решение 03-21/15-2017

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
12.10.2017
Управление:
Марийское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
Номер документа:
№ 03-21/15-2017
Номер дела:
№ 03-21/15-2017

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-21/15-2017

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«13» марта 2017 года г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: «09» марта 2017 года

Полный текст решения изготовлен: «13» марта 2017 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии,

член Комиссии,

член Комиссии,

рассмотрев дело № 03-21/15-2017, возбужденное по признакам нарушения пунктов 2, 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), при размещении рекламы ООО «МФО «Ава-финанс» «Льготные займы без залога и поручителей» в газете «Волжская правда» в номере №51 (8235) от 21.12.2016,

в присутствии представителей ООО «МФО «Ава-финанс»: директора Н.,Е.,действующего на основании доверенности, надлежащим образом извещенного о дате, времени, месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) проведен мониторинг рекламы, размещенной в печатных средствах массовой информации, распространяемых на территории Республики Марий Эл, в результате которого установлен факт распространения рекламы ООО «МФО «Ава-финанс» «Льготные займы без залога и поручителей» в газете «Волжская правда» в номере №51 (8235) от 21.12.2016 следующего содержания:

далее – Реклама,

По факту размещения указанной рекламы Марийским УФАС России возбуждено дело о нарушении законодательства о рекламе №03-21/05-2017 по признакам нарушения пунктов 2, 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее- Закон о рекламе).

Определением от 13.02.2017 о возбуждении дела о нарушении законодательства о рекламе к участию в рассмотрении дела привлечено ООО «МФО «Ава-финанс» в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе.

ООО «МФО «Ава-финанс» в письменных пояснениях от 28.02.2017 вх.№2035, указало, что не согласно с доводами, изложенными в определении о возбуждении дела, поскольку условия выдачи займов, указанные в рекламе, совпадают с условиями, фактически предоставляемыми заемщикам в офисах г. Волжск. Кроме того, сотрудники подразделения г. Волжск осуществляли выдачу займов в соответствии с распоряжением №32/1 от 01.04.2016. Согласно реестру выдачи займов, представленному в материалы дела, фактически выдача денежных средств осуществлялась без обеспечения и залога, в сроки, указанные в рекламе по ставке от 10,4 до 0,5% в день.

На заседании комиссии представители ООО «МФО «Ава-финанс» поддержали доводы, изложенные в письменных пояснениях. ООО «МФО «Ава-финанс» пояснило, что условия и правила предоставления займов доводятся до потребителей в офисах выдачи займов. Программы выдачи займов под залог движимого и недвижимого имущества и с обеспечением в виде поручительства действовали в соответствии с Правилами и Условиями выдачи займов, однако после издания распоряжения №32/1 от 01.04.2016 займы под залог и поручительство не выдавались. Общество также подтвердило, что макет рассматриваемой рекламы был разработан и утвержден ООО «МФО «Ава-финанс».

 

Комиссия Марийского УФАС России, рассмотрев полученные в ходе рассмотрения материалы и документы, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, приходит к выводу о нарушении законодательства о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы на основании следующего.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Из содержания текста рекламной информации следует, что объектом рекламирования является ООО «МФО «Ава-финанс», а также услуги данной организации по выдаче займов.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как распространена при помощи средства массовой информации, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

На основании пункта 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В рассматриваемой рекламе содержатся следующие сведения относительно условий предоставления займов ООО «МФО «Ава-финанс»: «Среднесрочные»: сумма микрозайма от 31 до 500 тысяч рублей, от 0,4% до 0,5% в день (от 144% до 180% годовых) срок от 1 до 6 месяцев, «краткосрочные»: сумма микрозайма от 3 до 15 тысяч рублей от 1% до 1,5% в день (от 360% до 540% годовых), срок от 3 до 30 дней».

Условия предоставления микрозаймов ООО «МФО «Ава-финанс» в городе Йошкар-Ола утверждены в Информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского микрозайма (редакция №7 от 01.07.2016), Правилах предоставления микрозаймов ООО «МФО «Ава-финанс» (в редакции от 29 марта 2016 года).

Согласно условиям выдачи микрозаймов, предусмотрена возможность выдачи краткосрочных займов (срок возврата от 3-х до 30 дней), среднесрочных займов (от 3 до 360 дней).

При этом краткосрочные займы могут быть предоставлены на сумму от 3000 до 15000 рублей, ставка по ним составляет от 360% до 540% годовых. Среднесрочные займы могут быть предоставлены на сумму от 11000 рублей до 30 000 рублей без обеспечения по ставке от 144% до 180% в год, от 31000 до 500000 рублей с обеспечением, при это ставка составит от 78% до 108 % годовых.

Из содержания пункта 7 Информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского микрозайма следует, что в качестве обеспечения заемщиком предоставляется поручительство, кроме того, обеспечение также предоставляется в виде залога транспортного средства.

Условия, указанные в рекламе относительно выдачи среднесрочных займов, не соответствуют фактическим условиям, предоставляемым ООО «МФО «Ава-финанс».

Так, указанные в рекламе процентные ставки от 144% до 180% годовых фактически могут быть предоставлены только на сумму от 11000 до 30 000 рублей, в то же время займы на сумму от 31 000 до 500 тысяч рублей могут быть предоставлены на срок от 3-х дней до 360 дней по ставке от 78% до 108 % годовых.

Кроме того, в рекламе отсутствуют полные условия выдачи среднесрочных займов, поскольку не указано условие о необходимости предоставления обеспечения при использовании среднесрочных займов на сумму от 31000 до 500000 рублей.

Комиссией Марийского УФАС России отклоняются доводы ООО «МФО «Ава-финанс» о том, что фактически займы представлялись в соответствии с распоряжением от 01.04.2016 №32/1 на основании следующего.

В соответствии с распоряжением ООО «МФО «Ава-финанс» от 01.04.2016 №32/1 займы в обособленных подразделениях Волжска, Красногорского, Звенигово должны выдаваться под процентную ставку от 0,4 до 0,5% в день. Займы, выдаваемые с меньшей процентной ставкой и сроками, рассматриваются только по служебной записке в ЦО.

Согласно реестру выдачи займов, представленному ООО «МФО «Ава-финанс», обществом с октября 2016 года предоставлялись займы и с иными процентными ставки в диапазоне от 120% до 540% в год.

Кроме того, распоряжение ООО «МФО «Ава-финанс» от 01.04.2016 №32/1 было издано ранее Информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского микрозайма (редакция №7 от 01.07.2016).

Учитывая письменные и устные пояснения ООО «МФО «Ава-финанс», реестр выдачи займов ООО «МФО «Ава-финанс», Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о том, что фактически ООО «МФО «Ава-финанс» использовало условия выдачи займов, утвержденные в Информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского микрозайма, Правилах предоставления микрозаймов ООО «МФО «Ава-финанс», представленных в материалы дела.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе указаны неполные сведения о размере процентных ставок, по которым предоставляется займ, о сумме и сроке предоставления займов, отсутствуют сведения о необходимости предоставления обеспечения, в случае предоставления займов на сумму от 31000 до 500000 рублей и наиболее привлекательными процентными ставками, кроме того, не указаны верные соотношения процентной ставки, суммы и срока предоставления займов.

Следовательно, полная и достоверная информация, имеющая существенное значение при формировании осознанного желания воспользоваться соответствующей услугой, в рекламе «Льготные займы без залога и поручителей» отсутствует.

Условие о процентной ставке является для потребителей наиболее значимым, определяющим выбор потребителя среди микрофинансовых организаций и программ выдачи займов.

Поскольку в рассматриваемой рекламе имеются условия выдачи займа такие как срок, сумма, она должна содержать полные сведения о размере процентной ставки, сроке и сумме займов, дополнительных расходах в виде обеспечения, которые несут заемщики.

В рассматриваемой рекламе не указаны все условия, влияющие на сумму доходов и расходов лица, которые могут воспользоваться услугами ООО «МФО «Ава-финанс» по выдаче займов.

Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает часть 7 статьи 5, пункт 2 части 2, часть 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, содержащая недостоверные сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В рассматриваемой рекламе указано, что займы предоставляются «без залога и поручителей», однако фактически займы на суммы и сроки, указанные в рекламе (от 31 до 500 тысяч рублей, срок от 1 до 6 месяцев) предоставляются под залог и с поручительством, о чем свидетельствует анализ условий выдачи займов ООО «МФО «Ава-финанс».

При этом Комиссией Марийского УФАС России отклоняются доводы ООО «МФО «Ава-финанс» об отсутствии необходимости указания в рекламе условий предоставления займов с обеспечением под залог и поручительство, поскольку займы под залог и поручительство фактически не предоставлялись.

В Информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского микрозайма (редакция №7 от 01.07.2016), Правилах предоставления микрозаймов ООО «МФО «Ава-финанс» (в редакции от 29 марта 2016 года) содержатся условия о предоставлении займов под залог и поручительство на сумму от 31 до 500 тысяч рублей, срок от 1 до 6 месяцев. Поэтому Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о том, что фактически данные условия могли быть применены к заемщикам, доводились до сведения клиентов при ознакомлении с указанными документами, а следовательно, должны были быть указаны в рассматриваемой рекламе. ООО «МФО «Ава-финанс» не принимались распорядительные документы об отмене применения обеспечения в виде залога и поручительства при выдаче займов.

Также в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, содержащая недостоверные сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В рассматриваемой рекламе условия выдачи среднесрочных займов «Среднесрочные»: сумма микрозайма от 31 до 500 тысяч рублей, от 0,4% до 0,5% в день (от 144% до 180% годовых) срок от 1 до 6 месяцев» не соответствуют фактическим, поскольку среднесрочные займы могут быть предоставлены на сумму от 11000 рублей до 500000 рублей по ставке от 78% до 180% % годовых, на срок от 3-х до 360 дней.

Следовательно, рассматриваемая реклама нарушает также требования пунктов 2, 4, части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пунктов 2, 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Газета «Волжская правда» зарегистрирована в качестве средства массовой информации на основании свидетельства о регистрации СМИ от 10.02.2005 ПИ №ФС 18-1986. Редакцией газеты «Волжская правда» является ООО «Волжские вести».

В ходе рассмотрения материалов установлено, что рассматриваемая реклама размещалась на основании заявки ООО МФО «Ава-финанс» в рамках договора на размещение рекламы от 25.06.2014 №0058/14. Исполнение договора подтверждается актом выполненных работ от 21.12.2016 №2309.

На основании изложенного, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО МФО «Ава-финанс», что не оспаривалось обществом. Рекламораспространителем является ООО «Волжские вести».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Комиссия Марийского УФАС России, изучив представленные в материалы дела доказательства, считает необходимым выдать ООО МФО «Ава-финанс» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «МФО «Ава-финанс» «Льготные займы без залога и поручителей», размещенную в газете «Волжская правда» в номере №51 (8235) от 21.12.2016 следующего содержания:

поскольку в ней нарушены требования пунктов 2, 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

  1. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «МФО «Ава-финанс» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  1. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии