Постановление №15 Постановление о прекращении производства по делу об админист... от 18 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление №15

о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 03-36/01-2016

 «15» апреля  2016 года

г. Магадан

Я,  ВРИО руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области Романенко Марина Анатольевна, рассмотрев протокол от 30.03.2016 № 3 и материалы дела об административном правонарушении № 03-36/01-2016, возбужденного в отношении публичного акционерного общества «Российская государственная страховая компания» (далее – ПАО «Росгосстрах») (ИНН/КПП 7707067683/774401001, адрес (место нахождения): ул. Большая Ордынка, д.40, корп. (стр.) 3, г. Москва, 119991), являющегося в силу статьи  58 ГК РФ правопреемником общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» (далее - ООО «Росгосстрах»), в связи с принятием решения Комиссией Магаданского УФАС России по делу № 03-10/07-2015 о нарушении пунктов 3, 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

Решением Комиссии Магаданского УФАС России от 23.10.2015 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 03-10/07-2015 ООО «Росгосстрах» признано злоупотребившим доминирующим положением на рынке обязательного страхования гражданской ответственности  владельцев транспортных средств (далее – ОСАГО) в географических границах Магаданской области в 2014 – 1 полугодии 2015 г. посредством навязывания дополнительных договоров страхования к договорам ОСАГО, отказа от заключения договора ОСАГО при отсутствии согласия страхователя на заключение иного дополнительного добровольного договора страхования, запрещенных пунктами 3,5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Исследовав протокол об административном правонарушении от 30.03.2016 № 3 и материалы дела об административном правонарушении № 03-36/01-2016, мною установлено следующее.

1. В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345, с целью установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в географических границах Магаданской области проведены анализ и оценка состояния конкуренции на рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в географических границах Магаданской области в период 2014 г. – первое полугодие 2015 г., по результатам которого установлено следующее.

Продуктовые границы исследуемого рынка определены как услуга обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Географические границы рынка напрямую связаны с территорией регистрации/использования транспортного средства страхователем, территорией регистрации страхователя, и определены географическими границами Магаданской области.

В соответствии с Условиями признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации), утв. Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 № 359, доминирующим признается положением финансовой организации,  дающее такой организации возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения финансовой услуги на соответствующем рынке, и (или) устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на товарный рынок.

С учетом относительного размера долей на соответствующем товарном рынке, принадлежащих конкурентам, доминирующим признается положение финансовой организации, в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия:

- доля финансовой организации превышает 10% на единственном в РФ товарном рынке либо 20% на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в РФ;

- доля финансовой организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее одного года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10% на единственном в РФ товарном рынке либо 20% на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в РФ.

На рынке ОСАГО в Магаданской области доля ООО «Росгосстрах» в лице Магаданского филиала в 2014 году составила 34,6%, в первом полугодии 2015 года – 28,4%. Доля ООО «Росгосстрах» в течение длительного периода времени превышает 20% на товарном рынке Магаданской области.

Таким образом, в соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ООО «Росгосстрах» на рынке ОСАГО на территории Магаданской области в 2014 г. - 1 полугодии 2015 г. является доминирующим с  долей  более 20%.

2. Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причинённого их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами определяются Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО).

В соответствии с положениями Закона об ОСАГО договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – договор ОСАГО) – это договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причинённый вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определённой договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом об ОСАГО, и является публичным (ст. 1 Закона об ОСАГО).

В соответствии со статьёй 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены Законом об ОСАГО, и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств (ст. 4 Закона об ОСАГО).

Лица, нарушившие установленные Законом об ОСАГО требования об обязательном страховании гражданской ответственности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Договор обязательного страхования заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.

Для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику следующие документы:

а) заявление о заключении договора обязательного страхования;

б) паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо);

в) свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо);

г) документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);

д) водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);

е) диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев, а также случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 Закона об ОСАГО).

При заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, или выдает лицу, обратившемуся к нему за заключением договора обязательного страхования, мотивированный отказ в письменной форме о невозможности заключения такого договора, о чем также информирует Банк России и профессиональное объединение страховщиков. Страховщик не позднее одного рабочего дня со дня заключения договора обязательного страхования вносит сведения, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленные при заключении этого договора, в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО. Бланк страхового полиса обязательного страхования является документом строгой отчетности (ст. 15 Закона об ОСАГО).

Страхование осуществляется в соответствии с Положением о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утв. Банком России от 19.09.2014 № 431-П (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 1.5. Правил владелец транспортного средства в целях заключения договора обязательного страхования вправе выбрать любого страховщика, осуществляющего обязательное страхование.

Страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования владельцу транспортного средства, обратившегося к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования и предъявившему документы в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

 

Доказательствами незаконных действий ООО «Росгосстрах»  в части заключения  договора страхования ОСАГО только при условии одновременного заключения добровольного договора страхования, а также отказа от заключения договора ОСАГО при отсутствии согласия страхователя на заключение иного дополнительного добровольного договора страхования служат:

  1. заявления граждан, содержащие описание однотипного поведения представителей ООО «Росгосстрах» при обращении граждан с целью оформления полиса ОСАГО (при этом заявители обращались в разное время и в разные офисы Филиала ООО «РГС» в Магаданской области), в частности:

- заявление /…/, в котором указано, что специалисты ООО «Росгосстрах» отказывают в заключении договора ОСАГО, если потребитель отказывается заключить дополнительный договор страхования;

- заявление /…/, в котором указано, что  при обращении в страховую компанию сотрудником /…/ заявителю было сообщено, что оформить полис ОСАГО он сможет, только приобретя в обязательном порядке дополнительный полис страхования жизни, в противном случае полис ОСАГО в компании ООО «Росгосстрах» не продадут;

- заявление /…/, в котором указано, что перед тем как застраховать транспортное средство представитель страховой компании заявил о невозможности выдачи полиса ОСАГО без осуществления дополнительных страховок, а именно страхования жизни и имущества. Таким образом, по заявлению /…/, представитель страховой компании принуждал его к дополнительным видам страхования и отказал в выдаче полиса ОСАГО без страхования жизни и имущества;

- заявление /…/, в котором указано, что при очередном страховании по ОСАГО автомобиля с него «хотели взять деньги за страхование жизни», от чего он отказался и застраховал свою гражданскую ответственность в другой страховой компании;

- заявление /…/, в котором указано, что ему было предложено оформить страховой полис только после оформления страхования жизни.

- заявление /…/, в котором указано, что в офисе ООО «Росгосстрах» начали оформлять полис ОСАГО, объяснив, что выписать полис возможно только при заключении добровольного страхования жизни «РГС-ФортунаАвто». В связи с отказом от заключения  договора «РГС-ФортунаАвто» представителем было отказано в оформлении полиса ОСАГО.

2) Полисы ОСАГО, в графе «Особые отметки» которых имеется отметка  об ознакомлении с условиями продуктов договоров добровольного страхования, в частности «Фортуна Авто», «Фортуна Семья», а также иных продуктов добровольного страхования (заключенные одновременно с договором ОСАГО) в отношении следующих граждан:

- /…/ договор ОСАГО (полис /…/) и  договор «РГС Фортуна Авто» (полис /…/);

- /…/ договор ОСАГО (полис /…/) и договор «РГС Фортуна Авто» (полис /…/);

- /…/ договор ОСАГО (полис /…/) и договор «РГС Фортуна Авто» (полис /…/);

- /…/ договор ОСАГО (полис /…/) и договор «Фортуна Семья» (полис /…/);

- /…/ договор ОСАГО (полис /…/) и договор «РГС Фортуна Авто» (полис /…/), договор «РГС Фортуна Авто» расторгнут;

- /…/ договор ОСАГО (полис /…/) и  договор «РГС Фортуна Авто» (полис /…/), договор «РГС Фортуна Авто» расторгнут.

Полисы ОСАГО содержат сведения никак не относящиеся к заключаемым договорам обязательного страхования, т.е. пометка «с условиями продукта Фортуна Авто» ознакомлен» указывает на связь заключения договора ОСАГО с заключением договора «РГС Фортуна Авто».  Факты же расторжения добровольных договоров страхования в столь короткий период, в период «охлаждения», свидетельствуют о нежелании страхователей приобретать данный продукт (в последних двух случаях).

В соответствии с положением о мотивации работников Филиала, вознаграждение работников Филиала может складываться из следующих составляющих: базовая заработная плата (оклад, индивидуальная надбавка), переменная часть вознаграждения (премии, агентское вознаграждение), компенсации и льготы (добровольное медицинское страхование, оплата мобильной связи и пр.), поощрение лучших работников (поощрение победителям соревнований и конкурсов, поощрение за присуждение корпоративных наград Росгосстраха).[1]

Определённым категориям работников могут выплачиваться премии на условиях Положения о премировании работников Филиала Общества. Правила установления, расчёта и выплаты премий различным категориям работников устанавливаются на основании Положения о премировании работников.[2]

Положением о премировании работников филиала ООО «Росгосстрах», утверждённым Приказом ООО «Росгосстрах» № 86хк от 01.01.2015, установлено, что работникам, в должностных инструкциях которых имеются функции личных продаж/оформления договоров страхования, выплачивается ежемесячная премия за личные продажи клиентам, рассчитанная методом % от личных продаж, в размере до 0,75 от расчётной ставки агентского вознаграждения (для менеджеров по офисным продажам коэффициент устанавливается отдельно).

В Филиале могут заключаться агентские договоры с работниками, а также субагентские договоры с работниками с ООО «СК «РГС-Жизнь» и ОАО «НПФ РГС».

При получении агентского вознаграждения за заключение договоров страхования, работнику не может быть выплачена ежемесячная премия за заключение данных договоров страхования.

В соответствии с Положением о порядке формирования и расходования средств статьи бюджета «Вознаграждение за заключение договоров розничного страхования» Общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах», утверждённым приказом ООО «Росгосстрах» № 361 хк от 01.01.2014, расходы, прямо способствующие заключению договоров страхования с розничными клиентами при продажах ОСАГО, КАСКО, ДСАГО, Строения, Квартиры, Животные, Фортуна АВТО, ВЗР, ДМС и пр., а именно расходы по статьям Вознаграждение страховых агентов за заключение договоров страхования (физ. лиц и ИП), Премии страховых консультантов за заключение договоров страхования, Премии менеджеров офисов продаж за заключение договоров страхования, Премии штатных сотрудников за заключение договоров страхования отнесены к расходам первого приоритета.

Ставки комиссионного вознаграждения утверждались Приказом № 65 от 02.07.2014, Приказом № 170 от 31.12.2014 Филиала ООО «Росгосстрах» в Магаданской области.

В 3 квартале 2015 года, в Филиале ООО «Росгосстрах» действовали следующие ставки комиссионного вознаграждения агентов за заключение договоров страхования: ОСАГО – 1%; Дом, Квартира, ГО – 19,95%; Фортуна все – 21%; КАСКО новый – 10,50%; КАСКО возобн. – 8,40%; НС ф/л – 16,8%; ДМС ф/л – 11,55%.

Установление низкой ставки за оформление договора ОСАГО (1%) по отношению к остальным ставкам по «добровольным видам страхования» стимулируют представителей Филиала на нарушение законодательства путём навязывания страхователям невыгодных условий страхования, а именно заключение договоров страхования не относящихся к ОСАГО совместно с договором ОСАГО, с целью увеличения комиссионного вознаграждения или ежемесячной премии за заключение договоров страхования.

Анализ отчетов (выборочно) по начислению комиссионного вознаграждения показал, что имеет место прямая заинтересованность агентов в заключении договоров добровольного страхования. Агенты стараются заключать договоры, за которые предусмотрено наибольшее комиссионное вознаграждение, а учитывая, что договор ОСАГО является необходимым в соответствии с действующим законодательством и за него положено крайне маленькое комиссионное вознаграждение, заключают его только при условии одновременного заключения иных договоров «добровольного» страхования, обеспечивая тем самым себе доход.

Таким образом, действия ООО «Росгосстрах» по навязыванию дополнительных договоров страхования к договорам ОСАГО и по отказу от заключения договора ОСАГО при отсутствии согласия страхователя на заключение иного дополнительного добровольного договора страхования, нарушают требования пунктов 3, 5 части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции.

Согласно пункту 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 14.31 КоАП РФ, является принятие Комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства РФ.

В соответствии с полномочиями, установленными пунктом 5 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Согласно информации, содержащейся в ЕГРЮЛ, расположенном на официальном сайте Федеральной налоговой службы https://egrul.nalog.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», ООО «Росгосстрах» прекратило деятельность 31.12.2015 в связи с реорганизацией юридического лица в форме присоединения. Правопреемником ООО «Росгосстрах» является ПАО  «Российская государственная страховая компания».

В силу части 4 статьи 2.10 КоАП РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

Согласно части 7 статьи 2.10 КоАП РФ в случаях, указанных, в том числе в части 4 названной статьи КоАП РФ, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

Таким образом, привлечению к административной ответственности за совершенное ООО «Росгосстрах» административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, подлежит ПАО «Росгосстрах».

В силу пункта 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности начинает исчисляться со дня вступления в силу решения антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения, т.е. с 23.10.2015.

В силу частей 1 и 2 статьи 25.4. КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители, которыми являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами юридического лица.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

Согласно  статье  25.5  КоАП РФ  защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

В соответствии  с Уставом  ПАО «Росгосстрах» оперативное руководство текущей деятельностью Общества осуществляют единоличные исполнительные органы Общества – Президент и Генеральный директор. Согласно информации, содержащейся в ЕГРЮЛ, расположенном на официальном сайте Федеральной налоговой службы https://egrul.nalog.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», Президентом Общества является /…/, генеральным директором - /…/.

О времени и месте составления протокола об административном правонарушении ПАО «Росгосстрах» извещено уведомлением  от 14.03.2016 № 01-10/490, направленным заказным письмом, полученным Обществом  22.03.2016,  что подтверждено информацией, опубликованной на официальном сайте Почта России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Протокол об административном правонарушении № 3  составлен должностным лицом, уполномоченным на составление протокола,  30.03.2016 в присутствии представителя  филиала ПАО «Росгосстрах» в Магаданской области /…/ (доверенность от 11.01.2016 № б/н) по адресу: г. Магадан, ул. Портовая, д. 8, каб. 234.

Копия протокола об административном правонарушении  от 30.03.2016 № 3 направлена в адрес ПАО «Росгосстрах» заказным письмом с уведомлением, получена Обществом 06.04.2016, что подтверждено информацией, опубликованной на официальном сайте Почта России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении ПАО «Росгосстрах» уведомлено определением  от  31.03.2016 № 41, копия которого направлена в адрес ПАО «Росгосстрах» заказным письмом с уведомлением, получена Обществом 06.04.2016, что подтверждено информацией, опубликованной на официальном сайте Почта России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ.

Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренные ст. 29.2 КоАП РФ, отсутствуют.

Дело об административном правонарушении № 03-36/01-2016 рассмотрено в отсутствие  законного представителя юридического лица, извещенного надлежащим образом. Ходатайств о переносе  даты и времени рассмотрения дела об административном правонарушении № 03-36/01-2016  не заявлял.

Событие нарушения антимонопольного законодательства, установленное решением Комиссии Магаданского УФАС России от 23.10.2015 по делу № 03-10/07-2015 выражается в совершении  ООО «Росгосстрах»  действий на рынке обязательного страхования гражданской ответственности  владельцев транспортных средств в географических границах Магаданской области в 2014 – 1 полугодии 2015 г. посредством навязывания дополнительных договоров страхования к договорам ОСАГО и  отказа от заключения договора ОСАГО при отсутствии согласия страхователя на заключение иного дополнительного добровольного договора страхования, недопустимых в соответствии с  пунктами 3,5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,  результатом таких действий является ущемление интересов отдельных потребителей.

Решение Комиссии Магаданского УФАС России по делу о нарушении ООО «Росгосстрах» антимонопольного законодательства, являющееся поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, не устраняет обязанность антимонопольного органа при привлечении Общества к административной ответственности проверить наличие в действиях привлеченного к ответственности лица всех признаков состава административного правонарушения.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности.

Субъектом правонарушения является ООО «Росгосстрах», правопреемником которого в силу статьи 58 ГК РФ, статьи 2.10 КоАП РФ является  ПАО «Росгосстрах».

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которого установлена его вина.

В соответствии с частью  2  статьи 2.1  КоАП РФ,  юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения,  если будет установлено,  что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм,  за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность,  но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной. ООО «Росгосстрах» имело возможность соблюдения норм антимонопольного законодательства,  а именно не злоупотреблять своим доминирующим положением на рынке услуг ОСАГО в географических границах Магаданской области в 2014 – 1 полугодии 2015 года, и в соответствии с требованиями пунктов 3, 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции заключать договоры ОСАГО без навязывания дополнительных договоров добровольного страхования, а также не отказывать в заключение договора ОСАГО при отсутствии согласия  страхователя  на заключение  дополнительного  договора добровольного страхования. Однако, Обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что подтверждено доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Вместе с тем, с 05.01.2016  вступил в  силу Федеральный закон от 05.10.2015 № 275-ФЗ, которым в часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции внесены изменения следующего содержания: «запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей».

Т.е. действия хозяйствующих субъектов, результатом которых являются или могут являться ущемления  интересов других лиц, не связанных с интересами  в сфере предпринимательской деятельности и (или) не связанных с ущемлением интересов неопределенного круга лиц, не признаются злоупотреблением доминирующим положением.

Часть 1 статьи 14.31 КоАП РФ устанавливает ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев.

Т.е. часть 1 статьи 14.31 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за совершение действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с  антимонопольным законодательством,  является отсылочной нормой.

Из положений приведенных выше норм следует, что объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, заключается  в совершении хозяйствующим субъектом действий (бездействий), признаваемых злоупотреблением  доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия (бездействие) приводят или могут привести  к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Так как,  результатом действий ООО «Росгосстрах», запрещенных пунктами 3 и 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, явилось ущемление интересов физических лиц (отдельных потребителей), и при этом ущемление интересов не связанно с предпринимательской деятельностью, а так же не является ущемлением интересов неопределенного круга лиц, то исключается возможность привлечения Общества к административной ответственности, поскольку нарушение интересов отдельных потребителей на момент административного производства, не признается злоупотреблением доминирующим положением.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2 статьи 54).

В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

С учетом указанных выше обстоятельств, прихожу к выводу о том, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, а именно - объективная сторона, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП, что  в силу положений пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно статье 28.9 КоАП при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 КоАП РФ, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного,  руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5, части  2 статьи 29.4, статьи  29.9 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛА:

Производство по делу об административном правонарушении № 03-36/01-2016, возбужденному в отношении публичного акционерного общества «Российская государственная страховая компания» прекратить на основании пункта  2 части  1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В соответствии с  частью 3  статьи 30.1  и статьей 30.3  КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. 

Согласно части 1  статьи 31.1  КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока,  установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении,  если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.


[1] П.2.5 Положения о мотивации работников Филиала ООО «Росгосстрах», утв. Приказом ООО «Росгосстрах» № 59хк от 01.01.2015

[2] П. 4.1 5 Положения о мотивации работников Филиала ООО «Росгосстрах», утв. Приказом ООО «Росгосстрах» № 59хк от 01.01.2015

Связанные организации

Связанные организации не указаны