г.Курске и на дату проведения торгов и подачи соответствующих ценовых предложений (06.04.2018г.) ООО «ДРСУ» уже были заключены указанные контракты и их наличие не препятствовало участию данного подрядчика в аукционе на условиях, установленных аукционной документацией.

Таким образом, предложение ООО «ДРСУ» о расторжении контракта от 23.04.2018г. было обосновано субъективными факторами, которые не являются в соответствии с ФЗ «О контрактной системе...» обстоятельством, препятствующим надлежащему исполнению условий заключенного по результатам торгов контракта.

Более того, обоснованием расторжения контракта со стороны ООО «ДРСУ», с которым заказчик выразил согласие путем подписания соглашения о расторжении контракта по соглашению сторон, как прямо указано в обращении подрядчика в адрес Комитета ЖКХ г.Курска (письмо от 24.04.2018г. №126/1), является необходимость избежания претензий и штрафных санкций со стороны заказчика, предусмотренных условиями контракта в случае его ненадлежащего исполнения.

Так, ч.6 ст.34 ФЗ «О контрактной системе...» установлено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). П.5.1 муниципального контракта от 23.04.2018г., заключенного между Комитетом ЖКХ г.Курска и ООО «ДРСУ» также предусмотрено применение соответствующих финансовых санкций (штраф, неустойка) за нарушение подрядчиком своих обязательств по контракту.

Таким образом, ненадлежащее исполнение обязательств по контракту (в том числе нарушение установленных контрактом сроков выполнения работ) согласно требований закона влечет иные правовые последствия (негативные для стороны, допустившей нарушение обязательств), но не возможность расторжения контракта по взаимному согласию сторон.

В свою очередь, исходя из положений ст. 6 ФЗ «О контрактной системе...», принципами деятельности муниципального заказчика при проведении закупок являются обеспечение прозрачности информации о закупках, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчика, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Согласно ст.12 ФЗ «О контрактной системе...» государственные и муниципальные органы при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При таких обстоятельствах, Комитет ЖКХ г.Курска как муниципальный заказчик, действующий при проведении закупок в интересах муниципального образования, обязан любые свои действия координировать с целями и задачами эффективного обеспечения муниципальных нужд, заключающихся в необходимости достижения заданных результатов, обеспечения результативности и эффективности размещения заказов, что может быть достигнуто только при заключении и исполнении контрактов в строгом соответствии с нормами закона и надлежащем соблюдении сторонами обязательств, принятых при проведении закупок.

В то же время, как следует из материалов дела, Комитетом ЖКХ г.Курска не было предпринято каких-либо действий в рамках законодательства о контрактной системе, направленных на понуждение ООО «ДРСУ» исполнить принятые на себя по подписанному им контракту обязательства (направление претензий, иной переписки с целью обеспечения исполнения контракта на предусмотренных законом условиях). Напротив, в кратчайшие сроки с момента получения обращения ООО «ДРСУ» от 24.04.2018г., фактически указывающего на намерение подрядчика уклониться от надлежащего исполнения обязательств по контракту, Комитет ЖКХ г.Курска в кратчайшие сроки выразил согласие с такими действиями, чем способствовал созданию необоснованно благоприятствующих условий для деятельности ООО «ДРСУ» как участника торгов.

Так, при расторжении контракта от 23.04.2018г. на ремонт автодороги по Красной площади в г.Курске на дату его расторжения 26.04.2018г. отсутствовали обстоятельства, предусмотренные ст.450.1, ст.451 Гражданского кодекса РФ для расторжения договорных обязательств, в связи с чем действия подрядчика и заказчика по расторжению данного контракта не были обусловлены объективными факторами, не зависящими от воли сторон и противоречили целям осуществления закупок для муниципальных нужд - обеспечение результативности и эффективности соответствующей закупки.

Материалами дела установлено, что в мае 2018 года Комитетом ЖКХ г.Курска был проведен повторный аукцион на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги по Красной площади в городе Курске №0144300004118000038 с начальной (максимальной) ценой контракта 18 912 354 рубля (что соответствует начальной цене при проведении предыдущего аукциона), объем подлежащих выполнению работ аналогичен предусмотренному аукционной документацией торгов №0144300004118000017. Единственным участником данного аукциона признано ООО «ДРСУ» в связи с тем, что другие допущенные к торгам претенденты (заявки №1, №3) ценовых предложений в ходе проведения торгов не подавали.

По результатам проведения указанных повторных торгов между Комитетом ЖКХ г.Курска и ООО «ДРСУ» заключен муниципальный контракт от 13.06.2018г. по цене 18 817 792,23 рубля, т.е. со снижением цены на минимально возможное на аукционе значение 0,5% от начальной (максимальной) цены контракта.

Таким образом, в результате расторжения контракта от 23.04.2018г. по соглашению сторон и проведения повторного аукциона в отношении работ, являвшихся его предметом, подрядная организация ООО «ДРСУ» получила преимущества в предпринимательской деятельности, выразившиеся не только в избежании негативных последствий фактического отказа от исполнения контракта на определенных в ходе проведения аукциона условиях, но и в предоставлении возможности заключить и исполнить контракт по значительно более высокой цене, чем предложенная этим же хозяйствующим субъектом в ходе проведения конкурентных торгов с тем же предметом закупки.

При этом, вышеуказанные действия заказчика и победителя торгов ООО «ДРСУ» при проведении первого аукциона № 0144300004118000017, в ходе которых несмотря на демпинговое снижение цены контракта (50% от начальной цены) подрядчик получил возможность расторгнуть контракт без применения к нему предусмотренных законом мер ответственности, способствовало (могло способствовать) утрате интереса иных претендентов к конкурентной борьбе ввиду вывода о предопределенности результата торгов, что подтверждается отсутствием поданных на повторных торгах ценовых предложений иных участников.

Приведенные выше факты и обстоятельства, установленные материалами дела №02/08-84-2018, указывают на наличие согласованности в действиях муниципального заказчика Комитета ЖКХ г.Курска и хозяйствующего субъекта ООО «ДРСУ», направленной на создание ООО «ДРСУ» как отдельному участнику закупки необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности, связанной с получением возможности заключить и исполнить контракт на выполнение работ по ремонту автодороги на более выгодных условиях, чем условия, определенные по результатам проведения аукциона №0144300004118000017, и избежать при этом указанных выше негативных последствий (включение в Реестр недобросовестных поставщиков, применение штрафных санкций в соответствии с законодательством о контрактной системе), а также исключить возможность участника, занявшего второе место по итогам торгов, заключить контракт. Данная согласованность подтверждается фактом расторжения муниципального контракта от 23.04.2018г. без наличия объективно препятствовавших его исполнению обстоятельств, совершением данных действий в кратчайшие сроки (в течение трех дней с даты заключения контракта), наличием обоюдного волеизъявления сторон контракта (что подтверждается указанным в дополнительном соглашении от 26.04.2018г. основанием для его расторжения «по взаимному согласию сторон», а также отсутствием претензионной переписки между сторонами), что в совокупности указывает на отсутствие намерения реального исполнения обязательств по контракту и заранее достигнутую договоренность относительно поведения сторон контракта в сложившейся ситуации.

При этом, данные действия Комитета ЖКХ г.Курска и ООО «ДРСУ» могли способствовать ограничению конкуренции на повторных торгах ввиду утраты интереса других претендентов к участию в повторном аукционе, поскольку такое поведение муниципального заказчика и победителя торгов характеризует наличие между ними определенных связей и договоренностей, в отсутствие которых сторонняя организация не получила бы возможность в кратчайшие сроки и без экономического ущерба расторгнуть невыгодный для себя муниципальный контракт. Данный вывод подтверждается в том числе отсутствием реальных претендентов на заключение контракта при проведении повторных торгов, т.к. ценовые предложения на аукционе не подал ни один участник кроме ООО «ДРСУ», заинтересованного в выполнении соответствующих работ по возможно большей цене.

В результате согласованных действий ООО «ДРСУ» и Комитета ЖКХ г.Курска по расторжению заключенного по итогам аукциона муниципального контракта на ремонт автодороги по Красной площади в г.Курске и последующего объявления заказчиком повторного аукциона на выполнение этих работ на тех же условиях, ООО «ДРСУ» получило возможность заключить новый контракт по цене, в два раза превышающей цену, определенную на аукционе №0144300004118000017, что является предоставлением данному хозяйствующему субъекту преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности, включая участие в торгах на особых условиях, недоступных иным участникам проводимых Комитетом ЖКХ г.Курска закупок.

Так, объяснениями председателя Комитета ЖКХ г.Курска Ц., представленными в ходе рассмотрения дела (протокол опроса от 27.09.2018г.), подтверждается, что ранее Комитет ЖКХ г.Курска расторгал контракты, заключенные по результатам торгов, по соглашению сторон только в исключительных случаях, в том числе при изменении условий выполнения работ (выявление существенного объема дополнительных работ в процессе их производства).

Доводы Комитета ЖКХ г.Курска о расторжении контракта, заключенного с ООО «ДРСУ» по результатам торгов, в целях сокращения сроков проведения повторной закупки и скорейшего выполнения предусмотренных контрактом работ, не могут быть признаны законным обоснованием для расторжения контракта с ООО «ДРСУ» по указанному в его обращении мотиву. Так, указанное подрядчиком в письме от 24.04.2018г. обоснование для расторжения контракта фактически является указанием на невозможность исполнить им принятые на себя по контракту обязательства и намерение избежать при этом предусмотренных контрактом штрафных санкций за нарушение сроков выполнения работ, т.е. направлено на избежание ответственности за невыполнение условий контракта, с которыми ООО «ДРСУ» выразило согласие путем подачи соответствующей заявки на участие в аукционе.

При этом, материалами дела на основании пояснений директора ООО «ДРСУ» С. (протокол опроса от 03.10.2018г.) установлено, что по состоянию на дату заключения контракта 23.04.2018г. по результатам аукциона ООО «ДРСУ» не имело намерения его исполнить на установленных аукционной документацией условиях, поскольку предназначенная для выполнения работ строительная техника была задействована на другом объекте (строительство автодороги в Хомутовском районе Курской области) и контракт был заключен подрядчиком в целях избежания включения в Реестр недобросовестных поставщиков, что является неизбежным последствием отказа либо уклонения победителя торгов от заключения контракта согласно ч.ч.13, 14 ст.70 ФЗ «О контрактной системе...» (в редакции, действовавшей в период проведения закупки).

Возможность расторжения заключенного по результатам торгов муниципального контракта и неприменение к подрядной организации, фактически отказавшейся от исполнения условий контракта по субъективным причинам (необходимость одновременного выполнения работ по нескольким договорам), могли гарантированно быть достигнуты только при наличии заведомого согласия заказчика с такими действиями, что в рассматриваемом случае подтверждается сроками принятия решения о расторжении контракта и непринятием Комитета ЖКХ г.Курска мер, направленных на понуждение ООО «ДРСУ» исполнить принятые на себя обязательства.

Кроме того, материалами дела установлено, что по состоянию на дату заключения контракта по результатам повторных торгов 13.06.2018г. подрядчиком ООО «ДРСУ», признанным победителем (единственным участником) данного аукциона, в нарушение требований ч.3 ст.70 ФЗ «О контрактной системе...» не было предоставлено предусмотренное документацией об аукционе обеспечение исполнения контракта. Банковская гарантия, представленная ООО «ДРСУ» в качестве обеспечения исполнения своих обязательств по данному контракту, выдана 18.06.2018г., исходя из чего не могла быть представлена заказчику на дату подписания им муниципального контракта 13.06.2018г. Согласно пояснений председателя Комитета ЖКХ г.Курска от 17.09.2018г., данная банковская гарантия была представлена подрядчиком уже после заключения контракта не через оператора электронной площадки, на которой проводились торги, а доставлена нарочным.

В соответствии с ч.7 ст.70 ФЗ «О контрактной системе...» (в редакции на дату заключения контракта), ч.7 ст.83.2 данного закона (в действующей редакции) контракт по результатам электронного аукциона заключается заказчиком в течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью победителя торгов, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки обеспечения исполнения контракта.

Статьей 96 ФЗ «О контрактной системе...» установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 данного Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет (ч.3 ст.96). Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта (ч.4 ст.96).

Таким образом, материалами дела установлено, что по состоянию на дату заключения контракта от 13.06.2018г. у заказчика отсутствовали правовые основания для его подписания, несмотря на что указанный контракт был заключен Комитетом ЖКХ г.Курска, чем созданы преимущества для участника закупки ООО «ДРСУ», выразившиеся в применении к нему «особо благоприятствующего» режима, обусловленного отсутствием необходимости исполнения установленного законом требования о предоставлении обеспечения исполнения контракта до даты его заключения.

Статьей 16 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения и согласованные действия между органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции таких органов организациями, или между такими органами и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, под которыми в том числе понимается рост или снижение цены товара (работ, услуг), не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара.

Комитет ЖКХ г.Курска в соответствии со ст. 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ является исполнительным органом местного самоуправления. ООО «ДРСУ» как коммерческая организация в силу положений п.5 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции» является хозяйствующим субъектом. Таким образом, к действиям Ответчиков применимы требования и запреты, установленные статьей 16 ФЗ «О защите конкуренции».

При таких обстоятельствах, осуществление заказчиком Комитетом ЖКХ г.Курска и хозяйствующим субъектом ООО «ДРСУ» рассматриваемых последовательных согласованных действий по заключению муниципального контракта от 23.04.2018г. на ремонт автодороги по Красной площади в г.Курске без намерения исполнить его надлежащим образом, расторжению в короткий срок по соглашению сторон заключенного по результатам аукциона муниципального контракта от 23.04.2018г. в отсутствие правовых и фактических обстоятельств для этого и последующему заключению контракта от 13.06.2018г. в отношении того же предмета закупки на более выгодных для подрядчика условиях квалифицируются как реализация сторонами антиконкурентного соглашения, противоречащего статье 16 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ.

В результате данного соглашения муниципальному бюджету города Курска был причинен ущерб, соответствующий разнице между ценой контракта от 23.04.2018г., заключенного между Комитетом ЖКХ г.Курска и ООО «ДРСУ» по результатам конкурентных торгов и расторгнутого без наличия объективного обоснования, и ценой контракта от 13.06.2018г., заключенного между этими сторонами при проведении повторной закупки. Данная сумма, равная 9 361 615 рублей, составляет размер экономии бюджетных средств, который мог быть достигнут в случае, если бы заказчиком и подрядной организацией не были совершены вышеуказанные согласованные действия по безосновательному расторжению контракта от 23.04.2018г. и исполнение условий контракта осуществлялось бы в соответствии с требованиями закона.

В то же время, учитывая, что по состоянию на дату рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства муниципальный контракт от 13.06.2018г. на выполнение работ по ремонту автодороги по Красной площади в г.Курске исполнен сторонами в полном объеме и возврат сторон по сделке в первоначальное положение невозможен, комиссия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

На основании изложенного, оценив в совокупности фактические обстоятельства, материалы и доказательства, представленные в дело, руководствуясь ст. 16, ч. 1 ст. 23, ст. 41, ст.49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать Комитет ЖКХ г.Курска и ООО «ДРСУ» нарушившими статью 16 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ путем реализации соглашения о расторжении муниципального контракта на ремонт автодороги по Красной площади в г.Курске, заключенного по результатам аукциона в соответствии с требованиями ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок...» №44-ФЗ, в отсутствие правовых оснований для его расторжения, и заключения нового контракта на более выгодных для подрядчика условиях по результатам повторной закупки, что могло привести к ограничению конкуренции на торгах и созданию необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности указанной подрядной организации.

2. В связи с фактическим исполнением сторонами по состоянию на дату рассмотрения дела муниципального контракта от 13.06.2018г. на ремонт автодороги по Красной площади в г.Курске предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

3. Передать материалы дела в ответственное структурное подразделение Курского УФАС России для решения вопроса о возбуждении производства по делам об административном правонарушении по ст.14.32 КоАП РФ и направления административных дел в отношении должностных лиц заказчика и подрядчика по подведомственности в арбитражный суд.

 

Председатель Комиссии              подпись

Члены Комиссии                          подписи

Связанные организации

Связанные организации не указаны