Решение б/н Решение и предписание по заявлениям ООО «Стройка 46» от 12.0... от 18 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Липецк

 

Резолютивная часть решения оглашена 28.08.2018

Решение в полном объеме изготовлено 10.09.2018

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – руководитель управления,

Члены комиссии:

<…> – заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках,

<…> – государственный инспектор отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках,

рассмотрев дело №11 по признакам нарушения Управлением жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области <…> (далее – Управление) и Фондом капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области <…> (далее – Фонд) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В Липецкое УФАС России поступили заявления ООО «Стройка 46» от 12.02.2018 ООО «Юнирост» от 21.02.2018, ООО ЦПИ от 21.02.2018 о признаках нарушения антимонопольного законодательства, выразившихся в незаконном исключении из реестра квалифицированных подрядных организаций (далее – РКПО) сведений об указанных обществах, из которых следовало, что 08.02.2018 комиссией по проведению предварительного отбора подрядных организаций (далее – комиссия по отбору) принято решение об исключении ООО «Стройка 46», ООО «Юнирост», ООО «ЦПИ» из РКПО по предмету электронного аукциона «оказание услуг по осуществлению строительного контроля» (Протокол №1 об исключении информации о подрядных организациях из реестра квалифицированных подрядных организаций), что послужило основанием для исключения Управлением сведений об указанных хозяйствующих субъектах из РКПО по указанному предмету аукциона.

Установленные в рамках рассмотрения заявлений действия Управления и Фонда свидетельствовали о признаках нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившихся в реализации соглашения, целью которого являлось устранение с рынка оказания услуг по осуществлению строительного контроля указанных выше хозяйствующих субъектов, чем были созданы препятствия осуществления деятельности в виде ограничения доступа к участию в проводимых Фондом аукционах.

Данное обстоятельство, согласно п.2 ч.2 ст. 39 Закона о Защите конкуренции послужили основанием для возбуждения дела в отношении Управления и Фонда. В соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции приказом Липецкого УФАС России от 14.05.2018 № 177 возбуждено дело №11 и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 15.05.2018 рассмотрение дела №11 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 24.05.2018.

Определением от 24.05.2018 рассмотрение дела № 11 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 20.06.2018.

Определением от 20.06.2018 рассмотрение дела №11 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 12.07.2018.

В заседании 12.07.2018 рассмотрение дела №11 о нарушении антимонопольного законодательства был объявлен перерыв до 18.07.2018.

Определением от 18.07.2018 рассмотрение дела №11 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 31.07.2018.

На заседании комиссии Управления 31.07.2018 было оглашено заключение об обстоятельствах дела №11.

Определением от 31.07.2018 рассмотрение дела №11 о нарушении антимонопольного законодательства отложено на 28.08.2018.

От Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области и Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области на заключение об обстоятельствах дела от 31.07.2018 возражений не поступило.

28.08.2018 на заседании комиссии Управления оглашена резолютивная часть решения в присутствии <…> – представитель Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области (доверенность от 23.07.2018 №23) <…> – представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области (доверенность от 24.05.2018 №10).

Заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела № 11, рассмотрев представленные письменные пояснения и документы, Комиссией Управления установлены следующие обстоятельства дела.

1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее – Положение №615).

В соответствии с пунктом 2 Положения № 615 реестр квалифицированных подрядных организаций – это сформированный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, по итогам предварительного отбора реестр квалифицированных подрядных организаций, в котором содержится предусмотренная настоящим Положением информация о подрядных организациях, которые имеют право принимать участие в электронном аукционе по установленному предмету электронного аукциона либо у которых могут осуществляться закупки в случаях, предусмотренных пунктом 193 настоящего Положения.

Согласно пункту 6 Положения №615 предварительный отбор проводится в субъекте Российской Федерации в сроки, предусмотренные пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. N615. После истечения указанного срока предварительные отборы осуществляются органом по ведению реестра не реже одного раза в квартал (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2017 N 1092).

По итогам проведения предварительного отбора органом по ведению реестра формируется реестр квалифицированных подрядных организаций (п. 7 Положения №615).

Согласно пункту 12 Положения № 615 орган по ведению реестра до начала проведения предварительного отбора принимает решение о создании комиссии по проведению предварительного отбора, определяет ее состав, включая председателя и секретаря комиссии, и порядок ее работы.

Приказом Минстроя России от 07.09.2016 № 624/пр утверждены Методические указания о порядке деятельности комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории субъектов Российской Федерации (далее- Методические указания), согласно пункту 1 которых орган по ведению реестра организует деятельность комиссии по проведению предварительных отборов.

Управление является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Липецкой области, осуществляющим полномочия на ведение РКПО в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании Распоряжения администрации Липецкой области от 12.09.2016 №463-р «О внесений изменений в распоряжение администрации Липецкой области от 26.07.2010 № 272-р «Об утверждении Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области».

Таким образом, в силу указанных норм орган по ведению реестра является лицом, на которое возложена обязанность по ведению РКПО, при этом комиссия по ведению реестра является внутренним коллегиальным структурным образованием, создаваемым органом по ведению реестра для осуществления полномочий по ведению реестра, возложенных на этот орган.

Приказом Управления от 03.10.2016 № 01-03/151 была создана комиссия по проведению предварительного отбора подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории Липецкой области, а также утверждено положение, которое определяет порядок деятельности комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Липецкой области (п 1.1 положения).

Комиссия по отбору создается в целях формирования РКПО Липецкой области и осуществляет функции рассмотрение вопросов об исключении подрядной организации из реестра (п.2.1, 2.2 положения). Состав Комиссии по отбору определяется приказом органа по ведению реестра в соответствии с Положением о привлечении подрядных организаций (п. 3.1 положения).

Решение о проведении заседания Комиссии по отбору принимается председателем на основании полученных от органа по ведению реестра документов и сведений (п. 6.2 положения).

Рассмотрение вопросов об исключении подрядной организации из Реестра осуществляется Комиссией на заседаниях (п. 9.1 положения).

Вопрос об исключении подрядной организации из реестра рассматривается в случае поступления документов и сведений от органа по ведению реестра (п.6 методических указаний о порядке деятельности комиссии, что соответствует п. 6.2 положения) в Комиссию информации, предусмотренной пунктом 66 Положения о привлечении подрядных организаций (п.9.2 положения).

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что 08.02.2018 состоялось заседание комиссии по отбору для рассмотрения вопроса об исключении ООО «Стройка 46», ООО «ЦПИ» и ООО «Юнирост» из РКПО, на котором было принято решение в виде протокола №1 от 08.02.2018 (далее - Протокол) об исключении информации об указанных подрядных организациях из реестра квалифицированных подрядных организаций.

Пункт 5 Протокола содержал следующие сведения о фактах, явившихся основанием для исключения из реестра квалифицированных подрядных организаций:

- ООО «Стройка 46» <…> в составе заявки на предварительный отбор подрядных организаций № РТС148Ж170002 по предмету электронного аукциона «Оказание услуг по осуществлению строительного контроля» было представлено свидетельство № 2802.03-2016-4632199525-С-238 от 13 июля 2016г. О допуске к определенному виду работ. Свидетельство выдано члену саморегулируемой организации.

Согласно данным Единого реестра членов саморегулируемых организаций в области строительства, членство ООО «Стройка 46» в саморегулируемых организациях прекращено (приказ Ростехнадзора от 21.11.2017г. № СП-135). Дата прекращения членства 16.05.2017г.

- ООО «ЦПИ» в составе заявки на предварительный отбор подрядных организаций № РТС148Ж170002 по предмету электронного аукциона «Оказание услуг по осуществлению строительного контроля» было представлено свидетельство № 0551-2016-4823055443-С-026 от 21 сентября 2016 о допуске к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Свидетельство выдано члену саморегулируемой организации.

Согласно данным Единого реестра членов саморегулируемых организаций в области строительства действие свидетельства № 0551-2016-4823055443-С-026 от 21 сентября 2016г. о допуске к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства прекращено (решение Правления, протокол №23-17 от 14.06.2017г.).

- ООО «Юнирост» в составе заявки на предварительный отбор подрядных организаций № РТС148Ж170002 по предмету электронного аукциона «оказание услуг по осуществлению строительного контроля» было представлено свидетельство № С-150-77-074.6-77-041016 от 04 октября 2016 о допуске к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Свидетельство выдано члену саморегулируемой организаций.

Согласно выписки из реестра членов саморегулируемой организации № 68 от 14.12.2017 у ООО «Юнирост» изменился размер обязательств по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров (уровень ответственности).

Пункт 6 Протокола гласит: «в соответствии с п.п. «б» п. 66 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 года № 615 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 09.09.2017 года № 1092), в случае прекращения членства подрядной организации в саморегулируемой организации, аннулирования или прекращения действия лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации – в части соответствующего предмета электронного аукциона информация о подрядной организации, предусмотренная пунктом 63 Положения, исключается из реестра квалифицированных подрядных организаций.

ООО «Стройка 46», ООО «ЦПИ», ООО «Юнирост» не уведомили орган по ведению реестра об изменении сведений о подрядных организациях, содержащихся в реестре квалифицированных подрядных организациях в срок не позднее 10 рабочих дней с приложением подтверждающих документов.

Установление вышеуказанных фактов влечет исключение информации о подрядной организации из реестра квалифицированных подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме».

Пункт 7 Протокола содержит решение комиссии:

7.1 Исключить из реестра квалифицированных подрядных организаций информацию об Обществе с ограниченной ответственностью ООО «Стройка 46» по предмету электронного аукциона «Оказание услуг по осуществлению строительного контроля» (№ реестровой записи в РКПО – 48Ж170420170063).

7.2 Исключить из реестра квалифицированных подрядных организаций информацию об Обществе с ограниченной ответственностью ООО «ЦПИ» по предмету электронного аукциона «Оказание услуг по осуществлению строительного контроля» (№ реестровой записи в РКПО – 48Ж170420170058).

7.3 Исключить из реестра квалифицированных подрядных организаций информацию об Обществе с ограниченной ответственностью ООО «Юнирост» по предмету электронного аукциона «Оказание услуг по осуществлению строительного контроля» (№ реестровой записи в РКПО – 48Ж170420170056).

Решение членами Комиссии было принято единогласно.

Согласно пункту 67 Положения №615, в случае установления одного из фактов, указанных в пункте 66 настоящего Положения, комиссия по проведению предварительного отбора в срок не позднее 5 рабочих дней, следующих после дня установления таких фактов, принимает решение об исключении подрядной организации из реестра квалифицированных подрядных организаций, в котором содержатся сведения о месте, дате и времени его составления, полное наименование подрядной организации (идентификационный номер налогоплательщика), исключаемой из реестра квалифицированных подрядных организаций, сведения о фактах, являющихся основанием для исключения из реестра квалифицированных подрядных организаций, а также реквизиты документов, подтверждающих такие факты. Протокол об исключении подрядной организации из реестра квалифицированных подрядных организаций подписывается всеми присутствующими членами комиссии по проведению предварительного отбора на заседании, на котором рассматривается указанный вопрос, и в срок не позднее 3 рабочих дней направляется в орган по ведению реестра.

Пунктом 68 Положения №615 установлено, что течение 2 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 67 настоящего Положения, орган по ведению реестра исключает из реестра квалифицированных подрядных организаций информацию о подрядной организации, предусмотренную пунктом 63 настоящего Положения, полностью или в части соответствующего предмета электронного аукциона, в котором больше не имеет право принять участие подрядная организация, включенная в реестр квалифицированных подрядных организаций.

Таким образом, орган по ведению РКПО, самостоятельно инициирует проведение заседания комиссии по проведению предварительного отбора, направляя председателю комиссии документы и сведения, на основании которых принимается решение о создании комиссии и на основании принятого комиссией решения исключает из РКПО те подрядные организации, сведения о которых были направлены комиссии для исключения.

Пунктом 66 Положения №615 установлен перечень информации о подрядной организации, предусмотренной пунктом 63 настоящего Положения, влекущий исключение из РКПО, в частности, в случаях:

б) прекращения членства подрядной организации в саморегулируемой организации, аннулирования или прекращения действия лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - в части соответствующего предмета электронного аукциона.

При этом согласно пункту 69 Положения № 615 в случае изменения сведений о подрядной организации, содержащихся в реестре квалифицированных подрядных организаций, подрядная организация обязана в срок не позднее 10 рабочих дней уведомить орган по ведению реестра о таких изменениях с приложением подтверждающих документов. При этом в случае изменения сведений, влекущих необходимость изменения информации, указанной в подпункте "е" пункта 63 настоящего Положения, участник предварительного отбора, включенный в реестр квалифицированных подрядных организаций, должен представить в орган по ведению реестра документы, предусмотренные абзацами седьмым и восьмым подпункта "б" пункта 38 настоящего Положения.

Согласно пункту 63 Положения №615 в реестр квалифицированных подрядных организаций включается следующая информация:

а) наименование, адрес юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, контактные телефоны, адрес электронной почты лиц, указанных в пункте 62 настоящего Положения;

б) фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица;

в) дата принятия комиссией по проведению предварительного отбора решения о включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций, номер предварительного отбора;

г) период, на который подрядная организация включается в реестр квалифицированных подрядных организаций и который составляет 3 года;

д) предмет электронного аукциона, по которому подрядная организация может принимать участие в электронном аукционе, с указанием видов услуг и (или) работ, на оказание и (или) выполнение которых была подана заявка на участие в предварительном отборе для последующего участия в электронном аукционе;

е) начальная (максимальная) цена договора при проведении электронного аукциона, в котором может принять участие подрядная организация, включенная в реестр квалифицированных подрядных организаций, указанная в протоколе комиссии по проведению предварительного отбора, равная предельному размеру обязательств участника предварительного отбора по обязательствам по договорам подряда на подготовку проектной документации, по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым такой участник предварительного отбора, как член саморегулируемой организации, внес взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии с частью 2 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, - в случаях проведения предварительного отбора на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций по предметам электронного аукциона, предусмотренным подпунктами "а" - "д" пункта 8 настоящего Положения;

ж) дата внесения информации, предусмотренной настоящим пунктом, в реестр квалифицированных подрядных организаций;

з) номер реестровой записи и дата ее внесения органом по ведению реестра;

и) наименование органа по ведению реестра.

Согласно пункту 58 Положения №615 орган по ведению реестра обязан осуществлять аудио - и (или) видеозапись заседания комиссии по проведению предварительного отбора.

Из представленной Управлением видеозаписи заседания комиссии от 08.02.2018 по вопросу исключения вышеуказанных подрядных организаций из РКПО, следует, что на заседании комиссии по отбору в отношении подрядных организаций секретарем было указано, что при проверке выявлено:

- в отношении ООО «Стройка 46» было сказано: «У Вас поменялось СРО, Вы информацию должны были донести до органа по ведению реестра в течение 10 рабочих дней», другим членом комиссии было добавлено «Вы должны уведомлять о всех изменениях, которые происходят с Вашей организацией»;

- в отношении ООО «ЦПИ» - «данное СРО прекратило действие, сейчас у них так же, как аналогично предыдущей организации, является членом другой СРО, не уведомили об изменении сведений орган по ведению реестра квалифицированных подрядных организаций и на основании пункта 69 предлагаю исключить. Одним из членов комиссии было сказано: «согласно выписке с Ностроя прекращено действие свидетельства. Все уведомляли организации и не посчитали это за трудность, а некоторые не уведомили. Председатель Комиссии перед предложением голосовать, сказал, что аналогичный случай.

После голосования один из членов комиссии дополнительно добавил следующее: «помимо пункта 69 есть пункт 66 в нем есть подпункт - прекращение членства подрядной организации в саморегулируемой организации. На основании выписки, реестровой записи, внесенной в реестр у Вас официально прекращено действие Вашего СРО.

Другой член Комиссии добавил следующее: «у нас по реестрам подрядных организаций, порядка 100 (сто) организаций, 90% уведомили, 10% нет. То есть когда мы открываем СРО, которое указано, там четко написано прекратило свое действие».

- в отношении ООО «Юнирост» сказано: «что-то свидетельство, которое прилагало организация оно прекратило свое действие. Данная организация является сейчас членом другой СРО».

Таким образом, имеется противоречие между основаниями исключения подрядных организаций из РКПО, заявленными на заседании комиссии по отбору и изложенными в протоколе заседания указанной комиссии в части «прекращение членства в СРО» и «прекращения действия свидетельства», а также основания исключения ООО «Юнирост» «прекращение свидетельства» и «изменение размера обязательств по договорам строительного подряда».

2.Пунктом 3 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к функциям регионального оператора отнесено осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

В силу части 2 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры.

Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области на основании Постановления администрации Липецкой области от 22.10.2013 N 476 «О создании некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области».

Согласно п. 1 ст. 2 и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками; фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

При этом правовое положение регионального оператора установлено ст. 178 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), из которой следует, что региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда субъектом Российской Федерации, деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.7 Устава Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области, утвержденным решением Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области от 07.07.2017 №13, Фонд ведет учет доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности.

В соответствии с пунктом 3.4 доходы могут расходоваться в соответствии с утвержденной Правлением Фонда сметой расходов от приносящей доход деятельности Фонда и могут быть направлены на:

- административно-хозяйственные расходы;

-оплату труда работников;

-оплату услуг по проведению экспертизы;

-возмещение ущерба третьим лицам;

-оплату судебных расходов;

-оплату услуг средств массовой информации.

Таким образом, Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области является хозяйствующим субъектом в понимании пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Исходя из взаимосвязанных положений пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации и пункта 8 Положения N 615 в случае, если предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, то сначала проводится предварительный отбор, по результатам которого органом по ведению реестра формируется реестр квалифицированных подрядных организаций, а затем аукцион по правилам Положения N 615.

Приказом Фонда от 20.02.2017 №26/17 утверждено «Положение о комиссии по осуществлению закупок в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Липецкой области» (далее – Комиссия по закупкам). В функции комиссии входит рассмотрение заявок на участие в электронном аукционе на соответствие установленным требованиям, принятие решения о допуске (об отказе в допуске) участника к участию в электронном аукционе. Приказом Фонда от 20.02.2017 № 158/17 (в редакции от 02.08.2017 № 158/17) утвержден состав комиссии по осуществлению закупок.

Региональным оператором 22.12.2017 размещены извещения о проведении электронных аукционов на предмет «Оказание услуг по осуществлению строительного контроля»:

Комиссией Управления установлено, что региональным оператором 22.12.2017 размещены извещения о проведении электронных аукционов на предмет «Оказание услуг по осуществлению строительного контроля»:

-РТС248Ж170266 Оказание услуг по строительному контролю за выполнением работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Липецкой области: города Грязи, города Липецка, города Усмани, Усманского района (29 МКД),

- РТС248Ж170267 Оказание услуг по строительному контролю за выполнением работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Липецкой области: города Грязи, города Липецка, Добринского района (29 МКД),

- РТС248Ж170268 Оказание услуг по строительному контролю за выполнением работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Липецкой области: города Липецка, города Данкова (32 МКД),

- РТС248Ж170269 Оказание услуг по строительному контролю за выполнением работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Липецкой области: города Липецка, города Чаплыгина, Чаплыгинского района, Добровского района, Лев-Толстовского района (24 МКД),

- РТС248Ж170270 Оказание услуг по строительному контролю за выполнением работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Липецкой области: города Липецка, города Лебедяни, Измалковского района, Краснинского района (31 МКД),

- РТС248Ж170271 Оказание услуг по строительному контролю за выполнением работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Липецкой области: города Липецка, города Ельца, Становлянского района (40 МКД),

- РТС248Ж170272 Оказание услуг по строительному контролю за выполнением работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Липецкой области: города Липецка, города Ельца, Елецкого района, Задонского района, Долгоруковского района, Тербунского района, Хлевенского района (41 МКД),

- РТС248Ж170273 Оказание услуг по строительному контролю за выполнением работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Липецкой области: города Липецка, Липецкого района, Лебедянского района (31 МКД).

Рассмотрение заявок участников указанных аукционов происходило Комиссией по закупкам 24.01.2018, за исключением закупки РТС248Ж170269, от проведения которой заказчик отказался.

На участие в закупках РТС248Ж170266, РТС248Ж170267, РТС248Ж170268, РТС248Ж170270, РТС248Ж170273 были поданы заявки ООО «Адеко», ООО «Стройка 46», ООО «Строй-Сервис», ООО «ЦПИ», ООО «Юнирост», ООО «РСК-Универсал». Участники ООО «Адеко», ООО «Строй-Сервис», ООО «РСК-Универсал» были допущены до участия в аукционе. Участникам ООО «Стройка 46», ООО «Юнирост» отказано в допуске к участию в аукционе по причине недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участниками (предельный размер обязательств участника электронного аукциона не соответствует сведениям, содержащимся в реестре квалифицированных подрядных организаций), ООО «ЦПИ» отказано по причине непредставления документов, подтверждающих полномочия лица, на осуществление действий от имени участника аукциона, согласно протоколам комиссии Фонда от 24.01.2018

На участие в закупках РТС248Ж170271, РТС248Ж170272 были поданы заявки ООО «Адеко», ООО «Стройка 46», ООО «Строй-Сервис», ООО «ЦПИ», ООО «РСК-Универсал». Участники ООО «Адеко», ООО «Строй-Сервис», ООО «РСК-Универсал» были допущены до участия в аукционе, участникам ООО «Стройка 46», ООО «ЦПИ», отказано по вышеуказанным причинам, в тот же день.

25.01.2018 В Липецкое УФАС России поступило 7 жалоб ООО «Стройка 46» на решения Комиссии по закупкам при проведении вышеуказанных аукционов, по результатам рассмотрения которых был установлен необоснованный отказ в допуске к участию в аукционах, что являлось нарушением п. 158 Положения, которым определено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям, кроме случаев, предусмотренных пунктом 157 настоящего Положения, не допускается.

Комиссией Липецкого УФАС России были выданы предписания №1к/18, №2к/18, №3к/18, №4к/18, №5к/18, №6к/18, 7к/18 от 12.02.2018 в срок до 26.02.2018 отменить протоколы рассмотрения заявок на участие в электронных аукционах и рассмотреть заявки участников, поданные на участие в электронном аукционе, в соответствии с требованиями Положения №615.

Следует отметить, заседание комиссии по отбору было инициировано и проведено в период рассмотрения жалоб, поданных на действия комиссии по закупкам.

При этом, как следует из представленной Управлением жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области 15.06.2018 (вх. №3338) переписки, инициатором проведения заседания комиссии по вопросу исключения из РКПО, являлся Фонд после подачи ООО «Стройка 46» жалобы в контролирующий орган, который направил 05.02.2018 посредством электронной почты с электронного адреса «konkurs1@kapremont48.ru» за подписью секретаря комиссии <…> уведомление о проведении заседания комиссии, что подтверждается представленным скриншотом отправленного сообщения и копией уведомления о проведении 08.02.2018 заседания комиссии по вопросу исключения из реестра квалифицированных подрядных организаций по предмету «оказание услуг по осуществлению строительного контроля», ООО «Стройка 46», ООО «Юнирост» и ООО «ЦПИ».

Таким образом, обращение ООО «Стройка 46» с жалобой в контролирующий орган на незаконное ограничение количества участников, явилось основанием для инициирования заседания комиссии по отбору для рассмотрения вопроса о правомерности нахождения в РКПО хозяйствующих субъектов, незаконно отклоненных Фондом 24.01.2018.

При этом, Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области не отказало в проведении данного заседания в период проведения аукционов, в отношении его участников.

27.02.2018 (после заседания Комиссии по отбору 08.02.2018) Комиссия по закупкам повторно рассмотрела заявки ООО «Адеко», ООО «Стройка 46», ООО «Строй-Сервис», «Юнирост», ООО «РСК-Универсал». Участники ООО «Адеко», ООО «Строй-Сервис», ООО «РСК-Универсал» были допущены до участия в аукционе, участникам ООО «Стройка 46», ООО «Юнирост» отказано по причине отсутствия сведений о данных участниках в реестре квалифицированных подрядных организаций.

На участие в закупках РТС248Ж170271, РТС248Ж170272 были поданы заявки ООО «Адеко», ООО «Стройка 46», ООО «Строй-Сервис», ООО «РСК-Универсал». Участники ООО «Адеко», ООО «Строй-Сервис», ООО «РСК-Универсал» были допущены до участия в аукционе, участнику ООО «Стройка 46» отказано по причине отсутствия сведений о данных участниках в реестре квалифицированных подрядных организаций.

Победителями указанных аукционов, согласно протоколам проведения аукционов от 02.03.2018, стали, а именно:

- ООО «Адеко» - РТС248Ж170266, РТС248Ж170270, РТС248Ж170272.

- ООО «Строй-Сервис» - РТС248Ж170268, РТС248Ж170271, РТС248Ж170273.

- ООО «РСК-Универсал» - РТС248Ж170267.

Обозначенные выше действия Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области по исключению из РКПО и Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области по не допуску к участию в аукционах содержат нарушение пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи со следующим.

1. По результатам участия в предварительном отборе № РТС148Ж170002 на право включения сведений в РКПО сведения об ООО «Юнирост», ООО «Стройка 46» и ООО «ЦПИ» были включены в РКПО Липецкой области 19.04.2017 по предмету оказание услуг по осуществлению строительного контроля.

Всего в данном реестре по состоянию на 22.12.2017 (дата опубликования извещений) находились сведения о девяти организациях, помимо вышеперечисленных - ООО «АДЕКО», ООО «Ликвидатор», ООО «АСК», ООО «РСК- УНИВЕРСАЛ», ООО «Строй-Сервис» и ООО «ЛАЙМ ПАРК».

Для рассмотрения дела №11 проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном в соответствии с требованиями части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, а также Приказа ФАС России от 28.04.2010 №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее- Порядок проведения анализа).

По результатам проведенного антимонопольным органом анализа конкурентной среды, установлено следующее:

- временной интервал исследования – с 17.04.2017 по 08.02.2018,

- продуктовые границы товарного рынкапредмет договора, заключаемого с победителями по результатам электронных аукционов, – оказание услуг по осуществлению строительного контроля при проведении капитального ремонта многоквартирных домов средствами, полученными региональным оператором – Фондом капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области, от собственников помещений в многоквартирных домах.

- географические границы товарного рынка - в соответствии с Положением о комиссии, утвержденного приказом Управления от 03.10.2016 № 01-03/151, комиссия создана в целях формирования реестра квалифицированных подрядных организаций Липецкой области, имеющих право принять участие в закупках на территории Липецкой области. Таким образом, географическими границами товарного рынка оказания услуг по строительному контролю за выполнением работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являются границы Липецкой области.

- оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке. За период с 17.04.2017 по 08.02.2018 было проведено 14 электронных аукционов на право заключения договоров на оказание услуг по строительному контролю за выполнением работ по капитальному ремонту в многоквартирных домах Липецкой области. Исключение из РКПО подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг по осуществлению строительного контроля, влечет за собой изменение состояния конкуренции, сокращая число участников аукционов.

По состоянию на 08.02.2018 в РКПО включены 6 организаций, оказывающих услуги по осуществлению строительного контроля -ООО "ЛАЙМ ПАРК", ООО "Строй - Сервис", ООО «РСК - УНИВЕРСАЛ», ООО "АСК", ООО "Ликвидатор", ООО "АДЕКО".

2. В целях уточнения правовых оснований исключения из РКПО сведений об указанных организациях по предмету электронного аукциона «Оказание услуг по осуществлению строительного контроля» с учетом изложенных в протоколе и фактических обстоятельств, а также позиции в части обязанности по уведомлению об изменении наименования СРО (при отсутствии указанных сведения в РКПО) и изменении размера обязательств по договорам строительного подряда, а также письменных пояснений по форме и порядку уведомления о проведении заседания комиссии по вопросу исключения из РКПО со ссылками на нормативно-правовые акты в Управление был направлен запрос о предоставлении информации.

Из представленного ответа управления от 13.03.2018 № 25-346И25-1210 следовало, что правовыми основаниями исключения информации из РКПО ООО «ЦПИ» <…>, ООО «Юнирост» <…>, ООО «Стройка 46» <…> является пп. «б» п. 66 Положения № 615, а именно - прекращение членства подрядной организации в саморегулируемой организации. Информация о подрядной организации, предусмотренная пунктом 63 Положения, исключается из РКПО.

Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам строительства, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) (в редакции до 01.07.2017) было предусмотрено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного СРО свидетельства о допуске к таким работам. Из статей 55.6, ч.6, п.5 ч. 15 ст. 55.8 ГрК РФ следовало, что необходимым условием получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, является членство в СРО.

С 01.07.2017 для выполнения работ по договорам об инженерных изысканиях, подготовке проектной документации, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям свидетельство о допуске не требуется, а необходимо являться членом СРО (Федеральный закон от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). При этом с этой же даты действие свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, было прекращено.

Материалы дела свидетельствуют о неправомерном исключении сведений о вышеуказанных организаций из РКПО на основании следующего.

1) ООО «Стройка 46», на момент заседания комиссии по отбору 08.02.2018, являлось действующим членом СРО-С-124-18122009 <…>, дата вступления 24.08.2017 (протокол №21 от 24.08.2017), текущий статус члена СРО – действующий, согласно представленной выписки реестра членов СРО от 07.02.2018 №42. При этом в период с 16.05.2017 до 24.08.2017 общество действительно прекращало членство в СРО в связи с со сменой СРО.

Вместе с тем при оценке Комиссия Управления исходит из того, что указанный факт временного «разрыва» в членстве в СРО на момент принятия решения комиссии по отбору фактом, свидетельствующим о прекращении членства общества в СРО, не являлся и не мог быть установлен.

2) ООО «ЦПИ» на момент заседания комиссии по отбору 08.02.2018, являлось действующим членом <…> с 07.09.2016. Протокол вступления оформлен актом 34-16 от 07.09.2016. До настоящего времени членство ООО «ЦПИ» не прекращалось, что подтверждается выпиской из реестра членов СРО от 20.02.2018 №248. Организации выдано свидетельство №0551-2016-4823055443-С-026 от 21.09.2016. После смены юридического адреса ООО «ЦПИ» было выдано свидетельство № 0551.1-2016-4823055443-С-026 от 14.06.2017.

Исключение сведений об обществе по основанию, указанному в протоколе №1 от 08.02.2018 не правомерно, так как членство в СРО фактически не прекращалось.

3) ООО «Юнирост» на момент заседания комиссии по отбору 08.02.2018, являлось и является членом <…> с 25.08.2010 (номер протокола при вступлении №39 от 28.05.2010), членство в реестре членов СРО не прекращалось, что подтверждается копией выписки реестра членов саморегулируемой организации от 15.01.2018 №79.

В соответствии с пп. «е» п. 63 Положения №615 начальная (максимальная) цена договора при проведении электронного аукциона, в котором может принять участие подрядная организация, включенная в реестр квалифицированных подрядных организаций, указанная в протоколе комиссии по проведению предварительного отбора, равная предельному размеру обязательств участника предварительного отбора по обязательствам по договорам подряда на подготовку проектной документации, по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым такой участник предварительного отбора, как член саморегулируемой организации, внес взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии с частью 2 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, - в случаях проведения предварительного отбора на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций по предметам электронного аукциона, предусмотренным подпунктами "а" - "д" пункта 8 настоящего Положения (пп. "е" в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2017 N 1092).

В силу п. 8 Положения предварительный отбор подрядных организаций проводится для оказания услуг и (или) выполнения работ по следующим предметам электронного аукциона, а именно пп. «ж» оказание услуг по осуществлению строительного контроля.

При этом, необходимо отметить, что из вышеуказанного подпункта Положения следует, что в реестре квалифицированных подрядных организаций не предусмотрена информация о начальной (максимальной) цене договора при проведении электронного аукциона (в котором может принять участие подрядная организация, включенная в реестр квалифицированных подрядных организаций, указанная в протоколе комиссии по проведению предварительного отбора), равной предельному размеру обязательств участника предварительного отбора по обязательствам по договорам на оказание услуг по строительному контролю за выполнением подрядных работ, в случаях проведения предварительного отбора на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций по предмету электронного аукциона, предусмотренному подпунктом "ж" пункта 8 Положения (в соответствии с которым, предварительный отбор подрядных организаций проводится по предмету электронного аукциона на оказание услуг по осуществлению строительного контроля).

Таким образом, исходя из пп. «е» п. 63 Положения сведения о размере обязательств не вносятся в РКПО осуществляющих оказание услуг строительного контроля пп. «ж» п. 8 Положения.

Аналогичная позиция изложена в ответах Жилищного комитета Санкт- Петербурга исх. 02-28-146/18-0-1 от 07.02.2018 и Управление жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области исх. 0103-130-1/08 от 30.01.2018, представленных в рамках рассмотрения дела указанным заявителем.

Таким образом, исключение комиссией Управления ООО «Юнирост» из РКПО, по вышеуказанным основаниям, является не правомерным.

При этом у ООО «Стройка 46», как подрядной организации, сведения о которой содержатся в РКПО, в соответствии с п.69 Положения отсутствовала обязанность по уведомлению органа по ведению реестра, в случае изменения сведений о СРО. Исходя из требований п. 63 Положения, определяющего содержание реестровой записи, обязанность по уведомлению органа по ведению РКПО о смене СРО в срок не позднее 10 рабочих дней не установлена.

3.Согласно приказу Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области от 19.01.2018 №01-03/7 О внесении изменений в приказ управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области от 04.10.2016г. № 01-03/152 «Об утверждении состава комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Липецкой области», утвержден следующий состав комиссии:

<…> – ведущий специалист отдела внутреннего контроля, председатель Комиссии (по согласованию);

<…> – заместитель начальника отдела информационного обеспечения и организации торгов Фонда капитального ремонта Липецкой области, заместитель председателя Комиссии (по согласованию);

<…> – ведущий специалист отдела информационного обеспечения и организации торгов, секретарь Комиссии (по согласованию);

Члены Комиссии:

<…> – заместитель генерального директора- начальник отдела информационного обеспечения и организации торгов Фонда капитального ремонта Липецкой области (по согласованию);

<…> - начальник отдела мониторинга реализации программ и отчетности управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области;

<…> - главный консультант коммунального отдела управления жилищно- коммунального хозяйства Липецкой области;

<…> - директор ассоциации «Объединение коммунальных компаний» (по согласованию);

<…> – консультант общественной приемной Центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства (по согласованию);

<…> - и.о. заместителя начальника управления- начальник отдела по сохранению культурного наследия управления культуры и туризма области (по согласованию).

На заседании комиссии 08.02.2018 по вопросу исключения из РКПО ООО «Стройка 46», ООО «ЦПИ» и ООО «Юнирост» присутствовали и единогласно голосовали <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>.

Приказом Фонда от 20.02.2017 № 158/17 утвержден состав комиссии по осуществлению закупок. В состав комиссии вносились изменения приказами от 02.08.2017 № 158/17, от 01.02.2018 № 29/18:

Председатель комиссии:

<…> - заместитель начальника отдела информационного обеспечения и организации торгов Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области;

Заместитель председателя комиссии:

<…> – начальник отдела по капитальному ремонту Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области;

Члены комиссии:

<…> - начальник отдела информационного обеспечения и организации торгов Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области;

<…> - начальник отдела внутреннего контроля Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области;

<…> - консультант общественной приемной Центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства (по согласованию);

<…> - консультант отдела по сохранению культурного наследия Управления культуры и туризма Липецкой области;

<…> – главный консультант организационно- финансового отдела Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области.

Секретарь

<…> – ведущий специалист по торгам отдела информационного обеспечения и организации торгов Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области.

Согласно протоколам рассмотрения заявок, на участие в вышеназванных в электронных аукционов от 24.01.2018, рассмотрение осуществлялось следующим составом комиссии <…>, <…>, <…>, <…>

Таким образом, <…> одновременно является председателем комиссии по отбору и членом комиссии по закупкам, <…> одновременно членом комиссии по отбору и членом комиссии по закупкам, <…> одновременно является заместителем председателя комиссии по отбору и председателем комиссии по закупкам, <…> одновременно является секретарем комиссии по отбору и секретарем комиссии по закупкам, что свидетельствует о возможности достижения и реализации антиконкурентного соглашения.

4. В рамках рассмотрения дела на заседании Комиссии Управления выяснялся порядок и периодичность установления (выявления) несоответствия информации, находящейся в РКПО, являющейся основанием для исключения.

Исходя из представленных пояснений в Управлении жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области отсутствует какой-либо регламент порядка и периодичности проверки сведений, указанных в пункте 66 Положения, проверка сведений Управлением не проводится.

При этом факт несоответствия ООО «Стройка 46» и ООО «Юнирост» ООО «ЦПИ» требованиям пункта 66 Положения № 615 установлен именно Фондом (письменные пояснения Управления к заседанию комиссии 20.06.2018), который, как следует из обстоятельств дела, и инициировал процедуру исключения подрядных организаций на фоне проведения аукционов, указанных выше.

Данный вывод подтверждается в том числе тем обстоятельством, что в протоколе 08.02.2018 имеется ссылка на выписку №68 от 14.12.2017, которая была представлена обществом в составе заявок на участие в аукционе региональному оператору.

Комиссией Липецкого УФАС при рассмотрении дела не установлены доказательства уведомления ООО «Адеко», ООО «Строй-Сервис» и ООО «РСК-УНИВЕРСАЛ», допущенных к участию в аукционах Управления, о смене членства в саморегулируемых организациях (о прекращении действия свидетельств СРО на оказание услуг по осуществлению строительного контроля), о чем было заявлено на заседании комиссии по отбору 08.02.2018. При этом орган по ведению реестра, во исполнение достигнутого с Фондом соглашения, бездействовал и не проверил соответствие указанных организаций, а члены комиссии по отбору, состоящие в том числе из работников Управления, единогласно поддержали исключение из реестра сведений о заявителях.

В действиях комиссии по отбору, созданной Управлением, усматривается избирательный подход в установке фактов прекращения свидетельств в отношении заявителей и не установке аналогичных фактов для ООО «Адеко», ООО «Строй-Сервис», ООО «РСК-УНИВЕРСАЛ».

Исключение подрядных организаций из РКПО указанным выше рядом тождественных деяний, направленных на достижение одной цели и объединенных одним умыслом, привело к невозможности ООО «Стройка 46», ООО «ЦПИ», ООО «Юнирост» принимать участие в аукционах, проводимых Фондом, согласно извещений от 22.12.2017, а значит оказывать услуги по осуществлению строительного контроля региональному оператору на территории Липецкой области до проведения очередного предварительного отбора.

При этом ООО «Юнирост» осуществляет деятельность по осуществлению строительного контроля при региональном операторе, которая осуществляется за счет средств фонда капитального ремонта на территории следующих субъектов Российской Федерации - Кировская область, Ханты-Мансийский Автономный округ- Югра АО, Саратовская область, Республика Крым, Рязанская область, Оренбургская область), а ООО «Стройка 46» - Тульская область, Саратовская область, Рязанская область, что подтверждается на сайте электронной площадки ртс-тендер в разделе «615-ПП РФ» - единый реестр договоров.

Проведение публичных процедур, коими являются указанные выше аукционы, подразумевает состязательность хозяйствующих субъектов, необоснованное же сокращение количества участников негативно влияет или может повлиять на состояние конкуренции.

Таким образом, исключение ООО «Стройка 46», ООО «ЦПИ», ООО «Юнирост» из реестра квалифицированных подрядных организаций Управлением жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области при непосредственном участии Фонда, лишило указанных хозяйствующих субъектов возможности принять участие в электронных аукционах, проводимых Фондом капитального ремонта Липецкой области, ввиду отсутствия сведений о них в реестре квалифицированных подрядных организаций, тем самым создав условия для наступления негативных последствий в виде ограничения конкуренции и возможного сокращения числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке оказания услуг по осуществлению строительного контроля при проведении капитального ремонта многоквартирных домов средствами, полученными региональным оператором – Фондом капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области, от собственников помещений в многоквартирных домах.

Такими доказательствами и фактами являются:

- организация и временной интервал рассмотрения на заседании комиссии по отбору вопроса об исключении сведений из РКПО в отношении хозяйствующих субъектов,

- неправомерные основания исключения сведений из РКПО в отношении хозяйствующих субъектов,

- персональный состав комиссий по отбору и по закупкам,

- избирательный подход (не проведение проверки) к установке фактов прекращения свидетельств СРО.

Установив указанные обстоятельства дела, оценив действия лиц, участвующих в рассмотрении дела, на предмет соответствия требованиям законодательства комиссия управления пришла к выводу о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ответчиков по данному делу.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии антиконкурентной системы, в результате действия которой, договоры оказания услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по капитальному ремонту заключались на публичных процедурах с ограниченным количеством участников, что причиняет вред публичным интересам.

Вред публичным правам и интересам, т.е. посягательство на правопорядок в сфере конкуренции, определяется через категории недопущения, ограничения или устранения конкуренции.

Согласно п. 4 ст. 16 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок.

В силу пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Таким образом, Закон о защите конкуренции устанавливает специальные требования к определению соглашения, как волеизъявления субъектов, отличные от содержащихся в Гражданском Кодексе Российской Федерации.

Как разъяснено в пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016 (далее-Обзор), факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок.

Соглашение, достигнутое в устной форме, не может и не должно быть документально подтверждено.

Реализация соглашения, если такие действия приводят или могут привести к недопущению, устранению, ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 05.04.2011 N А13-10558/2008, в тех случаях, когда на соответствующем товарном рынке должна иметь место состязательность хозяйствующих субъектов, создание ограничений не может не оказывать влияние на состояние конкуренции.

Данная правовая позиция запрещает совершать любые действия, следствием которых является ограничение прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров, а также создание неравных (дискриминационных) условий деятельности для субъектов товарного рынка. При этом нормативно установленный запрет в целях предупреждения негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов. Введение ограничения прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров, создание дискриминационных условий деятельности на соответствующем товарном рынке оказывает влияние на состояние конкурентной среды и, соответственно, способно повлечь негативные последствия в виде ограничения, недопущения либо устранения конкуренции.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке, а под дискриминационными условиями – условия доступа на товарный рынок, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами. Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 названной нормы.

Изученные материалы дела свидетельствуют о соглашении, заключенном ответчиками с целью создания преимущественных условий участия в торгах для ООО «Адеко», ООО «Строй-Серис» и «РСК-УНИВЕРСАЛ» и ограничению конкуренции в виде ограничения доступа на торги иным участникам, что запрещено в силу статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Реализация данного соглашения привела к недопущению возникновения конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в указанно сфере, предоставлению преимущественных условий для ООО «Адеко», ООО «Строй-Сервис» и ООО «РСК-УНИВЕРСАЛ» в сфере выполнения указанных работ, созданию возможности для указанных подрядных организаций в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара (работ и услуг) на соответствующих товарных рынках.

Таким образом, комиссия Управления, принимая необоснованное решение об исключении ООО «Стойка 46», ООО «ЦПИ», ООО «Юнирост» из РКПО, создала для иных хозяйствующих субъектов преимущественные условия участия в закупках, что привело или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Материалами подтверждается наличие между Управлением и Фондом соглашения, реализация которого привела к ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке по оказанию услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по капитальному ремонту в многоквартирных домах на территории Липецкой области.

Статьей 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей Закона, в том числе по недопущению действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных

действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Установленный указанной нормой законодательства о защите конкуренции запрет преследует цель предотвращения негативного влияния органов власти на конкурентную среду с помощью административных, властных методов воздействия, в том числе путем соглашения с хозяйствующим субъектом.

В данном случае под товарным рынком следует рассматривать предмет проводимых закупок (торгов), а именно услуги по осуществлению строительного контроля при проведении капитального ремонта многоквартирных домов средствами, полученными региональным оператором – Фондом капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области, от собственников помещений в многоквартирных домах.

На основании вышеизложенного, комиссия Липецкого УФАС России, приходит к выводу, что в что в действиях Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области и Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области имеет место нарушение пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48.1, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать в действиях Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области <…> и Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области <…>, нарушение пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении и реализации соглашения между ними, реализация которого привела (могла привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции за право участия в аукционах и ограничению доступа на рынок по осуществлению строительного контроля при проведении капитального ремонта многоквартирных домов средствами, полученными региональным оператором – Фондом капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области, от собственников помещений в многоквартирных домах, чем были ограничены права и законные интересы иных субъектов – потенциальных участников торгов и созданы необоснованные преимущественные условия предпринимательской деятельности для ООО «Адеко», ООО «Строй-Сервис» и «РСК-УНИВЕРСАЛ».

2.В ходе рассмотрения дела оснований, предусмотренных статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» для его прекращения, не установлено.

3.Выдать Управлению жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, с этой целью надлежит:

- отменить протокол №1 заседания комиссии по проведению предварительного отбора от 08.02.2018;

- внести сведения об ООО «Стройка 46», ООО «Юнирост» и ООО «ЦПИ» в реестр квалифицированных подрядных организаций по осуществлению строительного контроля.

4.Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Липецкой области.

ПРЕДПИСАНИЕ № 11

 

10 сентября 2018 года город Липецк

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – руководитель управления,

Члены Комиссии:

<…> – заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области;

<…> – государственный инспектор отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области,

руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 28 августа 2018 г. по делу № 11 о нарушении Управлением жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области <…> пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Управлению жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области в лице созданной им комиссии по проведению предварительного отбора в течении 10 (десяти) рабочих дней с момента получения настоящего предписания устранить нарушение пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем отмены протокола №1 заседания комиссии по проведению предварительного отбора от 08.02.2018 и внесения сведений об ООО «Стройка 46», ООО «Юнирост» и ООО «ЦПИ» в реестр квалифицированных подрядных организаций по осуществлению строительного контроля.

2.О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган в течении трех дней со дня его выполнения.

 

В соответствии с п. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предписание может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны