Решение №01-10/2079 от 18.08.2017 Решение по делу 03-10/01-2017 от 21 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

г. Магадан

 

Резолютивная часть решения оглашена «10» августа 2017 года

В полном объеме решение изготовлено «18» августа 2017 года

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

рассмотрев дело № 03-10/01-2017 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «ЭКО» (далее – ООО «ЭКО», Общество пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении, поддержании ООО «ЭКО» в период с 01.09.2016 по 31.12.2016 монопольно высокой цены на услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов для потребителей категории «население» в размере 8,38 руб./м2 в географических границах города Сусумана муниципального образования «Сусуманский городской округ» Магаданской области,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Магаданского УФАС России 13.12.2016 через территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Магаданской области в Сусуманском районе поступили заявления граждан о необоснованном установлении ООО «ЭКО» тарифов на услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (далее –ТБО).

В целях проверки обстоятельств, изложенных в заявлениях, Магаданским УФАС России у Общества были запрошены соответствующие документы и информация, анализ которых показал, что установленный ООО «ЭКО» тариф на услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов для категории потребителей «население» в размере 8,38 руб. /м2 сформирован с превышением необходимых для оказания услуги по сбору и вывозу ТБО расходов и прибыли.

В связи с обнаружением признаков нарушения антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения поступивших заявлений физических лиц, приказом Магаданского УФАС России от 24.03.2017 № 01-12/31 возбуждено дело № 03-10/01-2017 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Приказом от 02.08.2017 № 01-12/62 внесены изменения в приказ №01-12/31.

Определением от 07.04.2017 № 35 дело № 03-10/01-2017 назначено к рассмотрению на 30.05.2017, копия которого направлена лицам, участвующим в деле о нарушении антимонопольного законодательства, заказным письмом с уведомлением.

Согласно почтовому уведомлению о вручении Определение № 35 получено: ООО «ЭКО» - 25.04.2017; < > - 20.04.2017; ; < > – 22.04.2017; ; < > – 22.04.2017; в отношении ; < > - согласно информации с официального сайта ФГУП «Почта России» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по регистрируемому почтовому отправлению (ШПИ 685000009028967) «Срок хранения истек. Выслано обратно отправителю», следовательно, с учетом положений ст. 165,1 ГК РФ, п. 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25, юридически значимое сообщение считается доставленным. Т.о. лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом.

На заседание Комиссии, т.е. 30.05.2017, ответчик и заявители не явились, ходатайств о переносе даты и времени заседания не заявляли, письменных заявлений (возражений) по существу не представили.

Комиссия Магаданского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», определением от 30.05.2017 № 57 дело № 03-10/01-2017 о нарушении антимонопольного законодательства отложила в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела. Указанным определением № 57 дело № 03-10/01-2017 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 22 июня 2017 года на 14 часов 15 минут, копия которого в адрес лиц, участвующих в деле, направлено регистрируемыми (заказными) почтовыми отправлениями.

Комиссией по делу № 03-10/01-2017 принято заключение об обстоятельствах. Копии заключения об обстоятельствах направлены регистрируемыми (заказными) почтовыми отправлениями в адрес лиц, участвующих в деле.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте ФГУП «Почта России» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», копии определения от 30.05.2017 № 57 лицами, участвующими в деле, не получены (за исключением заявителя < > ), копии заключения об обстоятельствах дела № 03-10/01-2017 лицами, участвующими в деле, на дату заседания Комиссии, т.е. 22.06.2017, не получены.

В связи с отсутствием доказательств надлежащего извещения всех лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела № 03-10/01-2017 о нарушении антимонопольного законодательства, что в полной мере не обеспечивает реализацию предусмотренных Федеральных законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» процессуальных прав и обязанностей лиц, участвующих в деле, на основании части 5 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссией 22.06.2017 принято определение № 64 об отложении рассмотрения дела № 03-10/01-2017 о нарушении антимонопольного законодательства. Указанным определением № 64 дело № 03-10/01-2017 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 10 августа 2017 года на 14 часов 15 минут, копии которого в адрес лиц, участвующих в деле, направлены регистрируемыми (заказными) почтовыми отправлениями.

Согласно почтовому уведомлению о вручении Определение от 22.06.2017 № 64 получено: ООО «ЭКО» - 04.07.2017; ; < > – 30.06.2017; в отношении ; < > , ; < > , ; < > – согласно информации с официального сайта ФГУП «Почта России» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по регистрируемым почтовым отправлениям (ШПИ 6850312800118/685031128001071/68503128001101) «Срок хранения истек. Выслано обратно отправителю», следовательно, с учетом положений ст. 165,1 ГК РФ, п. 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25, юридически значимое сообщение считается доставленным - лица, участвующие в деле, извещенными о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом.

На заседание Комиссии, т.е. 10.08.2017, ответчик и заявители не явились, ходатайств о переносе даты и времени заседания не заявляли, письменных заявлений (возражений) по существу не представили.

  • дату заседания Комиссии, т.е. на 10.08.2017, заключение об обстоятельствах дела № 03-10/01-2017 согласно почтовому уведомлению о вручении получено: ООО «ЭКО» – 22.06.2017; ; < > – 30.06.2017; ; < > – 28.06.2017, в отношении < > , < > , – согласно информации с официального сайта ФГУП «Почта России» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по регистрируемым почтовым отправлениям (ШПИ 68500028940493/68500028940967) «Срок хранения истек. Выслано обратно отправителю», следовательно, с учетом положений ст. 165,1 ГК РФ, п. 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25, юридически значимое сообщение считается доставленным.

Лицами, участвующими в деле, пояснений, доказательств и доводов в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела № 03-10/01-2017, не представлено.

Комиссия Магаданского УФАС России, проанализировав имеющиеся в деле документы и информация, установила следующее.

ООО «ЭКО» создано в соответствии с действующим законодательством РФ. В соответствии с выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, расположенном на официальном сайте Федеральной налоговой службы https://egrul.nalog.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» местом нахождения ООО «ЭКО»: ул. Набережная д. 5, г. Сусуман, Магаданская область, 686314; зарегистрировано 04.08.2016 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Магаданской области за основным государственным регистрационным номером 1164910051954, ИНН/КПП 4905101154/490501001. Единственным участником (учредителем) Общества является комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Сусуманского городского округа. Величина уставного капитала - 10 000 рублей.

Устав ООО «ЭКО» утвержден постановлением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Сусуманского городского округа от 21.07.2016 № 117, в соответствии с которым Общество создано с целью выполнения функций по содержанию и обслуживанию придомовых территорий, благоустройству, санитарно-техническому и санитарно-гигиеническому обслуживанию в черте населенных пунктов Сусуманского городского округа, а также для извлечения прибыли.

Пунктом 2.2. Устава Общества определены виды деятельности, в частности: деятельность по обслуживанию зданий и территорий; техническое обслуживание внутридомовых инженерных сетей, встроено-пристроенных нежилых и жилых помещений; управление эксплуатацией жилого фонда благоустройство и озеленение дворовых территорий жилищного фонда (в том числе сбор, транспортирование, обработка, утилизация (захоронение), обезвреживание, размещение отходов I-IVкласса опасности; удаление и обработка твердых бытовых отходов) и др.

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок проведения анализа), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345, Магаданским УФАС России проведен анализ и оценка состояния конкуренции на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (далее – ТКО)[1] в географических границах г. Сусуман муниципального образования «Сусуманский городской округ» Магаданской области по итогам 2016 года, по результатам которого составлен аналитический отчет от 29.05.2017.

В целях оценки состояния конкуренции на исследуемом рынке проведена расчетно-аналитическая работа по определению: временного интервала, продуктовых и географических границ товарного рынка, состава хозяйствующих субъектов, объема и долей хозяйствующих субъектов, уровня концентрации и барьеров входа на товарный рынок.

При анализе состояния конкуренции на исследуемом товарном рынке в качестве исходной информации использованы сведения, полученные от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Магаданской области, Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу, министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области, министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области, Государственной жилищной инспекции Магаданской области, администрации Сусуманского городского округа, , а также иных источников информации.

Предметом исследования являлся товарный рынок, связанный с предоставлением услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории г. Сусумана муниципального образования «Сусуманский городской округ» Магаданской области.

Анализ рынка выполнен в отношении предоставления услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов[2].

Временным интервалом исследования товарного рынка, в соответствии с требованиями с части 9 статьи 5 Закона о защите конкуренции, пункта 2.1 Порядка проведения анализа, являлся 2016 год.

В соответствии с пунктом 2.2 Порядка проведения анализа проведенный анализ носил ретроспективный характер, т.е. исследование ограничивается изучением характеристик рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, которые сложились до момента проведения исследования.

Предварительно продуктовые границы рынка определены на основе нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность; общероссийского классификатора продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности; лицензий, договоров, заключенных в отношении оказания услуг по вывозу твердых бытовых отходов ООО «ЭКО».

Нормативные акты, регулирующие соответствующую деятельность: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ, Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании), Постановление Правительства РФ от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» (далее – Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов), Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов IIV классов опасности» (вместе с Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов IIV классов опасности), Постановление Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД» (далее – Общероссийский классификатор видов экономической деятельности), Приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)», Приказ Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов», Приказ Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», Постановление Правительства Магаданской области от 27.09.2016 № 766-пп «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Магаданской области», «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст) (далее по тексту – ГОСТ 30772-2001), «ГОСТ Р 53692-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов» (утвержден и введен в действие приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 1092-ст) (далее по тексту – ГОСТ Р 53692-2009), а также технические акты: СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», и др.

В соответствии со статьей 1 Закона об отходах, обращение с отходами включает в себя деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В соответствиями с условиями договора на вывоз бытового мусора, заключенного между ООО «ЭКО», именуемым «Исполнителем» и хозяйствующим субъектом, именуемым «Заказчиком», Исполнитель берет на себя обязательства по регулярной вывозке бытовых отходов (ТБО), образовавшиеся в результате деятельности «Заказчика», из мусорных контейнеров, принадлежащих «Исполнителю», а «Заказчик» обязуется своевременно оплачивать услуги, предоставляемые «Исполнителем». «Исполнитель» обязуется производить погрузку, транспортировку и вывоз сухого мусора (п. 3.1 Договора).

В соответствии с положениями ГОСТ Р 53692-2009 твердые бытовые отходы (ТБО) – это отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

Также согласно Правилам предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов твердые бытовые отходы – это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения.

В Федеральном классификационном каталоге отходов (далее - ФККО) коммунальные отходы объединены в группу 7 30 000 00 00 0 Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению, куда включены отходы из жилищ, отходы от уборки территорий городских и сельских поселений, прочие твердые коммунальные отходы.

В соответствии с ОКВЭД2 деятельности по сбору отходов соответствует раздел Е «Водоснабжение; Водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений»; класс 38 – сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья, куда входит сбор, обработка и утилизация отходов, обработка вторичного сырья. В данном классе в зависимости от опасности отходов услуги по сбору отходов подразделяются на группы: группа 38.11 включает услуги по сбору неопасных отходов, группа 38.12 – услуги по сбору опасных отходов. Также указанные группы включают услуги по перевозке неопасных и опасных отходов соответственно.

В ОКПД2 услуги по сбору, обработке и удалению отходов, услуги по утилизации отходов объединены в 38 классе. В зависимости от опасности отходов услуги по сбору отходов объединены в группы: 38.11 – для сбора неопасных отходов и 38.12 – для сбора опасных отходов. Далее внутри группы в зависимости от видов отходов и возможности повторного их использования услуги по сбору отходов подразделяются на подгруппы, виды и категории (например, 38.11.1 – услуги по сбору неопасных отходов, пригодных для повторного использования и др.).

Услуги по транспортированию отходов в ОКВЭД поименованы как «перевозка специальными транспортными средствами отходов и отбросов» и включены в прочие услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом (вид 49.41.19).

Необходимо отметить, что услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и представляют собой неразрывную технологическую цепочку.

Таким образом, услуга по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов с учетом указанных классификаторов определена как самостоятельный вид услуг по обращению с отходами, формирующий рассматриваемый рынок.

На основании вышеизложенного, предварительно продуктовые границы рынка определены как услуга по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов

При выявлении свойств товара (услуг), определяющих выбор покупателя, анализировалось функциональное назначение товара (услуги); применение товара (услуги); качественные характеристики; технические характеристики; цена; условия реализации.

Функциональное назначение, в том числе цель потребления товара (услуг) и его потребительские свойства: предоставление услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов является соблюдение требований санитарного законодательства, а также предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

Из ответов потребителей установлено, что услугу по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов заказывают с целью исполнения и соблюдения требований санитарного и федерального законодательства.

Согласно статье 13 Закона об отходах, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Применение товара (услуги): личное и профессиональное.

Качественные и технические характеристики определены с учетом положений Закона об отходах.

Согласно статье 1 Закона об отходах – отходы производства и потребления – это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению.

В соответствии с Законом об отходах сбор и транспортирование отходов является одним из этапов обращения с отходами.

Сбор отходов – это прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Транспортирование отходов – это перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Согласно ГОСТу 30772-2001 технологический цикл отходов (ТЦО) – последовательность технологических процессов ликвидации конкретных отходов; этапы технологического цикла отходов – последовательность процессов и операций менеджмента в технологическом цикле отходов в период времени от их появления в хозяйственной деятельности, на стадиях жизненного цикла продукции и/или в быту избавления от них путем утилизации и/или захоронение, уничтожение.

Появление отходов имеет место в технологических и эксплуатационных процессах, а также в период ликвидации объектов, снятых с эксплуатации по истечении срока службы или по другим причинам, с образованием соответствующих отходов различных классов опасности.

В соответствии со статьей 4.1 Закона об отходах отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

В соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 вывоз твердых бытовых отходов осуществляется мусоровозным транспортом. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта.

Для организованного сбора и вывоза твердых коммунальных отходов на территории города Сусумана, применяется контейнерная система удаления отходов, предусматривающая сбор отходов от населения и хозяйствующих субъектов в установленных местах, по определенному графику. Сбор и вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется автомобилем-мусоровозом, в расчётное время по установленному маршруту на свалку твердых коммунальных отходов в городе Сусумане.

Согласно информации Управления Росприроднадзора по Магаданской области, представленной письмом от 19.01.2017 № 05-00-23/179, на территории муниципального образования «Сусуманский городской округ» отсутствуют полигоны для размещения твердых коммунальных отходов, внесенные в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).

На территории города Сусуман определено 35 мест сбора отходов - контейнерных площадок.

Сбор отходов должен проводиться на территории их владельца или на другой санкционированной территории.

Транспортирование отходов связанно с перемещением отходов между местами образования, сбора, накопления, хранения, утилизации, захоронения.

Согласно статье 16 Закона об отходах, транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях: наличие паспорта отходов; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Сбор и транспортирование отходов I-IV класса опасности осуществляется на основании лицензии, выданной в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности, тогда как сбор и транспортирование V класса опасности производится без лицензии, в связи с чем оценка деятельности всех участников рынка сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов дана в рамках проведения анализа рынка независимо от наличия либо отсутствия лицензий.

Кроме того, отношения по поводу обращения с отходами могут быть предметом различных договорных конструкций. Предмет договора с учетом ТЦО может включать следующие действия в отношении отходов: услуги по сбору, транспортированию, обезвреживанию, обработке, утилизации, размещению, переработке. В договоры могут быть включены как отдельные действия в отношении отходов, так и ряд последовательных действий по этапам движения отходов от производителя к хозяйствующему субъекту, который их размещает (использует). Сбор и транспортирование, обезвреживание, размещение (использование) выступают последовательными стадиями в технологической цепочке услуг по обращению с отходами. При этом в рамках проведенного анализа рассматривались непосредственно услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Цены: ООО «ЭКО» установлены следующие тарифы: для категории потребителей «население» - 8,38 руб./м2; для категории потребителей « юридические лица и предприниматели» – 1374,70 руб./м3.

Условия реализации: в соответствии с пунктом 7 Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия. Копия указанного документа должна выдаваться в обязательном порядке потребителю услуг.

Выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществлялось путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров (услуг), входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу ОК 034-2014.

Анализ показал, что потенциально взаимозаменяемые услуги отсутствуют. Услуга по сбору отходов - является единой услугой для разного класса опасности отходов.

Услуга по транспортированию отходов в соответствии с ОК 034-2014, входящая в одну классификационную группу 49.41 вместе с другими услугами, являются не взаимозаменяемыми, так как услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов, по своему функциональному назначению отличны от других услуг.

Таким образом, учитывая характер оказываемых услуг, потенциально взаимозаменяемые услуги отсутствуют.

Определение взаимозаменяемых товаров основано на фактической замене товаров (услуг) приобретателем или готовности приобретателя заменить товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Определение продуктовых границ товарного рынка основано на выборочном опросе мнений покупателей о взаимозаменяемости товаров (услуг), составляющих одну товарную группу.

При выявлении взаимозаменяемых товаров использован метод «тест гипотетического монополиста». Из ответов приобретателей определено, что приобретатели не готовы заменить услуги.

На основании вышеизложенного, продуктовые границы исследуемого рынка определены как услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Предварительное определение географических границ товарного рынка проведено на основе информации о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля и о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Местом нахождения ООО «ЭКО» - город Сусуман, Магаданская область.

Магаданская область расположена на Крайнем Северо-Востоке Российской Федерации. Для области характерен суровый климат, значительная удаленность территории от центральных районов страны. Муниципальное образование «Сусуманский городской округ» расположен в северо-западной части Магаданской области, граничит с Республикой Якутия, с востока - со Среднеканским городским округом, на юге - с Ягоднинским и Тенькинским городскими округами.

Признаки нарушения антимонопольного законодательства выявлены в пределах предоставленных территориальному органу полномочий на территории Магаданской области.

При определении географических границ товарного рынка, с точки зрения экономической возможности покупателя, следует учитывать удаленность места нахождения объекта размещения отходов.

На основании вышеизложенного предварительно географические границы товарного рынка определены городом Сусуман Сусуманского городского округа Магаданской области.

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учтено следующее:

– организационно-транспортные схемы приобретения товара (услуги) приобретателями;

– возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару;

– установившиеся связи между исполнителем и потребителем;

–территориальное расположение исполнителя услуг;

– транспортные расходы.

Определение географических границ товарного рынка осуществлено следующими методами: методом «гипотетического монополиста», методом установления фактических районов продаж (местоположение приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах); методом, основанным на выявлении продавцов товара, и позволяющим однозначно установить географическое расположение районов продаж.

Согласно ответам хозяйствующих субъектов, осуществлявших в 2016 году деятельность по обращению с отходами на территории муниципального образования «Сусуманский городской округ», выявлено:

- ООО «Холодный» осуществляло деятельность по обращению с отходами на территории поселка Холодный;

- ПАО ЭиЭ «Магаданэнерго» филиал Аркагалинская ГРЭС осуществлял деятельность по обращению с отходами на территории поселка Мяунджа (по договору с ООО УО «Теплоэнергетик»);

- ООО «Сервис» осуществляло деятельность по обращению с отходами на территории города Сусуман с 01.02.2016 по 31.08.2016.

- ООО «ЭКО» осуществляло деятельность по обращению с отходами на территории города Сусуман с 01.09.2016.

Из представленной информации географическое расположение районов продаж (местоположение приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке установлено территорией города Сусуман Сусуманского городского округа Магаданской области.

В результате проведения «теста гипотетического монополиста» выяснялось мнение приобретателей товара о географических границах товарного рынка. Из ответов приобретателей определено, что гипотетическое увеличение цены на услуги, не ведет к тому, что приобретатели будут заказывать данную услугу, на других территориях (у продавцов, расположенных на других территориях).

На основании вышеуказанного анализа географические границы рынка услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов определены территорией города Сусуман муниципального образования «Сусуманский городской округ» Магаданской области.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, предоставляющие услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в пределах определенного временного интервала и имеющих лицензию на деятельность по сбору и транспортированию отходов I-IV класса опасности, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов V класса опасности.

Согласно информации, представленной Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области от 07.02.2017 № 617, Хабаровскстатом от 23.01.2017 № 12/49, администрацией Сусуманского городского округа от 23.01.2017 № 176, на территории города Сусумана в изучаемый период выявлено 2 хозяйствующих субъекта, учтенных в Статистическом регистре хозяйствующих субъектов по Магаданской области с видом деятельности по ОКВЭД2 38.11 и предоставляющих сведения по форме статистического наблюдения № 27 «Сведения о дезинфекционной деятельности», и 1 хозяйствующий субъект, приостановивший деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов с 01.02.2016.

Посредством проведения опроса хозяйствующих субъектов, осуществлявших деятельность по обращению с отходами I-V классов опасности, установлено, что фактически, услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в 2016 года на территории города Сусуман осуществляли следующие хозяйствующие субъекты: ООО «Сервис» , ООО «ЭКО».

Покупателями товара (услуг) являются физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности, которых образуются твердые коммунальные отходы.

Таким образом, при определении состава хозяйствующих субъектов при условии того, что выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции, количество выявленных хозяйствующих субъектов является достаточным. Кроме того, количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

При определении объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов была использована информация, которая содержится в ответах хозяйствующих субъектов, оказывавших услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в географических границах г. Сусумана муниципального образования «Сусуманский городской округ» Магаданской области по итогам 2016 года.

Расчет общего объема товарной массы и долей хозяйствующих субъектов на исследуемом рынке осуществлен на основании объема продаж (оказания) услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов по итогам 2016 года в натуральном выражении (м3) в географических границах г. Сусуман муниципального образования «Сусуманский городской округ» Магаданской области.

В ходе проведения исследования на товарном рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в определенных географических границах было установлено, что администрацией Сусуманского городского округа в течение 2016 года (письмо от 13.02.2017 № 376) передавалось в безвозмездное пользование муниципальное движимое и недвижимое имущество поочередно двум хозяйствующим субъектам в разные периоды деятельности.

Согласно договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом от < > № < > Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Сусуманского городского округа (Ссудодатель) на основании распоряжения администрации Сусуманского городского округа от 19.02.2016 № 38/2-р «О передаче в безвозмездное пользование ООО «Сервис» муниципального имущества» передает муниципальное имущество в безвозмездное временное пользование ООО «Сервис» (Ссудополучатель) вышеперечисленный транспорт.

Согласно информации, представленной министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области (письмо от 07.02.2017 № 617), администрацией Сусуманского городского округа (письмо от 23.01.2017 № 176), ООО «Сервис» приостановил деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов с 01.09.2016.

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Сусуманского городского округа постановил о ликвидации ООО «Сервис» (Постановление от 12.10.2016 № 148).

Дополнительным соглашением от 19.02.2016 № 9-2016 к договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 18.10.2016 вышеназванный договор расторгнут с 31.08.2016 с возвратом муниципального имущества.

Согласно письменным пояснениям ООО «ЭКО» от 16.01.2017 № 120 общество начало осуществлять свою деятельность с 01.09.2016.

Согласно договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 18.10.2016 № 19-2016 Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Сусуманского городского округа (Ссудодатель) на основании распоряжения администрации Сусуманского городского округа от 16.09.2016 № 180-р, от 18.10.2016 № 208-р «О передаче в безвозмездное пользование ООО «ЭКО» муниципального имущества» передает муниципальное имущество в безвозмездное временное пользование ООО «ЭКО» (Ссудополучатель) указанный выше автотранспорт.

Таким образом, в рамках изучения конкурентной среды было выявлено, что исследуемый вид услуги в 2016 году оказывали 2 хозяйствующих субъекта, при этом они не являлись конкурентами по отношению друг к другу (то есть не оказывали услугу одновременно, а каждый оказывал услугу в определенный промежуток времени, сменяя друг друга), в связи с чем объем товарной массы и доля каждого из участников товарного рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в 2016 году определены периодом их деятельности.

Таким образом, в период деятельности, а именно с 01.09.2016 по 31.12.2016, ООО «ЭКО» на рынке услуги по сбору и транспортированию твердых бытовых отходах в географических границах города Сусуман муниципального образования «Сусуманский городской округ» Магаданской области являлся единственным продавцом с долей 100%. Исходя из показателей рыночной концентрации (HHI равным 10000), рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в географических границах г. Сусумана муниципального образования «Сусуманский городской округ» можно охарактеризовать высоким уровнем концентрации.

Основными барьерами входа на рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов являются:

-необходимость осуществления значительных первоначальных капиталовложений при длительных сроках окупаемости этих вложений. Для входа на рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, хозяйствующие субъекты несут значительные расходы, в частности на приобретение специализированных транспортных средств (мусоровозов) для сбора и транспортировки отходов;

-необходимость получения лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами;

-стандарты и предъявляемые к качеству требования (паспорт отходов).

-передача в безвозмездное пользование муниципального имущества (движимого, недвижимого имущества) для осуществления деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Барьеры входа на рынки можно признать труднопреодолимыми, следовательно, доступ на рынок новых хозяйствующих субъектов затруднен.

Результаты проведенного исследования показали, что товарный рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в географических границах города Сусуман муниципального образования «Сусуманский городской округ» Магаданской области относится к рынку с высокой концентрацией, с неразвитой конкурентной средой.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Условия обращения услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в географических границах города Сусуман муниципального образования «Сусуманский городской округ» Магаданской области не обладают какими-либо свойствами, при которых хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение, своими действиями не смог бы оказывать влияние на ее обращение.

В уставном капитале ООО «ЭКО» имеется доля участия муниципального образования, в связи с чем положение части 2.1. статьи 5 Закона о защите конкуренции, исключающие наличия доминирующего положения, не подлежат применению.

Наличие иных обстоятельств, при которых положение ООО «ЭКО» не являлось бы доминирующим, не установлено.

На основании проведенного анализа и оценки состояния конкуренции Комиссия Магаданского УФАС России по рассмотрению дела № 03-10/01-2017 приходит к выводу о том, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции ООО «ЭКО» в период своей деятельности с 01.09.2016 по 31.12.2016 на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в географических границах г. Сусумана муниципального образования «Сусуманский городской округ» занимает доминирующее положение с долей более 50%.

Приказом от 01.09.2016 № 11 ООО «ЭКО» установило и ввело в действие с 01.09.2016 для категории потребителей «население» тариф по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) в размере 8,38 руб./м2. В обоснование тарифа Общество представило соответствующий расчет.

 

Однако, ООО «ЭКО» не представлена по запросу Магаданского УФАС России от 03.02.2017 № 01-10/202 формула перевода тарифа за м3 в тариф за м2 для населения по услуге «сбор и вывоз ТБО для категории потребителей «население».

ООО «ЭКО» указано в письме от 14.02.2017 № 08 что обслуживаемая площадь жилого фонда составляет < >м2, из них пустующая площадь – < >м2; итого жилфонд - < >м2, следовательно, размер ежемесячной платы, исходя из площади обслуживаемого жилого фонда < > м2 в мес. (< > м2 в год), должен был бы составить для населения 7,42 руб./м2.

Применяя в расчётах меньший объём обслуживаемой площади, Общество получает тариф за 1 м2 в мес. на больше 12,8%.

Фактические доходы ООО «ЭКО» в 2016 году по услуге сбор и вывоз ТБО по категории потребителей «население» составили < > тыс. руб в соответствии с представленными письмом ООО «ЭКО» от 14.02.2017 исх. № 08 данными.

Фактические расходы ООО «ЭКО» по услуге сбор и вывоз ТБО за август - декабрь 2016г.(включительно) по категории потребителей «население» Обществом не представлены, в связи с чем Магаданским УФАС России фактические расходы определены расчетным путем, исходя из представленных ООО «ЭКО» данных.

По статье затрат «Фонд заработной платы» в размере 3098,55 тыс. руб.

В соответствии со Штатным расписанием, утвержденным генеральным директором ООО «ЭКО» от 01.09.2016, годовой фонд заработной платы участка вывоза ТБО включает:

- мастера участка (1шт.ед.) – < > руб.;

- грузчик нечистот (5 шт.ед.) – < > руб.;

- водитель самосвала (0,5 шт.ед.) - < > руб.;

- водитель мусоровоза (2 шт.ед.) – < > руб.

ИТОГО: < > руб.

Указанная сумма годового ФОТ по участку вывоза ТБО включена в плановую калькуляцию Услуги по категории потребителей «население».

Вместе с тем, согласно штатному замещению с 01.09.2016, утвержденному генеральным директором ООО «ЭКО», замещены следующие должности:

должность

Численность, из них

Годовой ФОТ (руб.)

Затраты по статье в год

 

по штатному расписанию

замещено

вакансии

по штатному расписанию

замещено

вакансии

мастера участка

< >

< >

0

< >

< >

0

< >

грузчик нечистот

< >

< >

< >

< >

< >

< >

< >

водитель самосвала

< >

0

< >

< >

0

< >

0

водитель мусоровоза

< >

< >

< >

< >

< >

< >

< >

ИТОГО

< >

< >

< >

< >

< >

< >

< >

 

По статье затрат «Отчисления от заработной платы» в размере < > тыс. руб.

Размер отчислений от заработной платы - 30,3%, что составляет < > тыс. руб. Т.к. фактические затраты по статье «Фонд заработной платы» в год составили < > руб., соответственно, отчисления от заработной платы в размере 30,3% будут составлять < > руб.

По статьям затрат на коммунальные услуги.

В соответствии с распоряжением администрации Сусуманского городского округа от 21.07.2016 № 139-р «О передаче в безвозмездное пользование ООО «ЭКО» муниципального имущества» ООО «ЭКО» передано в целях рационального использования имущества в безвозмездное пользование на срок с 21.07.2016 по 01.07.2017 года нежилое помещение, находящееся по адресу: г. Сусуман, ул. Набережная, д. 5, общей площадью 64,5 м2, для размещения сотрудников, на основании которого между ООО «ЭКО» и КУМИ администрации Сусуманского городского округа заключен договор безвозмездного пользования нежилым помещением от < > № < >.

В соответствии с распоряжением администрации Сусуманского городского округа от 18.10.2016 № 209-р «О передаче в безвозмездное пользование ООО «ЭКО» муниципального имущества» ООО «ЭКО» передано в целях рационального использования имущества в безвозмездное пользование на срок с 31.08.2016 по 01.08.2017 года нежилое встроенное подвальное помещение, находящееся по адресу: г. Сусуман, ул. Набережная, д. 5, общей площадью < > м2, для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом ООО «ЭКО», на основании которого между ООО «ЭКО» и КУМИ администрации Сусуманского городского округа заключен договор безвозмездного пользования нежилым помещением от < > № < >.

Однако, указанные выше нежилые помещения, расположенные по адресу г. Сусуман, ул. Набережная, 5, при всей очевидности напрямую не могут быть задействованы при оказании услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, а также не могут быть отнесены в полном объеме на услугу по сбору и вывозу ТБО, так как Общество оказывает и иные услуги (содержание придомовой территории и ритуальные услуги), а подлежат распределению пропорционально видам деятельности, так как являются общехозяйственными.

Таким образом, затраты на коммунальные услуги, включенные в себестоимость Услуги и поставляемые по адресу г. Сусуман, ул. Набережная, 5 на объекты ООО «ЭКО» - административное здание и РСУ(подвал), а именно:

-вода горячая в размере < > тыс. руб.;

-вода исходная –< > тыс.руб.;

-вода питьевая – < > тыс.руб.;

-отопление – < > тыс. руб.;

-водоотведение -< > тыс. руб.

ИТОГО - < > тыс. руб., экономически необоснованно отнесены на Услугу по сбору и вывозу ТБО в составе прямых затрат.

По статье «Содержание гаража (Аренда).

ООО «ЭКО» представлен договор аренды на часть гаражного бокса от < > № б/н, предметом которого является предоставление Арендатору, ООО «ЭКО», во временное пользование за плату нежилое помещение (часть гаражного бокса) с целью размещения в нем автотранспорта, принадлежащего Арендатору. Гараж расположен по адресу: г. Сусуман, ул. Заводская, 1-а. Общая площадь арендованного имущества составляет < > м2.

В соответствии с пунктом 2.1 договора аренды арендная плата составляет:

- в отопительный сезон (октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель) < > руб.;

- в неотопительный сезон (май, июнь, июль, август, сентябрь) < > руб.

Таким образом, годовая арендная плата составляет:

в отопительный сезон: < > х 7мес. = < > руб.

в неотопительный сезон < > х 5 мес. = < > руб.

ИТОГО: < > руб.

В состав арендной платы включены затраты по отоплению части гаражного бокса.

По статье затрат «ГСМ» в размере < > тыс. руб.

ООО «ЭКО» представлен расчет ГСМ (ТБО), согласно которому:

- по автомобилю УАЗ ООО «ЭКО» определены следующие нормы расхода бензина на 100 км: лето – 19,3 литра, зима – 22,3 литра, общий расход – 46,1 литра (19,3+22,3). Таким образом, на 2 единицы автотранспорта (УАЗ) плановые затраты на ГСМ составили < > руб.

- по автомобилю КАМАЗ –мусоровоз ООО «ЭКО» определены следующие нормы расхода дизельного топлива на 100 км: лето – 26 литра, зима – 32,1 литра, общий расход – 58,1 литра (26+32,1). Таким образом, на 2 единицы автотранспорта (КАМАЗ-мусоровоз) плановые затраты на ГСМ составили < > руб.

- масло ВМГЗ в размере < > тыс. руб. (200 л по цене < > руб/л);

- масло М10ДМ в размере < >тыс. руб. (150 л по цене < > руб/л);

- литол < > тыс. руб. (20 л по цене < > руб/л).

Поскольку фактических расходов Обществом на запрос Магаданского УФАС России не представлено, теруправление на основании имеющихся данных ООО «ЭКО» произвело расчёт расходов на ГСМ.

По автомобилю УАЗ: по договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом от < > №< >, заключенному между ООО «ЭКО» и КУМИ администрации Сусуманского городского округа, передана 1 единица а/м УАЗ-39095 (грузовой). В свою очередь, ООО «ЭКО» включает затраты на бензин по а/м УАЗ 2 единицам. Согласно штатному замещению должность водителя а/м УАЗ 0,5 ставки является вакантной. Письмом исх.№ 08 от 14.02.2017 Общество пояснило, что для твёрдых бытовых отходов, формирующихся в виде крупногабаритного и объёмного мусора Общество рассчитывает другой тариф, а поскольку грузовой, бортовой УАЗ 39095 предназначен для перевозки таких отходов, включение в состав расходов на ГСМ для УАЗ 39095 в тариф за сбор и вывоз ТБО для населения не обоснованно.

По автомобилю КАМАЗ–мусоровоз: Магаданским УФАС России расчетным путем определены затраты на дизельное топливо из расчета 2 единиц а/т, которые составили < > руб. (лето: 26л. х < > руб./л х 132 раб./дн. (при 6-дневой рабочей неделе за 5 мес.) = 192192 руб.; зима: 32,1л. х 56 руб./л х 175 раб./дн. (при 6-дневой рабочей неделе за 7мес.) = < > руб.)

По статьям затрат: «электроэнергия» в размере < > тыс.руб.; «масла» -< > тыс. руб.; «запасные части» -< > тыс.руб.; «материалы» - < > тыс.руб. ООО «ЭКО» не представлены плановые расчеты, документы, подтверждающие обоснованность включения сумм по указанным статьям в прямые затраты, а также фактические затраты.

По общеэксплуатационным расходам в размере < > тыс.руб.

ООО «ЭКО» определен плановый размер общеэксплуатационных расходов на 2016 год, который составил < > тыс.руб. (расшифровка общеэксплуатационных затрат на 2016 год). К общеэксплуатационным расходам Обществом отнесены следующие: расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, электроэнергия, отопление, приобретение оргтехники, вода холодная, вывоз жбо, услуги связи, материалы, канцтовары, приобретение программного обеспечения, публичная информация, интернет.

В соответствии с расшифровкой общеэксплуатационных затрат на 2016 плановые затраты на оплату труда определены ООО «ЭКО» в размере < > тыс. руб., что соответствует годовому ФОТ административно-управленческого персонала.

Однако, исходя из данных штатного замещения, фактически годовой фонд заработной платы административно-управленческого персонала составил < > тыс. руб., следовательно, отчисления на социальные нужды в размере 30,3% от < > тыс. руб. будут составлять < > тыс. руб. С учетом чего, база для расчёта общеэксплуатационных затрат подлежит уменьшению на < > тыс. руб. и должна составлять < > тыс. руб.

По данным ООО «ЭКО», распределение общехозяйственных затрат в 2016 г. по видам осуществляемой деятельности определено следующим образом:

Наименование подразделения

ФОТ тыс.руб.

%

Вывоз ТБО

< >

37,43

Содержание придомовой территории

< >

42,78

Содержание мест захоронения

< >

19,78

ИТОГО

< >

100

Размер общеэксплуатационных расходов, приходящихся на Услугу, определило ООО «ЭКО» в размере 37,43%, что составляет < > тыс. руб.

Исходя из данных штатного замещения, сумма общехозяйственных затрат, приходящихся на услугу сбора и вывоза ТБО, составила < > (37,43% от < > тыс. руб.).

С учетом требований статьи 6 Закона о защите конкуренции при формировании цены должны учитываться расходы необходимые для производства и реализации товара, Комиссией Магаданского УФАС России на основании предоставленных Обществом документов и информации расчётным путём определена себестоимость услуги сбора и вывоза ТБО для категории потребителей «население»:

 

 

По расчетам ООО «ЭКО», тыс. руб.

По расчетам Магаданского УФАС России, тыс. руб.

 

Наименование показателя

план

 

1

Расходы на оплату труда

< >

< >

2

Отчисления на социальные нужды

< >

< >

3

Электроэнергия

< >

< >

4

Отопление

< >

 

5

Вода горячая

< >

 

6

Вода исходная

< >

 

7

Вода питьевая

< >

 

8

Водоотведение

< >

 

9

Содержание гаража (Аренда)

< >

< >

10

ГСМ

< >

< >

11

Запасные части

< >

< >

12

материалы

< >

< >

13

оформление лицензии

< >

< >

14

аттестация рабочих мест

 

 

15

Общеэксплуатационные расходы

< >

< >

16

Прибыль

< >

 

17

Необходимая валовая выручка

< >

< >

18

Себестоимость (НВВ/объём вывезенных ТБО 9,36 тыс. м3)

< >

< >

 

- себестоимость услуги в месяц < > руб. (< > руб./12 месяцев);

- себестоимость услуги на 1 м3 – < > руб.;

- себестоимость услуги на 1 м2 - < > руб./м2 (< > руб./1520704,8 м2).

При установленном тарифе 8,38 руб./м2 финансовый результат ООО «ЭКО» за 4 мес. (с 01.09.2016 по 31.12.2016) составил:

доходы

< > руб.

(8,38 руб./м2 х 126725,4 м2 х 4 мес.)

расходы

< > руб.

(< > руб х 4 мес.)

прибыль

< > руб.

 

рентабельность услуги

69,28%

 

Фактически полученный ООО «ЭКО» уровень рентабельности услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов для категории потребителей «население» в размере 69,28 %, свидетельствует о превышении в период с 01.09.2016 по 31.12.2016 необходимых для реализации поименованной услуги расходов и прибыли.

В силу части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

С учетом разъяснений ФАС России (письмо от 07.12.2012 № АГ/40978/12) антимонопольному органу необходимо выявить сопоставимые товарные рынки не только одинаковые по структуре, но и с развитой конкурентной средой.

Магаданским УФАС России проведено исследование на предмет наличия/отсутствия сопоставимых товарных рынков услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов для категории потребителей «население» по итогам 2016 года со следующими характеристиками товарного рынка:

  1. продуктовые границы - услуга по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов;
  2. географические границы - территория города Сусуман муниципального образования «Сусуманский городской округ» Магаданской области (площадь г. Сусумана – 28км2);
  3. численность населения г. Сусуман муниципального образования «Сусуманский городской округ» Магаданской области по состоянию на 01.01.2016 – 4820 чел;
  4. обслуживаемая ООО «ЭКО» жилая площадь составляет 130960,8 м2,

по результатам которого установлено следующее.

На территории Магаданской области в период 2016г.:

Наименование населенного пункта

Численность населения на 01.01.2016

Количество хозяйствующих субъектов

Обслуживаемая жилая площадь (м2)

Тариф на услугу

(руб./м2)

пгт. Сокол МО «Город Магадан»

4810

1

100655,49

2,69

пгт. Ола МО «Ольский городской округ»

6205

1

159000,00

2,39

п. Омсукчан

МО «Омсукчанский городской округ»

3794

1

98351,2

2,12

п. Усть-Омчуг

МО «Тенькинский городской округ»

3432

1

77081,6

3,25

п. Ягодное

МО «Ягоднинский городской округ»

3656

1

104823,0

5,10(1п/г);

5,18 (2п/г)

п. Палатка

МО «Хасынский городской округ»

3931

2

23000,0

4,26

На территории Магаданской области отсутствуют сопоставимые товарные рынки с развитой конкурентной средой, поскольку в географических границах пгт. Сокол МО «Город Магадан», пгт. Ола МО «Ольский городской округ», п. Омсукчан МО «Омсукчанский городской округ», п. Усть-Омчуг МО «Тенькинский городской округ», п. Ягодное МО «Ягоднинский городской округ» присутствовало по одному хозяйствующему субъекту. Рынок услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в географических границах населенного пункта п. Палатка МО «Хасынский городской округ» следует признать высококонцентрированным с неразвитой конкурентной средой (т.к. несмотря на наличие двух хозяйствующих субъектов, доля одного из них составляет более 50%).

Вместе с тем Комиссия отмечает, что цены на услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходах указанных населенных пунктах Магаданской области значительно ниже установленных ООО «ЭКО».

На территории Российской Федерации, из анализа представленной в адрес Магаданского УФАС России территориальными органами Федеральной антимонопольной службы, наличие сопоставимых товарных рынков не установлено.

Так, по информации Сахалинского УФАС России от 19.05.2017 № 07-146-э на запрос Магаданского УФАС России от 10.05.2017 №01-10/852, на территории Сахалинской области существует единственное муниципальное образование, которое сопоставимо по численности населения с г. Сусуман муниципального образования «Сусуманский городской округ» - г. Томари муниципального образования «Томаринский городской округ» с численностью населения 3858 чел. В 2016 г. в указанных географических границах услуги по сбору и вывозу ТБО оказывал единственных хозяйствующий субъект – МУП «Благоустройство», стоимость Услуги для категории потребителей «население» составляла 2,25 руб./м2. Что указывает на отсутствие цен, сформировавшихся на конкурентном товарном рынке.

По информации Забайкальского УФАС России от 18.05.2017 № 03-14-3578 на запрос Магаданского УФАС России от 10.05.2017 №01-10/852, на территории Забайкальского края по численности населения с г. Сусуман муниципального образования «Сусуманский городской округ» сопоставим г. Сретенск с численностью населения 6658 чел. В 2016 г. тариф на оказание услуг по сбору и вывозу ТКО для населения составил 264,34 руб./м3, в указанных географических границах услуги по сбору и вывозу ТБО оказывал единственных хозяйствующий субъект. Что указывает на отсутствие цен, сформировавшихся на конкурентном товарном рынке.

Из информации представленной Нижегородским УФАС России, Астраханским УФАС России, Липецким УФАС России, Московским областным УФАС России, Калининградским УФАС России, Рязанским УФАС России, Коми УФАС России, Оренбургским УФАС России, Амурским УФАС России, следует, что на территориях подведомственных указанным территориальным управлениям отсутствуют сопоставимые по численности населения территории.

Следует отметить, что Магаданская область имеет отличные иных территории Российской Федерации размер северных коэффициентов и надбавок к заработной плате (либо их отсутствие), транспортные издержки, цены на сырье, горюче-смазочные материалы, энергоносители и теплоносители, входящие в структуру стоимости услуги.

За пределами Российской Федерации сопоставимые конкурентные товарные рынки непригодны для сравнения в силу иного государственного регулирования, включая налоговое, таможенно-тарифное регулирование, помимо этого, на территории России действуют отличные от зарубежных стран системы лицензирования, системы государственных стандартов, системы сертификации товаров, требований к условиям охраны труда во вредном производстве и др.

Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу о том, что на территории Магаданской области, на территории Российской Федерации и за ее пределами отсутствуют сопоставимые товарные рынки, следовательно, отсутствуют сопоставимые цены на исследуемую услугу.

Таким образом, Комиссия Магаданского УФАС России в отсутствие сопоставимых цен, применяя затратный метод, предусмотренный статьей 6 Закона о защите конкуренции, приходит к выводу о том, что установленный и применяемый ООО «ЭКО» в период с 01.09.2016 по 31.12.2016 тариф на услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов для категории потребителей «население» в размере 8,38 руб./м2 сформирован с превышением необходимых для оказания услуги расходов и прибыли, то есть является монопольно высоким.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе действия (бездействие) по установлению, поддержанию монопольно высокой цены товара.

Комиссия Магаданского УФАС России по рассмотрению дела № 03-10/01-2017 приходит к выводу о том, что действия занимающего доминирующее положение ООО «ЭКО» по установлению, поддержанию с 01.09.2016 по 31.12.2016 монопольно высоких цен на услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов для категории потребителей «население» в размере 8,38 руб./м2, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов неопределенного круга потребителей, запрещены пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

По информации, имеющейся в материалах дела, ООО «ЭКО» в настоящее время не осуществляет деятельность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в географических границах г. Сусумана муниципального образования «Сусуманский городской округ», в связи с чем Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.

В связи с изложенным, руководствуясь статьей 23, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Установить, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «ЭКО» в период своей деятельности с 01.09.2016 по 31.12.2016 на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в географических границах г. Сусумана муниципального образования «Сусуманский городской округ» занимало доминирующее положение с долей более 50%.

2. Признать злоупотреблением доминирующим положением действия ООО «ЭКО» по установлению, поддержанию с 01.09.2016 по 31.12.2016 монопольно высокой цены на услугу по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для категории потребителей «население» в размере 8,38 руб./м2, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов неопределенного круга потребителей категории «население», запрещенных пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Предписание Обществу с ограниченной ответственностью «ЭКО» не выдавать.

4. В связи с тем, что при рассмотрении дела установлено нарушение антимонопольного законодательства, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направить материалы дела должностному лицу Магаданского УФАС России для принятия мер в соответствии с КоАП РФ.

 

 

[2] Справочно: в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Закон об отходах) даны основные понятия:

– отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению;

– обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

– паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;

– вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;

–сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;

– транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах;

– твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

– оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

– группы однородных отходов - отходы, классифицированные по одному или нескольким признакам (происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме).

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны