Решение б/н Решение от 6 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

 

 

 

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

 

Резолютивная часть решения оглашена «23» октября 2018 года                      г. Курск

В полном объеме решение изготовлено «06» ноября 2018года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> — заместитель руководителя Управления,

Члены Комиссии:

<…> — начальник отдела естественных монополий,

   <…> — главный специалист-эксперт отдела естественных монополий, рассмотрев дело №04-05/01-2018 по признакам нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны общества с ограниченной ответственностью «Региональная Энергосбытовая Компания» (<…>) (далее — ООО «РЭК») путем злоупотребления доминирующим положением, выразившегося в нарушении порядка ценообразования, а именно в применении при расчетах по государственному контракту энергоснабжения № Э0013/17/04 от 01.01.2017 г. с ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда», расположенного в здании по адресу: <…>, нерегулируемой цены в отношении поставляемой электрической энергии, результатом которого явилось ущемление интересов ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда» и иных лиц, в том числе граждан, получающих социальные услуги по договорам о предоставлении социальных услуг в ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда», в присутствии директора ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда» <…>, представителя (по доверенности) ООО «РЭК» <…>, представителя (по доверенности) комитета социального обеспечения Курской области <…>, представителя (по доверенности) комитета по тарифам и ценам Курской области <…>.

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Курское УФАС России поступило заявление ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда» с жалобой на неправомерные, по мнению Заявителя, действия ООО «Региональная Энергосбытовая Компания», выразившиеся в нарушении порядка ценообразования при расчете стоимости услуг электроснабжения по государственному контракту № Э0013/17/04 от 01.01.2017 г.

При рассмотрении указанного заявления и дополнительно представленных документов установлено, что ООО «РЭК» в нарушение п. 10 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции»    при    расчетах    по    государственному    контракту   энергоснабжения № Э0013/17/04 от 01.01.2017 г. с ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда», расположенного в здании по адресу: <…>, нерегулируемой цены в отношении поставляемой электрической энергии, результатом которого явилось ущемление интересов ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда» и иных лиц, в том числе граждан, получающих социальные услуги по договорам о предоставлении социальных услуг в ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда».

ООО «РЭК» занимает доминирующее положение в сфере торговли электроэнергией на территории зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика в Курской области в географических границах, определенных постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 05.10.2006 г. №69, с долей 100%.

В этой связи ООО «Региональная энергосбытовая компания» при осуществлении деятельности по купле-продаже (поставке) электрической энергии обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии Курского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признала их достаточными для возбуждения дела № 04-05/01-2018 по признакам нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны общества с ограниченной ответственностью «Региональная Энергосбытовая Компания» (<…>) (далее — ООО «РЭК») путем злоупотребления доминирующим положением, выразившегося в нарушении порядка ценообразования, а именно в применении при расчетах по государственному контракту энергоснабжения № Э0013/17/04 от 01.01.2017 г. с ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда», расположенного в здании по адресу: <…>, нерегулируемой цены в отношении поставляемой электрической энергии, результатом которого явилось ущемление интересов ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда» и иных лиц, в том числе граждан, получающих социальные услуги по договорам о предоставлении социальных услуг в ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда».

На заседании 23.10.2018 г. Комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства представитель ООО «РЭК» представил возражения на заключение об обстоятельствах дела № 04-05/01-2018.

По его мнению, так раздельного учета электрической энергии в здании ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда» не установлено, расчет оплаты за потребленную электрическую энергию должен производиться по нерегулируемой цене.

Директор ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда» поддержала свои требования, изложенные в заявлении в полном объеме, считает, что весь объем электрической энергии, поставляемый в здание ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда» должен рассчитываться по регулируемой цене.

Представитель комитета социального обеспечения Курской области считает не возможным разделять помещения, расположенные в здании ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда» на административные и жилые, так как здание дома-интерната ветеранов труда является жилым и все помещения, входящие в его состав необходимы для обслуживания проживающих в нем граждан, поддержал позицию ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда» относительно применения при оплате за электрическую энергию, поставляемую в ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда» регулируемого тарифа.

Комитет по тарифам и ценам Курской области считает, что, так как раздельного учета электрической энергии не организовано, то весь объем электрической энергии поставляется по нерегулируемой цене.

Рассмотрение дела откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных сведений определениями  от 28.08.2018 г., от 20.09.2018 г., от 04.10.2018 г., а также определениями от 24.07.2018 г., от 15.10.2018 г. в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Как подтверждается материалами дела №04-05/01-2018 о нарушении антимонопольного законодательства, между ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда» и ООО «РЭК» заключен государственный контракт энергоснабжения № Э0013/17/04.

Согласно п. 1.1 указанного контракта гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии до энергопринимающих устройств заказчика, и иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии заказчику, а заказчик обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги на условиях, установленных настоящим контрактом.

Объектом поставки электрической энергии по государственному контракту энергоснабжения № Э0013/17/04 является здание дома-интерната труда, расположенное по адресу: <…>.

Указанное здание в соответствии со свидетельством о государственной регистрации  права от 27.04.2016 г. № 46-46-07/005/2009-428 находится в оперативном управлении у ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда».

ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда», не согласившись с тарифами при расчете за электроэнергию, применяемыми ООО «РЭК», направило в адрес ООО «РЭК» письма (исх. №368 от 21.09.2016 г. и №425 от 24.10.2016 г.), в которых просило произвести перерасчет платы за электрическую энергию, применив при расчете тариф, установленный для категорий потребителей, которые приравнены к населению.

В этой связи ООО «РЭК» обратилось в Комитет по тарифам и ценам Курской области с просьбой дать разъяснение.

            Комитетом по тарифам и ценам Курской области ООО «РЭК» был дан ответ (исх. №07.1-03-09/3362 от 08.11.2016г), в котором он разъяснил, что электрическая энергия (мощность) может поставляться по регулируемым ценам (тарифам) только в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности, то есть должен быть налажен раздельный учет электрической энергии. В случае если в жилом здании ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда» расположены административные помещения, которые не используются для проживания граждан и должным образом не обеспечен раздельный учет электрической энергии, то вся электрическая энергия должна поставляться по свободным (нерегулируемым) ценам.

           Руководствуясь разъяснением Комитета по тарифам и ценам Курской области, ООО «РЭК» производило расчет за потребленную электрическую энергию по свободным (нерегулируемым ценам).

Курское УФАС России обратилось в прокуратуру Курской области, как орган, осуществляющий надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, с просьбой высказать правовую позицию о правомерности дачи разъяснения от 07.11.2016 г. (исх. №07.1-03-09/3362) Комитетом по тарифа и ценам Курской области.

Прокуратура Курской области при оценке правомерности дачи Комитетом по тарифам и ценам Курской области разъяснения пришла к выводу, что полномочиями по официальному толкованию положений действующего законодательства об электроэнергетике Комитет не наделен, поэтому позиция, изложенная в письме от 07.11.2016 г. исх. №07.1-03-09/3362, не носит обязательного характера. Кроме того, при даче ответа о необходимости расчета для ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда» платы за электроэнергию по нерегулируемым ценам Комитетом не было учтено, что помещение, расположенное по адресу: <…>, в котором осуществляет деятельность указанное учреждение, является жилым. Данное жилое помещение используется для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, их бытового и медицинского обслуживания.

В связи с изложенным, Прокуратура Курской области пришла к выводу, что цена электроэнергии, поставляемой в указанные помещения, используемые для проживания и обслуживания граждан, а также в месте общего пользования, в силу пункта 67 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178, должна определяться по тарифам, установленным для категории потребителей «население».

Согласно пункта 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), жилое помещение предназначено для проживания граждан.

Подпунктом 2 пункта 3 статьи 19 ЖК РФ установлено, что в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется, в том числе на специализированный жилищный фонд — совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда определены в статье 92 ЖК РФ.

Согласно пункту 1 указанной статьи к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее — специализированные жилые помещения) относятся:

1) служебные жилые помещения;

2) жилые помещения в общежитиях;

3) жилые помещения маневренного фонда;

4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения;

5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;

6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;

7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан;

8) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Согласно статье 96 ЖК РФ жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначаются для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг.

В соответствии с письменными пояснениями ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда» (вх. № 5184 от 01.12.2017 г.), решение об отнесении здания дома-интерната труда, расположенного по адресу: <…>, к специализированному жилищному фонду в установленном порядке органом управления государственным или муниципальным жилищным фондом не принималось.

Согласно п. 8 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утв. постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 42 (далее — Правила № 42), к домам системы социального обслуживания относятся специально построенные или переоборудованные здания, оснащенные необходимым для обеспечения жизнедеятельности и безопасности проживания граждан оборудованием.

В домах системы социального обслуживания оборудуются жилые помещения для проведения мероприятий медицинского, психологического и социального характера, посильной трудовой деятельности, а также другие жилые помещения, которые могут быть использованы для обеспечения жизнедеятельности.

С учетом изложенного, отсутствие решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, о включении здания дома-интерната труда, расположенного по адресу: <…>, в специализированный жилищный фонд в порядке, установленном п. 2 ст. 92 ЖК РФ и Правилами № 42, не изменяет в данном случае ни статуса указанного жилого здания, ни цели его использования.

Указанная позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.10.2016 г. по делу № А78-6680/2015).

Также согласно разъяснений, приведенных в п. 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным, решается в силу статьи 5 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.

В соответствии с пп. 1-2 Положения о доме-интернате для престарелых и инвалидов, утв. приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 27 декабря 1978 г. № 145, действовавшем в период создания Железногорский дома-интерната ветеранов труда, дом-интернат является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании.

В зависимости от контингента проживающих дома-интернаты подразделяются на дома-интернаты для престарелых и инвалидов, дома-интернаты для инвалидов в возрасте от 18 до 40 лет и «Пансионат ветеранов труда».

Как предусмотрено Уставом ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда», утвержденным приказом Комитета социального обеспечения Курской области от 20.04.2016 г. № 108 (далее — Устав), указанное учреждение создано в соответствии с решением от 24.10.1985 г. № 434 Курским областным Советом народных депутатов, исполкома  областного Совета народных депутатов по согласованию с Министерством социального обеспечения РСФСР.

В соответствии с абз. 3 ст. 1 Закона от 24.12.1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», утратившего силу в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др. вошли в жилищный фонд, как специализированные дома.

Таким образом, на момент создания ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда» указанное учреждение применялось для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании и с изданием Закона от 24.12.1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» вошло в жилищный фонд, как специализированное жилое здание.

В соответствии с ч. 5 ст. 15 ЖК РФ, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Как установлено п. 3.2 Санитарно-эпидемиологических требований к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.05.2016 г. № 69 (СП 2.1.2.3358-16), в организациях стационарного социального обслуживания предусматриваются основные группы помещений:

- для приема лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

- для проживания лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

- для лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, предусматриваются помещения для организации питания, медицинского, административно-бытового обслуживания, культурно-массового и физкультурно-оздоровительных назначения, профессиональной подготовки и социальной адаптации;

- хозяйственные помещения;

- санитарно-бытовые помещения для обслуживающего персонала организации социального обслуживания.

Исходя из комплексного анализа вышеуказанных норм и правил, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся не только помещения, предназначенные непосредственно для проживания, но и иные помещения, предназначенные для обеспечения жизнедеятельности проживающих в них граждан.

Как подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.04.2016 г. № 46-46-07/005/2009-428, кадастровым паспортом, заключением ОГУП «КУРСКОБЛКОММУНПРОЕКТ» №2-35-2007, здание дома-интерната труда, расположенное по адресу: <…>, является жилым.

Правовое регулирование социального обслуживания граждан в РФ осуществляется на основании Федерального закона от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее — ФЗ «Об основах социального обслуживания»).

Согласно ст. 19 указанного Федерального закона, социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме или в стационарной форме.

Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1–7 статьи 20 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пп. 1–7 ст. 20 ФЗ «Об основах социального обслуживания» получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг:

1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

8) срочные социальные услуги.

Как установлено п. 2.1 Устава ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда», указанное учреждение создано для предоставления ветеранам труда, а также гражданам в возрасте старше 18 лет (в т.ч. инвалидам) социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания на условиях постоянного, временного и пятидневного (в неделю) круглосуточного проживания и обслуживания.

Постановлением Правительства от 24.11.2014 года №1236 утвержден примерный перечень социальных услуг по видам социальных услуг (далее - Перечень социальных услуг).

В соответствии с п. 1 Перечня социальных услуг социально-бытовые услуги включают в себя:

а) в полустационарной или стационарной формах социального обслуживания:

обеспечение площадью жилых помещений в соответствии с утвержденными нормативами;

обеспечение питанием в соответствии с утвержденными нормативами;

обеспечение мягким инвентарем (одеждой, обувью, нательным бельем и постельными принадлежностями) в соответствии с утвержденными нормативами;

обеспечение за счет средств получателя социальных услуг книгами, журналами, газетами, настольными играми;

б) в форме социального обслуживания на дому:

покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода, книг, газет, журналов;

помощь в приготовлении пищи;

оплата за счет средств получателя социальных услуг жилищно-коммунальных услуг и услуг связи;

сдача за счет средств получателя социальных услуг вещей в стирку, химчистку, ремонт, обратная их доставка;

покупка за счет средств получателя социальных услуг топлива, топка печей, обеспечение водой (в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения);

организация помощи в проведении ремонта жилых помещений;

обеспечение кратковременного присмотра за детьми;

уборка жилых помещений;

в) во всех формах социального обслуживания:

предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход;

отправка за счет средств получателя социальных услуг почтовой корреспонденции;

помощь в приеме пищи (кормление).

В силу п.1 ст. 17 Федерального закона «Об основах социального обслуживания» социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.

Между ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда» (исполнитель) и проживающим гражданином (заказчик) заключен договор о предоставлении социальных услуг (далее - Договор).

Во исполнение Договора ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда» предоставляет проживающему гражданину социальные услуги, а заказчик обязуется оплачивать данные услуги, за исключением случаев, когда действующим законодательством предусмотрено предоставление услуг бесплатно.

Пунктом 11 Договора установлен размер среднедушевого дохода заказчика на день заключения договора.

В соответствии с п. 2 Методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утв. постановлением Правительства от 01.12.2014 года №1285 (далее - Методические рекомендации), подушевые нормативы финансирования устанавливаются в расчете на одного получателя социальных услуг, включенных в перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, утвержденный законом субъекта Российской Федерации.

             Согласно п.  4 Методических рекомендаций подушевые нормативы определяются исходя из прямых и косвенных расходов на предоставление социальных услуг за период (не менее одного года), предшествующий расчетному, с применением индекса роста цен (тарифов) на соответствующие товары и услуги.

           В силу п. 5 Методических рекомендаций к прямым расходам на предоставление социальных услуг относятся зависящие от численности получателей социальных услуг расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги ее получателю, которые включают:

а) расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, предоставляющего социальную услугу;

б) общехозяйственные расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги ее получателю (расходы на оказание услуг связи, коммунальных и транспортных услуг, материальные затраты и др.);

в) прочие расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги.

Таким образом, получатель социальной услуги осуществляет, в том числе, и оплату коммунальной услуги.

В соответствии с п. 1.2 Устава ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда», указанное учреждение является некоммерческой государственной организацией социального обслуживания.

Согласно чч. 1–2 ст. 2, ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

В соответствии с п. 2.1 Устава основной целью деятельности ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда» является предоставление проживающим социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами предоставления социальных услуг и условиями договоров, заключенных с проживающими или их законными представителями, на основании требований действующего законодательства.

ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда» может оказывать дополнительные платные услуги в соответствии с Положением о предоставлении дополнительных платных услуг в ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда».

Однако п. 2.1 данного положения установлено, что целью оказания дополнительных платных услуг является: повышение эффективности работы, улучшение качества предоставляемых услуг, привлечение дополнительных финансовых средств для обеспечения, развития и совершенствования услуг, расширение материально-технической базы.

Таким образом, основной целью деятельности ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда» является уход с обеспечением проживания, предоставлением социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических  и прочих услуг, направленных на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту. Содержащиеся в ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда» граждане имеют регистрацию по месту пребывания.

Здание дома-интерната труда является жилым, все помещения, входящие в состав данного здания, предназначены для обеспечения жизнедеятельности проживающих в них граждан, и относятся к специализированному жилищному фонду. Весь объем израсходованной электрической энергии необходим для обеспечения граждан, проживающих в ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда», социальными услугами, которые в составе платы за предоставленные услуги социального характера оплачивают и коммунальную услугу.

Пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую энергию) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 №20-э/2, подлежащим применению к спорным правоотношениям по аналогии, предусмотрено, что к тарифной группе «население» относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).

В соответствии с п. 67 постановления Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности), приведен в Приложении № 1.

Согласно Приложения № 1 к указанной категории потребителей относятся исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования.

В этой связи, при расчете стоимости коммунальных услуг, поставленных в жилое здание дома-интерната ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда», энергоснабжающие организации (в т.ч. ООО «РЭК») должны были применять тариф для потребителей, приравненных к категории «население».

В соответствии с имеющейся у Курского УФАС России документированной информацией, весь объем электрической энергии для ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда» в здание дома-интерната, расположенного по адресу: <…>, поставляется ООО «РЭК» в нарушение вышеуказанных норм и правил по нерегулируемой цене. Стоимость электрической энергии формируется из стоимости объема покупки электрической энергии (мощности), стоимости услуг по передаче (транспортировке) электрической энергии, сбытовой надбавки гарантирующего поставщика, стоимости иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии заказчику.

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

В этой связи, Комиссия приходит к выводу о нарушении ООО «РЭК» п. 10 ч. 1. ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившегося в нарушении порядка ценообразования, а именно в применении при расчетах по государственному контракту энергоснабжения №Э0013/17/04 от 01.01.2017 г. с ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда», расположенным в здании по адресу: <…>, нерегулируемой цены в отношении поставляемой электрической энергии, результатом которого явилось ущемление интересов ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда» и иных лиц, в том числе граждан, получающих социальные услуги по договорам о предоставлении социальных услуг в ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда».

В соответствии со ст. 22 ФЗ «О защите конкуренции» основными функциями антимонопольных органов является выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушений, привлечение к ответственности за такие нарушения, а также предупреждение монополистической деятельности.

В этой связи Комиссия считает необходимым выдать обществу с ограниченной ответственностью «Региональная Энергосбытовая Компания» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ст. 41, ст. 49, ст. 50 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать общество с ограниченной ответственностью «Региональная Энергосбытовая Компания» <…> нарушившим п. 10 ч. 1. ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившегося в нарушении порядка ценообразования, а именно в применении при расчетах по государственному контракту энергоснабжения №Э0013/17/04 от 01.01.2017 г. с ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда», расположенного в здании по адресу: <…>, нерегулируемой цены в отношении поставляемой электрической энергии, результатом которого явилось ущемление интересов ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда» и иных лиц, в том числе граждан, получающих социальные услуги по договорам о предоставлении социальных услуг в ОБУССО «Железногорский дом-интернат ветеранов труда».

2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Региональная Энергосбытовая Компания» <…> предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3..Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии              <…>.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                  <…>

 

Члены Комиссии                                                                               <…>

                                                                                                             <…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны