ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Тип документа:
Предупреждения и предостережения
Дата публикации:
20.12.2017
Управление:
Ленинградское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование
Номер документа:
№ № ПД-04-21 от 14.11.2017
Номер дела:

 

№ ПД-04-21 от 14.11.2017

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

      О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

В связи с наличием в действиях (бездействии) Администрации муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области (Ленинградская область, г. Шлиссельбург, ул. Жука,    д. 5, ИНН 4723001490, ОГРН 1024701335240, далее – Администрация МО «Шлиссельбургское городское поселение») и Муниципального унитарного предприятия муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области «Центр ЖКХ»  (Ленинградская область, г. Шлиссельбург, ул. 1 мая, д. 8, ИНН 4706031872, ОГРН 1114706004390, далее – МУП «Центр ЖКХ»),  выразившихся в даче разрешения на передачу имущества (объектов теплоснабжения), закрепленного за МУП «Центр ЖКХ» на праве хозяйственного ведения, в аренду третьему лицу – Акционерному обществу «Ленинградская областная тепло-энергетическая компания» (далее – АО «ЛОТЭК»), и заключении МУП «Центр ЖКХ» и АО «ЛОТЭК» дополнительного соглашения к Договору аренды от 01.09.2017 № 1  на срок более 1 месяца без проведения публичных процедур (торгов), признаков  нарушения  антимонопольного  законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции»,  Ленинградское УФАС России на основании статьи  39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О  защите  конкуренции»  предупреждает о необходимости прекращения (недопущения) указанных действий (бездействия), путем:

  1. осуществления мероприятий, направленных на расторжение заключенного между МУП «Центр ЖКХ» и АО «ЛОТЭК» Договора аренды от 01.09.2017 № 1 (с учетом наличия дополнительного соглашения от 30.09.2017г.);
  2.  проведения конкурентных процедур на право заключения договоров аренды муниципального имущества (объектов теплоснабжения), принадлежащих на праве хозяйственного ведения МУП «Центр ЖКХ»,

в срок до 30 ноября 2017 года.

 

Признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О  защите  конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) выразились в следующем.

 

Перечень вопросов местного значения городского поселения закреплен в статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  (далее – Закон о местном самоуправлении).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Закона о местном самоуправлении и пунктом 4 части 1 статьи 3 Устава муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области (далее – МО «Шлиссельбургское городское поселение»), принятого решением Совета депутатов МО «Шлиссельбургское городское поселение» от 23.05.2016   № 105 (с изменениями от 16.05.2017 № 163), к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

   Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Закона о местном самоуправлении в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают в том числе полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Постановлением Администрации МО «Шлиссельбургское городское поселение» от 11.05.2011 № 105 (с изм. от 04.07.2011 № 174) создано МУП  «Центр ЖКХ» в целях управления жилищным фондом и его эксплуатации, предоставления населению услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, управления жилищным фондом и его эксплуатации, предоставления услуг потребителям в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. 

Согласно пункту 1.5 Устава МУП «Центр ЖКХ» учредителем МУП «Центр ЖКХ» является Администрация МО «Шлиссельбургское городское поселение». Собственником имущества предприятия является МО «Шлиссельбургское городское поселение» (пункт 1.4 Устава).

В соответствии с частью 2 Устава МУП «Центр ЖКХ» предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

МУП «Центр ЖКХ» самостоятельно осуществляет хозяйственную деятельность на основе переданного ему на праве хозяйственного ведения муниципального имущества. Предприятие владеет, пользуется и распоряжается указанным имуществом с ограничениями, установленными законодательством и настоящим уставом.  

В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон о МУП и ГУП) государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Согласно пункту 4.9 Устава МУП «Центр ЖКХ» предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. 

Постановлением Администрации МО «Шлиссельбургское городское поселение» от 31.08.2017 № 324 принято решение о разрешении МУП «Центр ЖКХ» передать в аренду с 01 сентября 2017 года АО «Ленинградская областная тепло-энергетическая компания» имущество, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения (объекты теплоснабжения - котельные и тепловые сети).  Дата окончания договора аренды Постановлением № 324 не определена.

Из изложенного выше следует, что при передаче данного имущества в аренду третьей стороне МУП «Центр ЖКХ» лишается возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены в пункте 3.2 Устава предприятия, а именно – производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, распределение пара и горячей воды (тепловой энергии),  деятельность по обеспечению работоспособности котельных, деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей.

В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона о МУП и ГУП движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

 

Между МУП «Центр ЖКХ» и АО «ЛОТЭК» заключен Договор аренды от 01.09.2017 № 1, согласно которому МУП «Центр ЖКХ» передает в аренду АО «ЛОТЭК» муниципальное имущество (котельные и тепловые сети), находящееся в хозяйственном ведении МУП «Центр ЖКХ» на период с 01.09.2017г. по 30.09.2017г.   

Дополнительным соглашением № 1 к Договору аренды от 01.09.2017   № 1, МУП «Центр ЖКХ» и АО «ЛОТЭК» изменили положения договора, а именно – пункт 1.1 Договора исключен, а положения пункта 1.2. договора изложены в следующей редакции: «Имущество передаётся Арендатору с 01.09.2017 по 31.07.2018 года», срок действия соглашения распространен на отношения, возникшие с 01 сентября 2017 года.

 

  Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В силу пункта 1 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды в отношении муниципального имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения муниципальным унитарным предприятиям также может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Тепловые сети и котельные Шлиссельбургского городского поселения закреплены за   МУП «Центр ЖКХ» на праве хозяйственного ведения.

С момента официального опубликования (08.05.2013г.) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении).

Согласно части 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, с учетом предусмотренных Законом о теплоснабжении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

В соответствии с пунктом 11 части 1 и частью 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции допускается заключение  договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества без проведения торгов на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Таким образом, заключение МУП «Центр ЖКХ» и АО «ЛОТЭК» Дополнительного соглашения № 1 к Договору аренды от 01.09.2017  № 1 без проведения конкурентных процедур противоречит требованиям вышеуказанных норм действующего законодательства.

 

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Достаточным основанием для вывода о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

 

Дача Администрацией МО «Шлиссельбургское городское поселение», разрешения МУП «Центр ЖКХ» на передачу имущества (объектов теплоснабжения), закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, в аренду третьему лицу – АО «ЛОТЭК», и заключение МУП «Центр ЖКХ» и АО «ЛОТЭК» дополнительного соглашения к Договору аренды от 01.09.2017 № 1  на срок более 1 месяца без проведения публичных процедур (торгов), ограничило возможность для иных хозяйствующих субъектов выйти на рынок услуг теплоснабжения на территории Шлиссельбургского городского поселения.           

 

Согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции,  при условии выполнения предупреждения, дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности в соответствии с санкцией, предусмотренной частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждении (часть 8  статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

Частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что по  мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Предупреждение может быть обжаловано в судебном порядке в арбитражный суд.

 

О выполнении предупреждения следует сообщить в Ленинградское  УФАС России по электронной почте, с последующим  почтовым отправлением по адресу управления: 191124, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (с приложением копий подтверждающих документов).

 

 

Руководитель

Ленинградского УФАС России                                                                               ФИО