Решение №02-06/129-18 Решение по делу 02-06/129-18 от 3 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу 02-06/129-18

 

31 июля 2018 года                                                                                        г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Председатель Комиссии –– заместитель руководителя Марийского УФАС России;

члены Комиссии:

– начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

– ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

в присутствии представителей:

заказчика – муниципального казенного учреждения «Дирекция муниципального заказа» городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее – МКУ «ДМЗ» ГО «Город      Йошкар-Ола»):

 (распоряжение от 01.04.2016 № 200),

 (доверенность № б/н от 26.07.2018),

в отсутствие представителей заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (далее – ООО «Перспектива»), общества с ограниченной ответственностью «Ремточстрой Инжиниринг» (далее – ООО «Ремточстрой Инжиниринг»), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения материалов дела, рассмотрев жалобы ООО «Перспектива», ООО «Ремточстрой Инжиниринг» на положения документации электронного аукциона на выполнение работ по объекту: «Дошкольное образовательное учреждение на 320 мест в микрорайоне «Восточный» г. Йошкар-Олы» (работы строительные по возведению нежилого здания (детского сада)) (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу http://zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 0308300022918000043 от 28.06.2018),

 

установила:

 

МКУ «ДМЗ» ГО «Город Йошкар-Ола» проводится электронный аукцион на выполнение работ по объекту: «Дошкольное образовательное учреждение на 320 мест в микрорайоне «Восточный» г. Йошкар-Олы» (работы строительные по возведению нежилого здания (детского сада)) (номер извещения на официальном сайте 0308300022918000043 от 28.06.2018).

В Марийское УФАС России поступили жалобы ООО «Перспектива», ООО «Ремточстрой Инжиниринг» на положения аукционной документации названного электронного аукциона.

Заявители полагают, что документация указанного аукциона не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Заказчик с доводами жалоб не согласился, просил признать жалобы необоснованными, представил письменные пояснения (исх. №№ 385, 386 от 27.06.2018).

При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры закупки. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств установлено следующее.

Извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация на выполнение работ по объекту: «Дошкольное образовательное учреждение на 320 мест в микрорайоне «Восточный» г. Йошкар-Олы» размещены на официальном сайте 28.06.2018 (код закупки 0308300022918000043).

Электронная площадка для проведения аукциона - http://roseltorg.ru.

Начальная максимальная цена контракта – 155 944 000,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 25.07.2018 12:00.

Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе: 27.07.2018.

Дата проведения электронного аукциона на электронной площадке: 30.07.2018.

1. В соответствии с доводами, изложенными в жалобе ООО «Перспектива», в аукционной документации отсутствует инфорнмация о сроках оплаты заказчиком выполненных работ.

Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия, в том числе о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.

По смыслу части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В пункте 10 информационной карты заказчиком установлено, что работы оплачиваются заказчиком путем безналичного перечисления денежных средств на рачетный счет подрядчика в течение 30 рабочих дней с момента подписания обеими сторонами акта о приемке выполненных работ (унифицированная форма КС-2) с учетом результатов экспертизы выполненных работ (их результатов), справки о стоимости выполненных работ и затрат (унифицированная форма № КС-3) и на основании счета (счета-фактуры) подрядчика.

Вместе с тем, в пункте 2.6 проекта контракта указано, что оплата по контракту осуществляется по безналичному расчету поэтапно в соответствии с графиком оплаты выполненных по контракту работ (приложение № 4). Оплата осуществляется на основании счета, акта о приемке выполненных работ (форма № КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3).

График оплаты выполненных по контракту работ в настоящее время не сформирован.

Таким образом, в проекте контракта, в нарушение пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, отсутствует указание на конкретные сроки оплаты выполненных по контракту работ.

Жалоба ООО «Перспектива в указанной части обоснована.

2. По мнению подателя жалобы заказчиком в пункте 4.23 проекта контракта неверно установлены обязанности поставщика.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с указанным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены

Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контраткной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта (часть 6 статьи 30).

В извещении о проведении электронного аукциона установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15% от цены контракта.

Вместе с тем, в пункте 4.23 проекта контракта указано, что подрядчик обязан привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме 15 процентов от цены контракта. При этом подобная формулировка не свидетельствует о том, что установленное требование касается только подрядчика, не являющегося субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией.

Таким образом, подобные положения проекта контракта противоречат части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Жалоба ООО «Перспектива» в указанной части обоснована.

3. В соответствии с доводами, изложенными в жалобе ООО «Перспектива», в проекте контракта, в нарушение требований законодательства о контрактной системе, отсутствует информация о размере обеспечения исполнения контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.

Согласно пункту 8 статьи 42 Закона о контактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться в том числе информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 указанного закона).

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

В извещении о проведении электронного аукциона, а также аукционной документации (пункт 13 информационной карты) заказчиком указан размер обеспечения исполнения контракта – 46 783 200,00 рублей.

В проекте контракта заказчиком также установлено требование о необходимости обеспечения исполнения контракта.

Вместе с тем, отсутствие в проекте контракта сведений о размере обеспечения испонения контракта не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.

Жалоба ООО «Перспектива» в указанной части не обоснована.

4. В соответствии с доводами, изложенными в жалобе ООО «Ремточстрой Инжиниринг», заказчиком при описании некоторых необходимых для выполнения работ товаров не соблюдены правила описания объекта закупки, в том числе указаны характеристики товаров, конкретные показатели которых становятся известными только после проведения соответствующих испытаний.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки необходимо использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В приложении к техническому заданию заказчиком определены технические характеристики основных применяемых материалов, так, напрамер, в пункте 3 указаны требования к раствору готовому кладочному цементному, в том числе прочность не менее 40 кгс/см2 и более 90 кгс/см2, прочность на сжатие не менее 10 Мпа, адгезия к бетону не менее 0,4 Мпа, морозостойкость более 100 циклов, водонепроницаемость более 0,4 Мпа.

Между тем, в инструкции по заполнению заявки (пункт 3.3 аукционной документации) указано, что в случае если в описании объекта закупки установлены требования  к химическому составу и (или) компонентам товара и (или) показателям технологии производства, испытаний товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партий товара после его производства, к условиям хранения товара, то участник закупки указывает значения показателей в неизменном виде в сопровождении соответствующих слов, терминов и знаков. В случае, если участник закупки имеет возможность предоставить конкретное значение показателя, установленного заказчиком в соответствии с государственными стандартами (товар имеется в наличии, по запросу в адрес производителя и т.п.), то представленные сведения должны соответствовать государственному стандарту на данные товары (в случае если качество товара регламентируется государственными стандартами).

Таким образом, если участник закупки считает, что в описании объекта закупки заказчиком установлены требования к химическому составу и (или) компонентам товара, показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, он вправе указать значения показателей в неизменном виде в сопровождении соответствующих слов, терминов и знаков.

Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Доказательств неправомерности, установленных заказчиком, характеристик, по указанным позициям, заявителем не представлено, кроме того, представитель заявителя на рассмотрение жалобы не явился, в связи с чем, Комиссией Марийского УФАС России не могли быть заданы уточняющие вопросы по доводам жалобы.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что указанный довод жалобы является необоснованным, так как данные показатели установлены в пределах ГОСТов и ТУ (минимальные либо максимальные), следовательно, потенциальный участник закупки имеет возможность заполнить заявку на участие в указанном электронном аукционе.

Жалоба ООО «Ремточстрой Инжиниринг» не обоснована.

5. Дополнительно необходимо отметить следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе  документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) указанного закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 названного закона.

В соответсвии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.

Таким образом, лицо, которое будет осуществлять работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, являющиеся предметом электронного аукциона, должно являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Документом, подтверждающим соответствие участника закупки данному требованию, в соответствии с нормами ГрК РФ, является выписка из реестра членов саморегулируемой организации. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи (часть 4 статьи 55.17 ГрК РФ).

В пункте 23 информационной карты заказчиком установлено, что вторая часть заявки на участие в проводимом электронном аукционе должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов (а  именно выписка из реестра членов саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, выданная по форме согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 № 58 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации» не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Таким образом, заказчиком в аукционной документации неправомерно, в нарушение положений пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, части 4 статьи 55.17 ГрК РФ, установлены требования относительно срока действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации.

На момент проведения заседания Комиссии контракт не заключен, процедура закупки приостановлена в части заключения контракта.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответсвенностью «Перспектива» частично обоснованной.

2. Призанить жалобу общества с ограниченной ответсвенностью «Ремточстрой Инжиниринг» необоснованной.

3. Признать в действиях муниципального казенного учреждения «Дирекция муниципального заказа» городского округа «Город Йошкар-Ола» нарушение части 1, пункта 1 части 13 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», части 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

4. Выдать муниципальному казенному учреждению «Дирекция муниципального заказа» городского округа «Город Йошкар-Ола» обязательное для исполнения предписание.

5. Передать метериалы дела 02-06/129-18 уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства.

ПРЕДПИСАНИЕ

 по делу 02-06/129-18

об устранении нарушений законодательства о контрактной системе

 

31 июля 2018 года                                                                                        г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Председатель Комиссии –– заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл;

члены Комиссии:

– начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

– ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

на основании своего решения от 31.07.2018 по делу № 02-06/129-18, принятого по результатам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью «Перспектива», общества с ограниченной ответственностью «Ремточстрой Инжиниринг» на положения документации электронного аукциона на выполнение работ по объекту: «Дошкольное образовательное учреждение на 320 мест в микрорайоне «Восточный» г. Йошкар-Олы» (работы строительные по возведению нежилого здания (детского сада)) (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу http://zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 0308300022918000043 от 28.06.2018),

предписывает:

1. Муниципальному казенному учреждению «Дирекция муниципального заказа» городского округа «Город Йошкар - Ола» устранить нарушение части 1, пункта 1 части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», для чего при заключении муниципального контракта привести положения контракта в части установления сроков оплаты выполненных работ, а также обязанностей подрядчика в соответствие с нормами действующего законодательства.

2. В течение 5 дней со дня исполнения предписания представить в Марийское УФАС России доказательства исполнения предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны