Решение №02-06/169-18 Решение по делу № 02-06/169-18 от 7 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу 02-06/169-18

01 ноября  2018 года                                                                                         г. Йошкар-Ола

   Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Председатель Комиссии:

заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл;

члены Комиссии:

– ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

– специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

в присутствии представителей:

заказчика – муниципального казенного учреждения «Дирекция муниципального заказа» городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее – МКУ «ДМЗ» ГО «Город Йошкар-Ола»):

 (распоряжение от 01.04.2016 № 200 о приеме на работу),

 (доверенность № б/н от 23.01.2018),

 (доверенность № б/н от 31.10.2018),

в отсутствие представителей заявителей – общества с ограниченной ответственностью «Эльтер» (далее – ООО «Эльтер»), общества с ограниченной ответственностью «Контракт» (ООО «Контракт»), общества с ограниченной ответственностью «Монолитстроймонтаж» (ООО «Монолитстроймонтаж»), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения материалов дела, рассмотрев жалобы ООО «Эльтер», ООО «Контракт», ООО «Монолитстроймонтаж» на положения документации электронного аукциона на строительство пристроя к МБДОУ «Детский сад № 49 «Лесная сказка» в                       г. Йошкар-Ола (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу http://zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 0308300022918000072 от 10.10.2018).

установила:

МКУ «ДМЗ» ГО «Город Йошкар-Ола» проводится электронный аукцион на строительство пристроя к МБДОУ «Детский сад № 49 «Лесная сказка» в                       г. Йошкар-Ола (извещение на официальном сайте 0308300022918000072 от 10.10.2018).

В Марийское УФАС России поступили жалобы ООО «Эльтер», ООО «Контракт», ООО «Монолитстроймонтаж» на положения документации проводимого электронного аукциона.

Заявители полагают, что документация указанного аукциона не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Заказчик с доводами жалоб не согласился, просил признать жалобы необоснованными, поддержал письменные пояснения, представленные в ходе рассмотрения жалоб (исх. № б/н от 30.10.2018, № 625 от 30.10.2018, № б/н от 31.10.2018, № 632 от 31.10.2018, № 644 от 01.11.2018, № 640 от 01.11.2018).

При рассмотрении жалоб в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры закупки. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств установлено следующее.

Извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация на строительство пристроя к МБДОУ «Детский сад № 49 «Лесная сказка» в                       г. Йошкар-Ола опубликованы на официальном сайте 10.10.2018 (код закупки 0308300022918000072).

Электронная площадка для проведения аукциона - http://roseltorg.ru

Начальная максимальная цена контракта – 58 969 000,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 31.10.2018 12:00.

Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе: 02.11.2018.

Дата проведения электронного аукциона на электронной площадке: 06.11.2018.

Оценив доводы, изложенные в жалобах, а также изучив материалы дела, Комиссия Марийского УФАС приходит к следующим выводам.

1. В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно подпункту «б» пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать в том числе конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

Аналогичные требования к составу первой части заявки на участие в проводимом электронном аукционе указаны в пункте 22 информационной карты (приложение № 1 к документации электронного аукциона). Кроме  того, в указанном пункте определено, что конкретные показатели товара заполняются в соответствии с приложением к техническому заданию (документация об аукционе, пункт 3.3 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе, инструкция по ее заполнению»).

1) В соответствии с доводами, изложенными в жалобе ООО «Эльтер», в техническом задании заказчика установлено требование о необходимости предоставления в составе заявки на участие в проводимой процедуре закупки сведений о количественных характеристиках товаров. Вместе с тем, значения соответствующих показателей           заказчиком не определены. Кроме того, поскольку номенклатура материалов, перечисленных в техническом задании, не совпадает с материалами, поименованными в проектно-сметной документации, в техническом задании, по мнению заявителя, должно быть указано конкретное значение количества необходимых заказчику товаров.

В приложении к техническому заданию заказчиком в виде таблицы определены технические характеристики основных применяемых материалов, в частности указаны показатели, позволяющие определить соответствие товаров установленным требованиям. В числе таких показателей определены количественные характеристики (единицы измерения – графа 5, количество – графа 6). Значения количественных характеристик для каждого из требуемых материалов заказчиком не определены.

В пункте 4 технического задания (приложение № 2 к аукционной документации) установлено, что при заполнении показателей, позволяющих определить соответствие товаров  установленным требованиям, в том числе в случае предложения товаров с характеристиками, соответствующими требованиям документации, но отличающимися от характеристик товара, указанного в проектно-сметной документации, в том числе номером серии (номера серий железо-бетонных изделий указаны в проектно-сметной документации, являющейся неотъемлемым приложением настоящей документации), габаритным размером (в случае если такое допускается требованиями документации), участник указывает количественные характеристики предлагаемого товара с указанием единиц измерения.

Вместе с тем, в силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, количество товара не относится к сведениям об объекте закупки, не является функциональной, технической, качественной либо эксплуатационной характеристикой объекта закупки. Количество товара – это числовое значение указанного параметра, является обязательным условием договора поставки, однако не относится к характеристикам самого товара, а также не является конкретным показателем, по которому оценивается первая часть заявки на участие в электронном аукционе. Более того, Закон о контрактной системе не содержит требований об указании в составе заявки на участие в элетронном аукционе количества товара.

Кроме того, по ряду позиций технического задания невозможно определить их соответствие проектно-сметной документации (далее – ПСД), в результате чего не представляется возможным указать количество таких материалов (товаров).

Так, например, в позициях 43-48 приложения к техническому заданию заказчиком установлены требования к различным видам светильников, в том числе светодиодные (пункты 43-46), с люминисцентной лампой (пункт 47), а также с энергосберегающими лампами или LED с эквивалентом совместимости лампе накаливания.

Вместе с тем, в локальном сметном расчете № 02-01-05 (электроосвещение) содержатся светильники люминисцентные различных видов в различных количествах (позиции 21-26 сметы).

Кроме того, в пункте 74 приложения к техническому заданию содержится описание кнопки тревожной адресной. Вместе с тем, в ПСД указание на кнопку тревожную адресную отсутствует, в связи с чем также невозможно представить в составе заявки сведения о количестве таких кнопок.

Таким образом, установление в аукционной документации требований в отношении количества тех или иных материалов, необходимых для выполнения работ, является неправомерным, противоречит положениям пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Жалоба ООО «Эльтер» в указанной части обоснована.

Кроме того, в ходе рассмотрения вышеуказанного довода жалобы ООО «Эльтер» Комиссией Марийского УФАС России установлено следующее.

В пункте 63 приложения  техническому заданию заказчиком установлены требования к расширителю адресному на 1 ШС, в пункте 74 содержится описание кнопки тревожной адресной, в пункте 75 описан извещатель охранный поверхностный звуковой адресный, в пункте 76 – извещатель вибрационный адресный.

По мнению заявителя, указанные товары отсутсвуют в ПСД.

В ходе рассмотрения жалобы представители заказчика пояснили, что расширитель адресный в ПСД указывается в линейных схемах, в спецификацию и смету не выделены. Кнопка тревожная адресная в ПСД отсутствует. Относительно извещателей охранных адресных (позиции 75, 76 приложения к техническому заданию) указано, что такие извещатели или аналогичные, соответствующие установленным в документации характеристикам, указаны в локальном сметном расчете № 02-01-15 (позиции 16-19) (пояснения № 644 от 01.11.2018).

В локальном сметном расчете № 02-01-15 указаны оповещатель светозвуковой охранно-пожарный "интеллектуальный" (пункт 16), извещатель охранный контактный (пункт 17), извещатель охранный контактный (пункт 18), извещатель охранный для закрытых помещений, звуковой (пункт 19).

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с указанным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с пунктом 4 технического задания (приложение № 2 к аукционной документации) объемы работ в полном объеме указаны в проектно-сметной документации, являющейся неотъемлемым приложением к документации об электронном аукционе. Сметная документация составлена по указанной проектной документации. Объемы работ и поставляемых для выполнения указанных работ товаров и материалов должны быть выполнены и поставлены подрядчиком в объеме, указанном в проектно-сметной документации без исключений. Перечень товаров, указанный в приложении к техническому заданию, служит для сопоставления предложения участника закупки требованиям установленным заказчиком в документации и не является исключительным. Участники закупки в первой части заявки предоставляют сведения и информацию о товарах, включенных в указанный перечень, в объеме и в соответствии с требованиями документации. Товары, не указанные в перечне, поставляются подрядчиком на объект в необходимом для исполнения работ по предмету контракта объеме и в соответствии с требованиями, установленными проектом контракта и проектно-сметной документацией.

Вместе с тем, в разработанном заказчиком техническом задании, а таже ПСД, являющейся неотъемлемым приложением к техническому заданию, содержится противоречивая информация относительно требуемых к установке элементов охранно-пожарной сигнализации, в частности необходимости монтажа тревожной кнопки, а также вида извещателй (адресные либо нет).

Таким образом, наличие подобных противоречий не позволяет потенциальным участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в проводимой процедуре закупки.

В действиях заказчика имеются нарушения части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе в указанной части.

2) Относительно несоответствия номенклатуры материалов, перечисленных в пунктах 20, 25 приложения к техническому заданию, с материалами, поименованными в проектно-сметной документации, Комиссией Марийского УФАС России установлено следующее.

В пункте 20 приложения к техническому заданию заказчиком установлены требования к блоку оконному пластиковому двустворчатому, в то время как в ПСД указан блок оконный пластиковый трехстворчатый.

Вместе с тем, ПСД предполагает установку на объекте блоков оконных пластиковых как двустворчатых (пункт 188 локального сметного расчета № 02-01-01), так и трехстворчатого (пункт 283 локального сметного расчета № 02-01-01).

В пункте 25 приложения к техническому заданию заказчиком установлены требования к фильтру магнитному, в том числе указано, что необходим фильтр с условным диаметром 20мм, 25 мм, 32 мм.

Общество в тексте жалобы указывает, что в ПСД указан фильтр магнитый диаметром 20, 25 мм.

Вместе с тем, ПСД предполагает использование фильтров магнитных диаметров 20мм, 25 мм, 32 мм (пункты 24, 25 локального сметного расчета № 02-01-02).

Таким образом,доводы подателя жалобы в указанной части не обоснованы.

2. В приложении к техническому зданию при описаниии некоторых характеристик требуемых заказчику материалов используются различные символы и обозначения, в частности «,», «/» (косая черта), «св.», «не хуже», «не уже».

По мнению заявителя, использование вышеуказанных символов, слов и обозначений вводит в заблуждение потенциальных участников закупки, создает неопределенность.

Так, например, в пункте 14  приложения к техническому заданию заказчиком установлены требования к блокам бетонным, в том числе к марке блоков ФБС9-4-6-Т, ФБС12-4-6-Т, ФБС24-4-6-Т, ФБВ9-5-6-Т, ФБС12-5-6-Т, ФБС24-5-6-Т.

В инструкции по заполнению заявок отсутсвует указание на то, что именно обозначает символ «,».

Вместе с тем, в соответствии с правилами чтения символов, в случае отсутствия в инструкции каких-либо пояснений по применяемым знакам препинания участник закупки при подготовке заявки должен руководствоваться общепринятыми правилами чтения таких знаков препинания.

Запятая («,») в русском языке используется как знак препинания, разделяющий слова.

В рассматриваемом случае символ «,» используется для перечисления марок блоков и означет, что при выполнении работ по строительству объекта необходимо использовать блоки бетонные всех перечисленных марок.

В соответствии с пунктом 4 приложения к техническому заданию заказчиком установлены требования к раствору готовому кладочному цементному, в частности указано, что марка раствора по прочности на сжатие должна быть М100/М150.

В соответствии с правилами чтения символов «/» (косая черта) следует читать как «и».

Из указанного следует, что при выполнении работ необходимо использовать как раствор готовый кладочный цементный марки М100, так и раствор марки М150.

В ряде позиций приложения к техническому заданию заказчиком при описании требуемых материалов используются слова «св.», «не хуже», «не уже». Указанные обозначения, по мнению заявителя, отсутствуют в инструкции по заполнению заявок.

Вместе с тем, в правилах чтения символов в аукционной документации имеется обозначение «свыше», что означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение. Кроме того, «не менее», «не ниже» означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение. Указанные словосочетания синонимичны словам «не хуже», «не уже».

Таким образом, вышеуказанные символы, словосочетания и обозначения, с учетом положений правил чтения символов, не допускают двусмысленного толковония, позволяют однозначно определить, каким образом заполнять заявку на участие в проводимой процедуре закупок по указанным позициям.

Жалоба ООО «Эльтер» в указанной части не  обоснована.

Между тем, в ходе рассмотрения указанной жалобы Комиссией Марийского УФАС России исследованы положения приложения к техническому заданию, а также правил чтения символов.

Из приложения к техническому заданию следует, что в описании товаров заказчиком используются многочисленные символы, предлоги, диапазонные значения, различные сочетания символов и обозначений.

Правила чтения символов приведены в пункте 3.3.3.3 документации об аукционе. Указанные правила изложены на двух страницах, сплошным текстом, без выделения текста, абзацев, пунктов и других приемов, позволяющих выделить или акцентировать внимание на определенных предложениях, в отличии от другого текста документации об аукционе. При этом в одном предложении заказчиком приводится толкование нескольких символов. Более того, разъяснение одного символа с различными сочетаниями находится в разных частях текста правил.

Исследовав положения правил чтения символов в совокупности с приведенными в приложении к техническому заданию характеристиками некоторых товаров, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о том, что используемые заказчиком приемы описания значений символов являются затруднительными, непонятными для восприятия потенциальными участниками, о чем свидетельствуют многочисленные запросы на разъяснения положений аукционной документации, поступившие в адрес заказчика в ходе проведения закупки.

Сформулированные заказчиком правила чтения символов, являющиеся фактически инструкцией по заполнению заявки, должны способствовать заполнению заявки, а не вводить в заблуждение участников аукциона и препятствовать подаче заявке или приводить к отклонению заявок. Волеизъявление заказчика в отношении характеристик товаров, с которыми должен выполнятся ремонт, должно быть явным, четким, не допускать двоякого толкования.

На основании изложенного, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что действия заказчика по установлению подобной инструкции нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. В пунктах 36 и 37 приложения к техническому заданию заказчиком установлены требования к выключателям и розеткам соответственно. При описании требуемых характеристик заказчиком в том числе использовано сочетание символа «,» и слова «или».

По мнению заявителя, использование указанных слов и символов одновременно при описании характеристик товара вводит потенциальных участников процедуры зкупки в заблуждение, поскольку  правила чтения символов не содержат расшифровки указанных обозначений.

Так, в пунктах 36, 37 приложения к техническому заданию заказчиком установлены требования к категории размещения выключателей и розеток: в закрытом помещении без регулирования климатических условий, или в закрытом помещении с регулированием климатических условий.

Вместе с тем, из буквального прочтения описания требуемой характеристики однозначно следует, что участнику закупки необходимо выбрать один из двух предложенных вариантов размещения. Использование одноременно сивола «,» и союза «или» не несет какой-либо дополнительной смысловой нагрузки.

Кроме того, в соответствии с правилами чтения символов в случае отсутствия в инструкции каких-либо пояснений по применяемым словам, словосочетаниям, знакам препинания, математическим знакам и символам, то участник закупки при подготовке заявки должен руководствоваться общепринятыми правилами чтения слов, словосочетаний, знаков препинания в русском языке, математических знаков и символов.

Следовательно, жалоба ООО «Эльтер» в указанной части не обоснована.

4. По мнению ООО «Эльтер», ряд позиций технического задания содержат непонятные, неопределенные требования.

Так, в пункте 22 приложения к техническому заданию заказчиком установлены требования к линолеуму, в том чсиле указано «распределения пламенна – не выше РП1».

Вместе с тем, из описания однозначно следует, что имелось в виду «распределение пламени», заказчиком допущена опечатка.

В пункте 37 установлены требования к розетке, в частности укзано «степень защиты выключателя не ниже IP20».

Вместе с тем, из общего описания требуемого заказчику товара следует, что требуется именно розетка, все требования и характеристики установлены для розетки. При указании показателей степени защиты закзачиком допущена опечатка.

В пункте 40 приложения к техническому заданию установлены требования к монитору видеодомофона, в том числе указана диагональ дисплея не менее 5.6ʺ TFT LCD.

По мнению заявителя, указанная аббревиатура непонятна, вводит участников процедуры закупки в заблуждение, поскольку существуют дисплеи изготовленные по технологии TFT, либо по технологии LCD.

Вместе с тем, в соответствии с данными открытых источников в сети «Интернет», а также пояснениями заказчика на заседании комиссии (письменные пояснения от 30.10.2018 № 625) TFT LCD расшифровывается как Thin Film Transistor Liquid Crystal Display – сокращенное название жидкокристаллического индикатора на тонкопленочных транзисторах. LCD – это технология изготовления жидкокристаллических экранов, а TFT – это подвид жидкокристаллических дисплеев, к которому относятся все типы активных матриц.

Таким образом, указанные обозначения понятны, не допускают двусмысленных толкований.

В пункте 47 приложения к техническому заданию заказчиком установлены требования к светильнику потолочному пристраиваемому призматическому, в том числе указана мощность лампы 18 Вт в комплекте.

Из указанного обозначения следует, что в комплекте со светильником идет лампа мощностью 18 Вт.

В пункте 53 приложения к техническому заданию заказчиком установлены требования к извещателю пожарному дымовому оптико-электронному точечному автономному, в том числе указан тип элемента питания 6F-22 (9B)*.

В соответствии с правилами чтения символов предельные значения показателя товара, которые отмечены символом «*» (звездочка) являются точными и при подаче заявки участником не подлежат изменению, при этом значение показателя, к которому относится данное правило, взято в скобки.

Более того, в соответствии с ГОСТ Р МЭК 60086-2011 «Национальный стандарт Российской Федерации. Батареи первичные. Часть 2. Физические и электрические характеристики» существуют категории некруглых батарей 6F-22 (подпункт «f» пункта 6.7 ГОСТ).

Таким образом, указанныне обозначения использованы правомерно.

В пункте 69 приложения к техническому заданию заказчиком установлены требования к оповещателю охранно-пожарному комбинированному свето-звуковому, в том числе указана потребляемая мощность не более 16, при этом не указаны единицы измерения потребляемой мощности.

В соответствии с правилами чтения символов в случае отсутствия в инструкции каких-либо пояснений по применяемым словам, словосочетаниям, знакам препинания, математическим знакам и символам, то участник закупки при подготовке заявки должен руководствоваться общепринятыми правилами чтения слов, словосочетаний, знаков препинания в русском языке, математических знаков и символов.

В соответствии с пунктами 5, 6 Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2009 № 879 «Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации») основные единицы Международной системы единиц (СИ) приведены в приложении № 1. Производные единицы СИ образуются через основные единицы СИ по математическим правилам и определяются как произведение основных единиц СИ в соответствующих степенях. Отдельные производные единицы СИ имеют специальные наименования и обозначения. Производные единицы Международной системы единиц СИ приведены в приложении № 2.

В соответствии с пунктом 13 Приложения № 2 к Положению о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации единица измерения мощности – ватт, международное обозначение W, русское обозначение Вт.

Таким образом, из общепринятых правил следует, что единицой измерения мощности является ватт.

Проанализировав вышеуказанные положения приложения к техническому заданию. Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушений в действиях заказчика при формировании указанных показателей товаров.

5. В пункте 50 приложения к техническому заданию заказчиком установлены требования к автоматическому выключателю, в частности указано, что автоматический выключатель должен выполнять защиту установок от перегрузок и коротких замыканий, должен обеспечивать их надежную и безопасную эксплуатацию. Степень защиты корпуса не ниже IP20. Количество модулей 1-4 штук. Тип установки должен быть на DIN-рейку. Номинальное напряжение  частотой 50 Гц, 200-600 В. Одно полюсные: 6А,10А,16А,20А. Двух полюсные: 25А, 30мА. Трех полюсные:10А, 20А, 25А, 32А, 40А, 63А. Четырех полюсные: 25А, 30мА.

В ответе на поступивший запрос на разъяснения полождений аукционной документации заказчиком по указанной позиции дано разъяснение (исх. № 602 от 24.10.2018), в соответствии с которым заказчиком в позиции 50 описан автоматический выключатель (дифференциальный) двух полюсной 25А с током утечки 30мА и четырех полюсной 25А с током утечки 30мА (например, дифферинцированный автомат АД12 2Р 25А 30мА).

По мнению ООО «Эльтер», указанные положения технического задания, а также разъяснений положений аукционной документации противоречат друг другу, вводят потенциальных участников закупуки в заблуждение.

В соответствии с ГОСТ Р 51326.1-99 (МЭК 61008-1-96) «Государственный стандарт Российской Федерации. Выключатели автоматические, управляемые дифференциальным током, бытового и аналогичного назначения без встроенной защиты от сверхтоков. Часть 1. Общие требования и методы испытаний» указанный стандарт распространяется на автоматические выключатели, управляемые дифференциальным током, выполняющие одновременно функцию обнаружения дифференциального тока, сравнения его со значением дифференциального тока срабатывания и отключения защищаемой цепи в случае, когда дифференциальный ток превосходит это значение.  В указанном стандарте принято сокращенное обозначение автоматических выключателей, управляемых дифференциальным током, бытового и аналогичного назначения без встроенной защиты от сверхтоков - ВДТ.

В соответствии с пунктом 4.3 ГОСТ Р 51326.1-99 ВДТ в зависимости от числа полюсов и токовых путей подразделяют на следующие виды:

- однополюсный ВДТ с двумя токовыми путями,

- двухполюсный ВДТ,

- трехполюсный ВДТ,

- трехполюсный ВДТ с четырьмя токовыми путями,

- четырехполюсный ВДТ.

Таким образом, установленные заказчиком в позиции 50 приложения к техническому заданию требования сформированы в соответствии с ГОСТ Р 51326.1-99.

Жалоба ООО «Эльтер» в указанной части необоснована.

6. В соответствии с доводами, изложенными в жалобе ООО «Монолитстроймонтаж», в извещении о проведении электронного аукциона, аукционной документации, а также плане-графике установлен код ОКПД2 741.20.40.000 «Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и рнемонту зданий)», который в настоящее время исключен из классификатора.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (утвержден Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, в редакции от 10.07.2018) код ОКПД 2 41.20.40.000 исключен с 1 января 2017 года (изменение 13/2016 ОКПД2, утверждено Приказом Росстандарта от 28.09.2016 N 1237-ст).

Вместе с тем, указанный код ОКПД2 установлен заказчиком в том числе в структурированной форме извещения о проведении электронного аукциона на официальном сайте единой информационной системы с использованием программно-аппаратных средств сайта. Более того, указанный код в соответствии с Общероссийским классификатором относится к групповому коду ОКПД2 41.20.40 «Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий)». Эта группировка включает в том числе строительные работы по возведению зданий образовательных учреждений, таких как школы, колледжи, университеты, библиотеки, архивы и музеи.

Таким образом, установление в аукционной документации недействующего кода ОКПД2 в рассматриваемом случае не влечет ограничения чьих-либо прав, не нарушает положания законодательства о контрактной системе.

Жалоба ООО «Монолитстроймонтаж» в указанной части не обоснована.

7. В соответствии с частью 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график включается информация в отношении каждой закупки, в том числе наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 указанного закона.

В плане-графике, размещенном заказчиком на официальном сайте, в отношении закупки с ИКЗ 183121512819312150100100600030000414 указано описание товара, работы, услуги (функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики) - «Строительство пристроя к МБДОУ «Детский сад № 49 «Лесная сказка» в г. Йошкар-Оле».

По мнению заявителя, заказчиком в плане-графике, в нарушение части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе, не указаны функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики, позволяющие идентифицировать предмет контракта.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае объектом закупки является строительство объекта, а именно пристроя к детскому саду, в связи с чем указание в плане-графике описания работ подобным образом позволяет однозначно идентифицировать предмет контракта. Более того, на официальном сайте опубликована в полном объеме документация проводимого электронного аукциона с приложением в том числе технического задания, а также проектно-сметная документация, из которых следует какие виды и объемы работ предполагается выполнить, а также какие материалы использовать.

Таким образом, жалоба ООО «Монолитстроймонтаж» в указанной части не обоснована.

8. Из жалобы ООО «Монолитстроймонтаж» следует, что заказчиком при описании некоторых позиций в приложении к техническому заданию не указаны государсвенные стандарты, в соответствии с которыми установлены те или иные характеристики товара.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Вместе с тем, из указанных положений закона не следует, что при описании объекта закупки в аукционной документации необходимо указывать нормативные документы, в соответствии с которыми устанавливаются те или иные характеристики.

На основании изложенного, жалоба ООО «Монолитстроймонтаж» в указанной части не обоснована.

9. В соответствии с доводами, изложнными в жалобе ООО «Контракт», заказчиком сокращен срок подачи заявок.

В  соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе  в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе  заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте, закзачиком неоднократно размещалась аукционная документация со всеми приложениями.

Согласно изменению извещения о проведении электронного аукциона, размещенному на официальном сайте 19.10.2018, основание для внесения изменений – решение заказчика (организации, осуществляющей определение поставщика (подрядчика, исполнителя) для заказчика) от 19.10.2018, краткое описание изменений – опечатка.

В составе размещенных изменений заказчиком прикреплена аукционная документация со всеми приложениями, а также проектно-сметная документация в полном объеме.

Документы, размещенные заказчиком до 19.10.2018, признаны недействующими.

В соответствии с изменением извещения о проведении электронного аукциона от 19.10.2018 № ИИ6 дата и время окончания подачи заявок 31.10.2018 12:00.

Вместе с тем, срок подачи заявок, исчисляемый с даты размещения изменений извещения и прикрепляемых к нему документов до окончания подачи заявок в рассматриваемом случае составил менее 15 дней (11 дней), что не соответствует части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.

Жалоба ООО «Контракт» в указанной части обоснована.

10. В соответствии с доводами, изложенными в жалобе ООО «Контракт», заказчиком нарушены правила описания объекта закупки при формировании характеристик некоторых товаров в части установления требований к компонентам товара и (или) испытаниям товара, и (или) показателям товара, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.

В приложении к техническому заданию заказчиком определены технические характеристики основных применяемых материалов, так, например, в пункте 2 приложения к техническому заданию установлены требования к содержанию зерен слабых пород по массе не более 10 % для щебня; в пункте 5 – условная вязкость грунтовки при 20,0+0,5 ºС не менее 45 с; в пункте 20 – сопротивление сатистической нагрузке, действующей перпендикулярно плоскости створки, не менее 250 Н для блока оконного пластикового и другие.

Между тем, в инструкции по заполнению заявки (пункт 3.3 аукционной документации) указано, что в случае если в описании объекта закупки установлены требования  к химическому составу и (или) компонентам товара и (или) показателям технологии производства, испытаний товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, к условиям хранения товара, то участник закупки указывает значения показателей в неизменном виде в сопровождении соответствующих слов, терминов и знаков. В случае, если участник закупки имеет возможность предоставить конкретное значение показателя, установленного заказчиком в соответствии с государственными стандартами (товар имеется в наличии, по запросу в адрес производителя и т.п.), то представленные сведения должны соответствовать государственному стандарту на данные товары (в случае если качество товара регламентируется государственными стандартами).

Таким образом, если участник закупки считает, что в описании объекта закупки заказчиком установлены требования к химическому составу и (или) компонентам товара, показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, он вправе указать значения показателей в неизменном виде в сопровождении соответствующих слов, терминов и знаков.

На основании изложенного, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что указанный довод жалобы является необоснованным.

11. В соответствии с доводами, изложенными  в жалобе ООО «Контракт», в позициях 60, 61 приложения к техническому заданию заказчиком неправомерно использованы конкретные значения некоторых показателей без обоснования необходимости такого использования.

В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки необходимо использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В пункте 60 приложения к техническому заданию заказчиком установлены требования к прибору речевого оповещения, в том числе указан тип используемого аккумулятора – 12 В 4,5 Ач. Требования к товарному знаку, марке оборудования не установлены.

Вместе с тем, в соответствии с информацией, размещенной в открытых источниках в сети «Интернет», существуют приборы речевого оповещения с используемыми аккумуляторами 12В 7Ач.

В пункте 61 приложения к техническому заданию заказчиком установлены требования к источнику резервного питания, в том числе потребляемая мощность 225 ВА, потребляемый ток 1,5 А.

Установленные заказчиком показатели не являются минимальными либо максимальными, представляют собой значение, которое не может изменяться, вместе с тем, в описании указанных товаров, в аукционной документации в целом отсутсвует обоснование необходимости использования именно таких показателей, что противоречит частям 1, 2 статьи 33, является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Жалоба ООО «Контракт» в указанной части обоснована.

12. В соответствии с доводами, изложенныыми в жалобе ООО «Контракт», заказчиком в проекте контракта определен срок оплаты по контракту со ссылкой на несуществующий пункт.

В пункте 2.6 проекта контракта (приложение № 3 к аукционной документации) установлено, что оплата по контракту осуществляется по безналичному расчету поэтапно в соответствии с графиком оплаты выполненных по контракту работ (приложение № 4). Оплата осуществляется на основании счета, акта о приемке выполненных работ (форма № КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3), с учетом положения части 3.4 указанного контракта.

Пункт 3.4 в проекте контракта отсутствует.

Вместе с тем, в пункте 2.9 проекта контракта указано, что работы оплачиваются заказчиком в соответствии с графиком оплаты выполненных работ (приложение №4 к настоящему контракту) путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика в пределах лимитов денежных средств, выделенных заказчику в текущем году, и в течение 30 дней с момента подписания обеими сторонами акта о приемке результата выполненных работ (унифицированная форма №КС-2) с учетом результатов экспертизы выполненных работ (их результатов), справки о стоимости выполненных работ и затрат (унифицированная форма №КС-3) и на основании счета (счета – фактуры) подрядчика.

Таким образом, в проекте контракта прописаны условия оплаты выполненных работ.

Жалоба в указанной части не обоснована.

13. В соответствии с доводами, изложенными в жалобе ООО «Контракт», в проекте контракта содержатся противоречивые, неопределенные требования относительно сроков приемки выполненных работ с учетом проведения экспертизы, а также сроков возврата обеспечения исполнения контракта, в случае предоставления его в виде денежных средств.

Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с указанным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

1) В силу пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Согласно пункту 8.2 проекта контракта подрядчик в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ,  до пятого числа месяца, следующего за отчетным периодом, сдает заказчику выполненные в отчетном периоде работы в соответствии с нормативно-правовыми документами, действующими на момент предоставления подрядчиком заказчику актов приемки выполненных работ (форма № КС-2) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3), согласно проектной документации на соответствующие виды работ и при наличии комплекта оформленной исполнительной документации.

В пункте 8.5 проекта контракта указано, что заказчик обязан в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня представления подрядчиком вышеуказанных документов, подписать их или направить пдрядчику мотивированный письменный отказ в подписании с указанием соответствующих причин.

Согласно пункту 8.11 проекта контракта до осуществления приемки работ (отдельного этапа работ) заказчик проводит экспертизу для проверки предоставленных подрядчиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.

В пункте 8.13 проекта контракта указано, что приемка осуществляется по актам приема-сдачи работ в течение 20 (двадцати) дней с момента получения заказчиком положительного заключения экспертизы, проведенной экспертом либо уполномоченным представителем заказчика по настоящему контракту, либо подрядчику в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. При этом датой приемки выполненной работы считается дата подписания заказчиком акта о приемке выполненных работ.

Таким образом, в указаных пунктах проекта контракта содержится противоречиая информация относительно срока приемки выполненных работ.

2) В соответствии с пунктом 27 проекта контракта в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В пункте 5.2.4 проекта контракта указано, что заказчик обязан в течение 10 банковских дней с момента исполнения контракта вернуть подрядчику денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения настоящего контракта на счет заказчика (если такой способ обеспечения исполнения настоящего контракта определен подрядчиком и иное не установлено законодательством в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и/или настоящим контрактом).

Вместе с тем, в пункте 13.5 проекта контракта указано, что в случае, если в качестве обеспечения исполнения контракта внесены денежные средства, заказчик обязуется возвратить их в полном объеме в срок не ранее чем один месяц с момента окончания срока действия контракта при условии надлежащего выполнения обязательств поставщиком, но не позднее чем через 40 (сорок) рабочих дней с момента окончания срока действия контракта при условии надлежащего выполнения обязательств поставщиком.

Таким образом, указанные пункты проекта контракта в части сроков возврата денежных средств, поступивших в качестве обеспечения исполнения контракта, противоречат друг другу.

Установление в проекте контракта подобных противоречивых сведений является неправомерным, действия заказчика нарушают положения части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Жалоба ООО «Контракт» в указанной части обоснована.

 

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Эльтер» частично обоснованной.

2. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Монолитстроймонтаж» необоснованной.

3. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Контракт» частично обоснованной.

4. Признать в действиях муниципального казенного учреждения «Дирекция муниципального заказа» городского округа «Город Йошкар-Ола» нарушение части 1 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

5. Выдать муниципальному казенному учреждению «Дирекция муниципального заказа» городского округа «Город Йошкар-Ола» обязательное для исполнения предписание.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства.

ПРЕДПИСАНИЕ

 по делу 02-06/169-18

об устранении нарушений законодательства о контрактной системе

01 ноября 2018 года                                                                                         г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Председатель Комиссии –заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл;

члены Комиссии:

– ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

– специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

на основании своего решения от 24.10.2018 по делу № 02-06/169-18 принятого по результатам рассмотрения жалоб общества с ограниченной ответственностью «Эльтер», общества с ограниченной ответственностью «Контракт», общества с ограниченной ответственностью «Монолитстроймонтаж» на положения документации электронного аукциона на строительство пристроя к МБДОУ «Детский сад № 49 «Лесная сказка» в г. Йошкар-Ола (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу http://zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 0308300022918000072 от 10.10.2018),

предписывает:

1. Муниципальному казенному учреждению «Дирекция муниципального заказа» городского округа «Город Йошкар-Ола» устранить нарушение части 1 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», для чего в срок до 03 декабря 2018 совершить одно из следующих действий:

1) - отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона на строительство пристроя к МБДОУ «Детский сад № 49 «Лесная сказка» в г. Йошкар-Ола (номер извещения на официальном сайте 0308300022918000072 от 10.10.2018);

- внести изменения в документацию вышеназванного электронного аукциона в соответствии с требованиями действующего законодательства;

- продлить сроки подачи заявок на участие в вышеуказанном аукционе таким образом, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных изменений в документацию об аукционе до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней;

- в течение одного дня со дня принятия решения о внесении изменений в документацию об электронном аукционе разместить такие изменения на официальном сайте;

- в течение двух рабочих дней со дня принятия решения о внесении изменений в документацию об электронном аукционе направить информацию о таких изменениях всем участникам закупки, подавшим заявки на участие в вышеуказанном аукционе;     

2) - отменить электронный аукцион № 0308300022918000072 и провести в случае необходимости данную закупку заново в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе;                                                                                                                                                                                                                                                             

3) отменить электронный аукцион № 0308300022918000072 в случае, если отсутствует необходимость в проведении данной закупки.

2. Оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» (http:// www. sberbank-ast.ru) обеспечить техническую возможность исполнения пункта 1 предписания.

3. В течение 3 дней со дня исполнения предписания представить в Марийское УФАС России доказательства исполнения предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны