Постановление б/н Постановление о наложении штрафа по делу об административно... от 14 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 337-Р-18       

 

03 августа 2018 года                                                                                                                       г. Липецк

 

Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2018 года

Постановление в полном объеме изготовлено 03 августа 2018 года

 

Я, заместитель руководителя управления – начальник отдела защиты конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области <…>, рассмотрев дело об административном правонарушении № 337-Р-18, возбужденное в отношении публичного акционерного общества «БИНБАНК» (115172, г.Москва, Котельническая набережная, дом 33, строение 1, этажи 3-6 ИНН 5408117935 ОГРН 1025400001571, дата присвоения ОГРН: 14.11.2002) (далее - ПАО «БИНБАНК») по ч. 6 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителя ПАО «БИНБАНК» - <…>, права, предусмотренные ст. 51 Конституции Российской Федерации и ст. 25.1 КоАП РФ ПАО «БИНБАНК» разъяснены,

 

УСТАНОВИЛ:

        

Сотрудниками Липецкого УФАС России установлено, что 17.11.2017 г. в г. Липецке, на рекламном экране, расположенном на пл. Плеханова, распространяется информация, следующего содержания: «БИНБАНК Вклад 8.5% Для мечты нужны крылья ул. Плеханова, д. 34А ул. Неделина, д. 61 8 800 555 55 75 binbank.ru» (информация мелким шрифтом: «Вклад «Хит сезона». Ставка 8.5% годовых на срок 150 дней и сумму от 50 тыс.руб. до 30 млн.руб., пополнение - в первые 30 календарных дней с даты начала срока вклада. Досрочное расторжение по ставке 5% годовых. Условия действительны на 01.10.17. ПАО «БИНБАНК»).

Согласно п. 1 ст. 3 Закона реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

п. 3 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама должна быть адресована неопределенному кругу лиц. Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Рекламный экран, на котором распространяется рассматриваемая информация, направлен в сторону проезжей части по ул. Плеханова и по ул. Зегеля г. Липецка. Следовательно, информация распространяющаяся на указанном экране адресована, в первую очередь, на автомобилистов.

Таким образом, информация, распространяемая на рекламном экране, расположенном на пл. Плеханова, следующего содержания: «БИНБАНК Вклад 8.5% Для мечты нужны крылья ул. Плеханова, д. 34А ул. Неделина, д. 61 8 800 555 55 75 binbank.ru» (информация мелким шрифтом: «Вклад «Хит сезона». Ставка 8.5% годовых на срок 150 дней и сумму от 50 тыс.руб. до 30 млн.руб., пополнение - в первые 30 календарных дней с даты начала срока вклада. Досрочное расторжение по ставке 5% годовых. Условия действительны на 01.10.17. ПАО «БИНБАНК»), соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Закона о рекламе является рекламной, где объектами рекламирования являются: ПАО «БИНБАНК» и возможность открытия в указанном банке вклада «Хит сезона».

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Целью введения столь значительных ограничений к рекламе финансовых, страховых и иных финансовых услуг, связанных с вложением денежных средств или пользованием ими юридическими и физическими лицами, являются защита данных лиц от злоупотреблений и предотвращение ситуаций, связанных с фактическим введением потребителя в заблуждение.

Финансовые услуги в настоящее время пользуются большим спросом, в первую очередь среди физических лиц, которые намерены выбрать наиболее эффективный и выгодный способ вложения денежных средств либо получения кредита. Поэтому достоверность рекламы и соответствие ее восприятия потребителем фактическому содержанию и качеству услуг имеют существенное значение для защиты экономических прав граждан и организаций и предотвращения недобросовестной конкуренции.

Следует отметить, что анализ положений Закона о рекламе показывает системную связь положений пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе с положениями статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В развитие установленного частью 7 статьи 5 Закона о рекламе запрета статья 28 Закона о рекламе не допускает в рекламе умалчивать о существенных для потребителей условиях оказания финансовых услуг и предписывает сообщать все без исключения условия соответствующих договоров, влияющие на фактические доходы и расходы потребителей, если в рекламе содержится хоть одно из таких условий.

Поскольку распространяемая реклама финансовых услуг направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях оказания финансовых услуг может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

Следует отметить, что рассматриваемая реклама содержит полные условия вклада «Хит сезона». Однако данные сведения указаны мелким шрифтом.

Во многих случаях из рекламных материалов потребители не получают информацию об условиях оказания финансовых услуг в доступной форме и в полном объеме. Очень часто банки используют в рекламе способ доведения информации, при котором информация о привлекательных и выгодных условиях получения кредита или размещения вклада дается большим форматом, а все остальные важные условия, которые являются неотъемлемой частью договоров кредита или вклада и не всегда выгодны для потребителя, предоставляются мелким, неразличимым шрифтом.

Если нечитаемым шрифтом изложены существенные условия оказания услуг, возможно, что решение о выборе той или иной услуги будет принято на основании неполной информации и под влиянием заблуждения о ее преимуществе по сравнению с услугами других организаций, оказывающих аналогичные финансовые услуги.

Сообщение такой информации может создавать у потребителей ожидания, не соответствующие реальным свойствам рекламируемого товара, в том числе финансовых услуг, то есть ввести их в заблуждение. Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие, свидетельствует о недобросовестности такой рекламы (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2009 № 8287/09 по делу № А32-17357/08-59/223-105АЖ).

На основании изложенного информацию об условиях открытия вклада, указанную в рекламе мелким шрифтом, следует признавать фактически отсутствующей, так как она не доведена до потребителя надлежащим образом, что является нарушением требований Закона о рекламе.

При оценке данной рекламы учитываются все особенности размещения рекламы (месторасположение над проезжей частью дороги, ограниченное время считывания информации, размер шрифта, которым написаны существенные условия получения услуги, а также высота расположения рекламной конструкции и пр.), которые лишают возможности потребителей получить полный текст рекламы, делая доступным только основной текст.

Необходимо отметить, что рассматриваемая реклама распространялась над проезжей частью (пересечение улиц Зегеля и Плеханова г. Липецка) на рекламном экране.

Кроме того, согласно Счет-договору № 091 от 23 октября 2017 года, заключенного между ПАО «БИНБАНК» и ИП <…>, спорная реклама размещалась в виде рекламного ролика продолжительностью 7 секунд.

С учетом наличия мелкого шрифта в тексте рассматриваемой рекламы, направленности ее для привлечения внимания автомобилистов и продолжительности трансляции рекламного ролика (7 секунд), можно сделать о том, что полная информация об открытии вклада «Хит Сезона» не доведена до потребителей.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, статьи 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

п. 5 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

 Рекламодателем указанной рекламы является ПАО «БИНБАНК», как лицо, заинтересованное в распространении рекламы.

На основании вышеизложенного, в связи с наличием признаков нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе, следующего содержания: «БИНБАНК Вклад 8.5% Для мечты нужны крылья ул. Плеханова, д. 34А ул. Неделина, д. 61 8 800 555 55 75 binbank.ru» (информация мелким шрифтом: «Вклад «Хит сезона». Ставка 8.5% годовых на срок 150 дней и сумму от 50 тыс.руб. до 30 млн.руб., пополнение - в первые 30 календарных дней с даты начала срока вклада. Досрочное расторжение по ставке 5% годовых. Условия действительны на 01.10.17. ПАО «БИНБАНК»), Липецким УФАС России было возбуждено дело № 1.

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 15.03.2018 по делу № 1 реклама, следующего содержания: «БИНБАНК Вклад 8.5% Для мечты нужны крылья ул. Плеханова, д. 34А ул. Неделина, д. 61 8 800 555 55 75 binbank.ru» (информация мелким шрифтом: «Вклад «Хит сезона». Ставка 8.5% годовых на срок 150 дней и сумму от 50 тыс.руб. до 30 млн.руб., пополнение - в первые 30 календарных дней с даты начала срока вклада. Досрочное расторжение по ставке 5% годовых. Условия действительны на 01.10.17. ПАО «БИНБАНК»), рекламодателем которой является ПАО «БИНБАНК» была признана ненадлежащей, т.к. нарушены часть 7 статьи 5, пункт 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

Частью 4 статьи 38 Закона о рекламе установлено, что нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 6 ст. 14.3 КоАП РФ распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Объектом рассматриваемого правонарушения является установленный порядок управления, в частности, в сфере государственного контроля и надзора.

Объективная  сторона состоит в нарушении установленных рекламным законодательством норм и заключается в том, что ПАО «БИНБАНК» нарушило  часть 7 статьи 5, пункт 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

Субъект – публичное акционерное общество «БИНБАНК» (115172, г.Москва, Котельническая набережная, дом 33, строение 1, этажи 3-6 ИНН 5408117935 ОГРН 1025400001571). Дата присвоения ОГРН: 14.11.2002.

Субъективная сторона выражается в форме вины, так как ПАО «БИНБАНК» должно было знать и соблюдать рекламное законодательство, однако, в ходе осуществления своей деятельности допустило нарушение требований действующего рекламного законодательства. У общества имелась  возможность для соблюдения рекламного законодательства, однако им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению. 

Место совершения административного правонарушения – г.  Липецк.

Время совершения административного правонарушения - 17.11.2017г.

01.08.2018 г. на процедуру составления протокола об административном правонарушении явился представитель ПАО «БИНБАНК» <…>.

В адрес Липецкого УФАС России ПАО «БИНБАНК» о рассмотрении дела об административном правонарушении в день составления протокола об административном правонарушении. Указанное ходатайство было удовлетворено должностным лицом Липецкого УФАС России.

01.08.2018 г. при рассмотрении дела № 337-Р-18 об административном правонарушении, представитель ПАО «БИНБАНК» ходатайствовала о применении в отношении общества статьи 2.9 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В силу ч. ч. 1, 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно п. 4 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Применение положений статьи 2.9 КоАП РФ, и освобождение ПАО «БИНБАНК» от административной ответственности рассмотрено и признано невозможным, ввиду следующего.

Малозначительность административного правонарушения сформулирована законодателем как оценочное понятие, содержание которого конкретизируется правоприменительными органами с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела. Применение положений статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью должностного лица и осуществляется с учетом конкретных обстоятельств дела.

В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ПАО «БИНБАНК» к исполнению своих обязанностей в области соблюдения рекламного законодательства Российской Федерации.

Нарушение требований вышеуказанного законодательства имеет высокую социальную значимость и находится под постоянным особым контролем со стороны государства, в связи с этим данное правонарушение нельзя признать малозначительным.

Частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Учитывая характер совершенного ПАО «БИНБАНК» административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, финансовое состояние общества, руководствуясь ст. 2.9, 3.2, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

Признать публичное акционерное общество «БИНБАНК» (115172, г.Москва, Котельническая набережная, дом 33, строение 1, этажи 3-6 ИНН 5408117935 ОГРН 1025400001571, дата присвоения ОГРН: 14.11.2002) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 14.3 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 (ста пятидесяти тысяч) рублей, с учетом ч. 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 5 ст. 3.5 КоАП  сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме. Сумму штрафа за нарушение антимонопольного законодательства надлежит уплатить  по следующим реквизитам:

УФК по Липецкой области (Липецкое УФАС России л/с № 04461056940);

БИК 044206001

р/с 40101810200000010006 в Отделении Липецк г. Липецка

ИНН 4826018513

КПП 482601001

ОКТМО 42701000

КБК 16111626000016000140

(УИН: 16184080300001312410)

Заверенную копию документа, подтверждающую уплату штрафа, лицо, привлечённое к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по адресу: 398050, г. Липецк, пл. Плеханова, д. 1, каб. 515а. 

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

В соответствии частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении юридического лица, может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны