Решение б/н Решение по жалобе ООО «Л-КОЛЛЕКШН» на действия заказчика – ... от 6 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                         РЕШЕНИЕ

 

 

06 июля 2018 года                                                                                           город Липецк          

 

Резолютивная часть решения объявлена 03 июля 2018 года

Решение в полном объеме изготовлено 06 июля 2018 года                                                                             

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

рассмотрев дело № 4 по признакам нарушения акционерным обществом «Липецкая городская энергетическая компания» (ИНН/ОГРН 4825066916/1094823016617, 398001, г. Липецк, пл. Петра Великого, д. 4А) пунктов 2 и 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании преимущественных условий участия в запросе предложений участнику закупки ООО «Сова», путем допуска участника к участию в запросе предложений, в то время как заявка данного участника не соответствовала требованиям документации заказчика, а также признание указанного участника победителем запроса предложений, в нарушение порядка, предусмотренного действующим законодательством,   

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

20.02.2018 в Липецкое УФАС России поступила жалоба ООО «Л-КОЛЛЕКШН» на действия заказчика – акционерного общества «Липецкая городская энергетическая компания» и его закупочной комиссии при проведении запроса предложений на оказание услуг по взысканию просроченной задолженности (извещение № 31806058680) (далее – запрос предложений).

Комиссией Липецкого УФАС России при рассмотрении указанной жалобы 01.03.2018 были усмотрены признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции), в связи с чем, материалы дела были переданы в отдел антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 39 Закона о защите конкуренции одним из оснований для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Приказом Липецкого УФАС России от 20 марта 2018 года № 90 возбуждено дело и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 22.03.2018 рассмотрение дела № 4 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 10.04.2018.      

Определением от 10.04.2018 рассмотрение дела № 4 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 23.05.2018.

23.05.2018 на заседании Комиссии Управления оглашено заключение об обстоятельствах дела № 4.

Определением от 23.05.2018 рассмотрение дела № 4 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 26.06.2018.

В соответствии со статьей 46 ФЗ «О защите конкуренции» 26.06.2018 Комиссией Управления объявлен перерыв в заседании комиссии до 02.07.2018.

Заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела № 4, рассмотрев представленные письменные пояснения и документы, Комиссией Управления установлены следующие обстоятельства дела.

 В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" 26.01.2018 АО «Липецкая городская энергетическая компания» на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок была размещена документация о проведении запроса предложений на оказание услуг по взысканию просроченной задолженности и извещение (реестровый номер <...> ).

Общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к закупкам установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках). 

В ст. 2 Закона о закупках указано, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Порядок проведения запроса предложений, в соответствии со ст.2 Закона о закупках, установлен Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд акционерного общества «Липецкая городская энергетическая компания» (далее - Положение о закупках).

Согласно Положению о закупках деятельность по непосредственному проведению закупок осуществляет закупочная комиссия заказчика, которая является постоянно действующим органом осуществления закупочной деятельности заказчика.

К функциям закупочной комиссии, согласно п. 4.2.2.1 Положения о закупках относится помимо прочего: формирование закупочной документации, принятие решения о допуске (отказе в допуске) претендентов к участию в процедурах закупки и определение победителя по результатам закупочных процедур.

Согласно приказу генерального директора АО «Липецкая городская энергетическая компания» № 27 от 17.01.2018 был утвержден состав закупочных комиссий заказчика.

02.02.2018 закупочной комиссией АО «Липецкая городская энергетическая компания» осуществлялось вскрытие конвертов с заявками на участие в запросе предложений. Согласно протоколу № 14-1 вскрытия конвертов на участие в запросе предложений от 02.02.2018, на участие в закупке было подано 2 заявки: ООО «Сова» и ООО «Л-КОЛЛЕКШН».  

Согласно протоколу № 14-2 рассмотрения заявок на участие в запросе предложений от 05.02.2018 ООО «Сова» и ООО «Л-КОЛЛЕКШН» были допущены к участию в запросе предложений.

Однако заявка участника закупки ООО «Сова» не соответствовала требованиям документации о проведении запроса предложений, в связи со следующим. 

Согласно подпункту л) пункта 4.2 документации о запросе предложений заявка участника, в числе прочего, должна содержать предложение претендента по предмету запроса предложений по форме установленной приложением № 3 закупочной документации, в том числе с приложением всех требуемых в ней документов, надлежащим образом заполненных, а также, согласно подпункту о) пункта 4.2 документации, опыт выполнения аналогичных услуг – перечень выполненных аналогичных договоров за последние 2 года с приложением копий договоров, отзывов заказчика, согласно приложению № 6 закупочной документации.

В соответствии с пунктом 11.1 документации о проведении запроса предложений комиссия рассматривает заявки на участие в запросе предложений на соответствие требованиям, установленным документацией.   

Согласно подпункту в) пункта 11.3 закупочной документации претенденту отказывается в допуске к участию в запросе предложений в случае несоответствия заявки на участие в запросе предложений требованиям к заявкам или к предложениям претендентов, установленным документацией, в том числе в случае превышения предложения претендента по размеру начальной максимальной цены, установленной документацией о запросе предложений.    

В ходе анализа материалов дела, установлено, что участником закупки ООО «Сова» в нарушение подпункта о) пункта 4.2 закупочной документации в составе заявки был представлен только перечень выполненных аналогичных договоров за последние 2 года без приложения копий указанных договоров. В свою очередь, заявка участника ООО «Л-КОЛЛЕКШН» содержала копии выполненных аналогичных договоров за последние 2 года. 

На рассмотрении дела 10.04.2018 представитель ответчика пояснил, что ООО «Сова» ранее заключались аналогичные договоры с АО «Липецкая городская энергетическая компания», что подтверждается представленными копиями договоров № 481/16 от 17.02.2016 и № 570/16 от 27.02.2017, в связи с тем, что у заказчика имелись сведения об опыте работ ООО «Сова», заявка данного участника была допущена до участия в запросе предложений.   

Однако в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках принципы информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки являются основными принципами закупочной деятельности.

Согласно ч.6 ст.3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Как было указано, заказчиком в закупочной документации установлены определенные требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, в том числе требование о наличии копий аналогичных договоров за последние 2 года. В случае несоответствия заявки участника установленным требованиям, закупочная комиссия должна признать такую заявку несоответствующей требованиям закупочной документации, вследствие чего, участник не может быть допущен до участия в запросе предложений.

При этом, в закупочной документации не содержится указание, что в случае заключения участником ранее аналогичных договоров с АО «Липецкая городская энергетическая компания», представление копий таких договоров не обязательно.

Таким образом, заявка ООО «Сова» не соответствовала требованиям закупочной документации, а именно: не содержала копии выполненных договоров за последние 2 года, следовательно, заявка участника ООО «Сова» подлежала отклонению.   

Также установлено, что в соответствии с протоколом № 14-3 оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений от 05.02.2018, победителем запроса предложений был признан участник закупки ООО «Сова», заявка которого получила максимальную оценку, в том числе и по критерию «Опыт работы оказания услуг по взысканию просроченной задолженности (с указанием количества лет) в виде предоставления копии договоров или актов оказанных услуг».

 

Установив указанные обстоятельства дела, оценив действия лиц, участвующих в рассмотрении дела, на предмет соответствия требованиям законодательства Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ответчика по данному делу в связи со следующим.

 

Согласно п.2 и п.3 ч.1 ст. 17 при проведении запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику запроса предложений или нескольким участникам запроса предложений преимущественных условий участия в запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом, а также нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.  

Указанные нормы направлены на обеспечение действительной состязательности при проведении торгов, на выявление лучшего предложения, что может быть достигнуто прежде всего при отсутствии какой-либо изначальной заинтересованности организатора торгов, либо заказчика (его работников) в определении победителя торгов.

Рассмотренные в рамках дела № 4 действия акционерного общества «Липецкая городская энергетическая компания», выразившиеся в:

- неправомерном допуске участника закупки ООО «Сова» к участию в запросе предложений, что создало преимущественные условия участия в закупке для ООО «Сова»,

- признании ООО «Сова» победителем запроса предложений и заключение с указанным участником контракта, тогда как заявка участника должна была быть отклонена, в связи с несоответствием документации о проведении запроса предложений,

позволяют прийти к выводу, что участник запроса предложений ООО «Сова» был поставлен в преимущественное положение по сравнению с другим участником рассматриваемой закупки.

В рамках рассмотрения дела № 4 был проведен анализ конкуренции на рынке предоставления услуг по взысканию просроченной задолженности, по результатам которого было установлено, что рассматриваемый рынок является открытым для вхождения любого хозяйствующего субъекта, зарегистрированного на территории РФ и за её пределами, то есть данный рынок является конкурентным.  

АО «ЛГЭК» не предприняло каких-либо мер при проведении запроса предложений для создания равных возможностей всем участникам закупки.

Вследствие вышеуказанных обстоятельств, действия АО «ЛГЭК» расцениваются как создание преимущественных условий для деятельности на данном рынке конкретного хозяйствующего субъекта – ООО «Сова».

Кроме того, в ходе рассмотрения дела было установлено, что акционерное общество «Липецкая городская энергетическая компания» ранее заключало договоры на оказание услуг по просроченной задолженности с ООО «Сова» (договор № 481/16 от 17.02.2016, договор № 570/16 от 27.02.2017), что позволяет сделать вывод о заинтересованности заказчика в победе данного участника.  

Таким образом, действия АО «ЛГЭК» привели к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по взысканию просроченной задолженности, поскольку не были созданы равные возможности участия хозяйствующих субъектов в конкурентной борьбе за заключение договора на оказание услуг по взысканию просроченной задолженности.

Из перечисленных выше обстоятельства дела с учетом требований Закона о защите конкуренции следует, что действия АО «Липецкая городская энергетическая компания» по допуску заявки участника ООО «Сова» к участию в запросе предложений, а также признание ООО «Сова» победителем запроса предложений, свидетельствуют о создании участнику закупки ООО «Сова» преимущественных условий участия в запросе предложений, а также признание его победителем в нарушение порядка, предусмотренного действующим законодательством. 

Таким образом, действия АО «Липецкая городская энергетическая компания» по допуску заявки участника ООО «Сова» к участию в запросе предложений, создавшие тем самым преимущественные условия участия в закупке данному участнику, а также признание ООО «Сова» победителем запроса предложений, свидетельствуют о нарушении пунктов 2 и 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. 

Принимая во внимание, что после ознакомления с заключением об обстоятельствах дела № 4 от 23.05.2018 письменных возражений, а также других доказательств, имеющих значение для принятия Комиссией решения по делу, в материалы дела представлено не было, Комиссия пришла к выводу о том, что в рассматриваемых действиях акционерного общества «Липецкая городская энергетическая компания» имеется нарушение пунктов 2 и 3 части 1 статьи 17 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьёй 48.1, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях акционерного общества «Липецкая городская энергетическая компания» (ИНН/ОГРН 4825066916/1094823016617, 398001, г. Липецк, пл. Петра Великого, д. 4А) факт нарушения пунктов 2 и 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании преимущественных условий участия в запросе предложений участнику закупки ООО «Сова», путем допуска участника к участию в запросе предложений, в то время как заявка участника ООО «Сова» не соответствовала требованиям документации заказчика, а также признания указанного участника победителем запроса предложений, в нарушение порядка, предусмотренного действующим законодательством.

2. В ходе рассмотрения дела оснований, предусмотренных статьёй 48 Закона о защите конкуренции для его прекращения, не установлено.

3. Ввиду того, что договор на оказание услуг по взысканию просроченной задолженности заключен и срок действия данного договора заканчивается 28.02.2019 года, предписание не выдавать.

4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны