Решение б/н Решение по делу в отношении ООО «Городская энергосбытовая ко... от 19 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

  город Липецк

 

Резолютивная часть решения оглашена «05» сентября 2017 года                                                                                            

В полном объеме решение изготовлено «08» сентября 2017 года

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии

Заместитель руководителя управления -

начальник отдела защиты конкуренции                                        Д.А. Шелестенко

Члены комиссии:

Ведущий специалист-эксперт

отдела защиты конкуренции                                                             Ю.А. Шипулина                                                           

Государственный инспектор

отдела защиты конкуренции                                                             А.Л. Коваленко,

в присутствии:

от ООО «ГУК «Стахановская» -  представитель <…>по доверенности от 08.12.2016г. б/н.

от ООО «Городская энергосбытовая компания» - представитель <…> по доверенности № 105 от 06.07.2017 г.,

рассмотрев дело № 9 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ООО «Городская энергосбытовая компания» (398024, г. Липецк, пр-т Победы, 87А), выразившимися в направлении в адрес ООО «ГУК «Стахановская» уведомления от 27.03.2017 г. о введении самоограничения режима потребления электроэнергии в отношении мест общего пользования многоквартирных домов, расположенных по адресам г. Липецк, ул. Московская, д. 71, г. Липецк, ул. Московская, д. 73, г. Липецк, пр. 60 СССР, д. 23, г. Липецк, пр. 60 СССР, д. 23А

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Липецкого УФАС России поступило заявление ООО «ГУК «Стахановская» от 07.04.2017 № 253-01-17, по вопросу нарушения ООО «Городская энергосбытовая компания» (далее - ООО «ГЭСК») части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» путем направления уведомления о введении самоограничения режима потребления электроэнергии в отношении мест общего пользования многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Липецк, ул. Московская, д. 71, г. Липецк, ул. Московская, д. 73, г. Липецк, пр. 60 СССР, д. 23, г. Липецк, пр. 60 СССР, д. 23А (далее - многоквартирные дома).

В целях объективного и всестороннего рассмотрения заявления Липецким УФАС России был сделан запрос информации в ООО «ГЭСК», ООО «ГУК «Стахановская».

В ходе рассмотрения материалов предоставленных по запросу в Липецкое УФАС России, было установлено, что в связи с возникновением на 27.03.2017г. задолженности ООО «ГУК «Стахановская» по оплате за электроэнергию перед ООО «ГЭСК» по договору № 18943 от 01.12.2016г. в размере 1 559 861,16 рублей, гарантирующий поставщик направил в адрес ООО «ГУК «Стахановская» уведомление о введении самоограничения режима потребления электрической энергии от 27.03.2017 г., о введении 11.04.2017г. частичного ограничения подачи электрической энергии, а в случае невведения самоограничения - полное прекращение подачи электроэнергии.

ООО «ГЭСК» является гарантирующим поставщиком (Приказ Федеральной службы по тарифам № 16-э от 09.02.2007), в соответствии с постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 29.01.2015 № 4/1 установлено, что зоны деятельности гарантирующего поставщика ООО «Городская энергосбытовая компания»: часть территории г. Липецка и Липецкого района (кроме части территории, находящейся в зоне деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Оборонэнергосбыт»), на которой потребители непосредственно или опосредованно (через электрические сети других организаций, за исключением электрических сетей филиала ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» и филиала «Юго - Западный» ОАО «Оборонэнерго») присоединены к электрическим сетям АО «Липецкая городская энергетическая компания», а также на которой АО «Липецкая городская энергетическая компания» выступает в качестве потребителя электрической энергии.

ООО «ГЭСК» письмом № 11166-18-01 от 02.12.2016 г. попросило ООО «ГУК «Стахановская» подписать договор ресурсоснабжения для покупки электрической энергии, используемой в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

ООО «ГУК «Стахановская» письмом № 667-01-16 от 13.12.2016 г. попросило ООО «ГЭСК» внести изменения в приложение № 1 к договору по каждому дому.

ООО «ГЭСК» письмом № 972-18-01 от 04.02.2017 г. попросило ООО «ГУК «Стахановская» подписать договоры энергоснабжения на поставку электроэнергии, используемой в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах.

ООО «ГУК «Стахановская» письмом № 149-01-17 от 07.03.2017 г. направило в ООО «ГЭСК» протокол разногласий к договору.

ООО «ГЭСК» письмом № 3112-18-01 от 31.03.2017 г. направило в ООО «ГУК «Стахановская» дополнительные соглашения к договору в связи с внесением изменений.

ООО «ГЭСК» письмом № 3205-18-01 от 02.04.2017 г. направило в ООО «ГУК «Стахановская» протокол согласования разногласий к договору.

ООО «ГУК «Стахановская» письмом № 262-01-17 от 11.04.2017 г. сообщило ООО «ГЭСК» о том, что в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 г. № 124, договор энергоснабжения считается заключенным на условиях, предложенных ООО «ГУК «Стахановская».

Согласно протокола общего внеочередного собрания, проведенного в форме заочного голосования собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Липецк, пр. 60 лет СССР, д. № 23, от 24.04.2015г. было принято решения о выборе в качестве управляющей организации ООО «ГУК «Стахановская», распределять объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

Согласно протокола № 4/1 общего внеочередного собрания собственников дома 23А, пр. 60 лет СССР, от 30.04.2015г. было принято решения о выборе в качестве управляющей организации ООО «ГУК «Стахановская».

Согласно протокола общего внеочередного собрания, проведенного в форме заочного голосования собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Липецк, ул. Московская, д. № 71, от 29.04.2015г. было принято решения о выборе в качестве управляющей организации ООО «ГУК «Стахановская», распределять объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

Согласно протокола общего внеочередного собрания, проведенного в форме заочного голосования собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Липецк, ул. Московская, д. № 73, от 24.04.2015г. было принято решения о выборе в качестве управляющей организации ООО «ГУК «Стахановская», распределять объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

В соответствии с п.2 Правил предоставления коммунальных услуг «исполнитель» – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. «Ресурсоснабжающая организация» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод). «Коммунальные услуги» - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). «Потребитель» - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Следовательно, субъектами данных правоотношений по приобретению коммунального ресурса - электрической энергии в целях оказания коммунальных услуг гражданам выступают ресурсоснабжающая организация ООО «ГЭСК» (исполнитель), ООО «ГУК «Стахановская» (исполнитель в многоквартирном доме по пр. 60 СССР № 23а) и собственники помещений многоквартирных домов.

В связи с этим, данные правоотношения регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г. (далее – Правила предоставления коммунальных услуг).

Следовательно, управляющая компания ООО «ГУК «Стахановская» не является посредником при оказании коммунальных услуг между ресурсоснабжающими организациями и собственниками помещений и не использует электрическую энергию для собственных нужд или в коммерческих целях, а также не является исполнителем коммунальных услуг по электроснабжению (за исключением многоквартирного дома по пр. 60 СССР, д. 23а).

В рассматриваемом случае, ООО «ГУК «Стахановская» не обладает вышеуказанными признаками потребителя, поскольку не пользуется на праве собственности или ином законном основании помещениями лиц, расположенных в указанных многоквартирных домах.

Согласно п. 11 Правил, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124, в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.

ООО «ГУК «Стахановская» не заключало (не подписывало) договор № 18943 от 01.12.2016г., указанный в уведомлении о введении самоограничения режима потребления электрической энергии от 27.03.2017г. Доказательств понуждения ООО «ГУК «Стахановская» заключить указанный договор в судебном порядке со стороны ООО «ГЭСК» не представлено.

Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами «в», «г» пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является предоставление коммунальных услуг потребителю круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, установленных Правилами, а также предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.

Согласно пункту 121 Правил предоставления коммунальных услуг ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 122 Правил предоставления коммунальных услуг действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Также согласно ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

В соответствии с п. 1, п. 3 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

- помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

- крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

В силу ч. 2 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Согласно п. 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

Таким образом, довод ООО «ГЭСК» о возможности отключить электроэнергию в местах общего пользования без нарушения прав добросовестных потребителей электроэнергии комиссия Липецкого УФАС России отклоняется, поскольку направление ООО «ГЭСК» уведомления о введении самоограничения режима потребления электрической энергии от 27.03.2017г. в отношении мест общего пользования многоквартирных домов уже свидетельствует о том, что указанными действиями создается угроза нарушения прав добросовестных потребителей на получение соответствующих коммунальных услуг по электроснабжению в помещениях общего пользования многоквартирных домов, принадлежащих им на праве общей долевой собственности.

В то же время спор двух хозяйствующих субъектов не должен иметь в качестве последствия угрозу причинения вреда добросовестным потребителям.

Согласно аналитическому отчету по анализу состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности), проведенного за 2016 год, ООО «Городская энергосбытовая компания» занимает доминирующее положение на рынке торговли (поставки) электрической энергии (мощности) с долей более 50% в географических границах г. Липецк Липецкой области.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с ч. 1, ч. 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;

5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 3 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 услуги и работы считаются оказанными или выполненными с ненадлежащим качеством в случае их несоответствия требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и условиям договоров.

Так согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:

п.п. в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;

п.п. г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;

п.п. д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).

Кроме того, согласно заключенных договоров управления многоквартирными домами в г. Липецк, ул. Московская, д. 71, в г. Липецк, ул. Московская, д. 73, в г. Липецк, пр. 60 СССР, д. 23, в г. Липецк, пр. 60 СССР, д. 23А предусмотрены аналогичные обязательства.

Согласно п. 103 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (далее - Правила), если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

В указанном случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, а потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов (домовладений) для обслуживания внутридомовых инженерных систем.

Таким образом, учитывая, что введение ООО «ГУК «Стахановская» ограничения поставки электроэнергии в местах общего пользования многоквартирных домов неизбежно приведет к нарушению прав и законных интересов собственников помещений в указанных домах, являющихся добросовестными потребителями и исправно оплачивающими электроэнергию, это повлечет обоснованные требования жителей к ООО «ГУК «Стахановская» в части ненадлежащего обеспечения жителей услугами по содержанию общего имущества в многоквартирных домах, а именно отсутствие электроэнергии в местах общего пользования приведет к обязанности ООО «ГУК «Стахановская» произвести перерасчет платы за содержание и ремонт общего имущества в порядке предусмотренном действующим законодательством, возникновение у управляющей организации убытков в виде понесенных расходов на возмещение убытков собственникам помещений в многоквартирных домах, в соответствии с Правилами и заключенными договорами управления, что приведет к ущемлению интересов ООО «ГУК «Стахановская» в сфере предпринимательской деятельности.

Соответственно, не исполнение требований ООО «ГЭСК» о введении ограничения поставки электроснабжения в местах общего пользования многоквартирных домов может повлечь административную ответственность для ООО «ГУК «Стахановская» в соответствии со ст. 9.22 КоАП РФ «Нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии, правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа либо порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод», что также приведет к ущемлению интересов ООО «ГУК «Стахановская» в сфере предпринимательской деятельности.

На основании вышеизложенного, в действиях ООО «ГЭСК» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в совершении ООО «ГЭСК» действий, прямо не предусмотренных ст. 38 Закона об электроэнергетике, п. 121, п. 122 Правил предоставления коммунальных услуг, путем направления в адрес ООО «ГУК «Стахановская» уведомления о введении самоограничения режима потребления электрической энергии от 27.03.2017г., результатом которого может явиться ущемление интересов ООО «ГУК «Стахановская» в сфере предпринимательской деятельности.

03.08.2017 г. комиссией, в связи с установлением в действиях ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства, принято заключение об обстоятельствах дела, копия которого была направлена лицам, участвующим в деле. Рассмотрение дела отложено на 05.09.2017 г. в 15.00.

В соответствии с п. 4 ст. 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Возражений на заключение об обстоятельствах дела №9  в Липецкое УФАС России от ООО «ГЭСК» не поступило.

05.09.2017 на рассмотрении дела №9 о нарушении антимонопольного законодательства представитель ООО «ГЭСК» поддержала ранее изложенную позицию по делу, а именно пояснила, что  в соответствии с п. 8 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. № 442 (далее - Правила ограничения), ограничение режима потребления должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства соответствующей сетевой организации.

Если ограничение режима потребления, вводимое в отношении одного потребителя, может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии другим потребителям, не имеющим задолженности по оплате электрической энергии (мощности), услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и исполняющим иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, либо может повлечь за собой технологические нарушения на объектах электроэнергетики, то:

- исполнитель обязан в течение 1 рабочего дня со дня получения уведомления инициатора о необходимости введения ограничения режима потребления уведомить об этом инициатора введения ограничения;

- исполнитель обязан не позднее 3 рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления инициатора о необходимости введения ограничения режима потребления разработать дополнительные организационно-технические меры, позволяющие ввести ограничение режима потребления в отношении одного потребителя при обеспечении поставки электрической энергии другим потребителям без ограничения режима потребления.

Если введение ограничения режима потребления в отношении лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) потребителей, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии (мощности), услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии таким потребителям, то такое лицо обязано обеспечить поставку электрической энергии таким потребителям без ограничения режима их потребления, в том числе обеспечить подачу электрической энергии таким потребителям в объеме их потребления по соглашению с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), и уведомить об этом инициатора введения ограничения до даты и времени введения в его отношении ограничения режима потребления.

До реализации соответствующих организационно-технических мер, позволяющих ввести ограничение режима потребления в отношении одного потребителя при обеспечении поставки электрической энергии другим потребителям без ограничения режима их потребления, ограничение режима потребления не вводится.

В адрес ООО «ГЭСК» каких-либо писем, сообщений, указывающих на невозможность введения самоограничения, которое может (по мнению ООО «ГУК «Стахановская» затронуть права потребителей, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии) не поступало.

Кроме того, со стороны ООО «ГУК «Стахановская» в установленный срок не были представлены дополнительные организационно-технические меры, позволяющие ввести ограничение режима потребления без нарушения прав и интересов «добросовестных» потребителей.

Учитывая, что заявка на введение ограничения режима электропотребления со стороны «ГЭСК» в адрес сетевой организации не направлялась, это исключает введение ограничения, а следовательно, исключает нарушение прав неопределенного круга потребителей в многоквартирных домах, не имеющих задолженность по оплате за электроэнергию.

Права ООО «ГУК «Стахановская», обусловленные направлением со стороны ООО «ГЭСК» уведомления о введении самоограничения также не нарушены,  учитывая наличие предусмотренных в законе оснований, исключающих ответственность перед инициатором введения ограничения.

Кроме того, ООО «ГЭСК» было отозвано уведомление о введении самоограничения режима потребления электрической энергии в отношении многоквартирных домов от 27.03.2017 г.

Однако, комиссия Липецкого УФАС России считает данные доводы ООО «ГЭСК» не обоснованными по следующим основаниям.

Ссылка ответчика на абзацы 2-4 п. 8 Правил ограничения является не состоятельной, поскольку уведомление о введении самоограничения режима потребления электроэнергии в отношении мест общего пользования многоквартирных домов направлено в адрес управляющей компании как потребителя, тогда как в указанном пункте речь идет об исполнителе.

Вместе с тем, ООО «ГУК «Стахановская» не является исполнителем ограничения режима потребления - сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя, в отношении которого требуется введение ограничения режима потребления (п. 5 Правил ограничения), а также не является субисполнителем (п. 6 Правил ограничения), в связи с чем данные обязанности не распространяются на управляющую компанию.

Также является не состоятельной ссылка ответчика на абзац 5 п. 8 Правил ограничения, поскольку ООО «ГУК «Стахановская» не является лицом, владеющим объектами электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) потребителей, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии (мощности), - собственники помещений в многоквартирных домах.

Так согласно заключенным договорам управления многоквартирными домами управляющая компания взяла обязательства по обслуживанию и ремонту общедомового имущества многоквартирных домов. Положений о передаче управляющей компании во владение общедомового имущества многоквартирных домов указанные договора не содержат.

В соответствии с пп. «г» п. 27 Правил ограничения исполнитель (субисполнитель) не несет ответственности перед инициатором введения ограничения за неисполнение или ненадлежащее исполнение уведомления о необходимости введения ограничения режима потребления в случае, если такое неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие невозможности введения исполнителем (субисполнителем) ограничения режима потребления, в том числе в указанные в уведомлении о необходимости введения ограничения режима потребления сроки, вследствие отсутствия возможности проведения организационно-технических мероприятий по обеспечению введения ограничения режима потребления, обеспечивающих соблюдение прав и законных интересов третьих лиц, в указанных в пункте 8 настоящих Правил случаях.

При этом, как уже отмечалось ООО «ГУК «Стахановская» не является исполнителем (субисполнителем) ограничения режима потребления, соответственно данная норма также не распространяется на управляющую компанию.

Таким образом, ООО «ГЭСК» не обосновало и не представило доказательств, позволяющих утверждать, что ООО «ГУК «Стахановская» обязано разработать дополнительные организационно-технические меры, позволяющие ввести ограничение режима потребления без нарушения прав и интересов «добросовестных» потребителей, а также оснований, освобождающих от ответственности перед инициатором введения ограничения.

Комиссия пришла к выводу о том, что указанные доводы не являются новыми обстоятельствами, которые не были известны комиссии при вынесении заключения об обстоятельствах дела, а, соответственно, не опровергают содержащиеся в нем выводы.

Лица, участвовавшие в деле, поддержали свои доводы. Каких-либо ходатайств лицами, участвующими в деле, заявлено не было.

Таким образом, Комиссия Липецкого УФАС России делает вывод о том, что ООО «ГЭСК», занимая доминирующее положение на рынке торговли (поставки) электрической энергии (мощности), злоупотребило своим доминирующим положением путем совершения ООО «Городская энергосбытовая компания» действий прямо не предусмотренных ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п. 121, п. 122 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г., путем направления в адрес ООО «ГУК «Стахановская» уведомления о введении самоограничения режима потребления электрической энергии от 27.03.2017 г., результатом которого могло явиться ущемление интересов ООО «ГУК «Стахановская» в сфере предпринимательской деятельности.

Оснований для прекращения рассмотрения дела № 9 о нарушении антимонопольного законодательства в соответствие со статьей 48 Закона о защите конкуренции комиссией Липецкого УФАС России не установлено.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать наличие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ООО «Городская энергосбытовая компания», выразившегося в совершении ООО «Городская энергосбытовая компания» действий прямо не предусмотренных ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п. 121, п. 122 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г., путем направления в адрес ООО «ГУК «Стахановская» уведомления о введении самоограничения режима потребления электрической энергии от 27.03.2017 г., результатом которого могло явиться ущемление интересов ООО «ГУК «Стахановская» в сфере предпринимательской деятельности.

2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства ООО «Городская энергосбытовая компания» не выдать в связи с отзывом уведомления о введении самоограничения режима потребления электрической энергии от 27.03.2017г.

3. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности за допущенное правонарушение по ст. 14.31 КоАП РФ.

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в установленном законом порядке.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны