Решение б/н решение и предписание по делу №03-21/49-2016 от 16 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-21/49-2016

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«21» декабря 2016 года                                                                         г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: «20» декабря 2016 года

Полный текст решения изготовлен: «21» декабря 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии –

член Комиссии –

член Комиссии –

рассмотрев дело № 03-21/49-2016, возбужденное по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившимся в размещении ненадлежащей рекламы займов «Деньги здесь под 0,6%, от 10 000 до 30 000 р» в номере №25 (148) от 25 июня 2016 года на странице 13 газеты «PRO Город Йошкар-Ола»,

 в отсутствии лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) проведен мониторинг рекламы, размещенной в газете «PRO Город Йошкар-Ола». В номере №25 (148) от 25 июня 2016 года на странице 13 газеты «PRO Город Йошкар-Ола» размещена реклама услуг по выдаче займов «Деньги здесь» следующего содержания:

,

По факту размещения указанной рекламы Марийским УФАС России возбуждено дело о нарушении законодательства о рекламе №03-21/49-2016 по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее- Закон о рекламе).

Определением от 29.07.2016 о возбуждении дела о нарушении законодательства о рекламе к участию в рассмотрении дела привлечены: ИП К., ООО, И., И. - в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе.

Определением от 01.12.2016 к участию в рассмотрении дела также привлечено ООО «ДД» - в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе.

Письмом от 16.08.2016 №АК/56293/16 ФАС России передала Марийскому УФАС России полномочия на возбуждение и рассмотрение дела в отношении по факту распространения рекламы займов «Деньги здесь под 0,6%, от 10 000 до 30 000 р».

В период рассмотрения дела в Марийское УФАС России поступили материалы проверки Прокуратуры города Йошкар-Олы, проведенной с участием специалистов УМВД России по городу Йошкар-Оле, в ходе которой получены письменные пояснения, в том числе от И., И.

В пояснениях И. указал, что является агентом ООО «ДД», привлекает клиентов, оформляет договоры по выдаче займов. В отношении рассматриваемой рекламы И. указал, что реклама размещена по его просьбе сестрой И. в газете «Pro Город Йошкар-Ола».

ООО в письменных пояснениях от 22.07.2016 вх. №9337 указало, что общество согласно свидетельству о регистрации СМИ является учредителем газеты «PRO Город Йошкар-Ола». При этом общество самостоятельно не принимало участия в производстве рекламы, заявок на размещение рекламы не принимало.

ИП К. в письменных пояснениях от 22.07.2016 вх.№9336, от 09.09.2016 вх.№11161 указал, что является редакцией СМИ газеты «PRO Город Йошкар-Ола», осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности. Индивидуальный предприниматель указал, что реклама размещалась на основании заявки И. ИП К. признал, что наименование лица, оказывающего финансовую услугу не указано по вине индивидуального предпринимателя, реклама размещалась только в одном номере газеты.

ООО «МФО «ДД» в письменных пояснениях от 16.12.2016 вх.№15019 указало что И. является агентом ООО «МФО «ДД», предоставляет обществу услуги по заключению с физическими лицами договоров потребительского займа. Агент в работе руководствуется Правилами работы агента, являющимися неотъемлемой частью агентского договора, при этом агенту не предоставлено право, не закреплена обязанность по производству и размещению рекламы. При этом ООО «МФО «ДД» также указало, что не принимало участия в разработке рассматриваемой рекламы, текст рекламы не формировало и не согласовывало, указаний агенту о размещении рекламы в газете не давало.

 

Комиссия Марийского УФАС России, рассмотрев полученные в ходе рассмотрения материалы и документы, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, приходит к выводу о нарушении законодательства о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы на основании следующего.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как распространена при помощи средства массовой информации, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Из содержания текста рекламной информации следует, что объектом рекламирования являются услуги по выдаче займов.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В силу пункта 6 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» к финансовым организациям относятся в том числе микрофинансовые организации.

В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2010 №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Закон №151-ФЗ) микрофинансовая деятельность - деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности, микрофинансовая организация - юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций.

На основании пункта 2 статьи 8 Закона №151-ФЗ порядок и условия предоставления микрозаймов устанавливаются микрофинансовой организацией в правилах предоставления микрозаймов, утверждаемых органом управления микрофинансовой организации.

Также в силу части 2.1 статьи 3 Закона №151-ФЗ микрофинансовые организации вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2013 №353-Ф «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закон №353).

В соответствии со статьей 3 Закона №353 потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования. Заемщиком выступает физическое лицо, обратившееся к кредитору с намерением получить, получающее или получившее потребительский кредит (заем).

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

При рассмотрении дела Марийским УФАС России установлено, что заемщикам финансовые услуги по выдаче займов предоставляются ООО МФО «ДД», которое является микрофинансовой организацией и осуществляет свою деятельность на основании свидетельства МФО №2110177000006 от 08.07.2011.

Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама нарушает требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку в ней отсутствуют сведения о лице, оказывающем услуги по выдаче займов.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Также в силу части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В силу пункта 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», в соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться. К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В рассматриваемой рекламе содержатся условия выдачи займов: под 0,6%, от 10 000 до 30  000 рублей.

В ходе рассмотрения дела Марийским УФАС установлено, что фактически ООО МФО «ДД» предоставляет широкий выбор программ выдачи займов, которые утверждены в Политике выдачи займов ООО МФО «ДД», утвержденной Решением совета директоров от 28.12.2015, Правилах предоставления займов ООО МФО «ДД», Общих условиях предоставления и обслуживания займов ООО МФО «ДД».

Так, согласно паспорту продукта «Займ стандартный» денежные средства, которые могут быть предоставлены заемщику, ограничены суммой от 10 000 до 40 000 рублей на срок от 25 до 52 недель. Согласно паспорту продукта «Займ Клуб» займ может быть предоставлен в сумме от 10 000 до 50 000 рублей на срок от 25 до 52 недель. Также по займу «Старт» денежные средства могут быть предоставлены на сумму 5000 рублей, на срок 4 недели.

При этом Приказом от 17.11.2016 №70/01-2016 ООО МФО «ДД» введена в действие новая политика выдачи займов, в соответствии с условиями которой ограничены суммы предоставления займов по программе «Стандартный»: в сумме не менее 15000, но не более 25000 рублей на срок 25 недель под процентную ставку 250%; в сумме не менее 25 000 и не более 40 000 по займам на срок 52 недели под процентную ставку 188%, по программе «Клуб»: в сумме не менее 20000, но не более 25000 рублей, на срок 25 недель под процентную ставку 220%, в сумме не менее 25 000 и не более 50 000 по займам на срок 52 недели под процентную ставку 180%. По программе «Старт» установлена процентная ставка в размере 795% на срок 4 недели, при этом сумма займа кратна 1000 рублей.

Марийским УФАС России установлено, что в рассматриваемой рекламе имеются сведения о ставке процента, по которой может быть предоставлен займ, сведения о возможном диапазоне суммы займа. Однако прочие условия предоставления займов, в том числе условия, при которых займы могут быть предоставлены по наиболее привлекательным процентным ставкам – сумма займа, срок займа от 26 недель, в рассматриваемой рекламе не указаны. Кроме того, в рекламе отсутствуют сведения, за какой период времени начисляется ставка 0,6 %, не указаны сроки предоставления займов под определенный процент, а также отсутствуют верные соотношения процентной ставки, срока и суммы предоставления займа, которые могут быть предоставлены согласно существующим программам выдачи займов.

В указанной рекламе содержится только наиболее привлекательная для потребителя информация, иная же информация, имеющая существенное значение при формировании осознанного желания воспользоваться соответствующей услугой, в рекламе «Деньги здесь под 0,6%, от 10 000 до 30  000 р» отсутствует.

Условие о процентной ставке является для потребителей наиболее значимым, определяющим выбор потребителя среди микрофинансовых организаций и программ выдачи займов.

Поскольку в рассматриваемой рекламе имеются условия выдачи займа такие как сумма, процентная ставка, она должна содержать полные сведения о всех условиях, на которых может быть предоставлен займ, условия получения наиболее выгодной процентной ставки (0,6%), а также иные сведения, определяющие выбор потребителя, влияющие на сумму доходов и расходов при пользовании услугами займа.

Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России на основе собранных доказательств приходит к итоговому выводу о том, что рассматриваемая реклама нарушает требования части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку в данной рекламе отсутствует информация о лице, оказывающем финансовую услугу, а также отсутствует часть существенной информации об условиях предоставления займов, реклама не содержит всех условий, влияющих на сумму расходов и доходов заемщика.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;  рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

ООО является учредителем средства массовой информации газеты «PRO Город Йошкар-Ола». В соответствии с п.1.4 Устава СМИ газеты «PRO Город Йошкар-Ола» ИП К. является редакцией средства массовой информации - газеты «PRO Город Йошкар-Ола». Также в соответствии с п. 4.3 Устава редакция вправе самостоятельно осуществлять выпуск газеты, осуществлять переписку с гражданами, учитывать их интересы и предложения.

Из материалов дела следует, что реклама размещалась на основании заявки И., в рамках договора на размещение рекламы от 23.06.2016 №4209, заключенного между ИП К. и И. Исполнение договора подтверждается подписанным сторонами актом выполненных работ от 25.07.2016 №6567, квитанцией о принятии денежных средств от 21.07.2016 ИП К. от И.

Согласно ответу оператора связи ООО «Т2 М», номерной емкости которого принадлежит телефонный номер <...> указанный в рекламе, 201600 выделен И.

Из пояснений И., И. следует, что И. является сестрой И., реклама была подана ею в газету «Pro Город Йошкар-Ола» по просьбе брата.

В то же время из представленных в материалы дела документов и письменных пояснений следует, что И. является агентом ООО МФО «ДД».

Согласно агентскому договору от 28.05.2016 №1409-2016 И. (агент) обязался от имени и за счет ООО МФО «ДД» (организатора) совершать юридические и иные действия, направленные на заключение и исполнение физическими лицами договоров займа. Агент при выполнении поручения обязан руководствоваться Правилами работы агента, являющимися неотъемлемой частью агентского договора.

Разделом 9 Правил работы агента предусмотрены требования к рекламе услуг организатора. Так, агент принимает меры к рекламированию услуг организатора, при этом организатор снабжает агента рекламными материалами и инструктирует агента по вопросам их распространения. Агент не имеет право по собственной инициативе распространять самостоятельно изготовленные тексты, изображения, в которых упомянуты услуги организатора, а также содержащие информацию об организаторе, его вакансиях, фирменную символику организатора.

Принимая во внимание обстоятельства размещения и распространения рассматриваемой рекламы, ее содержание, условия заключенного агентского договора, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама распространялась и размещалась Идрисовым Рамиром Федаеловичем самостоятельно.

Следовательно, И. является рекламодателем рассматриваемой рекламы, ИП К. - рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.

В силу части 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5, части 1 пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель. Также в силу части 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Марийское УФАС России, изучив представленные в материалы дела доказательства, считает, что в данном случае имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ИП К., И.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу займов «Деньги здесь под 0,6%, от 10 000 до 30  000 р», размещенную в газете «PRO Город Йошкар-Ола» в номере №25 (148) от 25 июня 2016 года на странице 13 следующего содержания:

,

поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

  1. Выдать И., индивидуальному предпринимателю К. предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  2.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                         

Члены Комиссии       

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

ПО ДЕЛУ № 03-21/49-2016

 

«21» декабря 2016 года                                                                     г. Йошкар - Ола

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии –

член Комиссии –

член Комиссии –

на основании своего решения от «21» декабря 2016 г. по делу № 03-21/49-2016 о признании ненадлежащей рекламы «Деньги здесь под 0,6%, от 10 000 до 30  000 р», размещенную в газете «PRO Город Йошкар-Ола» в номере №25 (148) от 25 июня 2016 года на странице 13 в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. И. в семидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно прекратить распространение рекламы займов с нарушением требований части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28  Закона о рекламе.

2. И. представить в Управление Федеральной антимонопольной службы России по Республике Марий Эл письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение трех дней с момента его исполнения.

 

Примечание!

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы России по республике Марий Эл вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                        

 

Члены Комиссии:                                                                                  

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

ПО ДЕЛУ № 03-21/49-2016

 

«21» декабря 2016 года                                                                     г. Йошкар - Ола

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии –

член Комиссии –

член Комиссии –

на основании своего решения от «21» декабря 2016 г. по делу № 03-21/49-2016 о признании ненадлежащей рекламы «Деньги здесь под 0,6%, от 10 000 до 30  000 р», размещенную в газете «PRO Город Йошкар-Ола» в номере №25 (148) от 25 июня 2016 года на странице 13 в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ИП К. в семидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно прекратить распространение рекламы займов с нарушением требований части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

2. К. представить в Управление Федеральной антимонопольной службы России по Республике Марий Эл письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение трех дней с момента его исполнения.

 

Примечание!

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы России по республике Марий Эл вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                        

 

Члены Комиссии:                                                                                  

 

 

                                                                           

Связанные организации

Связанные организации не указаны