постановление о наложении штрафа по делу № 03-07/49-2018

Тип документа:
Постановления
Дата публикации:
20.04.2018
Управление:
Марийское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование
Номер дела:
№ 03-07/49-2018

Постановление

о наложении штрафа по делу № 03-07/49-2018

об административном правонарушении

20 апреля 2018 года г. Йошкар-Ола

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России), рассмотрев протокол № 03-07/49-2018 от 02 апреля 2018 года и материалы административного дела № 03-07/49-2018, возбужденного в отношении ООО «Марикоммунэнерго» (ул. Зарубина, д. 53, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424003, ИНН 1215126037, ОГРН 1071215009425, КПП 121501001) по факту нарушения пункта 9 постановления Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» и пунктов 18 и 24 постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», выразившегося в не направлении предложений в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердивший схему теплоснабжения о включении в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системе теплоснабжения подключаемого объекта, а также направление необоснованного отказа заявителям, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в присутствии представителя общества Т. на основании доверенности от 11.04.2018 № 13,

установила:

Марийским УФАС России возбуждено дело об административном правонарушении № 03-07/49-2018 в отношении ООО «Марикоммунэнерго» по факту нарушения пункта 9 постановления Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» и пунктов 18 и 24 постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», выразившегося в не направлении предложений в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердивший схему теплоснабжения о включении в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системе теплоснабжения подключаемого объекта, а также направление необоснованного отказа заявителям, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

В адрес ООО «Марикоммунэнерго» 22.03.2018 исх. № 03-07/2124 было направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, которое получено обществом 27.03.2018 (вх. № 737/1).

Протокол об административном правонарушении № 03-07/49-2018 от 02.04.2018 составлен в соответствии со статьями 28.2, 28.3 КоАП РФ.

Протокол составлен в присутствии представителя ООО «Марикоммунэнерго» Т. по доверенности.

Копия протокола № 03-07/49-2018 (исх. № 03-07/2400) вручена представителю по доверенности и направлена по месту регистрации общества. ООО «Марикоммунэнерго» согласно уведомлению органа почтовой связи копию протокола получило 05.04.2018.

Определением об отложении рассмотрения дела от 11.04.2018 рассмотрение дела об административном правонарушении № 03-07/49-2018 отложено на 20.04.2018 в 13:30. Указанное определение получено обществом 19.04.2018 (вх. № 975/2)

Событие административного правонарушения выразилось в следующем.

Согласно пункту 6 постановления Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» (далее – Правила № 83) орган местного самоуправления для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.

В соответствии с пунктом 7 Правил № 83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в которую должен быть направлен запрос о получении технических условий, определяется органом местного самоуправления на основании схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства в области тепло-, водоснабжения и водоотведения федерального, регионального и местного значения, схем тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также с учетом инвестиционных программ указанной организации, утверждаемых представительным органом местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 9 Правил № 83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 18 постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила № 307) в случае если на момент обращения заявителя отсутствует техническая возможность подключения объекта к системе теплоснабжения в соответствующей точке подключения и при этом в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе теплоснабжающей организации или теплосетевой организации отсутствуют мероприятия по развитию системы теплоснабжения и снятию технических ограничений, позволяющих обеспечить техническую возможность подключения объекта к системе теплоснабжения, теплоснабжающая организация или теплосетевая организация в течение 30 дней обязана обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердивший схему теплоснабжения, с предложением о включении в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системе теплоснабжения подключаемого объекта с приложением заявки на подключение.

Из представленных документов и сведений следует, что в адрес ООО «Марикоммунэнерго» с заявлениями на выдачу технических условий для подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения в 2017 году обращались органы местного самоуправления и 1 физическое лицо. По результатам рассмотрения данных заявлений обществом отказано в предоставлении технических условий и указано, что в утвержденных схемах теплоснабжения подключение новых объектов к системе теплоснабжения не предусмотрено.

Указанные факты подтверждаются следующими заявлениями и ответами на них:

Администрация МО «Городское поселение Звенигово»:

- земельный участок, выставленный на аукцион: ХХХ (письмо от 15.12.2017 вх. № 3247, ответ от 25.12.2017 исх. № 2007);

- объект, расположенный по адресу: ХХХ (письмо от 18.09.2017 вх. № 2351, ответ от 25.09.2017 исх. № 1384);

- ХХХ (кадастровый № 12:14:2504011651) (письмо от 17.07.2017 вх. № 1720, ответ от 25.07.2017 исх. № 978);

- ХХХ (письмо от 26.12.2016 вх. № 2677, письмо от 16.01.2017 исх. № 60);

- объекты, расположенные по адресу: ХХХ (письмо от 29.08.2017 вх. № 2150, ответ от 01.09.2017 исх. № 122);

- объект, расположенный по адресу: ХХХ (письмо от 14.06.2017, ответ от 29.06.2017 исх. № 875);

- объект, расположенный по адресу: ХХХ (письмо от 09.03.2017 вх. № 567, ответ от 20.03.2017 исх. № 432);

- объекты, расположенные по адресу: ХХХ (письмо от 20.02.2017 вх. № 401, ответ от 20.03.2017 исх. № 431).

Администрация МО «Кужмарское сельское поселение»:

- ХХХ (письмо от 20.09.2017 вх. № 2377, ответ от 04.10.2017 исх. № 1444);

- ХХХ (кадастровый № 12:14:6001001:110) (письмо от 07.09.2017 вх. № 2248, ответ от 20.09.2017 исх. № 1355);

- ХХХ (кадастровый № 12:14:0000000:8055) (письмо от 13.03.2017 вх. № 589, ответ от 22.03.2017 исх. № 447);

- ХХХ (кадастровый № 12:14:1701001:31) (письмо от 25.07.2017 вх. № 1795, ответ от 04.08.2017 исх. № 1041);

- ХХХ (кадастровый № 12:14:5001001:58) (письмо от 20.07.2017 вх. № 1766, ответ от 27.07.2017 исх. № 1001);

- ХХХ (кадастровый № 12:14:6501001:452) (письмо от 02.08.2017 вх. № 1879, ответ от 10.08.2017 исх. № 1068);

- ХХХ (письмо от 01.09.2017 вх. № 2201, ответ от 12.09.2017 исх. № 1307);

- ХХХ (письмо от 30.10.2017 вх. № 2809, ответ от 03.11.2017 исх. № 1658);

- ХХХ (письмо от 14.09.2017 вх. № 2328, ответ от 20.09.2017 исх. № 1357).

П.: объект, расположенный по адресу ХХХ (письмо от 23.08.2017 вх. № 2086, ответ от 06.09.2017 исх. № 127.

Администрация МО «Городское поселение Суслонгер»:

- объект, расположенный по адресу: ХХХ (письмо от 17.04.2017 исх. № 273, ответ от 12.05.2017 исх. № 731);

- объект, расположенный по адресу: ХХХ (письмо от 25.04.2017 вх. № 1028, ответ от 12.05.2017 исх. № 732);

- объекты, расположенные по адресу: ХХХ (письмо от 25.04.2017 вх. № 1028, ответ от 12.05.2017 исх. № 733);

- объект, расположенный по адресу: ХХХ (письмо от 21.04.2017 вх. № 10102, ответ от 12.05.2017 исх. № 733).

5) Администрация МО «Шулкинское сельское поселение» Оршанского МР:

- объект, расположенный по адресу: ХХХ (письмо от 27.09.2017, ответ от 20.09.2017 исх. № 1356).

Согласно письменным пояснениям ООО «Марикоммунэнерго» от 28.02.2018 исх. № 330 по заявкам о выдаче технических условий на подключение новых объектов, расположенных в населенных пунктах с. Кужмара, п. Мочалище, д. Поянсола Звениговского района были направлены письма в органы местного самоуправления с предложениями о внесении изменений в утвержденную схему теплоснабжения данных населенных пунктов. В населенных пунктах ХХХ источники теплоснабжения общества отсутствуют.

Однако в соответствии с пунктом 18 Правил № 307 теплоснабжающая организация должна обратиться в орган местного самоуправления, утвердивший схему теплоснабжения в рамках рассмотрения заявления.

Пунктом 24 Правил № 307 утверждено, что только в случае отказа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органа местного самоуправления, утвердившего схему теплоснабжения, во внесении изменений в схему теплоснабжения в части мероприятий, обеспечивающих возможность подключения объекта капитального строительства заявителя к системе теплоснабжения, теплоснабжающая организация или теплосетевая организация отказывает заявителю в подключении в связи с отсутствием технической возможности подключения.

Однако из представленных документальных доказательств не следует, что ООО «Марикоммунэнерго» обращалось с заявлением в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердивший схему теплоснабжения, о внесении изменений в схему теплоснабжения с соответствующим заявлением в отношении вышеперечисленных объектов, в частности в отношении объекта, расположенного по адресу: ХХХ.

Общество не имело правовых оснований отказывать в предоставлении технических условий заявителям, так как не обладало сведениями уполномоченных органов о возможности внесения либо невозможности внесения изменений в схему теплоснабжения, как установлено пунктом 24 Правил № 307.

Кроме того, администрацией муниципального образования «Юринский муниципальный район» в письме от 27.02.2018 вх. № 1890 указано, что объект, расположенный по адресу: ХХХ в настоящее время не присоединен к сетям теплоснабжения.

Администрация муниципального образования «Городское поселение Суслонгер» письмом от 27.02.2018 вх. № 1938 указала, что объекты, расположенные по адресу: ХХХ не присоединены к сетям теплоснабжения.

Администрация муниципального образования «Шулкинское сельское поселение» Оршанского муниципального района Республики Марий Эл письмом от 27.02.2018 вх. № 1946 указала, что объект, расположенный по адресу: ХХХ к сетям теплоснабжения не присоединен.

Администрация муниципального образования «Кужмарское сельское поселение» письмом от 07.03.2018 исх. № 01-24/238 указала, что вышеуказанные объекты к сетям теплоснабжения не присоединены.

Таким образом, в настоящее время рассматриваемые объекты технологически не присоединены к сетям теплоснабжения, а, следовательно ООО «Марикоммунэнерго» в рамках рассмотрения заявлений данных лиц неправомерно не направило предложения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердивший схему теплоснабжения о включении в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системе теплоснабжения подключаемого объекта, а также направило необоснованные отказы заявителям в осуществлении технологического присоединения объектов к сетям теплоснабжения.

Административная ответственность за данное нарушение предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения (статья 26.1 КоАП РФ).

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Юридическое лицо может быть признано невиновным в совершении админи­стративного правонарушения, если представит доказательства того, что им были предприняты все необходимые и достаточные меры для предотвращения правонарушения. Однако ООО «Марикоммунэнерго» не представлены достаточные доказательства того, что обществом были предприняты все необходимые и достаточные меры для предотвращения правонарушения.

Место совершения административного правонарушения: ул. Зарубина, д. 53, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424003.

Время совершения административного правонарушения: данное правонарушение является длящимся и временем его совершения является период с апреля 2017 года по январь 2018 года, в которые обществом направлены заявителям необоснованные отказы в выдаче технических условий на технологическое присоединение объектов к сетям теплоснабжения и даты, следующие за 30 дневным сроком, установленным Пунктом 18 Правил № 307.

Состав административного правонарушения по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, совершенного ООО «Марикоммунэнерго», образуют:

- объект административного правонарушения - установленный и охраняемый порядок в области направления предложений в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердивший схему теплоснабжения о включении в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системе теплоснабжения подключаемого объекта, предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, подключения объекта капитального строительства к системам теплоснабжения;

- объективная сторона — неисполнение ООО «Марикоммунэнерго» пункта 9 Правил № 83 и пунктов 18, 24 Правил № 307, что привело к не направлению предложений в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердивший схему теплоснабжения о включении в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системе теплоснабжения подключаемого объекта, а также к направлению необоснованного отказа заявителям в выдаче технических условий на присоединение к сетям теплоснабжения;

- субъект правонарушения – ООО «Марикоммунэнерго»;

- субъективная сторона - виновное совершение административного правонарушения, так как у ООО «Марикоммунэнерго» имелась возможность соблюдения Правил № 83 и Правил № 307, но обществом не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Следовательно, установлено, что имело место событие административного правонарушения и факт его совершения ООО «Марикоммунэнерго». Кроме того, имелись основания для составления протокола об административном правонарушении, юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость) и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренные нормой права (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), не установлено.

Дополнительно должностным лицом был исследован вопрос о малозначительности.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного админи­стративного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные ре­шить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершив­шее административное правонарушение, от административной ответственности и огра­ничиться устным замечанием.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 постановления Пленума от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соот­носиться с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, адми­нистративные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Действия ООО «Марикоммунэнерго» существенно нарушают Правила № 83 и Правила № 307 и свидетельствуют о пренебрежительном отношении общества к исполнению своих обязанностей по направлению предложений в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердивший схему теплоснабжения о включении в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системе теплоснабжения подключаемого объекта, соблюдению правил предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и подключения объекта капитального строительства к системам теплоснабжения.

Таким образом, оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, должностное лицо Марийского УФАС Рос­сии пришло к выводу о том, что совершенное ООО «Марикоммунэнерго» правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его малозначительным.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), не установлено.

Руководствуясь ст. 2.1, 2.2, 4.1, 4.2, 4.3, 9.21, 23.48, ч. 1 ст. 29.9, 29.10, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановила:

Привлечь ООО «Марикоммунэнерго» (ул. Зарубина, д. 53, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424003, ИНН 1215126037, ОГРН 1071215009425, КПП 121501001) к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Заместитель руководителя