Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 03-21/11-2018 о нарушении законодательст... от 9 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 по делу № 03-21/11-2018

о нарушении законодательства о рекламе

 

«30» мая 2018 года                                                                                    г. Йошкар-Ола

                                                                

Резолютивная часть решения объявлена: «29» мая 2018 года

Полный текст решения изготовлен: «30» мая 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя,

член Комиссии – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов,

член Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов,

рассмотрев дело № 03-21/11-2018, возбужденное по факту распространения рекламы поверки приборов учета воды в городе Йошкар-Ола «Единой городской службой по учету водоснабжения», которая содержит признаки нарушения пунктов 1, 2, 3, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о дате, времени, месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении законодательства о рекламе возбуждено в отношении ИП Калачева И.Д. по признакам нарушения пунктов 1, 2, 3, 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы поверки приборов учета воды в городе Йошкар-Ола «Единой городской службой по учету водоснабжения» в почтовые ящики жителей города Йошкар-Олы, что вводит в заблуждение потребителей рекламы.

Основанием для возбуждения дела явилось заявление А. (вх. № 14863 14.12.2017).

По мнению заявителя, листовки с указанным содержанием поступают в почтовые ящики жителей г. Йошкар-Олы. Также заявитель сообщил, что листовки выполнены в форме официального обращения, формулировки подчеркивают обязанность адресата обратиться за услугой поверки счетчиков воды именно в эту организацию. Указанная форма рекламы вводит в заблуждение жильцов, которые вынуждены пользоваться услугами, указанными в рекламе.

Из представленных сведений следует, что ИП Хомяком А.В. оказывается услуга центра обработки вызовов на основании договора, заключенного с ИП Калачевым И.Д., осуществляющем рекламируемую деятельность и используется для продвижения услуг ИП Калачева И.Д.

ИП Калачев И.Д. на заседании Комиссии не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени, месте рассмотрения дела, письменных пояснений не представил.

 

Комиссия Марийского УФАС России, исследовав материалы дела, пришла к выводу о нарушении законодательства о рекламе при распространении рекламы следующего содержания: «Напоминаем Вам, что согласно Федеральному закону от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а также постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую поверку, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления. Таким образом, во избежание начисления платы потребление воды по общему нормативу, а также в целях соблюдения требований Федерального Закона, Вам необходимо согласовать дату процедуры проведения поверки приборов учета воды (в случае истечения межпроверочного интервала) по телефону 8 (8362) 31-31-62. Работы по поверке будут проводиться с 01 декабря по 31 декабря 2017 года. Обращаем Ваше внимание, что самостоятельный демонтаж приборов учета, а также нарушение пломб категорически запрещено!».

Так, в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, указанная в рассматриваемых извещениях, является рекламой, так как распространена при помощи рекламных листовок, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Из содержания текста рекламной информации, содержащегося в рассматриваемом извещении следует, что объектом рекламирования являются услуги по проведению поверки приборов учета воды, а также «Единая городская служба по учету водоснабжения».

На основании выписки из реестра Российской системы и плана нумерации номер абонента (8362) 31-32-62, указанный в качестве контактного в рассматриваемом извещении, принадлежит номерной ёмкости ПАО «МТС». Данный номер согласно договору оказания услуг связи от 05.05.2017 выделен Хомяку А.В.

В письменных пояснениях (вх. № 9079 от 04.08.2017) ИП Хомяк А.В. указал, что указанный номер телефона является номером обработки вызовов на основании договора на оказание услуг центра обработки вызовов от 23.05.2017, в соответствии с условиями которого ИП Хомяк А.В. обязался оказывать ИП Калачеву И.Д. (Заказчику) услуги по обработке телефонных вызовов, телефонные опросы, актуализации данных, телефонных презентаций товаров и услуг заказчика, ввод данных, аппаратно-программное и прочее техническое обеспечение указанной деятельности, а также передачу заказчику результата обработки вызовов.

Целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, приведет к неоправданным ожиданиям названного лица, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить. Закон не предъявляет требования указать всю существенную информацию, но обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции (товаре, услуге).

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В соответствии с пунктами 2, 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит недостоверные сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара, недостоверные сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

Использование в рассматриваемом извещении следующих слов и словосочетаний: «работы по поверке будут проводиться…»,  «напоминаем Вам, что согласно Федеральному Закону от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а также Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 №354» создает у потребителей впечатление об обязательности приобретения данной услуги именно у «Единой Городской Службы по учету водоснабжения».

Кроме того, форма изложения рекламной информации в виде «персонального извещения» со штрих-кодом, таблицей тарифов, штампом «повторное извещение», наличие подписи и сведений об исполнителе может быть воспринято потребителями как обязательное к исполнению распоряжение снабжающей организации к совершению действий по поверке приборов учета воды в указанные в листовке (извещении) сроки, а также обязательности приобретения данной услуги у «Единой Городской Службы по учету водоснабжения».

Ссылки в рекламе на нормативно-правовые акты, а также утверждение о том, что установлен период проведения поверки приборов учета воды с 01 декабря по 31 декабря 2018 года вводят потребителей в заблуждение, создают впечатление о проведении данных работ определенной организацией и необходимости обращения в «Единой Городской Службы по учету водоснабжения» для соблюдения требований действующего законодательства, а также создает у потребителей впечатление о плановости проведения работ.

В действительности не установлено, что работы являются плановыми, проводятся в соответствии с графиком и т.д.

Таким образом, рекламные листовки содержат признаки нарушения пунктов 2, 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку содержит недостоверные сведения относительно характеристик и условий потребления данной услуги гражданами, а также недостоверные сведения относительно возможности приобретения данных услуг в определенное время.

В силу пункта 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит недостоверные сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание недостоверных сведений о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Рассматриваемая реклама содержит недостоверные сведения относительно лица, оказывающего услуги, поскольку фактически услуги в городе Йошкар-Ола рекламирует и представляет ИП Калачев Д.И., хозяйствующих субъектов с наименованием «Единая Городская Служба по учету водоснабжения» в ЕГРЮЛ не зарегистрировано. Также некорректными являются реквизиты ИНН 4707659984, ОГРН 1174700003, ОКПО 75049123, КПП 100102001, указанные в рассматриваемой листовке.

Кроме того, наименование «Единая Городская Служба по учету водоснабжения» создает впечатление о возможности приобретения услуг только у данного хозяйствующего субъекта. У потребителей создается впечатление о том, что «Единая Городская Служба по учету водоснабжения» является некой муниципальной организацией, а также указывает на преимущество перед другими хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по поверке приборов учета, тогда как в действительности данного преимущества не существует.

Сообщая недостоверную информацию о том, что хозяйствующий субъект является «единой службой» неопределенному кругу лиц, ИП Калачев Д.И. неправомерно привлекает внимание потребителей услуг на рынке услуг по проведению поверки приборов учета воды к одному хозяйствующему субъекту, чем создает преимущество рекламируемых им услуг перед другими хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги на данном рынке.

Более того, включение в название «Единая Городская Служба по учету водоснабжения» слова «Единый» создает у потребителей впечатление о возможности приобретения услуг только у данного хозяйствующего субъекта, и отсутствии иных хозяйствующих субъектов, занимающихся поверкой приборов учета в г. Йошкар-Оле.

Таким образом, применение в рассматриваемой рекламе названия «Единая Городская Служба по учету водоснабжения» является указанием на преимущество, которое в действительности у хозяйствующего субъекта отсутствует, поскольку объединенной, единой службы по учету водоснабжения в городе Йошкар-Ола не существует.

Таким образом, реклама также содержит недостоверные сведения относительно преимущества хозяйствующего субъекта и наименования лица, оказывающего услугу, что содержит признаки нарушения пунктов 1, 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

На основании изложенного, рассматриваемая реклама нарушает требования пунктов 1, 2, 3, 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В связи с тем, что ИП Калачев И.Д. оказывает рекламируемые услуги, Марийское УФАС России приходит к выводу о том, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемых листовок является ИП Калачев И.Д.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В настоящий момент доказательства, свидетельствующие о прекращении ИП Калачевым И.Д. нарушения законодательства о рекламе, в материалах дела отсутствуют.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу услуг поверки приборов учета воды в городе Йошкар-Ола «Единой городской службой по учету водоснабжения» следующего содержания: «Напоминаем Вам, что согласно Федеральному закону от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а также постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую поверку, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления. Таким образом, во избежание начисления платы потребление воды по общему нормативу, а также в целях соблюдения требований Федерального Закона, Вам необходимо согласовать дату процедуры проведения поверки приборов учета воды (в случае истечения межпроверочного интервала) по телефону 8 (8362) 31-31-62. Работы по поверке будут проводиться с 01 декабря по 31 декабря 2017 года. Обращаем Ваше внимание, что самостоятельный демонтаж приборов учета, а также нарушение пломб категорически запрещено!» поскольку в ней нарушены требования пунктов 1, 2, 3, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать индивидуальному предпринимателю Калачеву Ивану Дмитриевичу предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                         

Члены Комиссии                                                                                       

Связанные организации

Связанные организации не указаны