Решение б/н Решение и предписание по признакам нарушения ч. 7 ст. 5, п. ... от 15 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

13 августа 2018 г. г. Липецк

 

Резолютивная часть решения объявлена 09 августа 2018 года

Решение в полном объеме изготовлено 13 августа 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель: - заместитель руководителя – начальник отдела защиты конкуренции <…>,

члены комиссии:- главный специалист-эксперт отдела защиты конкуренции <…>,

- специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов <…>,

рассмотрев дело № 10 по признакам нарушения ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» обществом с ограниченной ответственностью «НОВЫЙ ДОМ» (398002, г. Липецк, ул. Гагарина, д. 60, ИНН 4824051057, ОГРН 1104823006298),

в присутствии:

представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе — ООО «НОВЫЙ ДОМ» <…> (по доверенности № 26 от 01.08.2018),

представителя заинтересованного лица – ПАО «Сбербанк» <…> (по доверенности № 8593/578-Д от 09.08.2018)

 

У С Т А Н О В И Л А:

В г. Липецк на пересечении улиц М.И. Неделина и В. Скороходова на строящемся жилом объекте ЖК «Солнечный» 04.06.2018 на рекламной конструкции распространялась реклама следующего содержания: «Ипотека от 7,4%».

Данная рекламная информация содержит признаки нарушения ФЗ «О рекламе» (далее – Закон).

Статья 1 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон) в числе целей данного Федерального закона устанавливает, в том числе, реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В силу п. 1 ст. 3 Закона реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе» говорит, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

п. 3 ст. 3 ФЗ «О рекламе» гласит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Объектом рекламирования в указанной выше рекламе является банковская услуга «ипотека от 7,4%», предположительно предоставляемая ПАО «Сбербанк».

Согласно п. 4 ст. 3 Закона ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна: умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Часть 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе» говорит: если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

С целью осуществления Управлением Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее – Липецкое УФАС России, антимонопольный орган) своих полномочий по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждению, выявлению и пресечению нарушений физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе были запрошены необходимые документы и информация.

В результате анализа поступивших в Липецкое УФАС России документов и информации установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем указанной выше рекламной информации является общество с ограниченной ответственностью «НОВЫЙ ДОМ» (398002, г. Липецк, ул. Гагарина, д. 60, ИНН 4824051057, ОГРН 1104823006298), которое приняло решение об изготовлении рекламного баннера. Изготовителем указанной выше рекламы является ООО «Рекламное агентство «Линтэк» (г. Липецк, ул. Тельмана, 162, ИНН 4825098820).

Реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей. Информация об условиях предоставления ипотечного кредита является существенной.

Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 58 от 08 октября 2012г., рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако, при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу обязательных сведений или условий оказания услуг.

Нарушение ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» связано с не представлением потребителю обязательной в силу Закона информации об условиях предоставления финансовой услуги – ипотечного кредита.

Распространенная рекламная информация о возможности получения в банке ипотечного кредита со ставкой от 7,4% годовых направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, при этом существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие информации об условиях предоставления кредита может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой.

Закон обязывает формировать у потребителя рекламы правильное (достоверное) представление о соответствующем товаре, реклама должна носить понятный, не двусмысленный характер, и не должна вводить потребителя в заблуждение. При этом потребитель рекламы вправе рассчитывать на формирование неискаженного представления об услуге при восприятии конкретного рекламоносителя, а не совокупности всех распространенных к определенному моменту рекламных материалов.

В нарушение п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе» реклама умалчивает об иных условиях оказания банковской услуги по кредитованию, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, не содержит всех остальных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заёмщика и влияющих на неё.

В соответствии со ст. 30 ФЗ «О банках и банковской деятельности» отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляется на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом. В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам, стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платёжных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.

Исходя из норм Гражданского кодекса РФ и ФЗ «О банках и банковской деятельности», существенными условиями кредитного договора являются: сумма кредита, срок и порядок его предоставления заёмщику, срок и порядок возврата полученного кредита, размер и порядок уплаты кредитору процентов. В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58 от 08.12.2012 г. к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В тексте рекламы ООО «НОВЫЙ ДОМ» сообщается о минимальной процентной ставке по ипотечному кредиту – 7,4% годовых, в связи с чем, необходимо было в доступной для потребителя форме указать иные существенные условия предоставления кредита, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, а также определяющие фактическую стоимость кредита для заёмщика и влияющие на неё: максимальную процентную ставку по кредиту, минимальную и максимальную сумму кредита, минимальный и максимальный срок кредита, требования к заемщику и другие.

Согласно ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных, в частности, ч. 7 ст. 5, ст. 28 Закона несёт рекламодатель, которым, в силу п. 5 ст. 3 Закона, является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, то есть ООО «НОВЫЙ ДОМ».

Таким образом, реклама ООО «НОВЫЙ ДОМ» следующего содержания: «Ипотека от 7,4%», распространенная в г. Липецк 04.06.2018 на рекламной конструкции, установленной на стене строящегося жилого здания на пересечении улиц М.И. Неделина и В. Скороходова, содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе», так как в рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях оказания банковской услуги (ипотечного кредита от 7,4%), реклама умалчивает об иных условиях предоставления кредита, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, и не содержит всех остальных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заёмщика и влияющих на неё.

Определением о возбуждении дела № 10 по признакам нарушения законодательства о рекламе от 19.07.2018 в отношении ООО «НОВЫЙ ДОМ» возбуждено дело и назначена дата рассмотрения дела на 12 часов 00 минут 02 августа 2018 года в Липецком УФАС России.

На рассмотрении дела 02.08.2018 представитель ООО «НОВЫЙ ДОМ» Лустин О.А. пояснил, что ООО НОВЫЙ ДОМ» является строительной организацией, никакого отношения к предоставлению ипотеки оно не имеет. Согласно договора о сотрудничестве ипотеку для покупки жилья, в том числе у ООО «НОВЫЙ ДОМ», предоставляет ПАО «Сберабанк». Поэтому ООО «НОВЫЙ ДОМ» не является рекламодателем рассматриваемой рекламы. В данном случае рекламодателем является ПАО «Сбербанк». ООО «НОВЫЙ ДОМ» всего лишь разместило на своем строящемся жилом доме продукт ПАО « Сбербанк». Никакого двоякого смысла реклама не содержит, предлог «от» предполагает, что ставка по ипотеке для клиентов, приобретающих квартиру в ООО «НОВЫЙ ДОМ», будет от 7,4% годовых и может быть больше (верхний предел не ограничен). Вся реклама говорит от том, что общество сотрудничает с банком и размещает рекламу банковского продукта. ООО «НОВЫЙ ДОМ» не преследовало цели нарушения ФЗ «О рекламе».

Никитина О.А. добавила, что ООО «НОВЫЙ ДОМ» является добросовестной организацией, что ни в коем случае общество не собиралось и не собирается нарушать действующее законодательство, вся информация, размещаемая ООО «НОВЫЙ ДОМ» подлежит согласованию с ПАО «Сбербанк», который предлагает к размещению рекламу и предоставляет материалы для ее размещения в рамках договора о сотрудничестве.

Однако Комиссией установлено, что документов, подтверждающих согласование с ПАО «Сбербанк» макета рекламы, размещенной на строящемся жилом доме на пересечении улиц Скороходова и Неделина г. Липецка, в материалы дела не представлено.

 

Определением об отложении рассмотрения дела от 03.08.2018 рассмотрение дела было назначено на 16 часов 30 минут 09 августа 2018 года и к участию в деле было привлечено в качестве заинтересованного лица Публичное акционерное общество «Сбербанк России» (117997, г. Москва, ул. Вавилова, д. 19, ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195).

На рассмотрении дела 09.08.2018 представитель ПАО Сбербанк» Овсянников М.А. поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях от 09.08.2018 № 8593-исх/713. Представитель ООО «НОВЫЙ ДОМ» Никитина О.А. пояснила, что содержание рекламы согласовывалось с сотрудниками банка устно, никаких письменных документов ООО «НОВЫЙ ДОМ» от банка не получило. На вопрос Комиссии о том, является ли общество рекламодателем рекламы «ИПОТЕКА от 7,4%», Никитина О.А. пояснила, что в соответствии с ФЗ «О рекламе» ООО «НОВЫЙ ДОМ» является рекламодателем рассматриваемой рекламы.

Учитывая доказательства, имеющиеся в материалах дела, Комиссия Липецкого УФАС России пришла к выводу о том, что в рекламе ООО «НОВЫЙ ДОМ» следующего содержания: «ИПОТЕКА от 7,4%», распространенной на рекламной конструкции в г. Липецк на пересечении улиц М.И. Неделина и В. Скороходова на строящемся жилом объекте ЖК «Солнечный» 04.06.2018 на рекламной конструкции, отсутствует часть существенной информации об условиях оказания банковской услуги (ипотечного кредита от 7,4%), реклама умалчивает об иных условиях предоставления кредита, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, и не содержит всех остальных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заёмщика и влияющих на неё.

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в результате совещания, руководствуясь ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28, п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 — 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

1. Признать ненадлежащей рекламу общества с ограниченной ответственностью «НОВЫЙ ДОМ» следующего содержания: «ИПОТЕКА от 7,4%», распространённую в городе Липецк 04.06.2018 на рекламной конструкции, установленной на стене строящегося жилого объекта ЖК «Солнечный» на пересечении улиц М.И. Неделина и В. Скороходова, т. к. нарушены требования ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

2. Выдавть ООО «НОВЫЙ ДОМ» предписание об устранении нарушений законодательства о рекламе в связи с отсутствием в материалах дела надлежащего доказательства окончания распространения рекламы.

3. Передать материалы дела должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

П Р Е Д П И С А Н И Е

по делу № 10 о прекращении нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе

 

 

13 августа 2018 г. г. Липецк

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель: <…> - заместитель руководителя – начальник отдела защиты конкуренции,

члены комиссии: - главный специалист-эксперт отдела защиты конкуренции <…>,

- специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов <…>,

на основании своего решения от 13 августа 2018 г. по делу № 10 о признании ненадлежащей рекламы ООО «НОВЫЙ ДОМ» следующего содержания: «ИПОТЕКА от 7,4%», распространённой 04.06.2018 на строящемся жилом объекте ЖК «Солнечный» на пересечении улиц М.И. Неделина и В. Скороходова в г. Липецк, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

 

1. Обществу с ограниченной ответственностью «НОВЫЙ ДОМ» (398002, г. Липецк, ул. Гагарина, д. 60, ИНН 4824051057, ОГРН 1104823006298) в пятнадцатидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы с нарушением ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2. ООО «НОВЫЙ ДОМ» представить в Липецкое УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение пяти дней со дня исполнения настоящего предписания.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Липецкое УФАС России в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе наложить на юридических лиц штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, а на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны