Предупреждение №03-05/54-2017 Предупреждение от 24 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Директору

«…»

______________________________________

«…»

 

 

 

(с уведомлением о вручении)

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 03-05/54-2017

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области (Курским УФАС России) установлено наличие в действиях «…» признаков нарушения ст. 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») - недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение.

 

30.05.2017 г. Курское УФАС России провело осмотр и копирование сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет «…» по адресу: «…».

 

На главной странице сайта «…» размещен заголовок «…», «Защита Ваших прав законным способом», указан контактный телефон «…».

 

Ниже размещен слайд с заголовком: «БЕСПЛАТНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ», «Наша компания предлагает бесплатные юридические консультации для клиентов, нуждающихся в поддержке юриста».

 

29.09.2017 г. Комиссией Курского УФАС России установлен факт распространения на подъездах многоквартирного дома по адресу «…» листовок с текстом: «…» «Юридические консультации БЕСПЛАТНО»; указаны контактные телефоны: «…»; адрес: «…»

 

Сайт в сети Интернет «…» разработан и зарегистрирован для «…» по договору возмездного оказания услуг «…», что подтверждается письменными пояснениями и договором, представленными «…».

 

Согласно ст. 2, 5 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (ФЗ «Об информации») информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц; информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому, если федеральным законом не установлено ограничение доступа.

Согласно п.6 ст.3 ФЗ «Об информации» одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является достоверность информации.

Согласно п.1 ч.4 ст.6 ФЗ «Об информации» обладатель информации при осуществлении своих прав обязан соблюдать права и законные интересы иных лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно ч.1 ст.10 Гражданского Кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции»:

- конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

- товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

- недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации;

- хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель.

В силу ч. 1 ст. 5 ГК РФ обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Справедливость - распространение на экономические отношения принципов морали, чести, права, закона, соблюдения общечеловеческих ценностей (Современный экономический словарь).

Добропорядочный - приличный, достойный одобрения, порядочный - честный, соответствующий принятым правилам поведения (Толковый словарь Ожегова).

Добросовестность, разумность и справедливость - общий принцип, помогающий установить пределы осуществления субъектами принадлежащих им гражданских прав, а также восполнить пробелы в законодательстве. Введен в гражданское законодательство РФ в 1995 г. с принятием ГК РФ. Содержание принципа конкретизируется в ходе применения норм гражданского права судебными органами. Позволяет определить содержание прав и обязанностей сторон обязательства в отсутствие прямой регламентации отношений законом, соглашением сторон, обычаями делового оборота при невозможности использовать закон и право по аналогии (Большой юридический словарь).

 

«…» является хозяйствующим обществом и осуществляет предпринимательскую деятельность по предоставлению услуг в области права (код ОКВЭД 69.10 «Деятельность в области права»). Таким образом, согласно ст.4 ФЗ «О защите конкуренции» «…» является хозяйствующим субъектом.

На территории Курской области осуществляет предпринимательскую деятельность в области права большое количество хозяйствующих субъектов (организаций и индивидуальных предпринимателей), например: «…»,«…»,«…» и др. Указанные хозяйствующие субъекты являются конкурентами «…» и состязаются между собой и с «…» за привлечение потребителей услуг в области права с целью получения прибыли на рынке юридических услуг (код ОКВЭД 69.10 «Деятельность в области права») г. Курска.

В силу ст. 14.2 ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении:

  1. качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;
  2. количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;
  3. места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;
  4. условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.

 

Согласно ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

 

Размещенная на сайте «…», листовках информация о предоставлении бесплатных юридических консультаций способна ввести потребителей (потенциальных потребителей) юридических услуг в заблуждение относительно условий оказания и цены юридических услуг. Данный вывод основан на следующих обстоятельствах.

 

«…» является юридическим лицом, коммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность в соответствии с Федеральным законом от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Согласно ч.1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированным в этом качестве в установленном законом порядке.

Следовательно, предпринимательская деятельность «…» по оказанию юридических услуг направлена на систематическое извлечение прибыли и в силу этого не может осуществляться бесплатно.

Однако на сайте «…», на листовках распространяется информация о бесплатных юридических консультациях.

 

Юридическая консультация – совет специалиста в области юриспруденции, получение информации и справки юридического характера (Словарь финансовых и юридических терминов).

Согласно ч.1 ст. 20 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» Юридическая консультация – форма адвокатского образования.

Юридическая консультация – коллектив адвокатов, создаваемый президиумами коллегий адвокатов в городах и других населенных пунктах для организации их работы по оказанию юридической помощи (Большой юридический словарь).

 

Следовательно, в понимании потребителей/потенциальных потребителей юридических услуг термин «юридическая консультация» прочно ассоциируется с квалифицированной помощью (услугой) юриста/адвоката по решению возникшей юридической проблемы лица.

  • этом в сознании потребителей понятия «юридическая консультация» и «юридическая услуга» являются по сути тождественными.

 

Таким образом, информация, распространяемая содержит недвусмысленное указание на бесплатные юридические консультации - услуги и формирует у потребителя (потенциального потребителя) ложное убеждение, что ему будут предоставлены бесплатно все/любые юридические услуги. При этом размещенная на сайте информация не содержит никаких уточнений, ссылок, исключений и т.п., указывающих на то, какие именно конкретно услуги оказываются бесплатно и при каких условиях.

 

Размещенная на сайте «…» и листовках информация формирует у потребителя (потенциального потребителя) ложное убеждение, что юридические услуги оказываются бесплатно, является недостоверной и вводит неограниченный круг потребителей (потенциальных потребителей) таких услуг в заблуждение относительно цен на юридические услуги.

 

Данные действия по распространению на сайте «…» и листовках недостоверной информации о бесплатных юридических консультациях направлены на получение преимуществ при осуществлении деятельности по оказанию юридических услуг перед конкурентами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями), которые при распространении информации о своей деятельности действуют добросовестно, т.е. добросовестно сообщают расценки на услуги и не утверждают, что оказывают услуги бесплатно. Такие действия направлены на повышение спроса потребителей на свои услуги и, соответственно, могут привести к оттоку потребителей от добросовестных конкурентов.

Следовательно, вышеуказанные действия «…» по распространению на сайте «…» и листовках недостоверной информации о бесплатных юридических консультациях вводят неограниченный круг потребителей (потенциальных потребителей) таких услуг в заблуждение относительно цены юридической услуги, направлены на повышение спроса потребителей на свои услуги, могут привести к оттоку потребителей от добросовестных конкурентов, могут причинить убытки указанным добросовестным конкурентам.

 

Согласно ч.2 ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

При этом, в силу прямого указания нормы п.9 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции», для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией достаточно одной лишь возможности наступления перечисленных в законе последствий и доказательств реального ущерба не требуется.

 

Таким образом, введение потребителей в заблуждение путем распространения на сайте «…» и листовках вышеуказанной недостоверной информации может причинить убытки добросовестным конкурентам в виде неполученных доходов (упущенной выгоды).

 

Кроме того, вышеуказанные действия противоречат требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

 

Установленные антимонопольным органом обстоятельства свидетельствуют о том, что распространение «…» на Интернет-сайте «…» и листовках общедоступной информации, адресованной неопределенному кругу лиц, о бесплатных юридических консультациях вводит потребителей (потенциальных потребителей) в заблуждение, направлено на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности «…», противоречит ст.3 Федерального закона от 27.07.2006 №149 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», требованиям справедливости, добропорядочности и разумности могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим юридические услуги) в виде неполученных доходов (упущенной выгоды).

 

Таким образом, антимонопольным органом установлены в действиях «…» все квалифицирующие признаки недобросовестной конкуренции в форме введения в заблуждение, предусмотренные п.5 ст.4, ст. 14.2 ФЗ «О защите конкуренции».

 

В силу ст.14.2 ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в т.ч. в отношении условий, на которых товар (услуга) предлагается к продаже, в частности цены товара (услуги).

 

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения ст. 14.2 ФЗ «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В этой связи Курское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

 

«…» о необходимости прекращения нарушения ст. 14.2 Федерального закона от 26.07.06 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (недобросовестной конкуренции в форме введения в заблуждение) путем прекращения распространения в информационно – телекоммуникационной сети Интернет на сайте «…», листовках, а также любым иным способом информации: «Бесплатные юридические консультации».

 

Срок выполнения настоящего предупреждения – 10 дней со дня получения «…» настоящего предупреждения.

В соответствии с ч. 6 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» копии документов, подтверждающих выполнение предупреждения, в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, должны быть представлены в Курское УФАС России.

Отсутствие в Курском УФАС России документов, подтверждающих исполнение предупреждения в установленный срок, будет считаться неисполнением предупреждения.

Согласно ч. 7 и ч. 8 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

 

 

 

Руководитель Курского УФАС России Государственный советник РФ 2 класса «…»

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны