Решение №03-21/23-2018 решение и предписание по делу 03-21/23-2018 от 19 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-21/23-2018

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«19» июля 2018 года                                                                         г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: «06» июля 2018 года

Полный текст решения изготовлен: «19» июля 2018 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Фадеева М.В.,

член Комиссии – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Ерошкина О.В.,

член Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Журавлева Н.В.,

рассмотрев дело № 03-21/23-2018, возбужденное по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) по факту распространения рекламы «Помощь в устранении проблемных кредитов. Принимаем денежные суммы под 20% в месяц (оформление)», размещенной на странице 23 газеты «PRO Город Йошкар-Ола» в номере №8 (235) от 24 февраля 2018 года,

в отсутствии на заседании Комиссии, надлежащим образом извещенных о дате, времени, месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) в рамках мониторинга рекламы услуг по привлечению денежных средств граждан на территории Республики Марий Эл установлен факт размещения рекламы «Помощь в устранении проблемных кредитов. Принимаем денежные суммы под 20% в месяц (оформление)», размещенной на странице 23 газеты «PRO Город Йошкар-Ола» в номере №8 (235) от 24 февраля 2018 года.

По факту размещения указанной рекламы Марийским УФАС России возбуждено дело о нарушении законодательства о рекламе №03-21/23-2018 по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее- Закон о рекламе).

ИП  при рассмотрении дела факт нарушения законодательства о рекламе не признал, указав, что реклама была опубликована в формате, представленном рекламодателем. По мнению индивидуального предпринимателя, реклама содержит указание на консультационные услуги, для конкретизации характера оказываемых услуг необходимо получить соответствующие сведения от рекламодателя.

Ч, К на заседание Комиссии не явились, письменные пояснения не представили. При этом Марийским УФАС России в адрес ***, *** были направлены копии определений о возбуждении дела, об отложении рассмотрения дела. При таких обстоятельствах Комиссия считает возможным рассматривать дело в отсутствии надлежащим образом извещенных ***.

 

Комиссия Марийского УФАС России, рассмотрев материалы дела, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, приходит к выводу о нарушении законодательства о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы на основании следующего.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как распространена при помощи средства массовой информации, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Из содержания рекламной информации следует, что объектом рекламирования являются услуги по размещению денежных средств.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В рассматриваемой рекламе отсутствуют сведения о лице, оказывающем услуги по привлечению (размещению) денежных средств.

Таким образом, данная реклама нарушает часть 1 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Также на основании пункта 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В рассматриваемой рекламе содержатся сведения относительно условий привлечения денежных средств: 20% в месяц. Однако иные условия оказания финансовой услуги такие как срок, на который размещаются денежные средства для получения указанного процента, суммы, которые могут быть размещены под процент (минимальная, максимальная сумма размещения) в рекламе не указаны.

В указанной рекламе содержится только наиболее привлекательная для потребителя информация, иная же информация, имеющая существенное значение при формировании осознанного желания воспользоваться соответствующей услугой, в рекламе отсутствует. Условие о процентной ставке является для потребителей наиболее значимым, определяющим выбор потребителя среди финансовых организаций.

Поскольку в рассматриваемой рекламе имеется условие приема денежных средств (процентная ставка), она должна содержать также полные сведения и об иных условиях предоставления финансовой услуги.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку иные условия оказания финансовой услуги, которые влияют на выбор потребителя (кроме процентной ставки) в рекламе отсутствуют.

Нарушение части 3 статьи 28 Закона о рекламе в ходе рассмотрения дела не подтверждено.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

ООО «Город 12» является учредителем средства массовой информации газеты «PRO Город Йошкар-Ола». В соответствии с п.1.4 Устава СМИ газеты «PRO Город Йошкар-Ола» ИП К является редакцией средства массовой информации - газеты «PRO Город Йошкар-Ола». Также в соответствии с п. 4.3 Устава редакция вправе самостоятельно осуществлять выпуск газеты, осуществлять переписку с гражданами, учитывать их интересы и предложения.

ИП К в письменных пояснениях от 28.04.2018 №3968 указал, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является Ч***.

Согласно ответу оператора связи ПАО «ВымпелКом» абонентский номер <...> , указанный в рекламе, выделен К***.

При этом ИП К не представлены сведения о заключении договора с рекламодателем и об оплате услуг за размещение рассматриваемой рекламы.

Поскольку номер телефона, указанный в рекламе, принадлежит иному лицу, Комиссия приходит к выводу о недоказанности размещения рекламы в газете Ч***.

Учитывая письменные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, представленные документы, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о том, что фактически нарушение, выразившееся в неуказании в рекламе лица, оказывающего финансовую услугу, было допущено редакцией печатного издания ИП К.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Вместе с тем, в настоящий момент доказательства, свидетельствующие о прекращении ИП К нарушения законодательства о рекламе не представлены, а, следовательно, Комиссия Марийского УФАС России считает необходимым выдать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ИП К

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу «Помощь в устранении проблемных кредитов. Принимаем денежные суммы под 20% в месяц (оформление)», размещенную на странице 23 газеты «PRO Город Йошкар-Ола» в номере №8 (235) от 24 февраля 2018 года, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать ИП К (ИНН 432403137139, ОГРНИП 306431327800011) обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП К

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                        

Члены Комиссии                                                                                    

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

ПО ДЕЛУ № 03-21/23-2018

 

«19» июля 2018 года                                                                           г. Йошкар - Ола

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии –член Комиссии –член Комиссии –

на основании решения по делу № 03-21/23-2018 от 19.07.2018 о признании ненадлежащей рекламы Помощь в устранении проблемных кредитов. Принимаем денежные суммы под 20% в месяц (оформление)», размещенной на странице 23 газеты «PRO Город Йошкар-Ола» в номере №8 (235) от 24 февраля 2018 года, которая нарушает требования части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ИП К  ИНН 432403137139, ОГРНИП 306431327800011) в семидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно прекратить распространение рекламы с нарушением требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

2. ИП К (ИНН 432403137139, ОГРНИП 306431327800011) представить в Управление Федеральной антимонопольной службы России по Республике Марий Эл письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение трех дней с момента его исполнения.

 

Примечание!

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы России по республике Марий Эл вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                       

Члены Комиссии

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны