Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «Эко-Планета» на положен... от 17 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №305с/18

 

10 сентября 2018 года город Липецк

 

Резолютивная часть решения объявлена 10.09.2018.

Решение в полном объеме изготовлено 13.09.2018.

 

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее – Комиссия Липецкого УФАС России; Комиссия) в составе:

рассмотрев жалобу ООО «Эко-Планета» на положения конкурсной документации на выполнение работ по разработке проекта зон санитарной охраны на водозаборах №2 «Ельчик», №3 «Нижнесазыкинский», №3а «Верхнесазыкинский» (реестровый номер <...> ) (далее – конкурс, открытый конкурс),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Липецкого УФАС России 03.09.2018 поступила жалоба ООО «Эко-Планета» на положения конкурсной документации.

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.

Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе «жалобы».

На заседании Комиссии велась аудиозапись.

ООО «Эко-Планета», извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, не направило своих представителей для участия в рассмотрении жалобы.

В жалобе ООО «Эко-Планета» указано, что конкурсная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:

1) заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении свидетельства саморегулируемой организации;

2) один из показателей по нестоимостному критерию, установленный в конкурсной документации, не связан с предметом контракта;

3) в пунктах 7, 8.1, 8.2 технического задания конкурсной документации установлено использование программного комплекса для аналитического моделирования в качестве средства достижения ожидаемого результата закупки, в связи с чем, необходимо установить требование о предоставления документов в составе заявки на участие в закупке о праве участника закупки на пользование программным комплексом для моделирования зон санитарной охраны согласно документа «Рекомендации по гидрогеологическим расчётам для определения границ 2 и 3 поясов зон санитарной охраны подземных источников хозяйственного питьевого водоснабжения», ВНИИ «ВОДГЕО», М, 1983, а также свидетельства об опробации такого программного комплекса в уполномоченном органе на предмет соответствия такого программного комплекса упомянутым рекомендациям;

4) в п. 10 технического задания конкурсной документации неправомерно установлено требование о наличии у исполнителя разрешительной документации для проведения работ по разработке проектов зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения (лицензии, свидетельства, сертификаты, иная разрешительная документация);

5) в конкурсной документации в список исходных данных необходимо внести рабочую программу производственного контроля качества питьевой воды, разработанную в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01.

Представитель заказчика с доводами жалобы не согласен, предоставил письменные возражения.

Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами и выслушав мнение представителей сторон, а также проведя внеплановую проверку в соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе и на основании Приказа Липецкого УФАС России от 05.09.2018 №393, Комиссия установила следующее.

Извещение и документация о проведении открытого конкурса (реестровый номер <...> ) размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1066666,67 рублей.

Рассмотрев доводы жалобы, Комиссия признает жалобу необоснованной по следующим основаниям.

1. В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Таким образом, законодательством о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено предоставление свидетельства саморегулируемой организации.

На заседании Комиссии установлено, что требования о предоставление свидетельства саморегулируемой организации конкурсная документация не содержит, таким образом, довод жалобы не нашел своего подтверждения.

 

2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Заказчиком в п. 35 информационной карты конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе:

стоимостной критерий – цена контракта, значимость 60%;

нестоимостные критерии, значимость 40%:

- «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема»;

- «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ»;

- «Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг».

При этом, установлено, что подтверждением опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема служит информация о выполнении работ по разработке проектов зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения и оценка (переоценка) запасов подземных вод.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).

В соответствии с пп. "б" ч. 4 Правил, для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке такой нестоимостной критерий оценки как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Объектом открытого конкурса является разработка проекта зон санитарной охраны на водозаборах №2 «Ельчик», №3 «Нижнесазыкинский», №3а «Верхнесазыкинский».

На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что такой опыт выполнения работ, как оценка (переоценка) запасов подземных вод, имеет сопоставимый характер и объем с задачами, определенными в техническом задании.

Вместе с тем, заявитель не направил своих представителей для участия в рассмотрении жалобы, доказательств обратного заявителем не представлено.

 

3. Довод заявителя о том, что в конкурсной документации необходимо установить требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки документов на пользование программным комплексом для моделирования зон санитарной охраны согласно документа «Рекомендации по гидрогеологическим расчётам для определения границ 2 и 3 поясов зон санитарной охраны подземных источников хозяйственного питьевого водоснабжения», ВНИИ «ВОДГЕО», М, 1983, а также свидетельства об опробации такого программного комплекса в уполномоченном органе на предмет соответствия такого программного комплекса упомянутым рекомендациям, Комиссия Липецкого УФАС России признает необоснованным, поскольку использование обозначенной программы конкурсной документацией не предусмотрено.

 

4. Из содержания жалобы заявителя следует, что в п. 10 технического задания конкурсной документации неправомерно установлено требование о наличии у исполнителя разрешительной документации для проведения работ по разработке проектов зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения (лицензии, свидетельства, сертификаты, иная разрешительная документация), поскольку для закупаемого вида работ не требуется ни наличие свидетельства саморегулируемой организации, ни лицензии.

Вместе с тем, Комиссия Липецкого УФАС России отмечает, что из приведенных положений п.10 технического задания конкурсной документации не следует, что речь идет исключительно о наличии свидетельства саморегулируемой организации или лицензии.

В свою очередь заявитель не направил своих представителей для участия в рассмотрении жалобы, доказательств обратного не представил.

 

5 По доводу жалобы о необходимости внесения в список исходных данных рабочую программу производственного контроля качества питьевой воды, разработанную в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01, представитель заказчика пояснил, что согласно п.9 Технического задания в качестве исходных данных предоставляются анализы качества воды в объеме действующих нормативных документов на воды питьевого качества за последние 10 лет эксплуатации водозаборов. Если данных недостаточно, то согласно п.3 Технического задания, исполнителем работ производится выполнение химических анализов подземных вод скважин водозаборов №2 «Ельчик», №3 «Нижнесазыкинский», №3а «Верхнесазыкинский», при необходимости - природных поверхностных вод, в объёме необходимом для выполнения работ по разработке проекта ЗСО.

Кроме того, требования о предоставлении в качестве исходных данных рабочей программы не содержится в СанПиН 2.1.4.1074-01.

Вместе с тем, заявитель не направил своих представителей для участия в рассмотрении жалобы, доказательств обратного заявителем не представлено.

 

При проведении внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с требованиями ст. 99 Закона о контрактной системе, в действиях заказчика установлены нарушения пп. 1, 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, которые заключаются в следующем.

1. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Согласно пп. "г" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.

В соответствии с пунктом 11 Информационной карты конкурсной документации заказчиком установлено требование, о соответствии участников конкурса требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющейся объектом закупки.

При этом, согласно п. 12 Информационной карты конкурсной документации, документом, подтверждающим соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе является выписка из реестра членов саморегулируемой организации на право выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 47, частью 4 статьи 48 и частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации для выполнения работы по договорам на инженерные изыскания, подготовку проектной документации, на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу требуется членство в саморегулируемой организации соответствующего вида, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47 и частью 4.1 статьи 48, частями 2.1, 2.2 статьи 52 настоящего Кодекса.

Объектом открытого конкурса является разработка проекта зон санитарной охраны на водозаборах №2 «Ельчик», №3 «Нижнесазыкинский», №3а «Верхнесазыкинский».

Проект зоны санитарной охраны (ЗСО) – это документ, который устанавливает границы территории с особым режимом пользования для обеспечения защиты качества подземных вод на срок эксплуатации водозабора.

То есть объект, для которого разрабатывается проект, не относится к объектам капитального строительства.

При таких обстоятельствах, требование к участникам закупке о наличии членства в саморегулируемой организации противоречит требованиям ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Кроме этого п. 12 Информационной карты конкурсной документации содержит требование о предоставлении участниками в качестве подтверждения соответствия требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе документы, подтверждающие квалификацию участника закупки.

Однако, указанное требование законодательством о контрактной системе не предусмотрено.

Вышеуказанные действия заказчика нарушают требования установленные п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.

 

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в п. 9 Информационной карты конкурсной документации, а также п. 4.1 проекта контракта установлено требование о предоставлении исполнителем при исполнении контракта положительного заключения санитарно- эпидемиологической экспертизы ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» и санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по Липецкой области о соответствии проектной документации государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам

Однако, согласно правовой позиции, изложенной в Решении Верховного Суда РФ от 28.12.2010 N ГКПИ10-1298 «О признании частично недействующим абзаца второго пункта 2 Постановления Правительства от 02.12.2009 N 984», проводить санитарно-эпидемиологические экспертизы, а также исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок, необходимые для государственной регистрации, вправе любая организация, аккредитованная в установленном порядке, иных ограничений для предоставления такого рода услуг федеральным законодательством не предусмотрено.

Таким образом, действия заказчика, установившего в конкурсной документации требование о прохождении санитарно-эпидемиологической экспертизы исключительно в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области», нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

Кроме этого, в п. 10 технического задания конкурсной документации установлено требование о наличии у исполнителя положительного опыта разработки, что не соответствует положениям ч. 3 ст.33 Закона о контрактной системе и является нарушением пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

Установленные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14), Комиссия Липецкого УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Эко-Планета» на положения конкурсной документации на выполнение работ по разработке проекта зон санитарной охраны на водозаборах №2 «Ельчик», №3 «Нижнесазыкинский», №3а «Верхнесазыкинский» (реестровый номер <...> ) необоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушения пп. 1, 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 305с/18

 

11» сентября 2018 года г. Липецк

 

Резолютивная часть предписания оглашена 11.09.2018.

Предписание в полном объеме изготовлено 14.09.2018.

 

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее – Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России) в составе:

…,

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Эко-Планета» на положения конкурсной документации на выполнение работ по разработке проекта зон санитарной охраны на водозаборах №2 «Ельчик», №3 «Нижнесазыкинский», №3а «Верхнесазыкинский» (реестровый номер <...> ) (далее – конкурс) и проведения внеплановой проверки по соблюдению требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и на основании решения Комиссии Липецкого УФАС России №305с/18 от 11.09.2018, в соответствии с ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Заказчику - ОГУП «Елецводоканал» в срок до 20.10.2018 при совершении действий по заключению контракта по итогам проведения конкурса, пункт 4.1 проекта контракта, а также п. 10 технического задания (приложение №1 к контракту) привести в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом выводов, содержащихся в решении Комиссии Липецкого УФАС России №305с/18 от 11.09.2018, путем исключения неправомерных требований.

2. В трехдневный срок с момента исполнения настоящего предписания уведомить об этом антимонопольный орган (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания).

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

Примечание: Невыполнение предписания антимонопольного органа влечет наложение административного штрафа в соответствии с КоАП РФ.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны