Решение б/н Решение и предписание по заявлениям от ИП <…> (далее – ИП <.... от 5 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

город Липецк

 

Резолютивная часть решения оглашена «14» августа 2018 года

В полном объеме решение изготовлено «28» августа 2018 года

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства:

рассмотрев дело № 7 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях АО «Липецкая городская энергетическая компания» (398001, г. Липецк, пл. Петра Великого, д.4-а),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Липецкого УФАС России поступили заявления от ИП <…> (далее – ИП <...>), ОАО «Автоколонна «1498», ООО «Липецкие бани» и ООО «МФ САТУРН» на неправомерные действия АО «Липецкая городская энергетическая компания», по исполнению возложенных законодательством на данную организацию обязанностей по ежегодному проведению проверок приборов учета потребителей, предварительному уведомлению по их проведению, ненадлежащему составлению актов проверок и расчетов объемов электроэнергии по ним.

С целью объективного и всестороннего рассмотрения данного заявления Липецким УФАС России была получена необходимая информация и документы, в результате анализа которых установлено следующее.

В соответствии с п.9 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства российской федерации от 04.05.2012г. №442 (далее – Основных положений), Гарантирующий поставщик обязан: заключать в соответствии с разделом III настоящего документа договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика; в порядке, установленном в разделе III настоящего документа, определять по итогам каждого расчетного периода объемы продажи электрической энергии (мощности) по договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках с потребителями, энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями и (или) с указанным в настоящем абзаце гарантирующим поставщиком, в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, в которых также расположены точки поставки производителей электрической энергии (мощности), в которых в соответствии с указанными договорами исполняются обязательства по поставке электрической энергии (мощности) такими производителями, и по договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии, заключенным производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках с сетевыми организациями в отношении объектов электросетевого хозяйства, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, в которых также расположены точки поставки производителей электрической энергии (мощности), в которых в соответствии с указанными договорами исполняются обязательства по поставке электрической энергии (мощности) такими производителями, а также осуществлять в отношении таких энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства продажу электрической энергии (мощности) в объеме, не обеспеченном продажей по указанным договорам; надлежащим образом исполнять обязательства перед потребителями (покупателями), поставщиками электрической энергии (мощности) на оптовом рынке и на розничных рынках, сетевыми организациями, системным оператором и субъектами оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, организациями коммерческой инфраструктуры оптового рынка.

Расчеты за электрическую энергию (мощность) по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) осуществляются с учетом того, что: стоимость электрической энергии (мощности) по договору энергоснабжения включает стоимость объема покупки электрической энергии (мощности), стоимость услуг по передаче электрической энергии, сбытовую надбавку, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям; стоимость электрической энергии (мощности) по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) включает стоимость объема покупки электрической энергии (мощности), сбытовую надбавку, стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и не включает стоимость услуг по передаче электрической энергии.

Стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного бездоговорного потребления электрической энергии (далее - стоимость объема бездоговорного потребления) рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом X настоящего документа.

Согласно п.136 и п.137 основных положений Определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных: с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета; при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных настоящим документом и приложением N 3. Под измерительным комплексом для целей настоящего документа понимается совокупность приборов учета и измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме, через которые такие приборы учета установлены (подключены) (далее - измерительные трансформаторы), предназначенная для измерения объемов электрической энергии (мощности) в одной точке поставки. Под системой учета для целей настоящего документа понимается совокупность измерительных комплексов, связующих и вычислительных компонентов, устройств сбора и передачи данных, программных средств, предназначенная для измерения, хранения, удаленного сбора и передачи показаний приборов учета по одной и более точек поставки. Под интегральным прибором учета для целей настоящего документа понимается прибор учета, обеспечивающий учет электрической энергии суммарно по состоянию на определенный момент времени.

Приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).

Согласно п. 145 Основных положений обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно. При этом обязанность по обеспечению оснащения приборами учета объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации в точках их присоединения к объектам электросетевого хозяйства другой сетевой организации, если иное не установлено соглашением между такими сетевыми организациями, возлагается на ту сетевую организацию, центры питания которой в данной точке присоединения имеют более низкий класс напряжения, а при равенстве классов напряжения центров питания в точке присоединения - на сетевую организацию, в объекты электросетевого хозяйства которой за год до планируемой даты установки приборов учета преимущественно осуществлялся переток электрической энергии. Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

Согласно п. 167 Основных положений субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.

Так же согласно п. 172 Основных положений проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией. Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка должна проводиться не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки. Соглашением между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) может быть определено, что проверка расчетных приборов учета осуществляется гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в отношении всех или части точек поставки. В случае если в отношении каких-либо точек поставки сетевой организацией не были проведены проверки расчетных приборов учета в соответствии с планом-графиком, указанным в пункте 173 настоящего документа, а также если в отношении каких-либо точек поставки за прошедшие 12 месяцев сетевой организацией не были проведены проверки приборов учета, то проверки приборов учета в отношении соответствующих точек поставки вправе провести гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), который в отношении таких точек поставки осуществляет продажу электрической энергии. В указанных случаях гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) осуществляет проверки приборов учета в порядке, аналогичном установленному в настоящем разделе порядку для их проведения сетевой организацией.

Согласно п. 177 Основных положений в случае если для проведения проверки приборов учета сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя (объекту по производству электрической энергии (мощности)), то сетевая организация за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомляет потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях ее недопуска к расчетным приборам учета. При несогласии потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) с предложенными датой и (или) временем проведения проверки этот потребитель (производитель электрической энергии (мощности) на розничном рынке) направляет сетевой организации предложение об иных дате и (или) времени, после чего стороны обязаны согласовать иные дату и (или) время. В случае недопуска потребителем (производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке) сетевой организации к расчетным приборам учета в согласованные дату и время сетевая организация повторно направляет потребителю (производителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке) уведомление с указанием даты и времени проведения проверки расчетных приборов учета, а также информацию о последствиях ее недопуска к таким приборам учета. Для проведения проверки приборов учета, установленных в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, такая сетевая организация приглашает лицо, к энергопринимающим устройствам и объектам электроэнергетики которого непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)).

В соответствии с п. 2 Основными положениями, безучетное потребление - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

В рамках рассмотрения дела №7 Липецким УФАС России установлено, что АО «ЛГЭК» не исполняло своих обязательств, определенных в п. 172-174, п. 177, п.193-196 Основных положений, а именно.

  1. Не осуществляло ежегодных проверок приборов учета электроэнергии на объектах потребителей (в результате неисполнения данной обязанности потребитель не был уведомлен о приближающемся истечении срока поверки, факт истечения межповерочного интервала был установлен спустя длительное время с момента его истечения, что привело к осуществлению расчета сетевой организацией за большой промежуток времени).

    Пункт 173 гласит, что проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке. Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного сетевой организацией и согласованного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в порядке, указанном в пункте 174 настоящего документа. В плане-графике проведения проверок расчетных приборов учета должны быть указаны точки поставки электрической энергии, в отношении которых проводится проверка, дата и время проведения проверки с учетом режима работы объекта и форма проверки. Основанием для проведения внеплановой проверки приборов учета является: полученное от гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего точки поставки, расположенные в границах объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, заявление о необходимости проведения внеплановой проверки приборов учета в отношении обслуживаемых им точек поставки, но не более чем 10 процентов точек поставки, планируемых сетевой организацией к проверке в соответствии с указанным планом-графиком в этом же расчетном периоде; полученное от потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)) которого непосредственно или опосредованно присоединены к сетевой организации, заявление о необходимости проведения внеплановой проверки в отношении его точек поставки; выявление факта нарушения сохранности пломб и (или) знаков визуального контроля при проведении осмотра состояния расчетного прибора учета перед его демонтажем, осуществляемым в порядке, установленном настоящим разделом.

    Последние проверки у потребителей проводились: ИП <...> в 2014г., ОАО «Автоколонна №1498» 06.09.2011г., ООО «МФ САТУРН» 27.03.2017г., ООО «Липецкие бани» 01.06.2015г.

  2. АО «ЛГЭК» проводило проверки приборов учета электроэнергии, установленных на объектах заявителей, без предварительного уведомления заявителей (с нарушением порядка, определенного п. 177 Основных положений) (в результате данного нарушения не соблюден порядок проведения проверок, установленный действующим законодательством: потребитель, не зная о проведении проверки, не смог обеспечить присутствие надлежащих представителей либо предложить иную дату и время проверки).

    Согласно п. 177 в целях информирования собственника прибора учета о необходимости своевременного проведения очередной поверки прибора учета, измерительных трансформаторов сетевая организация при проведении проверки учета уведомляет собственника такого прибора учета о необходимости своевременного проведения очередной поверки прибора учета, измерительных трансформаторов путём соответствующего указания в акте проверки прибора учета. Такое уведомление должно быть сделано, если до проведения очередной проверки прибора учета осталось менее и 1 календарного года, и проведение поверки прибора учета до наступления срока проведения очередной проверки не планируется.

    Доказательств, подтверждающих надлежащее уведомление ИП <...> о предстоящей проверке и необходимости направления своего представителя для участия в проведении проверки работы прибора учета, удостоверения соответствующих фактов и дачи объяснений, со стороны АО «ЛГЭК» не представлено.

    Доказательств, подтверждающих надлежащее уведомление ОАО «Автоколонна №1498» о предстоящей проверке и необходимости направления своего представителя для участия в проведении проверки работы прибора учета, удостоверения соответствующих фактов и дачи объяснений, со стороны АО «ЛГЭК» не представлено.

    В акте № Н185/17 о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии от 06.12.2017 г. составленном в отношении ООО «Липецкие бани» отсутствуют документальные доказательства, свидетельствующие о наличии у лица, указанного в акте как представителя ООО «Липецкие бани», соответствующих полномочий на представление интересов данного общества при проведении соответствующей проверки и составления акта по ее итогам, со стороны АО «ЛГЭК» также не представлено. Также акт о неучтенном потреблении электроэнергии составлен в отсутствии 2 незаинтересованных лиц, при этом материалы фотосъемки, видеозаписи, в нарушение п.193 Основных положений, не были переданы АО «ЛГЭК» вместе с актом о неучтенном потреблении в адрес ООО «ГЭСК». Документов, опровергающих данные обстоятельства, АО «ЛГЭК» не представило. Доказательств, подтверждающих надлежащее уведомление ООО «Липецкие бани» о предстоящей проверке и необходимости направления своего представителя для участия в проведении проверки работы прибора учета, удостоверения соответствующих фактов и дачи объяснений, со стороны АО «ЛГЭК» не представлено.

    Акт № СГЭ-БУ-18-008 от 25.01.2018 г. был составлен в отсутствии потребителя от ООО «МФ САТУРН» или его законного представителя, что подтверждается самим актом. Начальник цеха <…>, указанный в акте в качестве представителя, таковым не является и не был уполномочен ООО «МФ «САТУРН» принимать участие в составлении данного акта. Более того, на видеозаписи, производимой сотрудниками АО «ЛГЭК», зафиксировано, что уведомление вручается неизвестному лицу уже после того, как работники АО «ЛГЭК» приступили к проверке прибора учета электроэнергии. По результатам проверки сотрудниками АО «ЛГЭК» был составлен Акт №СГЭ-БУ-18-009 от 25.01.2018 г. о безучетном потреблении электроэнергии в отношении ООО «МФ «САТУРН».

  3. В действиях АО «ЛГЭК» так же признается неправомерное установление факта безучетного потребления электроэнергии на объектах потребителей.

    Так в ходе рассмотрения материалов, предоставленных по запросу в Липецкое УФАС России (по заявлению ИП <...>), было установлено, что пломбы, установленные ранее представителями АО «ЛГЭК», не нарушены ни на приборе учета, ни на дверцах шкафа учета электроэнергии, исключающего доступ к прибору учета. Нарушение указанных пломб в Акте №СГЭ-БУ-17-054 о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии от 30.10.2017г. не зафиксировано и не определен способ безучетного потребления электрической энергии.

    В соответствии с актом о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии от 18.08.2015 №Н180/15 АО «ЛГЭК» в отношении ОАО «Автоколонна №1498» не выявлено фактов вмешательства в работу прибора учета (системы учета) и нарушения повреждения) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), со стороны специалистов ОАО «Автоколонна №1498». При этом пломбы на приборе учета электрической энергии не нарушены, пломбы на трансформаторах тока не нарушены. АО «ЛГЭК» в Акте о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии от 18.08.2015 №Н180/15 не указало факт совершения потребителем иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности). Указание в акте «Эл. Учет проверен прибором «Энергомгонитор 3.3» №153. Погрешность системы учета составила – 52,64%», не свидетельствует о несоблюдении ОАО «Автоколонна №1498» установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а только выявляет неисправность прибора учета на момент проведения проверки, кроме того в данном акте не был определен способ безучетного потребления электрической энергии.

    Прибор учета тип Smart NP 73 L 3-5-2, заводской №03497527 был установлен сотрудниками АО «ЛГЭК» в ООО «МФ САТУРН», принят и опломбирован 25.11.2014 г., о чем был составлен акт № б/н от 25.11.2014 г. Указанный акт не содержит сведений о пломбе госповерителя и сведений о пломбе завода изготовителя, о наличии каких-либо номеров на внешней и внутренней стороне пломбы завода изготовителя и их совпадении при сравнении. Сверку на предмет соответствия информации на пломбе завода изготовителя с обеих сторон возможно провести только при сопоставлении указанной информации с информацией, содержащейся в паспорте прибора учета, который у потребителя отсутствует в связи с тем, что указанный прибор учета принадлежит сетевой организации и потребителем не приобретался. Отсутствие в акте сведений о том, каким образом нарушена пломба госповерителя.

  4. Не правомерно начисляло заявителям объемы потери электрической энергии, результатом чего явилось ущемление интересов потребителей.

    Согласно п. 194 Основных положений расчет объема безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии (мощности) осуществляется сетевой организацией в соответствии с пунктами 195 или 196 настоящего документа соответственно в течение 2 рабочих дней со дня составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии на основании материалов проверки (акта о неучтенном потреблении электрической энергии, акта предыдущей проверки приборов учета), а также на основании документов, представленных потребителем, осуществляющим безучетное потребление (обслуживающим его гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией)), или лицом, осуществляющим бездоговорное потребление электрической энергии. Расчет объема безучетного потребления электрической энергии (мощности) направляется сетевой организацией гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающему потребителя, осуществляющего безучетное потребление, вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии в срок, установленный пунктом 192 настоящего документа.

    Согласно п. 195 основных положений в отношении потребителя, при осуществлении расчетов за электрическую энергию с которым используется ставка за мощность, помимо объема безучетного потребления электрической энергии также определяется величина мощности, приобретаемой по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности), и величина мощности, оплачиваемой в части услуг по передаче электрической энергии, исходя из почасовых объемов потребления электрической энергии, определяемых в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 приложения N 3 к настоящему документу. Объем безучетного потребления электрической энергии (мощности) определяется с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, то определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с настоящим документом) до даты выявления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии. Стоимость электрической энергии в определенном в соответствии с настоящим пунктом объеме безучетного потребления включается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в выставляемый потребителю (покупателю) счет на оплату стоимости электрической энергии (мощности), приобретенной по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности), за тот расчетный период, в котором был выявлен факт безучетного потребления и составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии. Указанный счет также должен содержать расчет объема и стоимости безучетного потребления. Потребитель (покупатель) обязан оплатить указанный счет в срок, определенный в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности). С даты составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии объем потребления электрической энергии (мощности) и объем оказанных услуг по передаче электрической энергии определяются в порядке, предусмотренном требованиями пункта 166 настоящего документа к расчету объемов потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии для случая непредоставления показаний прибора учета в установленные сроки начиная с 3-го расчетного периода.

    АО «ЛГЭК» производит расчет безучетного потребления по максимальной мощности 24 часа в сутки. Вместе с тем договорный режим отпуска электроэнергии может содержать условия, регламентирующие дневной, недельный, месячный, годовой режим отпуска в меньшем объеме, чем 24 часа в сутки.

    Эти условия договора должны применяться при расчете безучетного потребления в приоритетном порядке по отношению к порядку расчета безучетного потребления, определённого Основными положениями.

    АО «ЛГЭК» считает, что прибор учета ОАО «Автоколонна №1498» вышел из строя с момента последней проверки. В подтверждение своих доводов общество указывает на увеличение электропотребления после установки нового прибора учета (16.10.2015г.) на 41%. Данные доводы являются не состоятельными, поскольку при проведении последней проверки у АО «ЛГЭК» претензий к работе прибора учета электроэнергии не возникло, показания прибора учета передавались потребителем гарантирующему поставщику (ООО «ГЭСК») и использовались при расчетах за электроэнергию. Каких-либо вопросов к объему потребления ОАО «Автоколонна №1498» ни у ООО «ГЭСК», ни у АО «ЛГЭК» в указанный период также не возникало.

    При этом электропотребление ОАО «Автоколонна №1498» в 2012, 2013, 2014 годах осуществлялось на одном уровне (115 135кВт*ч, 105 835 кВт*ч, 116 524 кВт*ч), а за 7 месяцев 2015г. электропотребление составило 90 400 кВт*ч.

    В договоре энергоснабжения, заключенного между ОАО «Автоколонна №1498» и ООО «ГЭСК», стороны согласовали количество часов работы токоприемников, расположенных на объекте потребителя в количестве 1241 часов в год (74 460кВт*ч/60кВт).

    В договоре энергоснабжения, заключенном между ИП <...> и ООО «ГЭСК», стороны согласовали количество часов работы токоприемников, расположенных на объекте потребителя в количестве 1 873 часов в год (93 650кВт*ч/50кВт).

    В договоре энергоснабжения, заключенного между ООО «МФ САТУРН» и ООО «ГЭСК», стороны согласовали количество часов работы токоприемников, расположенных на объекте потребителя в количестве 330 часов в год (49 525кВт*ч/150кВт).

    Согласовав количество часов работы токоприемников, АО «ЛГЭК» должно подчиниться условиям, определенным договором энергоснабжения.

    В этой связи отступление сетевой организацией от согласованного порядка, при этом в значительной мере ухудшающее положение более слабой и зависимой стороны в правоотношении, - потребителя, - очевидно не соответствует ни стабильности и определенности его статуса, ни основными принципами гражданского и публичного права. Подобная позиция заявителя направлена на злоупотребление правом, запрещенное законом (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

    Определение в формуле (пункт 1 приложения №3 к Основным положениям) показателя «Т» как количества часов в периоде времени, в течении которого осуществлялось безучетное потребление, не свидетельствует о том, что при расчете величины безучетного потребления следует игнорировать количество часов работы токоприемников, то есть фактически не принимать во внимание действительное количество времени потребления электрической энергии.

    В силу ч.1 ст.442 Гражданского кодекса РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

    Таким образом, договор также является регулятивным правовым актом и моделирует договорные правоотношения.

    Кроме того, из п.84 Основных положений прямо следует, что стоимость объема безучетного потребления рассчитывается с учетом условий договора.

    Основными положениями в целом предусмотрена возможность определения безучетного потребления договорным способом (то есть допускается диспозитивное правило) и не содержится императивного предписания применять при расчетах по формуле только 24 часа; следует также учитывать специфику такого технологического процесса как энергоснабжение: абонент должен располагать повышенными гарантиями при определении объемов безучетного потребления, поскольку в каждом конкретном случае потребление электроэнергии может происходить менее 24 часов в сутки.

    В этой связи, учитывая, что при заключении договора стороны не отступили от нормы, предусмотрев в целом индивидуальное, но укладывающееся в правовое регулирование условие, то после заключения договора стороны должны соблюдать договорное условие так же, как и императивную норму.

    В рассматриваемом случае следование такому порядку необходимо для соблюдения прав более слабой и зависимой стороны – абонента. Основными положениями предусмотрено (пункты 194, 195), что общее количество времени, в течении которого может осуществляться безучетное потребление, может составлять не более 8760 часов, однако данная норма не может быть истолкована как исключающая возможность определения безучетного потребления в течение меньшего количества часов: приведенной нормой установлен лишь предельный лимит количества часов.

    В данном случае имело место фактическое ущемление интересов ИП <...> И.Н., ОАО «Автоколонна №1498», ООО «Липецкие бани», ООО «МФ Сатурн», так как в случае принятия АО «ЛГЭК» вышеприведенных актов, составленных в отношении указанных потребителей, и начисления по ним платы за потребленную электрическую энергию, возникшая в связи с этими задолженностью могла явится причиной введения ограничения режима потребления электрической энергии.

    В рамках данного дела были рассмотрены обращения потребителей электрической энергии, которые были не согласны с действиями сетевой организации по указанным обстоятельствам, причем связанным не только с нарушениями законодательства в части составления актов проверки и расчетов по ним, но также с не осуществлением ежегодных проверок приборов учёта потребителей, проведением проверок без предварительного уведомления последних.

    В ходе рассмотрения материалов, предоставленных по запросу в Липецкое УФАС России (по заявлению ИП <...>), было установлено, что в отношении нежилого помещения ИП <...> представителями АО «ЛГЭК» составлен Акт №СГЭ-БУ-17-054 о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии от 30.10.2017г. в связи с тем, что на приборе учета электроэнергии повреждена пломба (знак) визуального контроля завода изготовителя и пломбы госповерителя. Согласно пояснениям АО «ЛГЭК» от 12.02.2018г. №429 такой вывод был сделан на основе того, что прибор учета 2005 года выпуска, а на оттиске пломбы госповерителя стоит шифр Липецкого ЦСМ.

    Однако, при допуске прибора учета электрической энергии в эксплуатацию на объекте ИП <...> вопросов о том, что на оттиске пломбы госповерителя стоит шифр Липецкого ЦСМ, у представителей АО «ЛГЭК» не возникало. Предыдущая проверка прибора учета осуществлялась АО «ЛГЭК» 29.10.2014г.

    Неправомерные действия АО «ЛГЭК» по составлению в отношении ИП <...> Акта №СГЭ-БУ-17-054 о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии от 30.10.2017г. и расчету объема неучтенного (безучетного) потребления электроэнергии на основании этого акта, могут привести к ущемлению интересов <...> в сфере предпринимательской деятельности.

    В ходе рассмотрения материалов, предоставленных по запросу в Липецкое УФАС России (по заявлению ОАО «Автоколонна «1498»), было установлено, что 18.08.2015 АО «ЛГЭК» составлен акт контрольной проверки прибора учета №335978, в результате которого установлено, что эл. учет проверен прибором энергомонитор 3.3№153, погрешность системы учета составила 052,64. Дано предписание: заменить эл. счетчик на электронный классом точности 1 и выше, установить трансформаторы тока типа ТТИ (400 х 5), заменить провода вторичных цепей. Акт контрольной проверки прибора учета подписан потребителем. Второй экземпляр акта получен потребителем.

    18.08.2015 АО «ЛГЭК» составлен акт о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии №Н180/15 согласно которого эл. учет проверен прибором энергомонитор 3.3№153, погрешность системы учета составила – 52, 64%. Данный акт был подписан представителем потребителя (Щедриным А.Ю.) без каких-либо замечаний.

    Предписание, выданное АО «ЛГЭК» на основании акта контрольной проверки прибора учета №335978 ОАО «Автоколонна №1498» выполнило в полном объеме, о чем составлен акт №000022 от 16.10.2015г, в котором указано, что эл. учет проверен и опломбирован.

    В соответствии с актом о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии от 18.08.2015 №Н180/15 АО «ЛГЭК» не выявлено фактов вмешательства в работу прибора учета (системы учета) и нарушения повреждения) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), со стороны специалистов ОАО «Автоколонна №1498». При этом пломбы на приборе учета электрической энергии не нарушены, пломбы на трансформаторах тока не нарушены.

    Неисправность в системе учета была выявлена АО «ЛГЭК» 18.08.2015, но уже в Акте контрольной проверки приборов учета от 16.10.2015г. №000022 АО «ЛГЭК» указало: Эл. учет проверен и опломбирован. Следовательно, специалисты ОАО «Автоколонна №1498» выполнили предписание АО «ЛГЭК» полностью.

    Согласно, представленной информации, к ОАО «Автоколонна №1498» нельзя применить расчет объема неучтенного (безучетного) потребления электрической энергии. Для расчета объема потребления электрической энергии в данном случае необходимо использовать ст. 179 Основных положений в которой указано, что в случае неисправности, утраты или истечения срока межповерочного интервала расчетного прибора учета либо его демонтажа в связи с поверкой, ремонтом или заменой определение объема потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии осуществляется в порядке, установленном пунктом 166 настоящего документа для случая непредоставления показаний прибора учета в установленные сроки.

    В ходе рассмотрения материалов, предоставленных по запросу в Липецкое УФАС России (по заявлению ООО «Липецкие бани»), было установлено, что 29.11.2017 г. в отношении объекта ООО «Липецкие бани» представителем АО «ЛГЭК» был составлен акт контрольной проверки прибора учета.

    06.12.2017 г. в отношении ООО «Липецкие бани» представителями АО «ЛГЭК» составлен Акт № Н185/17 о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии в связи с тем, что были нарушены знаки визуального контроля, установленные АО «ЛГЭК» и ограничивающие доступ к доучетным токоведущим частям, в том числе, трансформаторам тока.

    В ходе рассмотрения материалов, предоставленных по запросу в Липецкое УФАС России (по заявлению ООО «МФ САТУРН»), было установлено, что согласно Акта № А 003149 от 25.01.2018, была проведена плановая проверка состояния схемы измерений электроэнергии и работы прибора учета тип Smart NP 73 E 3-14-1, заводской №04311061, принадлежащего на праве собственности АО «ЛГЭК». В результате этой проверки выявлено, что на фальшпанели трансформаторов тока нарушена пломба сетевой организации №00044668. Иные пломбы и знаки визуального контроля имеются в наличии, целостность их не нарушена. Прибор учета электроэнергии тип Smart NP 73 E 3-14-1, заводской №04311061, был установлен сотрудниками АО «ЛГЭК», принят и опломбирован 27.03.2017 г., о чем был составлен акт № 018813 от 27.03.2017 г. В соответствии с этим актом, пломбой №00044668 был опломбирован шкаф коммерческого учета, а не фальшпанель.

    По результатам проверки сотрудниками АО «ЛГЭК» был составлен Акт № СГЭ-БУ-18-008 от 25.01.2018 г. о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии в отношении ООО «МФ «САТУРН».

    Согласно акту № А003150 от 25.01.2018 г., была проведена плановая проверка состояния схемы измерений электроэнергии и работы прибора учета тип Smart NP 73 L 3-5-2, заводской №03497527, принадлежащего на праве собственности АО «ЛГЭК». В результате этой проверки было выявлено, что на приборе учета нарушена пломба госповерителя, пломба завода изготовителя, на пломбе завода изготовителя номер на внешней стороне не совпадает с номером на внутренней стороне пломбы.

    Прибор учета тип Smart NP 73 L 3-5-2, заводской №03497527 был установлен сотрудниками АО «ЛГЭК», принят и опломбирован 25.11.2014 г., о чем был составлен акт № б/н от 25.11.2014 г. Указанный акт не содержит сведений о пломбе госповерителя и сведений о пломбе завода изготовителя, о наличии каких-либо номеров на внешней и внутренней стороне пломбы завода изготовителя и их совпадении при сравнении. Сверку на предмет соответствия информации на пломбе завода изготовителя с обеих сторон возможно провести только при сопоставлении указанной информации с информацией, содержащейся в паспорте прибора учета, который у потребителя отсутствует в связи с тем, что указанный прибор учета принадлежит сетевой организации и потребителем не приобретался.

    Кроме того, 27.03.2017 г. в ходе контрольной проверки прибора учета ООО «МФ «САТУРН» тип Smart NP 73 L 3-5-2, заводской №03497527, проведенной сотрудниками АО «ЛГЭК», электроучет прибора был проверен с помощью прибора Энергомонитор 3.3, в связи с чем был полностью распломбирован и перепломбирован заново, замечания отсутствовали, о чем составлен Акт №018814 от 27.03.2017 г. Каких-либо данных о том, какая имеется на ПУ пломба госповерителя и пломба завода изготовителя и их номера Акт контрольной проверки №018814 также не содержит.

    При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.

    Также видеозаписью представленной в материалы дела №7 подтверждается, что фальш-панель не препятствует доступу к трансформаторам тока, при этом согласно акту №СГЭ-БУ-18-008 пломбы, установленные на трансформаторах тока не повреждены.

    Вывод АО «ЛГЭК», указанный в акте о нарушении пломбы госповерителя и пломбы завода изготовителя, что доказывает безучетное потребление, является не состоятельным.

    Согласно п. 193 Основных положений в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, за исключением случая составления такого акта при выявлении бездоговорного потребления в период приостановления поставки электрической энергии по договору в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии, должны содержаться: данные: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).

    Согласно материалам дела №7 в актах безучетного потребления потребителей (№СГЭ-БУ-17-054; №Н180/15; № Н185/17; № СГЭ-БУ-18-008) не указан способ осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии. Соответственно установление факта безучетного потребления электроэнергии по данным актам, является неправомерным.

    На рассмотрении дела №7 представитель АО «ЛГЭК» представил письменные пояснения, из которых следует, что в соответствии с ежемесячными графиками проверок потребителей, согласованными с гарантирующим поставщиком, каждый потребитель планируется к проверке (учитывается) не менее одного раза в год. Так же во всех рассматриваемых случаях у представителей потребителей было право согласовать иную дату и время проверки, получить указания потребителя на дальнейшие действия и не допускать сотрудников АО «ЛГЭК» для проведения проверки. АО «ЛГЭК», как сетевая организация, не производит начислений потребителям, а производит расчет объемов неучтенного потребления по актам о неучтенном потреблении электроэнергии в строгом соответствии с п.195 Основных положений. Использование в расчете согласованного в договоре энергоснабжения количества часов работы токоприемников, расположенных на объекте потребителя, неприемлемо, так как данная величина не подлежит учету и контролю, не учитывает принцип работы отдельных электроустановок и согласована в договоре между потребителем и ООО «ГЭСК». С учетом изложенной информации в считаем, что в действиях (бездействиях) АО «ЛГЭК» отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

    Представитель ООО «МФ САТУРН» представил письменное пояснение по делу №7 (вх. №4610 от 09.08.2018), в котором поясняет, что нарушение пломбы на расчетном счетчике, если это не вызвано действием непреодолимой силы, лишает законной силы учет электроэнергии, осуществляемый данным расчетным счетчиком. Деформация одной из пломб на фальшпанели не лишает законной силы учет электроэнергии данного потребителя, так как установленная фальшпанель являлась дополнительным (дублирующим) и не предусмотренным законодательством РФ элементом защиты. Деформация пломбы на фальшпанели была вызвана непосредственно действиями самих представителей АО «ЛГЭК», не оспаривающих факт изначального ненадлежащего опломбирования указанной фальшпанели.

    В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

    Услуги по передаче электрической энергии согласно ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

    Согласно аналитическим отчетам за 2015г., 2016г., 2017г. и 1 квартал 2018г. АО «ЛГЭК» является субъектом естественной монополии в сфере оказания услуг по передаче электроэнергии и занимает доминирующее положение на данном товарном рынке, в географических границах г. Липецка Липецкой области.

    Таким образом, Комиссия Липецкого УФАС России делает вывод о том, что АО «ЛГЭК», занимая доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электроэнергии в географических границах г. Липецка, злоупотребило своим доминирующим положением путём ненадлежащего исполнения возложенных законодательством на данную организацию обязанностей по ежегодному проведению проверок приборов учета потребителей, предварительному уведомлению по их проведению, неправомерного установления фактов безучетного потребления и расчетов объемов электроэнергии по ним, что приводит к ущемлению прав заявителей, а также неопределенного круга потребителей.

    Оснований для прекращения рассмотрения дела № 7 о нарушении антимонопольного законодательства в соответствие со статьей 48 Закона о защите конкуренции комиссией Липецкого УФАС России не установлено.

    Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

     

    РЕШИЛА:

     

  1. Признать наличие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях АО «Липецкая городская энергетическая компания», выразившегося в: ненадлежащем исполнении возложенных законодательством на данную организацию обязанностей по ежегодному проведению проверок приборов учета потребителей; предварительному уведомлению о проведении проверок, в том числе проверки ИП <...> (акт контрольной проверки приборов учета от 30.10.2017г.), ОАО «Автоколонна 1498» (акт контрольной проверки приборов учета от 18.08.2015г.), ООО «Липецкие бани» (акт контрольной проверки приборов учета от 06.12.2017г.), ООО «МФ САТУРН» (акт контрольной проверки приборов учета от 25.01.2018г.); неправомерном установлении фактов безучетного потребления и расчетов объемов электроэнергии по ним, результатом чего явилось ущемление прав потребителей ИП <...>, ОАО «Автоколонна 1498», ООО «Липецкие бани», ООО «МФ САТУРН».

    2. Выдать АО «Липецкая городская энергетическая компания» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

    3. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в установленном законом порядке.

    Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

ПРЕДПИСАНИЕ № 7

 

«28» августа 2018 года город Липецк

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства:

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от «16» августа 2018 года по делу № 7 о нарушении АО «Липецкая городская энергетическая компания» (398001, г. Липецк, пл. Петра великого, д. 4-а) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. АО «Липецкая городская энергетическая компания» в срок не позднее 10 дней с момента получения прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в действиях по ненадлежащему исполнению возложенных законодательством на данную организацию обязанностей по неправомерному установлению фактов безучетного потребления и расчетов объемов электроэнергии по ним, путем аннулирования АО «Липецкая городская энергетическая компания» расчетов по актам, составленным по результатам проверки приборов учета электроэнергии заявителей (ИП <…>, ОАО «Автоколонна «1498», ООО «Липецкие бани» и ООО «МФ САТУРН»).

  2. АО «Липецкая городская энергетическая компания» в срок до 01.10.2018 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившееся в действиях по ненадлежащему исполнению возложенных законодательством на данную организацию обязанностей по предварительному уведомлению проведении проверок приборов учета потребителей, путем надлежащего уведомления потребителей о проведении проверок приборов учета электроэнергии.

  3. АО «Липецкая городская энергетическая компания» о выполнении настоящего предписания письменно сообщить в Липецкого УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения, предоставить аннулированные расчеты по актам, составленные в отношении заявителей (ИП <…>, ОАО «Автоколонна «1498», ООО «Липецкие бани» и ООО «МФ САТУРН»), а также предоставить уведомления о предстоящих проверках приборов учета потребителей, проводимые сотрудниками АО «Липецкая городская энергетическая компания» и акты контрольных проверок в период с 10.09.2018 по 01.10.2018.

     

     

     

     

    Предписание может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его выдачи.

    Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны