Предупреждение б/н Предупреждение 03-05/38-2018 от 11 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 03-05/38-2018

         О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ   

                                       АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

                                                          

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области (Курским УФАС России) установлено наличие в действиях <…> признаков нарушения ст. 14.3 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»), выразившегося в распространении  в г. Курске информации о предоставлении займов на условиях, лучших, чем у конкурентов - недобросовестная конкуренция в форме некорректного сравнения.

 

В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 19.07.2007 №196-ФЗ
«О ломбардах» (ФЗ «О ломбардах») ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Согласно ч. 1.1. ст. 2 указанного закона ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2013 №353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)".

<…> осуществляет свою предпринимательскую деятельность в г. Курске в помещениях  по адресам: <…>

При выезде сотрудников Курского УФАС России 30.08.2018 г. для фиксации распространения информации по адресу <…>, обнаружено следующее.

 

На первом этаже многоэтажного жилого дома, расположенного по адресу <...> , со стороны проезжей части расположен офис ломбарда, справа от входа в который на стене расположен баннер с текстом: «90% САМАЯ ВЫСОКАЯ ОЦЕНКА В ГОРОДЕ!»

 

04.09.2018 г. специалистами Курского УФАС России проведен осмотр и копирование сайта <…> в информационно - телекоммуникационной сети Интернет по адресу: <…>

Актом осмотра установлено, что на сайте <…>размещен заголовок<…>, указан контактный телефон<…>, указаны адреса <…> в г. Курске, информация об услугах по предоставлению займов. Во вкладке «Залог техники» размещен текст: «самая высокая оценка в городе», «У нас самая высокая оценка стоимости залога в городе»; во вкладке «Залог золота» размещен текст: «самая высокая оценка в городе».

 

Согласно представленной АО «Регистратор Р01» информации, администратором доменного имени  <…> Согласно выписки из ЕГРЮЛ генеральным директором и учредителем <…> является <…> Согласно представленной ПАО «Мегафон» информации абонентский номер <…> предоставлен <…>.

 

Согласно ст. 2, 5 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (ФЗ «Об информации») информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц; информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому, если федеральным законом не установлено ограничение доступа.

Согласно п.6 ст.3 ФЗ «Об информации» одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является достоверность информации.

Согласно п.1 ч.4 ст.6 ФЗ «Об информации» обладатель информации при осуществлении своих прав обязан соблюдать права и законные интересы иных лиц.

 

Сведения об услугах, оказываемых <…>, размещенные на  стене помещения <…> по адресу  <…> и на сайте <…>в сети Интернет  в соответствии со ст. 2, 5 ФЗ «Об информации» являются общедоступной, свободно распространяемой информацией.

 

Таким образом, на основании акта выезда и фиксации распространения информации от 30.08.2018 г. и акта осмотра и копирования материалов Интернет-сайта <….>от 04.09.2018 г. Курским УФАС России установлено, что на помещении <…> по адресу<…> , и на сайте <…> в сети «Интернет» распространяется общедоступная информация, адресованная неопределенному кругу лиц, о предоставлении услуг на условиях, лучших, чем у конкурентов: «Самая высокая оценка в городе», «У нас самая высокая оценка стоимости залога в городе».

 

Указанная информация содержит некорректное сравнение с услугами конкурентов.

 

Данный вывод основан на следующих положениях законодательства.

 

Статьей 14.3 ФЗ «О защите конкуренции» запрещается недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара (услуги) с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром (услугой), в том числе:

- сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром (услугой) путем использования слов "лучший", "первый", "номер один", "самый",  иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара (услуги) и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными;

- сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром (услугой), в котором отсутствует указание конкретных сравниваемых характеристик или параметров либо результаты сравнения не могут быть объективно проверены;

- сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром (услугой), основанное исключительно на незначительных или несопоставимых фактах и содержащее негативную оценку деятельности хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товара (услуги).

 

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно ч.1 ст.10 Гражданского Кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Согласно ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

 

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции»:

- конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

- товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

- недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации;

- хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель.

<…> является коммерческой организацией – хозяйственным обществом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по предоставлению займов под залог движимого имущества (код ОКВЭД 64.92.6 «Деятельность по предоставлению ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества»). Таким образом, согласно ст.4 ФЗ «О защите конкуренции» <…> является хозяйствующим субъектом.

На территории Курской области по данным Единого государственного реестра юридических лиц, Банка России, кроме <…> зарегистрированы и осуществляют деятельность 31 ломбард, в том числе 24 в г. Курске. Указанные ломбарды являются конкурентами <…> и состязаются между собой и с <…> за привлечение потребителей услуг ломбардов - заемщиков с целью получения прибыли (процентов по займу) на рынке услуг ломбардов  г. Курска.

 

Распространяемая <…> информация: «Самая высокая оценка в городе», «У нас самая высокая оценка стоимости залога в городе» содержит некорректное сравнение с услугами конкурентов, формирует у потребителей (потенциальных потребителей) – заемщиков ложное убеждение, что их предмет залога получит самую высокую оценку, что данная организация оказывает услуги на условиях, лучших, чем у конкурентов, путем использования слова "самый", создающего впечатление о превосходстве услуги и хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, при том что утверждения, содержащие указанные слова, являются неточными, в сравнении с хозяйствующими субъектами-конкурентами и их услугами отсутствует указание конкретных сравниваемых характеристик или параметров, результаты сравнения не могут быть объективно проверены.

 

Некорректное сравнение имеет своей целью привлечение внимания к своим услугам и привлечение большего числа заемщиков, тогда как добросовестные ломбарды – конкуренты такой информацией заемщиков привлечь не могут, направлено на получение преимуществ при осуществлении деятельности <…> перед конкурентами-ломбардами, не распространяющими такой информации, т.е. действующими добросовестно, поскольку такие действия направлены на повышение спроса потребителей на свои услуги и, соответственно, могут привести к оттоку потребителей от добросовестных конкурентов.

 

Следовательно, такие действия могут причинить убытки указанным добросовестным конкурентам-ломбардам.

Согласно ч.2 ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

При этом, в силу прямого указания нормы п.9 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции», для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией достаточно одной лишь возможности наступления перечисленных в законе последствий и доказательств реального ущерба не требуется.

 

Таким образом, распространение информации, содержащей некорректное сравнение, <…> может причинить убытки добросовестным конкурентам в виде неполученных доходов (упущенной выгоды).

Кроме того, вышеуказанные действия противоречат требованиям добропорядочности и справедливости.

Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что действия <…> по распространению информации: «Самая высокая оценка в городе», «У нас самая высокая оценка стоимости залога в городе» содержат некорректное сравнение с услугами конкурентов, формируют у потребителей ложное убеждение, что данная организация оказывает услуги на условиях, лучших, чем у конкурентов, путем использования слова "самый", создающего впечатление о превосходстве без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, при том что утверждения, содержащие указанные слова, являются неточными, в сравнении с конкурентами и их услугами отсутствует указание конкретных сравниваемых характеристик, параметров, результаты сравнения не могут быть объективно проверены; такие действия направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности <…>, противоречат п. 6 ст. 3, п. 1 ч. 4 ст. 6 ФЗ «Об информации», требованиям справедливости и добропорядочности и могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам (ломбардам) в виде неполученных доходов (упущенной выгоды).

 

Таким образом, антимонопольным органом установлены в действиях <…> все квалифицирующие признаки недобросовестной конкуренции в форме некорректного сравнения, предусмотренные п.9 ст.4, ст. 14.3 «О защите конкуренции».

 

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения ст. 14.3 ФЗ «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), нарушающих антимонопольное законодательство.

 

В этой связи Курское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

 

<…> <…>  о необходимости прекращения нарушения ст. 14.3 Федерального закона от 26.07.06 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (недобросовестной конкуренции в форме некорректного сравнения) путем прекращения распространения на баннерах на офисах, в помещениях <…>, на сайте <…> в сети «Интернет», а также любым иным способом информации о предоставлений займов на условиях, лучших, чем у конкурентов, в частности: «Самая высокая оценка в городе», «У нас самая высокая оценка стоимости залога в городе».

 

            Срок выполнения настоящего предупреждения – 10 дней со дня получения  <…> настоящего предупреждения.

В соответствии с ч. 6 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» копии документов, подтверждающих выполнение предупреждения, в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, должны быть представлены в Курское УФАС России.

Отсутствие в Курском УФАС России документов, подтверждающих исполнение предупреждения в установленный срок, будет считаться неисполнением  предупреждения.

 

Согласно ч. 7 и ч. 8 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны