Постановление о наложении штрафа по делу № 03-07/45-2018 об административном правонарушении

Тип документа:
Постановления
Дата публикации:
18.05.2018
Управление:
Марийское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - в электроэнергетике
Номер дела:
№ 03-07/45-2018

 

 

 

Постановление

о наложении штрафа по делу № 03-07/45-2018

об административном правонарушении

 

«18» мая 2018 года                                                                                                г. Йошкар-Ола

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России), рассмотрев протокол № 03-07/45-2018 от 16 апреля 2018 года и материалы административного дела № 03-07/45-2018, возбужденного в отношении юридического лица АО «Грузовое АТП №1» (ИНН 1215021274, ОГРН 1021200755454) по факту нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, выразившегося в препятствовании перетоку электрической энергии к объекту энергоснабжения, расположенного по адресу: Сернурский тракт, д. 20, г. Йошкар-Ола, РМЭ, в присутствии директора АО «Грузовое АТП №1»,

 

установила:

 

Марийским УФАС России возбуждено дело об административном правонарушении № 03-07/45-2018 в отношении АО «Грузовое АТП №1» по факту нарушения пункта 6 Правил № 861, выразившегося в препятствовании перетоку электрической энергии к объектам энергоснабжения, расположенного по адресу: Сернурский тракт, д. 20, г. Йошкар-Ола, РМЭ, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

В адрес лица, привлекаемого к административной ответственности и потерпевшего направлено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 03-07/45-2018 и проведении административного расследования от 28.03.2018 (исх. № 03-07/2381 от 30.03.2018), которое получено АО «Грузовое АТП №1» и З. и в соответствии с которым сторонами представлены письменные пояснения и запрошенные документы. Таким образом, лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о дате, времени, месте составления протокола об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении № 03-07/45-2018 от             16.04.2018 составлен ведущим специалистом-экспертом отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России в соответствии со статьями 28.2, 28.3 КоАП РФ.

Протокол составлен в присутствии директора АО «Грузовое АТП №1», в отсутствии З.

Копия протокола № 03-07/45-2018 (исх. № 03-07/2809 от 16.04.2018) вручена директору АО «Грузовое АТП №1» в день его составления, а также направлена по юридическому адресу общества и адресу места регистрации потерпевшего (получено лицами 21.04.2018).

Определением об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении № 03-07/45-2018 и продлении срока рассмотрения дела от 26.04.2018 (исх. №03-07/3210 от 27.04.2018) рассмотрение дела назначено на 14.05.2018 в 13 часов 30 минут.

В связи с отсутствием сведений о надлежащем извещении З. о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, определением от 14.05.2018 в присутствии директора АО «Грузовое АПТ №1» рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 18.05.2018 в 13 часов 30 минут. В адрес места жительства потерпевшего направлена телеграмма с уведомлением о дате, времени, месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Таким образом, на момент рассмотрения дела № 03-07/45-2018 об административном правонарушении лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Событие административного правонарушения выразилось в следующем.

В Марийское УФАС России поступило обращение З. (вх. № 1-З от 09.01.2018) по факту отключения АО «Грузовое АТП №1» электроэнергии в помещении по адресу: Сернурский тракт, д. 20, г. Йошкар-Ола.

Под объектами электросетевого хозяйства понимаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (статья 3 Закона об электроэнергетике).

Между ПАО «ТНС энерго Марий Эл» (ранее – ОАО «Мариэнергосбыт») и Заболотских Н.В. заключен договор энергоснабжения № 12092 от 06.05.2015, в приложении № 2 к которому точкой поставки электричества является г. Йошкар-Ола, Сернурский тракт, 20 (неж. помещ., транзит д. №12092).

Также Марийским УФАС России установлено, что между ПАО «ТНС энерго Марий Эл» (ранее - «Мариэнергосбыт») и АО «Грузовое АТП №1» (ранее - ОАО «Грузовое автотранспортное предприятие») заключен договор энергоснабжения № 20075 от 28.12.2012. Соглашением от 22.07.2015 о внесении изменений в указанный договор энергоснабжения установлены следующие точки поставки электроэнергии по адресу Сернурский тракт, д. 20, г. Йошкар-Ола: г. Йошкар-Ола, Сернурский тракт, 2 (база); г. Йошкар-Ола, Сернурский тракт, 20а (транзит д. №21436), г. Йошкар-Ола, Сернурский тракт, 20 (неж. помещ., транзит д. №12092).

Таким образом, АО «Грузовое АТП №1» по смыслу положений Закона об электроэнергетике является иным владельцем объектов электросетевого хозяйства (точка поставки г. Йошкар-Ола, Сернурский тракт, 20 (неж. помещ., транзит д. №12092), с помощью которых осуществляется процесс энергоснабжения помещения З., размещенного по рассматриваемому адресу.

В ходе рассмотрения материалов обращения установлено, что в период с 28.12.2017 по 10.01.2018 отсутствовало электроснабжение в помещении, расположенном по адресу: Сернурский тракт, д. 20, г. Йошкар-Ола, РМЭ, принадлежащем З.

Указанное отключение электроэнергии произошло по инициативе АО «Грузовое АТП №1» в связи с отказом собственника указанного помещения З. в допуске общества к его электрическим сетям с целью замены кабеля, а также отказа от оплаты услуг автовышки для подключения указанного кабеля, что подтверждается письмами общества от 23.10.2017, 25.12.2017 исх. № 53 в адрес З.

Из представленных материалов и пояснений общества следует, что отключение электроэнергии объекта З. в период с 28.12.2017 по 10.01.2018 осуществлено АО «Грузовое АТП №1» по причине отказа З. в демонтаже вводного электроузла и силового кабеля, однако надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие обоснованность требований общества, в соответствии с требованиями, установленными главой IV Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Правила № 442) со стороны АО «Грузовое АТП №1» не представлены.

Однако абзацем 1 пункта 2 статьи 546 ГК РФ установлено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

В соответствии с пунктом 3 статьи 546 ГК РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

Согласно ч. 4 ст. 26 Закона об электроэнергетики сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.

Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

В соответствии со статьей 546 ГК РФ только энергоснабжающая организация наделена правом перерыва в подаче, прекращения и ограничения подачи электроэнергии потребителю.

В соответствии с вышеуказанными нормами права и заключенными договорами электроснабжения право инициировать введение полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителю З. принадлежит ПАО «ТНС Энерго Марий Эл» в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.

 Абзацем 5 пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено, что при установлении факта ненадлежащего присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики гарантирующий поставщик имеет право ввести полное ограничение режима потребления электрической энергии такими устройствами или объектами, а их собственник или иной законный владелец обязан оплатить гарантирующему поставщику стоимость потребленной до момента ввода ограничения электрической энергии и иные связанные с потреблением электрической энергии расходы.

 Основания и порядок прекращения подачи электрической энергии определятся в соответствии с Правилами № 442.

 Пунктом 4 Правил № 442 установлены основания ограничения режима потребления электрической энергии.

  Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), обслуживающий потребителя и получивший от него заявление, указывающее на обстоятельства, установленные в п. 4 Правил № 442, обязан в течение 1 рабочего дня передать заявление в адрес сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в соответствующей точке (точках) поставки такого потребителя.

 АО «Грузовое АТП №1» не является гарантирующим поставщиком электроэнергии в том объеме прав и обязанностей, которые установлены для данного субъекта гражданских правоотношений, согласно Закона об электроэнергетике.

Кроме того, АО «Грузовое АТП №1» не является электроснабжающей организацией, поэтому не наделено полномочиями в одностороннем порядке совершать действия о приостановлении или прекращении энергоснабжения лиц, потребляющих электроэнергию с использованием электросети общества, даже с целью монтажа кабеля и электросетевого узла, в том числе и помещения по адресу Сернурский тракт, д. 20, г. Йошкар-Ола.

 Следовательно, АО «Грузовое АТП №1» не вправе препятствовать перетоку электрической энергии к объектам электросетевого хозяйства З., расположенного по адресу: Сернурский тракт, д. 20, г. Йошкар-Ола, РМЭ, и данные действия АО «Грузовое АТП №1» противоречат требованиям пункта 6 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 №861 «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг».

Ответственность за данное нарушение предусмотрена статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения (статья 26.1 КоАП РФ).

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Юридическое лицо может быть признано невиновным в совершении админи­стративного правонарушения, если представит доказательства того, что им были предприняты все необходимые и достаточные меры для предотвращения правонарушения. Однако АО «Грузовое АТП №1» не представлены достаточные доказательства того, что обществом были предприняты все необходимые и достаточные меры для предотвращения правонарушения.

Место совершения административного правонарушения: Сернурский тракт, д. 20, г. Йошкар-Ола, РМЭ.

Время совершения административного правонарушения: 28.12.2017.

Состав административного правонарушения по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, совершенного АО «Грузовое АТП №1», образуют:

- объект административного правонарушения - установленный и охраняемый порядок в области недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям;

- объективная сторона — нарушение АО «Грузовое АТП №1» пункта 6 Правил № 861, что привело к ограничению перетока электрической энергии на объектах энергоснабжения З., расположенного в помещении по адресу: Сернурский тракт, д. 20, г. Йошкар-Ола, РМЭ;

- субъект правонарушения – АО «Грузовое АТП №1»;

- субъективная сторона - виновное совершение административного правонарушения, так как у АО «Грузовое АТП №1» имелась возможность соблюдения Правил № 861, но обществом не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Следовательно, установлено, что имело место событие административного правонарушения и факт его совершения АО «Грузовое АТП №1». Кроме того, имелись основания для составления протокола об административном правонарушении, юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость) и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренные нормой права (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), не установлено.

Дополнительно должностным лицом Марийского УФАС России исследован вопрос о признании совершенного административного правонарушения малозначительным.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного админи­стративного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные ре­шить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершив­шее административное правонарушение, от административной ответственности и огра­ничиться устным замечанием.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 постановления Пленума от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соот­носиться с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, адми­нистративные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Действия АО «Грузовое АТП №1» по ограничению электроэнергии на объекте энергоснабжения З. на период 28.12.2017 по 10.01.2018 существенно нарушают Правила № 861 и свидетельствуют о пренебрежительном отношении общества к исполнению своих обязанностей по соблюдению правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Совершенное АО «Грузовое АТП №1» правонарушение посягает на установленный и охраняемый нормативными актами порядок недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Таким образом, оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, должностное лицо Марийского УФАС Рос­сии пришло к выводу о том, что совершенное АО «Грузовое АТП №1» правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его малозначительным.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), не установлено.

По смыслу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно сведениям, содержащимся на сайте Федеральной налоговой службы https://rmsp.nalog.ru в разделе «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства», АО «Грузовое АТП №1» (ИНН 1215021274, ОГРН 1021200755454) состоит в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, что подтверждается выпиской из данного реестра.

Сведения о том, что АО «Грузовое АТП №1» ранее привлекалось за совершение аналогичного правонарушения, в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют. Аналогично отсутствует документально подтвержденная информация о возникновении причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при совершении рассматриваемого правонарушения, о наличии материального ущерба.

В соответствии со статьей 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение является официальным предостережением лица о недопустимости противоправного поведения. Вынесение предупреждения является профилактической мерой, которая призвана побудить правонарушителя к добровольному исполнению нарушенной им же обязанности, способствовать выполнению им правовых обязанностей. Вместе с тем применение этой меры, как и других административных санкций, влечет для правонарушителя неблагоприятные правовые последствия. Субъект ответственности в течение года считается лицом, привлекавшимся к административной ответственности.

Должностное лицо Марийского УФАС России, оценив представленные доказательства в их совокупности, исполнение обществом выданного предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, принимает во внимание вышеизложенные конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств и считает, что для достижения целей административного наказания, установленных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ АО «Грузовое АТП №1» достаточно такой меры административного наказания как предупреждение.

Руководствуясь ст. 2.1, 2.2, 4.1, 4.2, 4.3, 4.1.1, 9.21, 23.48, ч. 1 ст. 29.9, 29.10, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

Постановила:

 

Привлечь АО «Грузовое АТП №1» (юридический адрес: Сернурский тракт, 2 км, г. Йошкар-Ола, 424005; ИНН 1215021274, ОГРН 1021200755454) к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде предупреждения.

 

В соответствии с частями 1, 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Заместитель руководителя