Решение б/н Решение №РНП-48-108ф/18 по результатам проверки от 20 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение №РНП-48-108ф/18 по результатам проверки

11 июля 2018 года г. Липецк

 

На основании ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 №1062, Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее –Комиссия Липецкого УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии: <…> — руководитель управления,

Члены Комиссии: <…> — заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов,

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов,

проведена проверка информации и документов, поступивших от заказчика - государственного учреждения - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об одностороннем отказе от исполнения контракта от 03.05.2018 №83 (реестровый номер 1482600297918000090) на оказание услуг по мытью фасада и окон административного здания, заключенного с индивидуальным предпринимателем <…> по итогам проведения запроса котировок (реестровый номер закупки 0246100000118000034) (далее- запрос котировок).

Проверка проведена в присутствии представителей заказчика государственного учреждения - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации: <…> (доверенность от 27.12.2017), <…> (доверенность от 27.12.2017).

Проверка начата 29.06.2018, окончена 11.07.2018.

Место проведения проверки: г.Липецк, пл.Плеханова, д.1.

Проверкой установлено:

В Липецкое УФАС России 28.06.2018, в порядке, установленном статьёй 104 Закона о контактной системе, от государственного учреждения - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту– заказчик) поступили сведения, предусмотренные частью 3 указанной статьи, в связи с односторонним отказом от исполнения контракта, заключенного с индивидуальным предпринимателем <…> (далее по тексту также – исполнитель).

Присутствующие при проведении проверки представители заказчика по факту одностороннего отказа от исполнения контракта пояснили, что 03.05.2018 между заказчиком и индивидуальным предпринимателем <…> заключен контракт №83 (реестровый номер 1482600297918000090) на оказание услуг по мытью фасада и окон административного здания (далее- услуги). Согласно данному контракту, срок оказание услуг: в течение 10 (десять) рабочих дней с даты, согласованной с государственным заказчиком, но не позднее 18.05.2018. Однако, ни по состоянию на указанную дату, ни на данный момент, исполнитель обязательства по контракту не выполнил – услуги оказаны не были. Кроме того, в адрес исполнителя направлялось претензионное письмо. В связи с вышеизложенным, заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение вступило в законную силу и в соответствии с Законом о контрактной системе сведения об индивидуальном предпринимателе <…> подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Индивидуальный предприниматель <…> был надлежащим образом уведомлен о месте и времени проведения проверки. Однако, своих представителей не направил, письменные пояснения не представил.

Руководствуясь пунктом 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1062, в результате проведения проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность исполнителя, Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок РФ www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса котировок на оказание услуг по мытью фасада и окон административного здания (реестровый номер <...> ).

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 13.04.2018 №П1, победителем запроса котировок признан индивидуальный предприниматель <…>.

03.05.2018 между заказчиком и индивидуальным предпринимателем <…> заключен контракт №83 (реестровый номер 1482600297918000090) на оказание услуг по мытью фасада и окон административного здания (далее – контракт).

Существенным условием рассматриваемого контракта является срок оказания услуг, в соответствии с которым: «оказание услуг: в течение 10 (десять) рабочих дней с даты, согласованной с государственным заказчиком, но не позднее 18.05.2018» (п.4.1 контракта).

В соответствии со статьей 450 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ), существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Как следует из представленных заказчиком документов и сведений, а также из пояснений его представителей, оказание услуг, указанных в контракте, индивидуальным предпринимателем <…> в установленные сроки не осуществлено.

На проведение проверки заказчиком представлено принятое им 24.05.2018 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта №83 (реестровый номер 1482600297918000090) на оказание услуг по мытью фасада и окон административного здания, заключенного 03.05.2018.

Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Как установлено, п.8.1 контракта предусматривает право принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Более того, в соответствии с п.8.2 контракта, государственный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае нарушения исполнителем сроков оказания услуг.

В силу ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации, датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Из указанных положений Закона о контрактной системе следует, что порядок одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заключается в следующем: 1) принятие заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта;

2) опубликование в единой информационной системе указанного решения не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты его принятия;

3) направление заказчиком решения об одностороннем отказе по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика и с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику.

В соответствии с ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, на основании ч.7 ст.104 Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России установила, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 24.05.2018, заказчиком 25.05.2018 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок РФ www.zakupki.gov.ru.

25.05.2018 указанное решение заказчиком направлено исполнителю, заказным письмом с уведомлением о вручении, по адресу, указанному в контракте: 426049, Удмуртская Респ., г.Ижевск, ул.Ленинградская, д.118, оф.244.

Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, данное решение исполнителем получено 31.05.2018, о чем свидетельствует представленное в материалы проверки почтовое уведомление о вручении.

Кроме того, 25.05.2018 указанное решение заказчиком направлено исполнителю по адресу электронной почты, также указанному в контракте: almaz_cska@mail.ru.

Как установлено, исполнителем, после получения по электронной почте решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, было предложено заключить дополнительное соглашение о продлении сроков исполнения контракта. На что заказчик ответил отказом.

Рассмотрев представленные заказчиком доказательства, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что требования Закона о контрактной системе при принятии вышеуказанного решения заказчиком соблюдены, решение вступило в законную силу. Таким образом, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что вышеуказанный контракт 26.06.2018 расторгнут, в силу выше обозначенных положений Закона о контрактной системе и информации о его расторжении.

В силу ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Рассмотрев представленную информацию и документы, оценив приведенные сторонами доводы, руководствуясь ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России пришла к выводу о наличии в рассматриваемом случае оснований для включения сведений об индивидуальном предпринимателе <…> в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с существенным нарушением исполнителем условий контракта, ввиду следующего.

В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч.1 ст.1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Согласно п.8 ст.3 Закона о контрактной системе, под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

При этом, государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом (пункт 1 статьи 527 ГК РФ).

Как было вышеизложено, 03.05.2018 между заказчиком и ИП <…> заключен контракт №83 (реестровый номер 1482600297918000090) на оказание услуг по мытью фасада и окон административного здания.

Как установлено, предметом рассматриваемого контракта является оказание услуг по мытью фасада и окон административного здания.

Согласно ст.783 ГК РФ, к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст.779 - 782 Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг применяются также общие положения о подряде (ст. 702 - 729 Кодекса).

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

В соответствии с п.1.1 рассматриваемого контракта, государственный заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства оказание услуг по мытью фасада и окон административного здания, в дальнейшем именуемых «услуги», в соответствии с техническим заданием (Приложение №1), а государственный заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с требованиями, установленными настоящим контрактом.

При этом, в соответствии с п.3.4 контракта, поставщик обязался, в частности:

3.4.1. оказать услуги, предусмотренные техническим заданием и в сроки, установленные настоящим контрактом.

Как было вышеизложено, срок оказания услуг: в течение 10 (десять) рабочих дней с даты, согласованной с государственным заказчиком, но не позднее 18.05.2018 (п.4.1 контракта).

Согласно п.1 ст.432 Гражданского Кодекса РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Следовательно, существенным условием рассматриваемого контракта является срок оказания услуг.

Так, из контракта следует, что заказчик указал для исполнителя срок оказания услуг - в течение 10 (десять) рабочих дней с даты, согласованной с государственным заказчиком, но не позднее 18.05.2018.

Однако, как следует из представленных в материалы проверки документов, в обозначенный срок оказания услуг, указанные выше обязательства, предусмотренные контрактом, исполнителем выполнены не были. Доказательств, подтверждающих оказание услуг, в срок, указанный в контракте, исполнителем не представлено.

Как установлено, заказчиком в адрес исполнителя 24.05.2018 направлена претензия (исх.№01-17/4804-2954), в которой заказчик сообщил о том, что услуги по заключенному контракту оказаны не были и потребовал от него оплатить сумму штрафных санкций за неисполнение обязательств по контракту. Указанная претензия направлена исполнителю, в том числе, по почте заказным письмом с уведомлением (по адресу, указанному в контракте) и была получена им 31.05.2018, о чем свидетельствует представленное в материалы проверки почтовое уведомление о вручении.

Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 ГК РФ).

Таким образом, возможность принятия такого решения поставлена в зависимость от наличия обстоятельств, предусмотренных Гражданским кодексом РФ в качестве оснований для одностороннего отказа от исполнения отдельного вида обязательства, и от наличия соответствующих условий в контракте.

Как было вышеизложено, п.8.1 контракта предусматривает право принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Более того, в соответствии с п.8.2 контракта, государственный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае нарушения исполнителем сроков оказания услуг.

Подписывая проект контракта, исполнитель, тем самым, соглашался с условиями данного контракта, в том числе, с пунктами 8.1 и 8.2 контракта.

На основании изложенного, в соответствии с пунктами 8.1 и 8.2 контракта, заказчиком 24.05.2018 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Как следует из указанного решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, его принятию послужило нарушение исполнителем условий контракта, в частности, п.4.1 контракта, касательно нарушения исполнителем сроков оказания услуг.

С учетом изложенного, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу о том, что в силу ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе, ст.ст.783, 708 ГК РФ, условий пунктов 8.1 и 8.2 контракта, заказчик был вправе принять решение 24.05.2018 об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с существенным нарушением его условий со стороны исполнителя.

В соответствии с ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Иных оснований отмены вышеуказанного решения не предусмотрено.

В связи с не устранением исполнителем вышеуказанных нарушений условий контракта, заказчиком правомерно не была применена вышеуказанная норма Закона о контрактной системе.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, Комиссия Липецкого УФАС России пришла к выводу о том, что у заказчика были основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Следовательно, заказчиком 24.05.2018 правомерно было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с пунктом 4 статьи 450 ГК РФ, в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.

По правилам статьи 2 ГК РФ, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск. Принимая решение об участии в торгах, а также условия контракта, осуществляя их акцепт, победитель гарантирует как добросовестность своих намерений, как субъект гражданского оборота, так и исполнение обязательств, связанных с рассматриваемыми отношениями.

Согласно ч. ч. 1 - 3 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Как установлено при проведении проверки, услуги, исполнить которые согласился исполнитель в своей котировочной заявке, не были оказаны заказчику.

При этом, заказчик требовал от исполнителя оказания предложенных им услуг, что соответствует требованиям Закона о контрактной системе и условиям контракта.

На проведение проверки доказательств возникновения у исполнителя каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом условия контракта, не представлено.

В связи с чем, Комиссия Липецкого УФАС России не может прийти к выводу о том, что исполнитель проявил такую заботливость и осмотрительность, какая от него требовалась в целях надлежащего исполнения обязательств по контракту.

В рамках проверки, исходя из представленных доводов и доказательств Комиссией Липецкого УФАС России не установлено добросовестного поведения исполнителя при исполнении контракта.

При этом, включение в данном случае сведений о исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет в значительной степени его экономическую самостоятельность и инициативу, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества (см. Определение ВАС РФ от 11.05.2012 №ВАС-5621/12).

Включение сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков может являться для него препятствием исключительно при намерении участвовать в торгах на право заключения отдельных государственных и муниципальных контрактов. При этом, такое ограничение будет иметь место только в тех случаях, когда заказчик реализовал свое право (не обязанность), предусмотренное ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе и установил требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки.

Каким-либо иным образом, включение исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков не ограничивает его предпринимательскую деятельность.

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Следовательно, включение сведений о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в соответствующий реестр направлено на обеспечение и защиту публичных интересов.

Таким образом, с учетом оценки фактических обстоятельств дела и представленных доказательств в их совокупности, а также учитывая вышеуказанные нормы Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу о том, что в данном случае имеются законные основания для принятия решения о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков.

Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 №1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),

 

РЕШИЛА:

 

Включить в реестр недобросовестных поставщиков, сроком на два года, информацию в отношении индивидуального предпринимателя <…> (<…>, ОГРНИП 315183200006461, дата присвоения ОГРНИП 08.09.2015, ИНН 183201434896), в связи с односторонним отказом заказчика - государственного учреждения - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от исполнения контракта №83 (реестровый номер 1482600297918000090) на оказание услуг по мытью фасада и окон административного здания, заключенного 03.05.2018 с индивидуальным предпринимателем <…> по итогам проведения запроса котировок (реестровый номер закупки 0246100000118000034).

- Дата подведения итогов запроса котировок – 13.04.2018;

- Объект закупки — оказание услуг по мытью фасада и окон административного здания;

- Цена контракта — 67 999 рублей 00 копеек;

- Основания и дата расторжения контракта - решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 24.05.2018, дата расторжения контракта - 26.06.2018;

- Датой включения сведений об индивидуальном предпринимателе <…> в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в Единой информационной системе в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны