Решение б/н Решение и предписание по жалобе гражданки от 10 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ №445с/17

 

 

27 декабря 2017 года                                                                                 город Липецк

Резолютивная часть решения объявлена 27 декабря 2017 года.

Решение в полном объеме изготовлено 28 декабря 2017 года.

 

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:

          Заместитель председателя Комиссии: Т.Н. Ролдугина – начальник отдела контроля закупок и торгов;

          Члены Комиссии: Т.С. Рябкова — заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов,

           О.И. Панина – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов,

           в присутствии представителя заказчика: ОКУ «Гидротехнические комплексы» -  <…> (доверенность от 26.12.2017),

          в отсутствие заявителя: гражданки <…> и ее представителей,

           рассмотрев жалобу гражданки <...> на положения документации о проведении электронного аукциона на оказание услуг по предрейсовому медицинскому осмотру водителей учреждения (реестровый номер <...> ) (далее - электронный аукцион),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

  В адрес Липецкого УФАС России 22.12.2017 поступила жалоба гражданки <...> на положения документации о проведении электронного аукциона.  

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями ч.8 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.

Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе «Жалобы».  

На заседании комиссии велась аудиозапись заседания.

В своей жалобе заявитель указывает, что указание заказчиком в описании объекта закупки ссылки на нормы Федерального закона от 10.12.1995 №196–ФЗ «О безопасности дорожного движения», Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 №15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» влечет за собой нарушение лицензионных требований и порядка проведения предрейсовых медицинских осмотров. Более того, заказчик неправомерно установил в аукционной документации требования о наличии у исполнителя услуг лицензии на проведение периодических медицинских осмотров, а не предрейсовых, что не соответствует требованиям ФЗ от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании), ФЗ от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и приказа Приказ Минздрава России от 15.12.2014 N835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров", Закона о контрактной системе.

         Представитель заказчика представил письменное мнение по доводам жалобы заявителя.

  Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами и выслушав мнение представителей заказчика, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее.

          Документация о проведении электронного аукциона на оказание услуг по предрейсовому медицинскому осмотру водителей учреждения и извещение (реестровый номер <...> ) размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru.

  Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по предрейсовому медицинскому осмотру водителей учреждения.

  Согласно статье 65 ФЗ от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий. Видом медицинского освидетельствования, в числе прочего, является освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством (далее – ФЗ №323-ФЗ).

  Пунктом 46 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании установлено, что медицинская деятельность подлежит лицензированию. А медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством является самостоятельным видом работ (услуг), включенным в Приложение (Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность) к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 №291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (вместе с «Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)») (далее- Постановление Правительства №291), и соответственно, подлежит лицензированию.

  Следует отметить, что в соответствии с пунктом 3 вышеуказанного Положения о лицензировании медицинской деятельности, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.   

 Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования установлены Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2013 N121н.

 Согласно пункту 7 указанных Требований, а также перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности), к данной деятельности отнесены медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые).

 Таким образом, на основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 46 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании установлено, что медицинская деятельность, в том числе, по проведению предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров, подлежит обязательному лицензированию.

При этом, в соответствии с п.1 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства №291, настоящее Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково".

 Таким образом, исходя из требований вышеуказанного п.1 Положения о лицензировании медицинской деятельности, получить лицензию на осуществление медицинской деятельности могут:

- медицинские организации,

- иные организации,

- индивидуальные предприниматели, которые намереваются осуществлять медицинскую деятельность, выполняя определенные виды работ и услуг и соответствуют установленным лицензионным требованиям.

Более того, следует отметить, что в соответствии с п.1 ч.1, ч.5 ст.31 Закона о контрактной системе, заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть установлено требование о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Так, согласно аукционной документации, заказчиком установлены требования к участникам закупки: «соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки».

Таким образом, участник рассматриваемой закупки для осуществления предрейсового  медицинского осмотра водителей учреждения должен обладать лицензией на медицинскую деятельность.

 Вместе с тем, в соответствии с п.4 ст.3 Закона о контрактной системе, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

 А в силу части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе, любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.       

       Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя, который является физическим лицом и не может подавать заявку на участие в рассматриваемой закупке и принимать участие в ней.

Более того, согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом, жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Однако, как установлено, заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности довода жалобы, а также доказательств того, каким образом действия заказчика нарушают его права и законные интересы.

Таким образом, на основании вышеизложенного, жалоба заявителя признается необоснованной, а действия заказчика не нарушают и не могут нарушить его права и законные интересы, как участника закупки.

Вместе с тем, при  проведении внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с требованиями ст.99 Закона о контрактной системе, в действиях заказчика установлено нарушение ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе, которое заключается в следующем.

Согласно ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

При этом, в силу ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Как было вышеизложено, пунктом 46 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании установлено, что медицинская деятельность подлежит лицензированию. А медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством является самостоятельным видом работ (услуг), включенным в Приложение (Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность) к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства N291, и соответственно, подлежит лицензированию.

Согласно п.3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

А в соответствии с приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность включает, в том числе, работы (услуги) по: медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым).

        Более того, в соответствии с п.8 Приказа Минздрава России от 15.12.2014 N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров", предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).

         Проанализировав аукционную документацию, Комиссия Липецкого УФАС России выявила, что в п.11 к участникам закупки заказчиком установлены единые требования, в частности: «Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки: необходимо иметь лицензию на проведение периодических медицинских осмотров в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 11 марта 2013 г. N 121н "Об утверждении требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях", Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г.N 291"О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"».

        При этом, как было вышеизложено, объектом закупки является оказание услуг по предрейсовому, а не периодическому медицинскому осмотру.

 Таким образом, заказчиком неправомерно и в нарушение ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на проведение периодических медицинских осмотров.

        По доводу жалобы заявителя относительно неправомерно установленной заказчиком ссылки на нормы Федерального закона от 10.12.1995 №196–ФЗ «О безопасности дорожного движения», Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 №15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», что влечет за собой нарушение лицензионных требований и порядка проведения предрейсовых медицинских осмотров, Комиссия Липецкого УФАС России считает необходимым отметить, что контроль за осуществлением исполнителем лицензионных требований не относится к полномочиям антимонопольного органа.

        Установленное нарушение Закона о контрактной системе содержит признаки состава административного правонарушения.

          Руководствуясь ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Липецкого УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

         1. Признать жалобу гражданки <...>  на положения документации о проведении электронного аукциона на оказание услуг по предрейсовому медицинскому осмотру водителей учреждения (реестровый номер <...> ) необоснованной.   

         2. В действиях заказчика установлены нарушения ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе.

         3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

         4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.        

                   Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ по делу №445с/17

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ

 

27 декабря 2017 года                                                                              г. Липецк

  

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:

     Заместитель председателя Комиссии: Т.Н. Ролдугина,

           Члены Комиссии: Т.С. Рябкова, О.И. Панина,

по результатам рассмотрения жалобы гражданки <…> и проведения внеплановой проверки по соблюдению Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) и на основании решения №445с/17 от 27.12.2017, в соответствии с ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

         1. Единой комиссии заказчика — ОКУ «Гидротехнические комплексы» отменить протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.12.2017 №0346200014917000106-1, принятый в ходе осуществления закупки способом электронного аукциона на оказание услуг по предрейсовому медицинскому осмотру водителей учреждения (реестровый номер <...> ),  в срок до 15.01.2018.

          2. Заказчику — ОКУ «Гидротехнические комплексы», в срок до 15.01.2018:

- внести изменения в документацию об электронном аукционе на оказание услуг по предрейсовому медицинскому осмотру водителей учреждения (реестровый номер <...> ) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения Комиссии Липецкого УФАС России по делу №445с/17 от 27.12.2017,

- продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе,

- разместить на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и электронной площадке информацию об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.12.2017 №0346200014917000106-1, и о внесении изменений в документацию об электронном аукционе.

         3. Оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк - АСТ», в срок до 15.01.2018:

         - обеспечить техническую возможность отмены единой комиссией заказчика протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.12.2017 №0346200014917000106-1;

- обеспечить продление срока подачи заявок на участие в электронном аукционе на оказание услуг по предрейсовому медицинскому осмотру водителей учреждения (реестровый номер <...> );

- разместить на электронной площадке информацию об отмене  протокола, указанного в п.1предписания и о новом сроке подачи заявок;  

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе, об отмене протокола, указанного в п.1 предписания;

- обеспечить участникам электронного аукциона, ранее подавшим свои заявки на участие в электронном аукционе, возможность отозвать их, либо внести соответствующие изменения и дополнения;

          - обеспечить техническую возможность размещения заказчиком изменений в документацию об электронном аукционе на оказание услуг по предрейсовому медицинскому осмотру водителей учреждения (реестровый номер <...> );

- совершить в пределах своих полномочий все действия, предусмотренные Законом о контрактной системе при исполнении предписания.

         4. В трехдневный срок с момента исполнения настоящего предписания уведомить об этом антимонопольный орган (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания).

         Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

Примечание: Невыполнение предписания антимонопольного органа влечет наложение административного штрафа в соответствии с КоАП РФ.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны