Решение б/н Решение по жалобе Орловской региональной общественной органи... от 17 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 236с/18

 

«12» июля 2018 года                                                                                                                      г. Липецк

 

Резолютивная часть решения оглашена 12.07.2018.

Решение в полном объеме изготовлено 17.07.2018.

 

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее – Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России

…,

рассмотрев жалобу Орловской региональной общественной организации «Центр противодействия коррупции «Честные закупки - Честный бизнес» на положения документации об электронном аукционе на поставку изделий медицинского назначения (реестровый номер <...> ) (далее- электронный аукцион),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Липецкого УФАС России 06.07.2018 поступила жалоба Орловской региональной общественной организации «Центр противодействия коррупции «Честные закупки - Честный бизнес» (далее –заявитель) на положения документации об электронном аукционе (заказчик - государственное  учреждение здравоохранения  "Липецкая городская больница скорой медицинской помощи №1").

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст. 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.

Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе «жалобы».

На заседании комиссии велась аудиозапись.

Представитель заявителя по доводам жалобы пояснил, что заказчиком неправомерно применено постановление Правительства Российской Федерации № 102 от 05.02.2015, поскольку указанный в извещении о проведении закупки  код ОКПД2 не входит в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации № 102 от 05.02.2015. Кроме этого, по мнению заявителя, описание объекта закупки по позициям №2,10,15 приведено с нарушением требований Закона о контрактной системе.

Представители заказчика не согласны с жалобой, представили письменные возражения на жалобу.

Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителей сторон, а также проведя внеплановую проверку в соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе и на основании Приказа Липецкого УФАС России от 09.07.2018 №292, Комиссия установила следующее:

Документация об электронном аукционе и извещение о проведении электронного аукциона размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта - 1915590,10 рублей.

На момент размещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок документации об электронном аукционе и извещения о проведении электронного аукциона Закон о контрактной системе действовал в редакции от 29.06.2018.

В извещении о проведении электронного аукциона заказчиком указан код   ОКПД2 32.50.50.000 «Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие».

При этом, извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию, установленную в статье 42 Закона о контрактной системе.

Как следует из положений статьи 42 Закона о контрактной системе, обязанность указывать в извещение об осуществлении закупки код ОКПД2 настоящим Законом не установлена.

Частью  части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе (редакция от 29.06.2018) установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с названной статьей Закона о контрактной системе в сфере закупок постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102) установлены ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и утвержден Перечень таких товаров (далее - Перечень).

Из анализа описания объекта закупки (п. 6.1 документации об электронном аукционе) Комиссией установлено, что закупаемые заказчиком медицинские изделия находятся в Перечне.

В п. 28 документации об электронном, заказчиком установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, а именно:

«28.1 В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 №102 установлено ограничение допуска товара, являющегося объектом закупки настоящего электронного аукциона, происходящего из иностранного государства.

28.2. Участникам электронного аукциона, заявки на участие которых содержат предложения о поставке товаров,  произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке и на условиях, установленных приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»».

Из  положений ст. 14 Закона о контрактной системе следует, что условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, устанавливаются заказчиком в документации в случае их установления Правительством Российской Федерации, а также при условии, что они применяются в отношении проводимой заказчиком закупки.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком правомерно применены постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 №102 и приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155.

 

В жалобе заявителя указано, что заказчиком в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе не приведено обоснование необходимости использования при описании объекта закупки других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Также заявителем оспариваются ряд установленных к товару требований.

По позиции 2 «Маска медицинская»:

1) требование к длине верхний части маски (не менее 19,5 см) и высоте в не расправленном виде (не менее 8 см);

2) по мнению заявителя, заказчиком допущено разночтение при предъявлении требования к количеству слоев – «не менее 3», «трехслойные»;

3) установлено неточное требование воздухопроницаемости – «Обладает хорошей воздухопроницаемостью»;

4) предъявлено неоднозначное требование к материалу – «сммс» и «смс».

По позиции 10:

1) установлено требование, что материал должен быть многослойный, при этом указано, что материал должен состоять из двух внешних слоев спанбонда, по мнению заявителя, данное требование означает, что слоев должно быть 2, тогда не ясно какой из них внешний;

2) установлено неточное требование к прочности – «повышенной плотности».

По позиции 15:

1) установлено неточное требование к материалу – «эластичный», «прочный».

По мнению заявителя, установление указанных требований нарушает принцип обеспечения конкуренции (ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе).

Из части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общего смысла законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие нужд (потребности) заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе (редакция от 29.06.2018), документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:  наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33  настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе (редакция от 29.06.2018) установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).

В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе (редакция от 29.06.2018), документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Как было установлено, описание объекта закупки приведено заказчиком в п 6.1 документации об электронном и содержит перечень изделий медицинского назначения, подлежащих к поставке, а также требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара, в том числе следующие спорные позиции:

 

Наименование

 

2

Маска медицинская анатомическая (трапециевидная). Длина верхний части маски    не менее 19,5 см. Длина нижний части маски (под подбородком)      не менее 11 см. Высота в не расправленном виде не менее 8 см. Заушные резинки 2 шт.  длиной не менее 14 см. Складки встречные не менее 4 шт. Количество слоев не менее 3. Внешний слой: Нетканый материал спанбонд не менее 12 не более 15 г/м2. Внутренний слой: нетканый материал сммс и мелтблаун не менее 15 не более 20 г/м2 и не менее 25 не более 35 г/м2. Внешний слой лицевой: нетканный материал спанбонд или смс не менее 18 не более 25 г/м2. Носовой гибкий  фиксатор не менее 8 см. Дополнительные фиксаторы формы не менее 3 шт. длиной не менее 8 см. Полоска антизапотевания очков не менее 11см. Паропроницаемость    не менее 4,0 мг/см2 х час. Трехслойные. Внешний слой должен быть изготовлен из гидрофобного нетканого материала, для предотвращения попадания биологической жидкости на фильтрующий элемент маски. Должны быть снабжены антибактериальным фильтром, который  изготовлен из 100% полипропилена. Обладает хорошей воздухопроницаемостью, гипоаллергенно.

10

Шапочка-берет хирургическая повышенной плотности с мягкой полимерной резинкой по краю, не содержащей натуральный латекс, которая обеспечивает плотное и комфортное прилегание края шапочки к голове. С двумя защипами для создания удобнойформы. Материал должен быть гипоаллергенным и не должен содержать латекса. Размер: длина головной части не менее 530 мм. Характеристики материала: многослойный, нетканый, воздухопроницаемый материал, состоящий из двух внешних слоев спанбонда.

15

Карман для транспортировки биологического материала с полем для записи, нестерильный  , размером не менее 50х30 см представляет собой покрытие которое обеспечивает защиту содержимого от внешней среды. Карман должен состоять из 2 отделений, одно из отделений должно быть прозрачное и предназначаться для размещения пробирок и контейнеров с биоматериалом, Второе отделение предназначено для возможности вкладывания сопроводительных документов. Должен иметь белое поле для надписей (может маркироваться обычной шариковой ручкой, карандашом или фломастером). Характеристики материала: эластичный прочный и прозрачный материал, нервущийся полиэтилен толщиной не менее 0,070 мм.

 

При рассмотрении жалобы Комиссией установлено, и не опровергается заявителем, что в Российской Федерации отсутствуют технические регламенты, стандарты, регламентирующие требования к закупаемым медицинским изделиям.

Следовательно, довод жалобы о нарушении заказчиком требований п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе не нашел подтверждения.

СанПиНом 2.1.3.2630-10 установлены санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.

Согласно п.15.10 гл. 1 указанного СанПиНа, персонал обеспечивается средствами индивидуальной защиты в необходимом количестве и соответствующих размеров (перчатками, масками, щитками, респираторами, фартуками и пр.) в зависимости от профиля отделения и характера проводимой работы.

Таким образом, предъявление требования по позиции 2 «Маска медицинская» к минимальным размерам медицинских масок является объективной потребностью заказчика и не нарушает требования ст. 33 Закона о контрактной системе.

Также установление требования по позиции 2 «Маска медицинская» к количеству слоев – «не менее 3», не противоречит установленному по данной позиции требованию о поставке трехслойных медицинских масок, поскольку позволяет указать количество слоев-3.

Довод заявителя о том, что по п. 10 «Шапочка-берет хирургическая» установлено неоднозначное требование к количеству слоев не нашел своего подтверждение, поскольку многослойность подразумевает 2 слоя и более.

На рассмотрении жалобы представители заказчика пояснили, что при описании объекта закупки по п. 2 п. 6.1 документации об электронном аукционе заказчиком допущена опечатка относительно наименования материала «сммс» вместо «смс».

При этом, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что запросов на разъяснения положений документации об электронном аукционе от участников закупки относительно наименования рассматриваемого материала заказчику не поступало. Согласно протокола рассмотрения первых частей заявок от 10.07.2018, на участие в электронном аукционе подано 3 заявки, все заявки признаны соответствующими требованиям аукционной документации, участники допущены до участия в электронном аукционе.

Кроме того, заявителем не представлено предусмотренных ст. 105 Закона о контактной системе доказательств, что допущенная опечатка нарушила чьи-либо права и интересы.

Принимая во внимание данное обстоятельство, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что допущенная заказчиком техническая ошибка при описании объекта закупки по п. 2 «Маска медицинская» не может рассматриваться как нарушение требований ст. 33 Закона о контрактной системе.

Относительно установленного требования к воздухопроницаемости масок (позиция 2), к повышенной плотности шапочки-берета хирургической, а также к материалу кармана для транспортировки биологического материала (позиция 15), представители заказчик пояснили, что используемая формулировка «хорошая воздухопроницаемость», «повышенная плотность» «эластичный» «прочный» является общепризнанной. Кроме того, производителями товаров не указываются данные показатели товаров в числовом значении.

Представителем  заявителя доказательств обратного при рассмотрении жалобы не представлено.

Поскольку определяющим фактором при установлении соответствующих требований при описании объекта закупки являются потребности заказчика, заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара при оказании соответствующих услуг.

Более того, указание в документации об электронном аукционе требований к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам объекта закупки прямо предусмотрено Законом о контрактной системе.

Вместе с тем, заявителем не представлено доказательств того, что действия заказчика, по установлению оспариваемых требований к закупаемому товару, являются для заявителя или иных участников закупки непреодолимыми либо создают преимущества другим участникам.

Таким образом, Комиссией установлено, что оспариваемые характеристики по позициям 2,10,15, пункта 6.1 документации об электронном аукционе установлены заказчиком исходя из обоснованных потребностей.

Также в материалы дела представлено 3 заявки участников электронного аукциона, готовых предоставить товар, отвечающий потребностям заказчика.

Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Однако, надлежащих доказательств обоснованности доводов жалобы заявителем не представлено.

В связи с вышеизложенным, Комиссия считает, что установленные заказчиком требования к товару не противоречат требованиям  ст. 33 Закона о контрактной системе (редакция от 29.06.2018).

Руководствуясь ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, административным  регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия 

 

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу Орловской региональной общественной организации «Центр противодействия коррупции «Честные закупки - Честный бизнес» на положения документации об электронном аукционе на поставку изделий медицинского назначения (реестровый номер <...> ) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны