Решение б/н Решение по делу № 02-10/08-17 от 31 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 02-10/08-17

 

г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть объявлена 25 июля 2017 года.

Решение в полном объеме изготовлено 31 июля 2017 года.

 

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

 

рассмотрев дело, возбужденное в отношении государственного казенного учреждения культуры Республики Марий Эл «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры», общества с ограниченной ответственностью «РемМастер», общества с ограниченной ответственностью «Строительная индустрия» по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении государственных контрактов на выполнение ремонтно-реставрационных работ по объекту «Усадьба Шереметевых, пгт. Юрино» без проведения конкурентных процедур,

в присутствии представителя ответчика, государственного казенного учреждения культуры Республики Марий Эл «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры» (далее – ГКУК РМЭ «НПЦ по охране памятников») –

в присутствии представителя ответчика, общества с ограниченной ответственностью «РемМастер» (далее – ООО «РемМастер») –

в присутствии представителя заинтересованного лица, Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл (далее – Министерство) –

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 02-10/08-17,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) от 20.03.2017 № 48 возбуждено дело в отношении ГКУК РМЭ «НПЦ по охране памятников», общества с ограниченной ответственностью «РемМастер» (далее – ООО «РемМастер»), общества с ограниченной ответственностью «Строительная индустрия» (далее – ООО «Строительная индустрия») по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении государственных контрактов на выполнение ремонтно-реставрационных работ по объекту «Усадьба Шереметевых» без проведения конкурентных процедур.

При рассмотрении дела представитель ГКУК РМЭ «НПЦ по охране памятников» пояснил, что в апреле 2016 года специалистами Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл проведен осмотр общего технического состояния объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Шереметевых». В результате осмотра установлены аварийные участки объекта. В связи с аварийным состоянием отдельных участков объекта культурного наследия и предстоящим открытием туристического сезона, ГКУК РМЭ «НПЦ по охране памятников» совместно с Министерством культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл принято решение о заключении контрактов с целью срочных реставрационных работ на объекте. Работы производились на разных участках усадьбы и не могли быть объединены в один лот для проведения аукциона, ввиду отсутствия проекта по реставрации. Следовательно, государственные контракты на выполнение ремонтно-реставрационных работ по объекту «Усадьба Шереметевых, пгт. Юрино» заключены по предложению учреждения, как государственного заказчика с ООО «Строительная индустрия» и ООО «РемМастер» на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). Начальная максимальная цена контрактов на ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия регионального значения «Усадьба Шереметевых, пгт. Юрино», определена проектно-сметным методом (часть 2 пункт 9 статьи 22 Закона о контрактной системе).

Представитель ООО «РемМастер» пояснил, что общество не признает нарушение антимонопольного законодательства, так как считает, что названные контракты заключены в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. ГКУК РМЭ «НПЦ по охране памятников» в соответствии с Уставом является государственным учреждением культуры, уставными целями которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (пункт 2.4 Устава). Вместе с тем, переписка между ГКУК РМЭ «НПЦ по охране памятников» и ООО «РемМастер» относительно выполнения ремонтно-реставрационных работ по объекту «Усадьба Шереметевых, пгт. Юрино» до заключения государственных контрактов не осуществлялась, так как переговоры по заключению названных контрактов велись в устной форме.

Представитель ООО «Строительная индустрия» пояснила, что общество не признает факт нарушения антимонопольного законодательства, так как государственные контракты заключались по просьбе заказчика - ГКУК РМЭ «НПЦ по охране памятников». При этом заказчик сообщил, что имеет право на заключении государственных контрактов в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. Кроме того, оплата по названным государственным контрактам происходила на основании решений Арбитражного суда Республики Марий Эл и выданных исполнительных листов.

Представитель Министерства пояснил, что на основании заявления директора ГБУК РМЭ «Замок Шереметева» от 12.05.2014 № 54 выдавались задания Министерства от 02.06.2014, от 18.05.2015 на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе Министерством были выданы ООО «РемМастер» и ООО «Строительная индустрия» разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации «Усадьба Шереметевых».

Представитель ГБУ РМЭ «Замок Шереметева» в своих письменных пояснений от 06.07.2017 № 182 (вх. № 8367 от 10.07.2017) указал, что 20.06.2015 на территории Усадьбы Шереметевых в рамках фестиваля «Летние сезоны» проходил балет «Лебединое озеро». Инициатором и организатором вышеуказанного балета выступал Марийский государственный театр оперы и балета им. Э.Сапаева. В соответствии с распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 15.01.2015 № 3-р «Об утверждении перечня мероприятий по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в Республике Марий Эл в 2015 году» ответственным исполнителем на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Усадьба Шереметевых» определено ГКУ РМЭ «НПЦ по охране памятников».

 

Комиссия Марийского УФАС России, рассмотрев материалы дела и выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, пришла к выводу о нарушении ГКУ РМЭ «НПЦ по охране памятников», ООО «РемМастер», ООО «Строительная индустрия» статьи 16 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2.3 Устава ГКУК РМЭ «НПЦ по охране памятников», утвержденного приказом Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл от 12.03.2013 № 115, учреждение создано в целях выполнения функций заказчика и заказчика-застройщика при осуществлении капитальных и текущих ремонтов, реконструкции, реставрации и восстановления объектов культурного наследия Республики Марий Эл и объектов, подведомственных Министерству культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл.

Усадьба Шереметевых, расположенная по адресу: Республика Марий Эл, пгт. Юрино, является объектом культурного наследия регионального значения, принятым на государственную охрану Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27.06.2007 № 162 «О мерах по дальнейшему обеспечению сохранности историко-архитектурных памятников Республики Марий Эл».

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 16.11.2012 № 427 «О государственной программе Республики Марий Эл «Культура Марий Эл на 2013 – 2020 годы» утверждена подпрограмма 7 «Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в Республике Марий Эл» государственной программы Республики Марий Эл «Культура Марий Эл на 2013 - 2020 годы».

24.05.2015, 28.05.2015 Министерством культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл составлены акты осмотра технического состояния объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Усадьба Шереметевых. Фрагмент крепостной стены с западными воротами», расположенного по адресу: Республика Марий Эл, пос. Юрино, Центральный проспект, д. 1; «Усадьба Шереметевых. Северные ворота», расположенного по адресу: Республика Марий Эл, пос. Юрино, ул. Карла Маркса, д. 3; «Усадьба Шереметевых. Главный дом», расположенного по адресу: Республика Марий Эл, пос. Юрино, согласно которым принято решение о необходимости проведения проектных и ремонтно-реставрационных работ (в том числе ремонт фасадов), поддерживающих надлежащее технического состояние объекта в течение срока эксплуатации объекта.

На основании обращения ГБУК РМЭ «Замок Шереметева» от 12.05.2014 № 54 Министерством утверждены задания от 02.06.2014, от 18.05.2015 на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации: «Усадьба Шереметевых», согласно которому определены необходимые работы по сохранению объекта культурного наследия.

В период с 22.06.2015 по 07.07.2015 между ГКУК РМЭ «НПЦ по охране памятников» и ООО «РемМастер» заключено 11 контрактов на выполнение ремонтно-реставрационных работ: «Усадьба Шереметевых, пгт. Юрино» (общая сумма контрактов составляет 3 363 340,86 рублей):

- государственный контракт № 24 от 22.06.2015 на выполнение работ: «Усадьба Шереметевых, пгт. Юрино» (ремонтно-реставрационные работы фрагмента крепостной стены «Западные ворота» по ул. Центральный проспект, д. 1 (литер Б) – 1 этап) стоимостью 259 424 рубля 54 копейки;

- государственный контракт № 25 от 23.06.2015 на выполнение работ: «Усадьба Шереметевых, пгт. Юрино» (ремонтно-реставрационные работы фрагмента крепостной стены «Северные ворота» - покраска по ул. Карла Маркса (1 этап)) стоимостью 367 070 рублей 67 копеек;

- государственный контракт № 27 от 25.06.2015 на выполнение работ: «Усадьба Шереметевых, пгт. Юрино» (ремонтно-реставрационные работы фрагмента крепостной стены «Северные ворота» - покраска по ул. Карла Маркса (2-й этап)) стоимостью 349 374 рубля 02 копейки;

- государственный контракт № 28 от 26.06.2015 на выполнение работ: «Усадьба Шереметевых, пгт. Юрино» (ремонтно-реставрационные работы «Домовая церковь» по ул. Центральный проспект, д. 1 (литер А)) стоимостью 34 760 рублей 00 копеек;

- государственный контракт № 39 от 26.06.2015 на выполнение работ: «Усадьба Шереметевых, пгт. Юрино» (ремонтно-реставрационные работы фрагмента крепостной стены «Западные ворота» по ул. Центральный проспект, д. 1 (литер Б) – 2 этап) стоимостью 389 136 рублей 82 копейки;

- государственный контракт № 40 от 29.06.2015 на выполнение работ: «Усадьба Шереметевых, пгт. Юрино» (ремонтно-реставрационные работы фрагмента крепостной стены «Западные ворота» по ул. Центральный проспект, д. 1 (литер Б) – 3 этап) стоимостью 389 136 рублей 82 копейки;

- государственный контракт № 42 от 01.07.2015 на выполнение работ: «Усадьба Шереметевых, пгт. Юрино» (ремонтно-реставрационные работы фасада здания по ул. Центральный проспект, д. 17 (литер А) – 1 этап) стоимостью 286 676 рублей 78 копеек;

- государственный контракт № 43 от 02.07.2015 на выполнение работ: «Усадьба Шереметевых, пгт. Юрино» (ремонтно-реставрационные работы фрагмента крепостной стены «Западные ворота» по ул. Центральный проспект, д. 1 (литер Б) – 4 этап) стоимостью 389 136 рублей 82 копейки;

- государственный контракт № 44 от 03.07.2015 на выполнение работ: «Усадьба Шереметевых, пгт. Юрино» (ремонтно-реставрационные работы фасада здания по ул. Центральный проспект, д. 17 (литер А) – 2 этап) стоимостью 276 005 рублей 48 копеек;

- государственный контракт № 45 от 06.07.2015 на выполнение работ: «Усадьба Шереметевых, пгт. Юрино» (ремонтно-реставрационные работы фрагмента крепостной стены «Западные ворота» по ул. Центральный проспект, д. 1 (литер Б) – 5 этап) стоимостью 389 136 рублей 82 копейки;

- государственный контракт № 46 от 07.07.2015 на выполнение работ: «Усадьба Шереметевых, пгт. Юрино» (ремонтно-реставрационные работы фрагмента крепостной стены «Западные ворота» по ул. Центральный проспект, д. 1 (литер Б) – 6 этап) стоимостью 233 482 рубля 09 копеек.

01.07.2015 исх. № 3093, 08.07.2015 исх. № 3196 Министерством выданы разрешения ООО «РемМастер» на выполнение работ по государственным контрактам от 22.06.2015 № 24, от 26.06.2015 № 39, от 29.06.2015 № 40, от 23.06.2015 № 25, от 25.06.2015 № 27, от 02.07.2015 № 43, от 06.07.2015 № 45, от 07.07.2015 № 46, от 01.07.2015 № 42, от 03.07.2015 № 44 по сохранению вышеуказанного объекта культурного наследия.

В период с 15.06.2015 по 30.06.2015 между ГКУК РМЭ «НПЦ по охране памятников» и ООО «Строительная индустрия» заключено 7 контрактов на выполнение ремонтно-реставрационных работ: «Усадьба Шереметевых, пгт. Юрино» (общая сумма контрактов составляет 2 564 583,52 рублей):

- государственный контракт № 18 от 15.06.2015 на выполнение работ: «Усадьба Шереметевых, пгт. Юрино» (ремонтно-реставрационные работы западной стены по ул. Центральный проспект, д. 1 (литер Б), 2-й этап) стоимостью 399 980 рублей 78 копеек;

- государственный контракт № 21 от 17.06.2015 на выполнение работ: «Усадьба Шереметевых, пгт. Юрино» (ремонтно-реставрационные работы западной стены по ул. Центральный проспект, д. 1 (литер Б), 3-й этап) стоимостью 399 995 рублей 10 копеек;

- государственный контракт № 33 от 24.06.2015 на выполнение работ: «Усадьба Шереметевых, пгт. Юрино» (ремонт фонтана – 1 этап) стоимостью 370 920 рублей 00 копеек;

- государственный контракт № 34 от 25.06.2015 на выполнение работ: «Усадьба Шереметевых, пгт. Юрино» (ремонт фонтана – 2 этап) стоимостью 387 881 рубль 00 копеек;

- государственный контракт № 35 от 26.06.2015 на выполнение работ: «Усадьба Шереметевых, пгт. Юрино» (ремонт фонтана – 3 этап) стоимостью 388 975 рублей 00 копеек;

- государственный контракт № 36 от 29.06.2015 на выполнение работ: «Усадьба Шереметевых, пгт. Юрино» (ремонтно-реставрационные работы северного входа в замок по ул. Центральный проспект, д. 1 (литер А) – 1 этап) стоимостью 302 176 рублей 32 копейки;

- государственный контракт № 37 от 30.06.2015 на выполнение работ: «Усадьба Шереметевых, пгт. Юрино» (ремонтно-реставрационные работы северного входа в замок по ул. Центральный проспект, д. 1 (литер А) – 2 этап) стоимостью 314 655 рублей 32 копейки.

19.06.2015 исх. № 2840, 02.07.2015 исх. № 3118 Министерством выданы разрешения ООО «Строительная индустрия» на выполнение работ по государственным контрактам от 11.06.2015 № 17, от 15.06.2015 № 18, от 17.06.2015 № 21, от 29.06.2015 № 36, от 30.06.2015 № 37 по сохранению вышеуказанного объекта культурного наследия.

Лимиты бюджетных обязательств для заключения государственных контрактов по вышеуказанному объекту культурного наследия доведены до ГКУК РМЭ «НПЦ по охране памятников» распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 15.01.2015 № 3-р «Об утверждении перечня мероприятий по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в Республике Марий Эл в 2015 году», в том числе распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 05.06.2015 № 258-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 15.01.2015 № 3-р», распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 18.08.2015 № 348-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 15.01.2015 № 3-р».

Таким образом, Министерство и ООО «РемМастер», ООО «Строительная индустрия» в период с 15.06.2015 по 07.07.2015 заключили 18 контрактов на выполнение ремонтно-реставрационных работ: «Усадьба Шереметевых, пгт. Юрино» (общая сумма контрактов составляет 5 927 924,38 рублей).

Указанные реставрационные работы проведены с целью организации и проведения 20.06.2015 на территории Усадьбы Шереметевых фестиваля «Летние сезоны».

В соответствии с распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 15.01.2015 № 3-р «Об утверждении перечня мероприятий по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в Республике Марий Эл в 2015 году» ответственным исполнителем на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Усадьба Шереметевых» определено ГКУ РМЭ «НПЦ по охране памятников».

Согласно статье 3 Закона о контрактной системе под закупкой товара, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном названным Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с указанным Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно частям 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного Федерального закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Статьей 93 Закона о контрактной системе определены случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании названного пункта, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей.

Согласно части 13 статьи 22 Закона о контрактной системе идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться.

Определение идентичности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями (часть 17 статьи 22 Закона о контрактной системе).

В силу части 20 статьи 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с пунктом 3.5.2 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)», утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, идентичными признаются работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

По содержанию пункт 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусматривает для заказчика возможность осуществления закупок «малого объема» в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки и стоимости закупки.

Искусственное «дробление» единой закупки на множество закупок до четырехсот тысяч рублей каждая, в целях избежания конкурентных процедур, не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения конкурентных процедур.

ГКУК РМЭ «НПЦ по охране памятников» и ООО «РемМастер» в период с 22.06.2015 по 07.07.2015 заключили 11 контрактов на выполнение ремонтно-реставрационных работ: «Усадьба Шереметевых, пгт. Юрино» (общая сумма контрактов составляет 3 363 340,86 рублей).

ГКУК РМЭ «НПЦ по охране памятников» и ООО «Строительная индустрия» в период с 15.06.2015 по 30.06.2015 заключили 7 контрактов на выполнение ремонтно-реставрационных работ: «Усадьба Шереметевых, пгт. Юрино» (общая сумма контрактов составляет 2 564 583,52 рублей).

Принимая во внимание тождественность предмета государственных контрактов, временной интервал, в течение которого были заключены контракты, единую цель контрактов – выполнение ремонтно-реставрационных работ: «Усадьба Шереметевых, пгт. Юрино» с целью организации и проведения 20.06.2015 на территории Усадьбы Шереметевых фестиваля «Летние сезоны», Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о том, что ответчиками суммы указанных контрактов намеренно были разбиты на 18 контрактов на сумму до 400 000 рублей в целях обеспечения формальной возможности не проведения конкурентных процедур и заключения контрактов с единственным поставщиком.

В результате заключения между ГКУК РМЭ «НПЦ по охране памятников» и ООО «Строительная индустрия», между ГКУК РМЭ «НПЦ по охране памятников» и ООО «РемМастер» как с единственными исполнителями, поставщиками, вышеназванные хозяйствующие субъекты получили доступ к выполнению вышеуказанных работ, без участия в какой-либо конкурентной борьбе, без подачи предложений о снижении цены контракта, тем самым общества были поставлены в преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность.

Фактически вышеназванные контракты образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную 18 самостоятельными контрактами для формального соблюдения указанного выше ограничения, предусмотренных Законом о контрактной системе.

На момент подписания контрактов у ГКУК РМЭ «НПЦ по охране памятников» имелась необходимость в выполнении работ по реставрации объекта культурного наследия «Усадьба Шереметевых, пгт. Юрино» на общую сумму 5 927 924,38 рублей, что превышает предельно допустимый размер выполнения работ, при размещении которого его стороны вправе заключить гражданско-правовой договор без проведения процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Согласно статье 3 Закона о защите конкуренции указанный Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции.

Статья 4 Закона о защите конкуренции определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

При этом согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Таким образом, обязанность проверять соответствие положений договора и правовых оснований для его заключения действующему законодательству возложена на обе стороны договора.

Для признания федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами нарушившими требования статьи 16 Закона о защите конкуренции необходимо установить, какое соглашение заключено либо какие действия совершены, привели ли или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Следовательно, заключение договора, являющегося согласованием воли сторон о всех существенных условиях, в том числе противоречащих законодательству о контрактной системе и антимонопольному законодательству, свидетельствуют о наличии антиконкурентного соглашения.

Признаки ограничения конкуренции установлены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции. В частности к ним относятся: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, для осуществления вышеуказанных работ хозяйствующим субъектам необходимо наличие лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выданной Министерством культуры Российской Федерации. Согласно сведениям реестра лицензий на деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с 2012 года, опубликованного на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации (http://mkrf.ru/) на территории Республики Марий Эл указанную деятельность могут осуществлять также ООО «Винкайт», ООО «Комис». Следовательно, рынок услуг, связанных с выполнением работ по реставрации объекта культурного наследия на территории Республики Марий Эл, а также на территории иных субъектов Российской Федерации не является закрытым и ограниченным.

Заключение вышеназванных контрактов без проведения конкурентных процедур, исключило возможность иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичные поставки товаров участвовать в конкурентных процедурах, и привело к преимущественному положению конкретного хозяйствующего субъекта.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право выполнения ремонтно-реставрационных работ.

Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России приходит к итоговому выводу о наличии в действиях ГКУК РМЭ «НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры», ООО «Строительная индустрия», ООО «РемМастер» нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении государственных контрактов на выполнение ремонтно-реставрационных работ: «Усадьба Шереметевых, пгт. Юрино» без проведения конкурентных процедур.

Основания для выдачи предписания в связи с исполнением сторонами обязательств по контрактам на выполнение ремонтно-реставрационных работ: «Усадьба Шереметевых, пгт. Юрино», заключенных между ГКУК РМЭ «НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры», ООО «Строительная индустрия», ООО «РемМастер» отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях государственного казенного учреждения культуры Республики Марий Эл «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры» и общества с ограниченной ответственностью «РемМастер» нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении контрактов на выполнение ремонтно-реставрационных работ: «Усадьба Шереметевых, пгт. Юрино» без проведения конкурентных процедур.

2. Признать в действиях государственного казенного учреждения культуры Республики Марий Эл «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры» и общества с ограниченной ответственностью «Строительная индустрия» нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении контрактов на выполнение ремонтно-реставрационных работ: «Усадьба Шереметевых, пгт. Юрино» без проведения конкурентных процедур.

3. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны