Решение

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
20.06.2018
Управление:
Курское УФАС России
Сфера деятельности:
Тарифное регулирование - газ
Номер документа:
№ 04-05-02-2018
Номер дела:
№ 04-05-02-2018

 
 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

  • КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

                                                                                                                                            

Резолютивная часть решения объявлена 07 июня 2018 года                                   г.Курск

Решение в полном объеме изготовлено 20 июня 2018 года

 

            Комиссия Управления ФАС по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

            Председатель Комиссии:

            <…> - руководитель Управления,

            Зам.председателя Комиссии:

            <…> - зам.руководителя Управления,

            Член Комиссии:

            <…>  - начальник отдела естественных монополий,

рассмотрев дело № 04-05/02-2018 по признакам нарушения п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Курск» <…>, выразившегося в применении установленных пунктом 17 Правил поставки газа, утв. постановлением Правительства РФ от 05.02.1998г. №162, коэффициентов к объемам газа, отобранным МУП «Гортеплосеть г.Железногорска» с превышением определенных в уведомлении об ограничении № 04-4262 от 21 августа 2017 объемов, но в пределах договорных объемов, установленных договором №27-4-0161/16 от 17.11.2015г. и договором №Д-1-27-4-0161/16 от 17.11.2015г.   в присутствии представителей ООО «Газпром межрегионгаз Курск» (по доверенности) <…>, <..>, <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

            В Курское УФАС России поступило заявление МУП «Гортеплосеть г.Железногорск» с жалобой на неправомерные действия ООО «Газпром межрегионгаз Курск», выразившиеся в угрозе введения с 07.08.2017г. ограничения поставки газа на принадлежащие заявителю объекты, посредством которых осуществляется производство и поставка тепловой энергии населению г.Железногорска.

            ООО «Газпром межрегионгаз Курск» занимает доминирующее положение на рынке услуг по реализации природного газа в пределах административных границ Курской области.

            По этой причине ООО «Газпром межрегионгаз Курск» обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

            Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

            Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии Курского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела №04-05/06-2017 по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции»  со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Курск», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов других лиц, в том числе  добросовестных потребителей услуг теплоснабжения, при введении в августе-сентябре 2017 года ограничения поставки природного газа на принадлежащий МУП «Гортеплосеть г.Железногорска» объект — котельную, расположенную по адресу <..>, посредством которой осуществляется производство и поставка тепловой энергии населению г.Железногорска.

            При рассмотрении дела №04-05/06-2017 было установлено следующее.

            Между ООО «Газпром межрегионгаз Курск» и МУП «Гортеплосеть г.Железногорск» заключены договоры №27-4-0161/16 от 17.11.2015г. и №Д-1-27-4-0161/16 от 17.11.2015г. (далее — договоры поставки), в соответствии с которыми осуществляется поставка газа на ГРП котельной по адресу <…>.

            В связи с образованием задолженности за поставленный по договорам поставки природный газ по состоянию на 14 июля 2017 года в размере 131 761 987,73 руб. (86 987 580,06 руб. по договору №27-4-0161/16 от 17.11.2015г. за период март 2017 года — май 2017 года, 44 774 407,67 руб. по договору №Д-1-27-4-0161/16 от 17.11.2015г. за период февраль 2017 года — апрель 2017 года) ООО «Газпром межрегионгаз Курск» 17.07.2017г. направило  МУП «Гортеплосеть г.Железногорск» уведомление (исх.№04-3968) о введении ограничения подачи (поставки) газа с 10.00 часов 07 августа 2017 года на объекте, указанном в договорах поставки.

            21 августа 2017 года ООО «Газпром межрегионгаз Курск» в уведомлении (исх.№ 04-4262) сообщило МУП «Гортеплосеть г.Железногорска» о том, что по причине неоплаты указанной в ранее направленном уведомлении №04-3968 от 17.07.2017г.  задолженности за поставленной по договорам поставки газ, ограничивается поставка газа по договору №27-4-0161/16 от 17.11.2015г. до уровня 74,2%, по договору №Д-1-27-4-0161/16 от 17.11.2015г. до уровня 73,7%.

            Последовательность действий газоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетического ресурса — газа, определена в Правилах ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утв. постановлением Правительства РФ от 25.11.2016г. №1245 (далее — Правила ограничения).

            Названным нормативным правовым актом императивно установлена необходимость реализации организационно-технических мер, позволяющих ввести ограничение режима потребления в отношении одного потребителя при обеспечении поставки ресурса другим потребителям, не имеющим задолженности по его оплате.

            Ограничение поставки природного газа МУП «Гортеплосеть г.Железногорска» как следствие, могло привести к невозможности для конечных потребителей получать предоставляемые ресурсоснабжающей организацией услуги теплоснабжения, в связи с чем такие действия могли повлечь нарушение прав добросовестных абонентов на получение соответствующей коммунальной услуги.

В силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Также не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Суть этого принципа заключается в том, что каждый субъект гражданских прав волен свободно осуществлять права в своих интересах, но не должен при этом нарушать права и интересы других лиц.

Применение ООО «Газпром межрегионгаз Курск» для взыскания задолженности за поставленный природный газ дополнительно такого способа защиты как ограничение режима потребления природного газа на объектах МУП «Гортеплосеть г.Железногорск» представляет собой меру воздействия на потребителя  с использованием своего монополистического положения на товарном рынке поставки газа и могло повлечь ущемление интересов в том числе третьих лиц — добросовестных потребителей оказываемых МУП «Гортеплосеть г.Железногорска» услуг теплоснабжения, что запрещено ст.10 ФЗ «О защите конкуренции».

            Вместе с тем, совершенные ООО «Газпром межрегионгаз Курск» действия, направленные на ограничение режима потребления природного газа на принадлежащем МУП «Гортеплосеть г.Железногорска» объекте — котельной, расположенной по адресу <…>, к невозможности осуществления теплоснабжающей организацией производства и поставки тепловой энергии населению г.Железногорска не привели, то есть фактического ущемления интересов иных лиц - добросовестных потребителей услуг  МУП «Гортеплосеть г.Железногорска» не последовало.

            Кроме того, МУП «Гортеплосеть г.Железногорска» письменно сообщило антимонопольному органу об отказе от жалобы на действия ООО «Газпром межрегионгаз Курск» по ограничению режима потребления природного газа на принадлежащем МУП «Гортеплосеть г.Железногорска» объекте — котельной, расположенной по адресу <…>, по причине отсутствия нарушения прав и законных интересов предприятия со стороны поставщика газа.

            При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие претензий со стороны МУП «Гортеплосеть г.Железногорска», отказ от жалобы на ООО «Газпром межрегионгаз Курск», принимая во внимание отсутствие негативных последствий для потребителей услуг теплоснабжения, оказываемых предприятием, нарушение ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Курск» не подтвердилось.

В то же время, Комиссия считает необходимым указать на следующее.

Так, в ходе изучения представленных сторонами при рассмотрении дела №04-05/06-2017 документов было установлено, что МУП «Гортеплосеть г.Железногорск» был допущен перерасход объема газа, установленного в соответствии с уведомлением (исх.№04-4262) от 21.07.2017г., который при этом не превысил объемы, предусмотренные в договорах поставки.

В этой связи ООО «Газпром межрегионгаз Курск» предъявило МУП «Гортеплосеть г.Железногорска» для оплаты счета за август 2017 года, согласно которых стоимость потребленного сверх ограничения в соответствии с уведомлением № 04-4262 от 21 августа 2017 года объема газа рассчитана с применением повышающего коэффициента 1,1; в счетах за сентябрь 2017 года  стоимость потребленного сверх ограничения в соответствии с уведомлением № 04-4262 от 21 августа 2017 года объема газа рассчитана с применением повышающего коэффициента 1,5.

            В этой связи, на основании ст.ст.40, 47.1 ФЗ «О защите конкуренции»  из дела №04-05/06-2017 в отдельное производство выделено  дело №04-05/02-2018 по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Курск» п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции».

Рассмотрение дела откладывалось в соответствии с определениями от 22.03.2018г., от 17.05.2018г.

На заседаниях Комиссии представители ООО «Газпром межрегионгаз Курск» пояснили, что МУП «Гортеплосеть г.Железногорск» неоднократно нарушались сроки оплаты за потребленный природный газ. В этой связи ООО «Газпром межрегионгаз Курск» было направлено уведомление МУП «Гортеплосеть г.Железногорск» с указанием основания и даты введения ограничения, а также объемов газа, поставляемых в период ограничения, то есть изменены условия договоров поставки газа путем уменьшения договорного объема природного газа. В связи с превышением МУП «Гортеплосеть г.Железногорск» указанных в уведомлении объемов стоимость природного газа в соответствии с положениями пункта 17 Правил поставки была рассчитана с применением повышающих коэффициентов.

            Выслушав объяснения ООО «Газпром межрегионгаз Курск», проанализировав материалы дела, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующему.

            В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

            Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

            ООО «Газпром межрегионгаз Курск» занимает доминирующее положение на рынке услуг по реализации природного газа в пределах административных границ Курской области.

            По этой причине ООО «Газпром межрегионгаз Курск» обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

            П.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

            Как подтверждается материалами дела, в связи с образованием задолженности за поставленный по договорам поставки природный газ по состоянию на 14 июля 2017 года в размере 131 761 987,73 руб. (86 987 580,06 руб. по договору №27-4-0161/16 от 17.11.2015г. за период март 2017 года — май 2017 года, 44 774 407,67 руб. по договору №Д-1-27-4-0161/16 от 17.11.2015г. за период февраль 2017 года — апрель 2017 года) ООО «Газпром межрегионгаз Курск» 17.07.2017г. направило  МУП «Гортеплосеть г.Железногорск» уведомление (исх.№04-3968) о введении ограничения подачи (поставки) газа с 10.00 часов 07 августа 2017 года на объекте, указанном в договорах поставки.

            21 августа 2017 года ООО «Газпром межрегионгаз Курск» в уведомлении (исх.№ 04-4262) сообщило МУП «Гортеплосеть г.Железногорска» о том, что по причине неоплаты указанной в ранее направленном уведомлении №04-3968 от 17.07.2017г.  задолженности за поставленной по договорам поставки газ, ограничивается поставка газа по договору №27-4-0161/16 от 17.11.2015г. до уровня 74,2%, по договору №Д-1-27-4-0161/16 от 17.11.2015г. до уровня 73,7%.

Результатом ограничения ООО «Газпром межрегионгаз Курск» режима потребления природного газа на принадлежащем МУП «Гортеплосеть» г.Железногорск объекте — котельной, расположенной по адресу <…>, могла явиться невозможность производства и поставки тепловой энергии - населению г.Железногорска, то есть ущемление интересов иных лиц - добросовестных потребителей услуг МУП «Гортеплосеть» г.Железногорск.

Ввиду необходимости обеспечения населения города Железногорска тепловой энергией в августе-октябре 2017 года МУП «Гортеплосеть» г.Железногорск был допущен перерасход природного газа сверх установленного  уведомлением № 04-4262 от 21 августа 2017 года объема газа.

            В Правилах ограничения императивно определены действия поставщика в случае перерасхода газа потребителем в период введения ограничения: так, согласно пункта 13 Правил ограничения поставщик газа имеет право проводить принудительное уменьшение количества подаваемого (поставляемого) газа до месячной нормы, установленной на период введения ограничения, в том числе путем полного ограничения подачи (поставки) газа (с предупреждением потребителя и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не менее чем за сутки), в случае, если его объем, установленный на соответствующий месяц, был использован потребителем до истечения этого месяца.

Вместе с тем, как установлено материалами дела, технической возможности произвести фактическое ограничение поставки газа на объекте МУП «Гортеплосеть г.Железногорска» путем выполнения соответствующих мероприятий  на сетях и оборудовании, предназначенных для транспортировки газа на котельную предприятия, у ООО «Газпром межрегионгаз Курск» не имелось по причине отсутствия на сетях газораспределительной организации устройств (типа УОРГ), позволяющих ограничить поставку газа только на объект МУП «Гортеплосеть г.Железногорска», без отключения других потребителей, подключенных к газопроводу.

В этой связи ООО «Газпром межрегионгаз Курск» предъявило МУП «Гортеплосеть г.Железногорска» для оплаты счет за август 2017 года, согласно которого стоимость потребленного сверх ограничения в соответствии с уведомлением № 04-4262 от 21 августа 2017 года объема газа рассчитана с применением повышающего коэффициента 1,1;  счетов за сентябрь-октябрь 2017 года, согласно которых  стоимость потребленного сверх ограничения в соответствии с уведомлением № 04-4262 от 21 августа 2017 года объема газа рассчитана с применением повышающего коэффициента 1,5,

            Положениями частью 2 статьи 548 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

            В соответствии с частью 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

            Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

            В соответствии с пунктом 17 Правил поставки газа при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента:

            с 15 апреля по 15 сентября - 1,1;

            с 16 сентября по 14 апреля - 1,5.

            Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Решение ВАС РФ от 16.04.2012 N ВАС-1113/12, пунктом 17 Правил поставки определены ценовая политика и порядок оплаты газа, потребленного покупателем сверх договорного объема. Предусмотренные названным пунктом Правил повышающие тариф коэффициенты представляют собой элемент ценообразования.

            В силу статьи 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

В соответствии с положениями статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.

            Нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков оплаты товаров

            Договор поставки считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон.

Как следует из представленных ООО «Газпром межрегионгаз Курск» документов и письменных пояснений, в соответствии с положениями ст.ст.523, 539-547 ГК РФ, п.34 Правил поставки, п.п 10-13 Правил ограничения, направив уведомление о введении ограничения подачи (поставки) газа № 04-4262 от 21 августа 2017 года, общество в одностороннем порядке изменило условия договоров №27-4-0161/16 от 17.11.2015г. и №Д-1-27-4-0161/16 от 17.11.2015г. путем уменьшения установленных в указанных договорах объемов газа.

Материалами дела подтверждается, что МУП «Гортеплосеть г.Железногорска»  уведомление № 04-4262 от 21 августа 2017 года было получено.

Согласно представленным МУП «Гортеплосеть г.Железногорска» при рассмотрении дела №04-05/06-2017 документированным сведениям, в том числе устным и письменным пояснениям директора предприятия, уведомление о введении ограничения подачи (поставки) газа путем установления объемов газа, поставляемых в период ограничения, было воспринято МУП «Гортеплосеть г.Железногорска» как одностороннее изменение поставщиком газа условий договоров поставки №27-4-0161/16 от 17.11.2015г. и №Д-1-27-4-0161/16 от 17.11.2015г.

МУП «Гортеплосеть г.Железногорска» осознанно потребило природный газ в объемах, которые превысили договорные объемы газа, измененные в соответствии с уведомлением о введении ограничения подачи (поставки) газа № 04-4262 от 21 августа 2017 года, в целях обеспечения в августе-октябре 2017 года населения города Железногорска услугами теплоснабжения надлежащего качества. Акты приема-передача природного газа за август-сентябрь 2017 года подписаны со стороны МУП «Гортеплосеть г.Железногорска» без разногласий, выставленные на их основании счета оплачены.

При сложившихся обстоятельствах и имеющихся в материалах дела документах и сведениях, в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Курск» нарушение антимонопольного законодательства не усматривается.

 

 

 

 

 

            Учитывая вышеизложенное, на основании ст.23,  ст.39, ст.40, ст.41, ст.47.1, ст.48  «О защите конкуренции», Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

Прекратить рассмотрение дела №04-05/02-2018 по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Курск» п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в применении установленных пунктом 17 Правил поставки газа, утв. постановлением Правительства РФ от 05.02.1998г. №162, коэффициентов к объемам газа, отобранным МУП «Гортеплосеть г.Железногорска» с превышением определенных в уведомлении об ограничении № 04-4262 от 21 августа 2017 объемов, но в пределах договорных объемов, установленных договором №27-4-0161/16 от 17.11.2015г. и договором №Д-1-27-4-0161/16 от 17.11.2015г., в связи с неподтверждением нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                        <…>

 

 

Зам. председателя Комиссии                                                                                <…>

 

Член Комиссии                                                                                                       <…>