Решение б/н Решение №РНП-48-142с/18 от 3 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение №РНП-48-142с/18

по результатам проверки

28 ноября 2018 года                                                                          г. Липецк

 

На основании ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 №1062, Комиссией  Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее –Комиссия Липецкого УФАС России) в составе:

председатель: <…> — руководитель управления;

члены Комиссии: <…> — начальник отдела контроля закупок и торгов; <…> — заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов,

проведена проверка документов и сведений на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность подрядчика, поступивших от заказчика – ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по устройству линии наружного освещения вдоль автомобильной дороги "Елец - Талица - Красное", участок км 18+300 - км 21+900 с. Талица в Елецком районе Липецкой области (далее- объект), заключенного с ООО «ЭлектроСтройМонтаж» по итогам проведения электронного аукциона (реестровый номер <...> ) (далее - электронный аукцион).

Проверка проведена в присутствии представителей:

- заказчика: ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» - <…> (доверенность №18 от 19.07.2018), <…> (доверенность от 26.11.2018), <…> (доверенность от 26.11.2018), <…> (доверенность от 26.11.2018).

- ООО «ЭлектроСтройМонтаж»: <…> (доверенность от 27.11.2018), <…> (доверенность от 27.11.2018), <…> (доверенность от 27.11.2018).

Проверка начата 15.11.2018, окончена 28.11.2018.

Место проведения проверки: г.Липецк, пл.Плеханова, д.1.

Рассмотрение материалов в рамках проведения проверки назначено на 27.11.2018 в 11.00 ч. С целью предоставления дополнительной информации, Комиссией Липецкого УФАС России в проведении проверки был объявлен перерыв до 28.11.2018 в 16.30 ч.

Комиссией Липецкого УФАС России при рассмотрении материалов в рамках проведения проверки установлено следующее.

В Липецкое УФАС России 14.11.2018, в порядке, установленном статьёй 104 Закона о контактной системе, от ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» (далее по тексту– заказчик) поступили сведения, предусмотренные частью 3 указанной статьи, в связи с односторонним отказом от исполнения контракта, заключенного с ООО «ЭлектроСтройМонтаж» (далее по тексту также – подрядчик).    

Присутствующие при проведении проверки представители заказчика по факту одностороннего отказа от исполнения контракта пояснили, что 26.06.2018 между ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» и ООО «ЭлектроСтройМонтаж» был заключен контракт №Ф.2018.291276 на выполнение работ по устройству линии наружного освещения вдоль автомобильной дороги "Елец - Талица - Красное", участок км 18+300 - км 21+900 с. Талица в Елецком районе Липецкой области, реестровый номер <...> (далее - контракт). Контрактом предусмотрены сроки выполнения работ: начало выполнения работ – с даты подписания контракта, окончание  работ – 140 календарных дней с даты подписания контракта. Однако, ни в установленный контрактом срок, ни по состоянию на текущую дату, работы, предусмотренные контрактом, подрядчиком выполнены не были. В связи с данными обстоятельствами, заказчиком 03.10.2018 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение вступило в законную силу и в соответствии с Законом о контрактной системе сведения об ООО «ЭлектроСтройМонтаж» подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Присутствующие при проведении проверки представители подрядчика пояснили, что невозможность выполнения работ, предусмотренных заключенным контрактом, возникла из-за отсутствия в проектной документации каталога систем координат для осуществления геодезической разбивки осей трассы объекта, а также из-за отсутствия согласования заказчиком с контролирующими органами производства работ. В связи с чем, общество считает, что заказчиком не законно принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Руководствуясь пунктом 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 №1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)», в результате проведения проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика, после объявленного перерыва, Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.

На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещена документация об электронном аукционе на выполнение работ по устройству линии наружного освещения вдоль автомобильной дороги "Елец - Талица - Красное", участок км 18+300 - км 21+900 с. Талица в Елецком районе Липецкой области и извещение (реестровый номер <...> ).

Согласно протокола подведения итогов электронного аукциона от 15.06.2018 №0846500000318000049-3 победителем электронного аукциона признано ООО «ЭлектроСтройМонтаж».

26.06.2018 между заказчиком и ООО «ЭлектроСтройМонтаж» заключен контракт №Ф.2018.291276 на выполнение работ по устройству линии наружного освещения вдоль автомобильной дороги "Елец - Талица - Красное", участок км 18+300 - км 21+900 с. Талица в Елецком районе Липецкой области (реестровый номер <...> ).

В соответствии с ч.1 ст.94 Закона о контрактной системе, исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со ст.95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Федерального закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч.1 ст.1 Федерального закона о контрактной системе.

Согласно  ст.763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Согласно п.1 ст.432 и п.1 ст.708 ГК РФ, начальный и конечный сроки выполнения работы являются существенными условиями договора подряда; подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

В п.3 ст.708 ГК РФ определено, что указанные в п.2 ст.405 ГК РФ последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.

Согласно п.2 ст.450 ГК РФ, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В силу ст.768 ГК РФ, к отношениям по муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для муниципальных нужд.

Согласно ч.8 ст.95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

         При этом, в п. 15 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 отмечено, что стороны государственного (муниципального) контракта вправе конкретизировать признаки существенного нарушения обязательства, совершение которого является надлежащим основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта.

        Пунктом 8.5 контракта предусмотрена возможность одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.8 – 26 ст.95 Закон о контрактной системе.

        При этом, п.8.7 контракта установлены случаи, когда заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в числе которых:

 8.7.1. Непредставление Подрядчиком Проекта производства работ и Календарного плана в соответствии  с п.5.1. Контракта. 

 8.7.2. Подрядчик в течение 20 рабочих дней с момента заключения Контракта не приступил к его исполнению.

 8.7.3. Отставание от согласованного Заказчиком Календарного плана работ более чем на один месяц.

         По условиям рассматриваемого контракта, подрядчик обязался выполнить работы по устройству линии наружного освещения вдоль автомобильной дороги «Елец – Талица - Красное", участок км 18+300 – км 21+900 с. Талица в Елецком районе Липецкой области, а заказчик взял на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями настоящего контракта (пункт 1.1).

        Существенным условием рассматриваемого контракта является срок выполнения работ.

        Согласно п.4.1 контракта, начало выполнения работ – с даты подписания контракта; окончание  работ – 140 календарных дней с даты подписания контракта. Календарные сроки выполнения конкретных видов работ определяются Календарным планом работ (Приложение №1 к Техническому заданию), разрабатываемым подрядчиком и согласованным заказчиком. 

         Так, Календарным планом работ по устройству линии наружного освещения вдоль автомобильной дороги «Елец – Талица - Красное", участок км 18+300 – км 21+900 с.Талица в Елецком районе Липецкой области (Приложение №1 к Техническому заданию) определено следующее:

 

п/п

 

Наименование вида работ

 

Срок начала работ

Срок окончания работ

1

Подготовительные работы

с даты подписания

 Контракта

10

Выполнение строительно-монтажных работ, монтаж оборудования 

 

с даты окончания работ п.1

90

Испытание

 

с даты окончания работ п.2

10

2

Мероприятия по осуществлению технологического присоединения

 

с даты окончания работ п.3

30

       Кроме того, установлено, что Приложение №4 к контракту содержит также График выполнения и оплаты работ, которым определено следующее:

 

№ п/

/п

Наименование работ

2018 год    

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

устройство линии наружного освещения вдоль автомобильной дороги «Елец – Талица - Красное", участок км 18+300 – км 21+900 с.Талица в Елецком районе Липецкой области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение работ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оплата выполненных работ, в том числе

 

 

 

 

 

 

 

тыс. руб.

5733,51584

                     

Вместе с тем, согласно представленным в материалы дела документам и информации подрядчиком, в нарушение указанных выше положений контакта, не исполнены обязательства, предусмотренные контрактом, а именно: в срок, согласованный контрактом, работы выполнены не были.

Таким образом, подрядчиком нарушены сроки, предусмотренные п.4.1 контракта, что является существенным нарушением условий данного контракта и основанием для одностороннего отказа от его исполнения (п.8.7. контракта).

Согласно ст.702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона обязуется выполнить по заданию другой стороны определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу положений ст.307 - 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с требованиями закона и условиями обязательства.

Так, в соответствии с п.1.2. контракта подрядчик принял обязательства в установленные контрактом сроки выполнить работы в соответствии с Проектной документацией, Техническим заданием на выполнение работ по устройству линии наружного освещения вдоль автомобильной дороги «Елец – Талица - Красное", участок км 18+300 – км 21+900 с. Талица в Елецком районе Липецкой области (Приложение №1 к контракту), а также в соответствии с Календарным планом работ (Приложение №1 к Техническому заданию),  заказчик принял обязательства принять их результат и оплатить обусловленную цену в соответствии с условиями, предусмотренными настоящим контрактом.

При этом, в соответствии с п.6.1 контракта, заказчик после подписания контракта в течение 10 дней передаёт подрядчику два экземпляра проектной документации с составлением акта приема-передачи проектной документации между заказчиком и подрядчиком.

Как установлено, во исполнение вышеуказанного пункта контракта, 04.07.2018 заказчик передал подрядчику по акту приема- передачи проектную документацию по объекту.

При этом, установлено, что 01.07.2018 подрядчиком был заключен договор №273-т/г с ООО «Центр технических измерений» на выполнение работ по разбивке проектных опор линии электропередач в количестве 101 точка.

Вместе с тем, 05.07.2018 подрядчиком в адрес заказчика было направлено письмо (исх.№72) с просьбой подтвердить возможность продления срока проведения подготовительных работ до 16.07.2018. При этом, подрядчик уведомил, что весь объем работ будет выполнен им без привлечения субподрядчиков в кратчайшие сроки.

13.07.2018 подрядчиком в адрес заказчика вновь было направлено письмо (исх.№82) с просьбой подтвердить возможность продления срока проведения подготовительных работ до 23.07.2018. При этом, подрядчик снова уведомил, что весь объем работ будет выполнен им без привлечения субподрядчиков в кратчайшие сроки.

Таким образом, подрядчик не обеспечил выполнение подготовительных работ в срок, установленный Календарным планом работ (10 дней с даты подписания контракта).

Согласно п.5.1 контракта, подрядчик обязан представить Проект производства работ и Календарный план работ не позднее, чем за 10 дней до начала  строительно-монтажных работ на согласование заказчику.

Как установлено, 17.07.2018 подрядчик направил заказчику для рассмотрения пакет документов в рамках подготовительных работ по объекту (в частности, проект производства работ, календарный план работ, график выполнения и оплаты работ).

24.07.2018 заказчиком в адрес подрядчика было направлено письмо (исх.№1147), содержащее замечания по представленным документам и требование об их устранении.

Вместе с тем, документов, свидетельствующих об устранении подрядчиком сделанных заказчиком замечаний, в материалы дела представлено не было.

При этом, 20.07.2018 подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо (исх.№87) с просьбой предоставить каталог систем координат для осуществления геодезической разбивки осей трассы по объекту ввиду отсутствия в проектной документации этих данных.

Как установлено, письмом (исх.№1186) от 30.07.2018 заказчик, в ответ на вышеуказанное письмо подрядчика сообщил, что запрашиваемая информация по каталогу координат для выполнения геодезической разбивки оси трассы линии наружного освещения находится в томе №10 проектной документации «Отчет по топографо-геодезическим изысканиям» (№Ф.2017.330460-ТГИ) стр.45.    

03.08.2018 подрядчик в адрес заказчика направил письмо (исх.№122), в котором сообщил, что указанный на стр.45 тома №10 проектной документации каталог координат и высот исходных пунктов и пунктов закрепления ПВО является исходными данными при производстве топографо-геодезических изысканий и они не отображают координаты проектируемой линии освещения. В связи с чем, при производстве работ фактическое положение опор не совпадает с их положением в проекте. 

А 31.08.2018 письмом (исх.№141) подрядчик уведомил заказчика о приостановлении работ по объекту ввиду отсутствия достоверного и документально подтвержденного каталога систем координат с координатами линий опор освещения в системе координат.

Вместе с тем, согласно п.5.2 контракта, подрядчик обязан выполнить все работы по контракту в строгом соответствии с проектом.

Как следует из копии представленного представителями заказчика протокола №1 производственного совещания от 06.09.2018 и письма от 14.09.2018 (исх.№1462), каталог координат и высот пунктов ПВО и ведомость реперов, содержащиеся в проектной документации, позволяют осуществить разбивку оси трассы линии наружного освещения на объекте. При этом, найти точки ГРО трассы можно несколькими способами, а именно: спутниковой системой навигации GPS; системой привязки закрепления на местности характерных точек (реперов); прохождением от начала до конца трассы проектных расстояний между опорами.

Доказательств, подтверждающих невозможность определения точек ГРО трассы вышеуказанными способами, представителями подрядчика Комиссии Липецкого УФАС России представлено не было.

В тоже время, представителями заказчика представлены копии акта обследования объекта от 21.09.2018 (также подписанного представителем подрядчика) и протокола технического совета от 27.09.2018, согласно которым, производство работ на объекте подрядчиком начато не было. При этом, в соответствии с Календарным планом работ: подготовительные работы должны быть сделаны с 26.06.2018 по 07.07.2018, а выполнение строительно-монтажных работ должно начаться с 08.07.2018.

Таким образом, установлено, поскольку подрядчик нарушил сроки начала и выполнения работ (отставание от Календарного плана работ по подготовительным работам составило более 80 дней), заказчик в соответствии с п.8.7 контракта усмотрел основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

03.10.2018 заказчиком, в связи с существенными нарушениями подрядчиком условий контракта, принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Частью 13 указанной статьи предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссией Липецкого УФАС России из анализа документов, представленных заказчиком, установлено, что в соответствии с требованиями части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика от 03.10.2018  об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено на официальном сайте единой информационной системы 03.10.2018.

Данное решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в этот же день направлено подрядчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, которое было получено подрядчиком 30.10.2018. О данном факте заказчик узнал в этот же день из отчета об отслеживании почтового отправления, размещенного на официальном сайте Почты России.

Также, 08.10.2018 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было направлено заказчиком на адрес электронной почты подрядчика,  указанный в поданной им на участие в электронном аукционе заявке.

12.11.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещена информация о расторжении контракта.

Таким образом, вышеуказанный контракт расторгнут, в силу выше обозначенных положений Закона о контрактной системе и информации о его расторжении.

Вместе с тем, также следует отметить, что подрядчиком 03.10.2018 (в день принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта) заказчику было направлено письмо (исх.№182), согласно которому он извещает о невозможности выполнения работ на объекте по причине отсутствия в проектной документации отметок согласования с надзорными органами – газовой службой и водоканалом и просит принять меры по предоставлению согласованной документации.

В тоже время, представителями заказчика в материалы дела представлено письмо (от 16.10.2018 исх.№С-001-055), полученное от проектной организации ООО «Развитие-Липецк», согласно которому по результатам государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий объекта получено положительное заключение. Получение печатей согласования служб, отвечающих за эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, было произведено в полном объеме и отсутствие каких-либо необходимых согласований не позволило бы получить положительное заключение.

О данных обстоятельствах заказчик уведомил подрядчика письмом от 25.10.2018 (исх.1728).

Однако, как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, подрядчик, после получения от заказчика решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, не приступил к выполнению работ на объекте. Об этом свидетельствуют представленные в материалы дела копия акта обследования объекта, датированного 09.11.2018 и фотоматериалы.

Согласно пункту 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 №1062, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в п.6 - 8 этих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.

Пунктом 12 Правил установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в п.11 Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.

В результате проверки предоставленных документов и информации на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность ООО «ЭлектроСтройМонтаж», Комиссия Липецкого УФАС России считает, что сведения о данном обществе и его учредителях подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), исходя из следующего.

В силу ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Комиссией Липецкого УФАС России из анализа представленных документов установлено, что ООО «ЭлектроСтройМонтаж» не исполнены обязательства предусмотренные контрактом, работы не сданы в срок, согласованный контрактом, Календарным планом работ.

На заседании Комиссии Липецкого УФАС России представители подрядчика пояснили, что сроки выполнения работ, предусмотренные контрактом, были нарушены подрядчиком ввиду того, что заказчиком была предоставлена недостоверная проектная документация, в которой отсутствовали координаты установки опор линии освещения для геодезической разбивки.

Вместе с тем, как установлено Комиссией Липецкого УФАС России из представленных в материалы дела документов и пояснений представителей заказчика, каталог координат для выполнения геодезической разбивки оси трассы линии наружного освещения находится в томе №10 проектной документации «Отчет по топографо-геодезическим изысканиям» (№Ф.2017.330460-ТГИ) стр.45. Более того, найти точки ГРО трассы можно несколькими способами, а именно: спутниковой системой навигации GPS; системой привязки закрепления на местности характерных точек (реперов); прохождением от начала до конца трассы проектных расстояний между опорами.

Доказательств обратного представителями подрядчика представлено не было.

Довод представителей подрядчика о том, что выявленный (за пределами срока выполнения работ на объекте) подрядчиком факт отсутствия в проектной документации согласования с надзорными органами – газовой службой и водоканалом не позволил исполнить условия контракта, опровергается представленными в материалы дела доказательствами (в частности, письмом от 16.10.2018 исх.№С-001-055, полученным от проектной организации ООО «Развитие-Липецк»).

При этом, следует отметить, что представленные представителями подрядчика счет-фактура, платежное поручение и счета на оплату за поставленный товар не свидетельствуют о том, что данный товар приобретался подрядчиком для использования при выполнении работ на рассматриваемом объекте.

В соответствии с требованием ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч.10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Однако, из материалов дела не следует, что подрядчиком предпринимались какие-либо меры для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от его исполнения.

В соответствии со ст.2 ГК РФ, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Таким образом, участник, участвуя в государственных и муниципальных закупках, осуществляя тем самым предпринимательскую деятельность, принимает на себя риски наступления неблагоприятных последствий, связанных с ведением данного вида деятельности. Подрядчик принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).

Действуя в рамках заключения и исполнения государственного или муниципального контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

В настоящем случае подрядчик не принял все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, условий заключенного контракта, не проявил необходимой внимательности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности. В установленные контрактом, Календарным планом работ сроки подрядчик не выполнил необходимые работы. Тем самым, он создал все условия для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

При указанных выше обстоятельствах, включение сведений об участнике закупки (в данном случае ООО «ЭлектроСтройМонтаж») в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, в связи с существенным нарушением данным подрядчиком условий контракта, является необходимой мерой государственного регулирования правоотношений, возникающих в сфере осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.

При этом, включение в данном случае сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не подавляет в значительной степени его экономическую самостоятельность и инициативу, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества (см. Определение ВАС РФ от 11.05.2012 №ВАС-5621/12).

Включение сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может являться для него препятствием исключительно при намерении участвовать в торгах на право заключения отдельных государственных и муниципальных контрактов. При этом, такое ограничение будет иметь место только в тех случаях, когда заказчик реализовал свое право (не обязанность), предусмотренное ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе и установил требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки. Каким-либо иным образом, включение исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков не ограничивает его предпринимательскую деятельность.

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой воздействия, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязательств.

Согласно ч.2 ст.94 Закона о контрактной системе, поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом.

Как было уже указано выше, юридическое лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, приведших к одностороннему отказу заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий контракта.

Процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренные Законом о контрактной системе, имеют своей целью обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах (работах, услугах) и завершаются заключением контракта.

При этом, заказчик, планируя свою закупочную деятельность, рассчитывает на его качественное исполнение в установленные сроки.

Однако, подобные действия исполнителей контрактов не приводят к достижению заказчиками целей осуществления закупок, эффективного использования бюджетных средств, влекут за собой срывы сроков выполнения работ, необходимых для реализации государственных полномочий и функций. При этом, подрядчик не обеспечил соблюдение прав и законных интересов заказчика относительно условий и сроков исполнения контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контрактов.

Анализ ст.104 Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в ч.1 ст.1 названного Федерального закона, по обеспечению государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, и следовательно, является механизмом защиты заказчика от действий недобросовестных поставщиков.

В рассматриваемом случае ООО «ЭлектроСтройМонтаж» не были предприняты необходимые и разумные меры для надлежащего исполнения контракта, в поведении подрядчика наличествуют признаки его недобросовестности и включение общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в настоящем случае является мерой его ответственности, поскольку обеспечивает как реализацию цели ведения такого реестра, так и требований ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе и является соразмерной.

Таким образом, с учетом оценки фактических обстоятельств дела и представленных доказательств в их совокупности, а также учитывая вышеуказанные нормы Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу о том, что в данном случае имеются законные основания для принятия решения о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст.104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 №1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),

 

РЕШИЛА:

 

1. В связи с односторонним отказом заказчика - ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» от исполнения контракта на выполнение работ по устройству линии наружного освещения вдоль автомобильной дороги "Елец - Талица - Красное", участок км 18+300 - км 21+900 с. Талица в Елецком районе Липецкой области, заключенного с ООО «ЭлектроСтройМонтаж» по итогам проведения электронного аукциона (реестровый номер <...> ), включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), сроком на два года, сведения об обществе и его учредителе (директоре):

- общество с ограниченной ответственностью «ЭлектроСтройМонтаж», <...>;

- учредитель (директор) – <…> (ИНН 482603283611);

- предмет контракта — выполнение работ по устройству линии наружного освещения вдоль автомобильной дороги "Елец - Талица - Красное", участок км 18+300 - км 21+900 с. Талица в Елецком районе Липецкой области;

          - дата проведения электронного аукциона – 13.06.2018;

- цена контракта – 5 733 515,84 рублей;

  - срок исполнения контракта - с даты подписания контракта до 31.12.2018;

  - идентификационный код закупки – 182482612972848260100101120064222414;

- основания и дата расторжения договора - решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 03.10.2018, дата расторжения контракта - 12.11.2018;

2. Датой включения сведений об ООО «ЭлектроСтройМонтаж» и его учредителе (директоре) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны