Решение б/н Решение и предписание по делу №03-21/24-2017 от 27 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 по делу № 03-21/24-2017

о нарушении законодательства о рекламе

 

«27» марта 2017 года                                                                                г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: 23 марта 2017 года

Полный текст решения изготовлен: 27 марта 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии

член Комиссии

член Комиссии

рассмотрев дело № 03-21/24-2017, возбужденное по факту распространения рекламы ООО «МФО Деньги Сейчас», расположенной на фасаде здания по адресу ***, с признаками нарушения части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) следующего содержания:

 

          в отсутствии представителя ООО «МФО Деньги Сейчас», надлежащим образом уведомленного о дате, времени, месте рассмотрения дела (ходатайство исх. №123/1 от 20.03.2017 о рассмотрении дела без участия представителя),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении законодательства о рекламе возбуждено в отношении ООО «МФО Деньги Сейчас» по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы «Займы от 0%», расположенной на фасаде здания по адресу ***.

Основанием для возбуждения дела явился проведенный специалистами отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России мониторинг наружной рекламы в городе Йошкар-Ола.

Из пояснений ООО «МФО Деньги Сейчас» следует, рассматриваемая рекламная конструкция изготовлена и размещена обществом. Шрифт, использованный в рекламной информации под знаком «звездочка» исполнен в размере: строчные буквы – 6 мм, заглавные буквы – 8 мм, высота макета составляет 150 мм, что, по мнению общества, является разборчивым и хорошо читаемым для потребителя при нахождении его в непосредственной близости от рекламной конструкции. Размещение рекламной конструкции на фасаде здания ТЦ «Дом Быта» делает текст поясняющей информации под знаком «звездочка» делает данный текст недоступным для потребителя. Однако общество полагает, что размещение в рекламной информации телефонного номера *** позволяет потребителю при обращении по данному номеру получит всю подробную информацию об условиях предоставления займов обществом. Таким образом, общество не оспаривает наличие нарушения части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе в связи с тем, что необходимая поясняющая информация недоступна для потребителя в связи с размещением рекламы на фасаде здания.

 

Комиссия Марийского УФАС России, исследовав материалы дела, пришла к выводу о нарушении законодательства о рекламе при размещении рассматриваемой рекламы.

Так, согласно статье 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Информация «Деньги сейчас *** Займы от 0% ТЦ «Дом Быта» 1 этаж», расположенная на фасаде здания торгового центра «Дом Быта» по адресу ***, является рекламой, поскольку соответствует изложенным критериям рекламы: привлекает к объекту рекламирования внимание неопределенного круга лиц (потенциальных потребителей рекламы); не содержит указания на конкретный субъект ее получения; формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования (организация «Деньги Сейчас», а также услуги данной организации по выдаче займов) и продвигает ее на рынке аналогичных услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В рассматриваемой рекламе отсутствует полное наименование лица, оказывающем услуги по выдаче займов (выполнен мелким нечитаемым шрифтом).

Между тем, Марийским УФАС России установлено, что услуги по выдаче займов с наименованием «Деньги Сейчас» оказывает ООО «МФО Деньги Сейчас», которое является микрофинансовой организацией и осуществляет свою деятельность на основании свидетельства МФО №2110552000526 от 25.10.2011.

В нарушение требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе информация о наименовании организации, оказывающей финансовые услуги, не доведена до потребителей в рассматриваемой рекламе.

Также рассматриваемой рекламе содержится условие выдачи займов: «0% первый займ».

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Кроме того, на основании части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Статьей 5 Закона о потребительском кредите (займе) установлены условия договора потребительского кредита (займа). К ним относятся, в частности, требования к заемщику, которые установлены кредитором и выполнение которых является обязательным для предоставления потребительского кредита (займа), суммы потребительского кредита (займа) и сроки его возврата, процентные ставки в процентах годовых, диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа) и иные условия (часть 4 статьи 5 Закона о потребительском кредите (займе).

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», к условиям, влияющим на стоимость потребительского займа, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке займа, платежах и комиссиях по операциям.

Вместе с тем, из программы микрозаймов, утвержденной Председателем правления ООО «МФО Деньги Сейчас» 10.11.2016, следует, что займ от 0% предоставляется по программе микрозаймов «Супер 0» на срок * дня всем клиентам, прошедшим одобрение, * раз в календарном месяце, в последующие * дней процентная ставка составляет * в день, далее – * в день, а общий срок предоставления займа составляет * дней. Сумма займа по программе «Супер 0» составляется от * до * рублей.

Другие установленные тарифы имеют процентную ставку * в день в льготный период * календарных дней, затем – * в день на срок * дней, далее – * в день. При этом общий срок займа составляет * календарных дней. Данные тарифы определяются для разных групп заемщиков – пенсионерам, студентам, а также всем лицам с *-го займа.

В рассматриваемой рекламе указано на возможность получения займа от 0%, при этом отмечено специальное условие под знаком «звездочка», однако, уточняющая информация, влияющая на намерение покупателя воспользоваться рекламным предложением, является недоступной для потребителя (выполнена мелким нечитаемым шрифтом).

Комиссией Марийского УФАС России отклоняется довод общества о том, что наличие в рекламной информации номера телефона *** позволяет потребителю при обращении по указанному номеру получить полную информацию об условиях предоставления займов обществом, в связи с тем, что наличие в рекламе информации о номере телефона организации не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

На основании изложенного, Комиссия Марийского УФАС России пришла к выводу о том, что в рассматриваемой рекламе отсутствуют сведения о максимальном размере суммы займа, сроке займа, а также отсутствует иная существенная информация об условиях предоставления займов.

Отсутствие в рекламе указанных существенных сведений искажает смысл информации, так как одно лишь включение в рекламу фразы «Займы от 0%» не дает потребителям рекламы верного, соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара, и вводит потенциальных клиентов в заблуждение, поскольку не позволяет им, руководствуясь текстом рекламы, обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе отсутствуют существенные условия предоставления займов, при указании одного из условий – возможности предоставления займов от 0%, что нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из письменных пояснений ООО «МФО Деньги Сейчас» исх. № 62 от 09.02.2017 следует, что рекламная конструкция изготовлена ООО «Сервис рекламных конструкций» по заказу и на основании макета рекламы ООО «МФО Деньги Сейчас».

Таким образом, Комиссией Марийского УФАС России установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «МФО Деньги Сейчас», рекламопроизводителем - ООО «Сервис рекламных конструкций».

В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель. Также в силу части 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.

Таким образом, Комиссией Марийского УФАС России в действиях ООО «МФО Деньги Сейчас» установлен факт нарушения части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе при распространении и размещении рассматриваемой рекламы.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Комиссия Марийского УФАС России, изучив представленные в материалы дела доказательства, считает необходимым выдать ООО «МФО Деньги Сейчас» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «МФО Деньги Сейчас», расположенную на фасаде здания по адресу ***, следующего содержания:

 

поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «МФО Деньги Сейчас» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                             

Члены Комиссии                                                                                          

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

ПО ДЕЛУ № 03-21/24-2017

 

«27» марта 2017 года                                                                           г. Йошкар - Ола

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии

член Комиссии

член Комиссии

на основании своего решения от «27» марта 2017 года по делу № 03-21/24-2017 о признании ненадлежащей рекламы ООО «МФО Деньги Сейчас», расположенной на фасаде здания по адресу ***, следующего содержания:

в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Обществу с ограниченной ответственностью «МФО Деньги Сейчас» в семидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно прекратить распространение рекламы финансовых услуг с нарушением требований законодательства о рекламе.

 

2. ООО «МФО Деньги Сейчас» представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение трех дней с момента его исполнения.

 

Пунктом 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                              

Члены Комиссии                                                                                        

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны