Решение б/н решение от 28 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе:

ООО МКК «Френзи»

 

 

заинтересованное лицо:

 ИП Х

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-21/13-2018

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«28» апреля 2018 года                                                                                        г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: «24» апреля 2018 года

Полный текст решения изготовлен: «28» апреля 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления

член Комиссии – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов ,

член Комиссии – специалист 1 разряда отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов ,

рассмотрев дело № 03-21/13-2018, возбужденное по признакам нарушения части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившимся в распространении рекламы о выдаче ООО МКК «Френзи» займов на закрытие просрочек и личные нужды в номере 05 (906) от 03.02.2018 газеты «Ваш новый день» на странице 20,

в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Марийским УФАС России был произведен мониторинг рекламы печатных изданий, распространенных на территории Республики Марий Эл.

Так, в номере 05 (906) от 03.02.2018 газеты «Ваш новый день» на странице 20 размещена реклама ООО МКК «Френзи» о выдаче займов на закрытие просрочек и личные нужды с признаками нарушения части 3 статьи 28 Закона о рекламе, следующего содержания:

 

Определением от 10.04.2018 Марийским УФАС России возбуждено дело о нарушении законодательства о рекламе №03-21/13-2018 по признакам нарушения части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

В письменных пояснениях от 17.04.2018 вх. № 3610 ООО МКК «Френзи» указало, что срок договора без указания суммы договора займа, а также процентной ставки по нему не может повлиять на стоимость потребительского займа, так как его полная стоимость представляет собой отношение суммы договора займа на количество платежей, умноженных на срок договора займа.

Также ООО МКК «Френзи» заявило ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

 

Комиссия Марийского УФАС России, рассмотрев полученные материалы и документы, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к выводу о нарушении законодательства о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы на основании следующего.

Согласно статье 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Из анализа текста рекламы ООО МКК «Френзи» следует, что объектом рекламирования выступает указанное общество и услуги, оказываемые данной организацией.

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, так как распространена при помощи печатного издания, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. При этом в силу пункта 6 названной статьи в перечень финансовых организаций включен и кредитный потребительский кооператив.

Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Статьей 5 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» установлены условия договора потребительского кредита (займа). К ним относятся, в частности, требования к заемщику, которые установлены кредитором и выполнение которых является обязательным для предоставления потребительского кредита (займа), суммы потребительского кредита (займа) и сроки его возврата, процентные ставки в процентах годовых, диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа) и иные условия (часть 4 статьи 5 Закона о потребительском кредите (займе).

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», к условиям, влияющим на стоимость потребительского займа, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке займа, платежах и комиссиях по операциям.

Вместе с тем, из условий предоставления, использования и возврата потребительского микрозайма, утвержденных приказом генерального директора ООО МКК «Френзи» от 22.02.2017, следует, что общество предоставляет микрозаймы в размере от 3 000 рублей до 500 000 рублей для физических лиц, до 3000000 рублей для юридических лиц, минимальный срок микрозайма составляет 14 календарных дней, максимальный срок – 1080 календарных дней.

При этом существует несколько видом микрозаймов: лояльный: срок от 181 до 365 дней, сумма займа от 30001 рублей до 60000 рублей, процентная ставка 100 % годовых; залоговый до 3 лет без выплаты основного долга: срок предоставления до 1095 дней, сумма займа до 500 000 рублей, ставка по займу от 60 до 92 % годовых; залоговый до 3 лет аннуитетный: срок 1095 дней, сумма займа до 500 000 рублей, ставка от 60 %до 92% годовых; до 30 000 рублей на 30 дней: срок предоставления займа 1 месяц, сумма займа до 30 000 рублей, процентная ставка 0,8%-1% в день; до 50 000 рублей на 365 дней(дифференцированный): срок от 181 до 365 дней, сумма займа до 50 000 рублей, процентная ставка 150 % годовых; до 50 000 рублей на 365 дней (аннуитет): срок от 181 до 365 дней, сумма займа до 50 000 рублей, процентная ставка 150% годовых; годовой с поручителем (дифференцированный): срок 365 дней, сумма займа до 200 000 рублей, процентная ставка 124% годовых; годовой с поручителем (аннуитет): срок 365 дней, сумма займа до 200 000 рублей, процентная ставка 124 % годовых.

Кроме того, обществом установлены следующие требования к заемщику: наличие постоянной регистрации и фактического места жительства на территории Российской Федерации; возрастной ценз от 18 до 75 лет. Заемщик обязан иметь при себе действующий номер мобильного телефона, зарегистрированного на Заемщика, а также действующий номер стационарного телефона, по которому можно связаться с Заемщиком для передачи информации. Заемщик не должен находится в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

В рассматриваемой рекламе указано только на возможность получения займа до трех лет, однако, уточняющая информация, необходимая для размещения в силу закона и влияющая на намерение покупателя воспользоваться рекламным предложением, а также существенные условия, которые влияют на затраты заемщика при получении займа, отсутствуют.

На основании изложенного, Комиссия Марийского УФАС России пришла к выводу о том, что в рассматриваемой рекламе отсутствуют сведения о минимальном и максимальном размере суммы займа, процентной ставке, сроке займа, а также отсутствует информация об условиях предоставления займов.

Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает часть 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

ООО МКК «Френзи» заключило договор №ХРП000000711 от 12 декабря 2017 года с ИП Х. на размещение рекламного материала в печатном издании. Таким образом, рекламодателем является ООО МКК «Френзи», рекламораспространителем - ИП Х

В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Вместе с тем, в настоящее время в материалы дела не представлены документальные доказательства, отражающие факт устранения ООО МКК «Френзи» нарушения законодательства о рекламе.

На основании указанного, Комиссия Марийского УФАС России, считает, что в данном случае имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО МКК «Френзи».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в номере 05 (906) от 03.02.2018 газеты «Ваш новый день» на странице 20 о выдаче ООО МКК «Френзи» займов на закрытие просрочек и личные нужды следующего содержания:

 поскольку она не соответствует требованиям части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

  1. Выдать обществу с ограниченной ответственностью МКК «Френзи» (ИНН 4345457268, ОГРН 1164350077935) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  2.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                    

 

Члены Комиссии                                                                                             

Связанные организации

Связанные организации не указаны