решение 03-21/32-2017

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
12.10.2017
Управление:
Марийское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
Номер документа:
№ 03-21/32-2017
Номер дела:

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-21/32-2017

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«22» мая 2017 года г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: «19» мая 2017 года

Полный текст решения изготовлен: «22» мая 2017 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии,

член Комиссии,

член Комиссии,

рассмотрев дело № 03-21/32-2017, возбужденное по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в отношении ООО «Контент Медиа» по факту распространения рекламы «Ваша реклама в центре внимания ДК им.Ленина… Самая низкая цена», размещенной в газете «Деловой акцент» №03 (437) от 13.02.2017,

в присутствии на заседании комиссии:

от ООО «Контент-Медиа» - законного представителя С.

от ООО «Профител» - представителя С., действующий на основании доверенности,

ИП Г.– паспорт,

от МАУК «Дворец культуры им. В.И.Ленина» - Б., действующей на основании доверенности,

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) проведен мониторинг рекламы, распространенной при помощи печатных средств массовой информации в городе Йошкар-Оле. В результате мониторинга установлен факт распространения рекламы «Ваша реклама в центре внимания ДК им.Ленина… Самая низкая цена», размещенной в газете «Деловой акцент» №03 (437) от 13.02.2017 следующего содержания:

Далее – Реклама,

По факту размещения указанной рекламы Марийским УФАС России возбуждено дело о нарушении законодательства о рекламе №03-21/32-2017 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее- Закон о рекламе).

ИП Г. на заседании комиссии указала, что рассматриваемая реклама распространялась в газете «Деловой акцент» в рамках взаимозачета с ООО «Контент-Медиа», при этом индивидуальный предприниматель обязалась размещать рекламу ООО «Контент-Медиа» в газете, а ООО «Контент -Медиа» - размещать рекламу ИП Г. на видеоэкране, расположенном на здании ДК им.Ленина.

ООО «Контент-Медиа» на заседании комиссии, а также в письменных пояснениях от 16.05.2017 вх.№5480 указало, что не подавало заявки на размещение рекламы в газете, не заключало договоров на размещение рекламы «Ваша реклама в центре внимания ДК им.Ленина… Самая низкая цена» в газете «Деловой акцент». ООО «Контент-Медиа» пояснило, что в настоящее время никакая деятельность обществом не ведется. Ранее ООО «Контент-Медиа» оказывало услуги по размещению рекламы на видеоэкране, расположенном на стене здания ДК им.Ленина.

Директор ООО «Контент-Медиа» С. пояснил, что номер, указанный в рекламе, фактически использовался им, в настоящее время отключен.

 

Комиссия Марийского УФАС России, рассмотрев полученные в ходе рассмотрения материалы и документы, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, приходит к выводу о нарушении законодательства о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы на основании следующего.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Из содержания рекламной информации следует, что объектом рекламирования является размещение рекламы на фасаде здания ДК им. Ленина г. Йошкар-Олы.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» установлено, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

Применительно к использованию в рекламе терминов в превосходной степени, например, утверждений о «самом», «лучшем», «абсолютном», «единственном», «№1» и т.п., действует презумпция несоответствия действительности таких терминов в превосходный степени и утверждений, если рекламодатель не подтвердит их истинность, предоставив документальные доказательства. При этом использование в рекламе сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.

В рекламе в отношении предлагаемой услуги сообщается, что на услуги по размещению рекламы установлена «самая низкая цена», однако указанное утверждение не подтверждается фактическими данными. Таким образом, рассматриваемая реклама содержит недостоверные сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами.

На основании изложенного, реклама «Ваша реклама в центре внимания ДК им.Ленина… Самая низкая цена» нарушает требования пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

При рассмотрении поступивших материалов Марийским УФАС России установлено, что видеоэкран, расположенный на фасаде здания МАУК «ДК им. В.И.Ленина» принадлежит и используется ООО «Контент-Медиа» на основании договора аренды от 25.08.2014 №1, заключенного с МАУК «ДК им. В.И.Ленина». В подтверждение исполнения указанного договора в материалы дела МАУК «ДК им. В.И.Ленина» представлены копии актов выполненных работ, подтверждающих исполнение договора (в том числе за 2017 год: от 31.01.2017 №24, от 14.02.2017 №55, от 07.03.2017 №103, от 04.04.2017 №190).

Номер телефона, указанный в качестве контактного в рассматриваемой рекламе принадлежит ООО «Профител» на основании договора оказания услуг связи «Билайн». Из пояснений ООО «Контент-Медиа», ООО «Профител» следует, что телефонный номер 48-50-70 фактически используется директором ООО «Контент-Медиа» С.

Комиссией Марийского УФАС отклоняются доводы ООО «Контент-Медиа» о том, что общество не является рекламодателем рассматриваемой рекламы на основании следующего.

ООО «Контент-Медиа» фактически осуществляет предпринимательскую деятельность по размещению рекламы на видеоэкране, расположенном на фасаде здания ДК им. В.И.Ленина. Общество имеет прямой коммерческий интерес к рекламированию услуг по размещению рекламы на видеоэкране.

Кроме того, из пояснений Г., данных на заседании комиссии 19.05.2017, следует, что размещение рекламы в газете произведено по заказу представителя ООО «Контент-Медиа» (протокол заседания комиссии от 19.05.2017).

Из скриншота электронной переписки, представленной ИП Г., следует, что реклама аналогичного содержания была согласована и направлена для размещения в газете пользователем в июле 2016 года, при этом контактным телефоном также является номер 48-50-70, используемый С.

Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России, рассмотрев полученные в ходе рассмотрения материалы и документы, приходит к выводу о том, что реклама размещалась с согласия и по заказу ООО «Контент-Медиа». Следовательно, общество является рекламодателем.

Рекламораспространителем рассматрвиаемой рекламы является ИП Г.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе установлена для рекламодателя.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Марийское УФАС России, изучив представленные в материалы дела доказательства, считает необходимым выдать предписание о прекращении нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе ООО «Контент-Медиа».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу «Ваша реклама в центре внимания ДК им.Ленина… Самая низкая цена», размещенную в газете «Деловой акцент» №03 (437) от 13.02.2017, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Контент-Медиа» предписание о прекращении нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии