решение №03-24/07-2017

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
12.10.2017
Управление:
Марийское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль рекламы
Номер документа:
№ №03-24/07-2017
Номер дела:
№ №03-24/07-2017

РЕШЕНИЕ

о нарушении антимонопольного законодательства

по делу № 03-24/07-2017

 

Резолютивная часть решения оглашена 07 августа 2017 года

В полном объеме решение изготовлено 11 августа 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Члены комиссии

рассмотрев дело №03-24/07-2017 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении ООО «Тревел-М» по признакам нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в осуществлении регулярных пассажирских перевозок по маршруту «Йошкар-Ола - Пуял» без получения предусмотренных действующим законодательством документов на право осуществления пассажирских перевозок,

в присутствии представителя ООО «АвтоПлюс»

в отсутствие иных лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела, надлежащим образом извещенных о дате, времени, месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено в отношении ООО «Тревел-М» по признакам нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении регулярных пассажирских перевозок по маршруту «Йошкар-Ола - Пуял» без получения предусмотренных действующим законодательством документов на право осуществления пассажирских перевозок.

В ходе рассмотрения дела ООО «Тревел-М» факт нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции не признало, указало, что пассажирские перевозки по маршруту «Йошкар-Ола – Пуял» в 2017 году являлись заказными, о чем свидетельствуют представленные в материалы дала копии заказ – нарядов, договоров фрахтования, путевых листов.

ООО «АвтоПлюс» в ходе рассмотрения дела указало, что действия ООО «Тревел-М» по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по маршруту «Йошкар-Ола - Пуял» без получения предусмотренных действующим законодательством документов на право осуществления пассажирских перевозок являются актом недобросовестной конкуренции по отношению к ООО «АвтоПлюс». Общество пояснило, что фактически ООО «Тревел-М» осуществлялись регулярные пассажирские перевозки, при этом транспортные средства пассажирами не заказывались.

 

Комиссия Марийского УФАС России, исследовав полученные материалы, документы, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, приходит к выводу о том, что действия ООО «Тревел-М» являются актом недобросовестной конкуренции на рынке пассажирских перевозок в соответствии со статьей 14.8 Закона о защите конкуренции на основании следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) целями данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Из части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции следует, что указанный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Главой 2.1 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.

В соответствии со статьей 14.8 Закона о защите конкуренции не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 Закона о защите конкуренции.

В силу пункта 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Таким образом, для квалификации совершенного деяния в качестве недобросовестной конкуренции и подтверждения его состава в действиях конкретного лица необходимо установить, что лицо, совершившее противоправное деяние, и другой хозяйствующий субъект являлись конкурентами, то есть присутствовали в одном сегменте товарного рынка; его действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; совершенные действия причинили или могли причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта (конкурента).

Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Закон № 259-ФЗ).

Закон № 259-ФЗ определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

Согласно статье 5 Закона № 259-ФЗ перевозка пассажиров и багажа подразделяется на регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси.

В соответствии со статьей 19 Закона №259-ФЗ регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом (статья 20 Закона №259-ФЗ).

Вопросы перевозки пассажиров и багажа по заказам регламентированы главой 4 Закона № 259-ФЗ, в соответствии с которой установлено, что перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.

Согласно статье 787 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Требования к договору фрахтования, в части обязательных условий договора, установлены частью 2 статьи 27 Закона № 259-ФЗ.

В соответствии с частью 2 статьи 27 Закона № 259-ФЗ договор фрахтования должен включать в себя: 1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе; 2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств); 3) маршрут и место подачи транспортного средства; 4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; 5) сроки выполнения перевозки; 6) размер платы за пользование транспортным средством; 7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц). Договор фрахтования может включать в себя иные не указанные в части 2 статьи 27 Закона № 259-ФЗ условия.

Частью 1 статьи 3 Закона №259-ФЗ установлено, что на основании данного закона Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее – Правила № 112).

Правила № 112 устанавливают порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок.

В соответствии с Правилами № 112 регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта. Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.

Согласно Правилам №112 перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со статьей 27 Закона № 259-ФЗ.

Договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц. Договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок допуска этих лиц к посадке в транспортное средство в соответствии с пунктом 92 данных Правил №112.

Посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем (пункт 92 данных Правил №112).

Договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком. Указанный заказ-наряд должен содержать обязательные реквизиты, а именно: а) наименование документа и дата его оформления (число, месяц и год); б) наименование, адрес, номер телефона и ИНН фрахтователя, а если фрахтователем является физическое лицо, - фамилия, инициалы, паспортные данные, адрес и номер телефона фрахтователя; в) наименование, адрес, номер телефона и ИНН фрахтовщика; г) марка транспортного средства и его государственный регистрационный знак; д) фамилии и инициалы водителей; е) адрес пункта подачи транспортного средства, дата и время подачи транспортного средства в этот пункт; ж) наименования конечного и промежуточных пунктов маршрута, в которых предполагается остановка транспортного средства в пути следования; з) стоимость пользования предоставленным транспортным средством в рублях и копейках; и) должность, фамилия, инициалы и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов за пользование предоставленным транспортным средством; к) часы и минуты прибытия транспортного средства в пункт подачи; л) часы и минуты убытия транспортного средства после завершения перевозки; м) количество перевезенных пассажиров; н) должность, фамилия, инициалы и подпись фрахтователя или уполномоченного им лица, удостоверяющего выполнение заказа-наряда.

Согласно пункту 95 Правил № 112 транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, оформляется табличками с надписью: «Заказной», размещаемыми: а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; в) на заднем окне транспортного средства. Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается краткое наименование фрахтовщика.

Деятельность по организации пассажирских перевозок регулируется Федеральным законом от 13.06.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №220-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона №220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Согласно части 2 статьи 25 Закона №220-ФЗ ведение реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установившим данные маршруты.

В соответствии со статьей 26 Закона №220-ФЗ в реестр маршрутов регулярных перевозок включаются, в том числе сведения о регистрационном, порядковом номере маршрута, наименование, месте нахождения юридического лица, фамилия, имя и, если имеется, отчество индивидуального предпринимателя, осуществляющих перевозки по маршруту регулярных перевозок.

Из положений Закона №220-ФЗ, Закона №294-ФЗ, Закона №259-ФЗ, Правил №112 следует, что отличительными признаками регулярных перевозок от заказных является наличие установленного расписания осуществления перевозок, наличие установленного маршрута следования, в том числе установленных пунктов отправки транспортных средств, остановочных пунктов, наличие у перевозчика разрешительных документов на право осуществления регулярных перевозок, выданных уполномоченным органом, включение перевозчика и осуществляемых им маршрутов в реестр регулярных маршрутов.

ООО «Тревел-М» и ООО «АвтоПлюс» являются хозяйствующими-субъектами – конкурентами, действующими на рынке пассажирских перевозок на территории Республики Марий Эл на основании следующего.

Из ответа Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 09.01.2017 исх. №03-07 следует, что свидетельство об осуществлении пассажирских перевозок и карты маршрута по маршруту «Йошкар-Ола – Пуял» по нерегулируемым тарифам выдано ООО «АвтоПлюс».

Осуществление ООО «АвтоПлюс» пассажирских перевозок по маршруту «Йошкар-Ола – Пуял» с 01.01.2017 подтверждается представленными в материалы дела копиями путевых листов за период с 01.01.2017 по 09.07.2017.

ООО «Тревел-М» выдана лицензия №АСС-12-401346 от 14.03.2016 на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении обществом не подавалось.

25.04.2017 ООО «Тревел-М» подано уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности в виде пассажирских перевозок по заказу.

Представленные в материалы дела ООО «Тревел-М» копии путевых листов, заказ-нарядов свидетельствуют о том, что общество осуществляло пассажирские перевозки по маршруту «Йошкар-Ола – Пуял» в период с 24.01.2017-31.01.2017, 10.03.2017, 13.03.2017, 15.03.2017, 25.04.2017-10.05.2017, 12.05.2017-19.05.2017.

Фото-, видеоматериалы, копии билетов, представленные ООО «АвтоПлюс» также подтверждают факт осуществления ООО «Тревел-М» пассажирских перевозок по маршруту «Йошкар-Ола – Пуял» в 2017 году.

Так, из видеозаписи «20170101_1000503», «20170101_123346», «20170101_153657» (дата и время отсутствуют), «20170103_100603», «20170103_110838», «20170103_111520» от 03.01.2017 содержат запись остановки транспортных средств государственный регистрационный знак Р033ВО 12 rus, Р036ВО 12 rus на остановке «ТЦ Пушкинский» г. Йошкар-Ола. На автобусах указан маршрут следования («173 Йошкар-Ола – Пуял», «Пуял»). Табличка «Заказной» отсутствует.

Видеозапись «VID_20170105_135752» содержит запись оплаты за проезд до Шойбулака, выдачу билета. Видеозапись «VID_20170105_140425» остановку транспортного средства государственный регистрационный знак Р036ВО 12 rus с указанием маршрута следования «Сенькино Ильинка Пуял».

Представленные Межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора по Кировской области и Республики Марий Эл Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в лице территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Марий Эл сведения свидетельствует о том, что 16.01.2017 и 25.01.2017 ООО «Тревел-М» также осуществляло пассажирские перевозки по маршруту «Йошкар-Ола – Пуял».

Таким образом, комиссия Марийского УФАС России пришла к выводу о том, что с января 2017 года ООО «АвтоПлюс», ООО «Тревел-М» осуществляли пассажирские перевозки по маршруту «Йошкар-Ола - Пуял».

Комиссия Марийского УФАС России, исследовав все представленные в ходе рассмотрения дела документы, видеоматериалы, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, приходит к выводу о том, что осуществляемые ООО «Тревел-М» перевозки не могут быть признаны пассажирскими перевозками, осуществляемыми по заказу, по следующим основаниям.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Кировской области и Республики Марий Эл Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в лице территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Марий Эл ведет реестр уведомлений.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон 294-ФЗ») юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный или уполномоченные в соответствующей сфере деятельности орган (органы) государственного контроля (надзора).

В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 8 Закона 294-ФЗ уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при предоставлении услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей).

По информации Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Кировской области и Республики Марий Эл Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в лице территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Марий Эл в уполномоченный орган поступило уведомление от 24.04.2017 №209-ув о начале осуществления ООО «Тревел-М» предпринимательской деятельности (пассажирских перевозок по заказу) от 25.04.2017.

Из представленных документов и материалов следует, что ООО «Тревел-М» осуществляло пассажирские перевозки по маршруту «Йошкар-Ола – Пуял» 03.01.2017, 10.01.2017, 16.01.2017, с 24.01.2017 по 31.01.2017, 10.03.2017, 13.03.2017, 15.03.2017, с 25.04.2017 по 10.05.2017, с 12.05.2017 по 19.05.2017, то есть еще до даты подачи уведомления.

Пассажирские перевозки по маршруту «Йошкар-Ола – Пуял» ООО «Тревел-М» осуществляло следующими транспортными средствами: ПАЗ 32054 государственный регистрационный знак Р033ВО 12 rus, Р036ВО 12 rus.

Владельцем указанных транспортных средств является ООО «Транзит-М».

По договору аренды транспортного средства без экипажа от 11.05.2016 указанные транспортные средства переданы ООО «Тревел-М», что подтверждается актом приемки передачи от 11.05.2016 (ответ ООО «Транзит-М» от 21.02.2017 исх. №04-01/28/АМ (вх. №1669). Соглашением от 31.12.2016 о расторжении договора аренды транспортного средства без экипажа от 11.05.2016 транспортные средства ПАЗ 32054 государственный регистрационный знак Р033ВО 12 rus, Р036ВО 12 rus переданы ООО «Транзит-М», что подтверждается актом приемки-передачи от 31.12.2016 (ответ ООО «Тревел-М» от 06.03.2017 исх. №б/н (вх. №2477).

Также между ООО «Транзит-М» и ООО «Тревел-М» заключены договоры аренды транспортных средств без экипажа от 24.01.2017, в соответствии с которыми ООО «Транзит-М» передает ООО «Тревел-М» во временное владение и пользование транспортные средства ПАЗ 32054 государственный регистрационный знак Р033/12, Р036/12, что подтверждается актами приемки передачи от 24.01.2017.

В последствии между ИП  и ООО «Тревел-М» заключены договоры фрахтования от 09.03.2017, в соответствии с которыми общество обязуется предоставить предпринимателю пассажирские и багажные места в автобусах ПАЗ 32054 государственный регистрационный знак Р033ВО/12, Р036ВО/12 для перевозки пассажиров и багажа в соответствии с приложением к договору. Указанные договоры действуют в течении 1 месяца, а в части расчетов – до полного исполнения договорных обязательств.

В соответствии с разделом 2 указанных договоров ООО «Тревел-М» обязуется направлять технически исправный автотранспорт ИП в места и сроки, указанные в приложении к договору, предоставить для обслуживания автотранспорта высококвалифицированных водителей, несет ответственность за страхование пассажиров. ИП обязуется оплатить услуги ООО «Тревел-М» в полном объеме, в соответствии с выставленным счетом, предоставить обществу список пассажиров, допущенных предпринимателем к поездке.

В соответствии с разделом 3 договоров фрахтования от 09.03.2017 стоимость и оплата предоставленных ООО «Тревел-М» услуг по перевозке пассажиров и багажа определяется и производиться предпринимателем на основании выставленного обществом счета, путем внесения наличными в кассу ООО «Тревел-М».

Далее 25.04.2017 между ИП и ООО «Тревел-М» заключен договор, в соответствии с которым общество обязуется предоставить предпринимателю пассажирские и багажные места в автобусах в соответствии с заявкой, поступившей от ИП . для перевозки пассажиров и багажа по маршруту и в сроки, согласно заявке предпринимателя. Указанный договор действует в течении 6 месяцев, а в части расчетов – до полного исполнения договорных обязательств.

В соответствии с указанным договором ООО «Тревел-М» обязуется направлять технически исправный автотранспорт ИП  в места и сроки, согласно заявке предпринимателя, предоставлять для обслуживания автотранспорта квалифицированных водителей. ИП Московкин С.Ю. в свою очередь обязуется оплатить услуги общества в полном объеме в соответствии с выставленным счетом, уведомить общество о количестве пассажиров, допущенных предпринимателем к поездке.

Стоимость и оплата предоставленных ИП услуг по перевозке пассажиров и багажа определяется и производиться предпринимателем на основании выставленного ООО «Тревел-М» счета, акта оказанных услуг путем внесения наличными в кассу общества либо иным способом по согласованию сторон. Расчет может производиться в день оказания услуги, ежемесячно, либо в иные сроки по согласованию сторон.

В путевых листах ООО «Тревел-М» за период с 24.01.2017 по 31.01.2017, с 25.04.2017 по 10.05.2017, с 12.05.2017 по 19.05.2017 указаны наименования маршрута, государственный номер транспортного средства, сведения о водителе, временем выезда и возвращения автобуса и др. Из указанных путевых листов следует, что выезд транспортных средств осуществлялся в 4 часа 40 минут, 5 часов 00 минут; 5 часов 10 минут, 5 часов 15 минут, 5 часов 20 минут, 5 часов 25 минут, 5 часов 30 минут, 6 часов 10 минут, 6 часов 15 минут, 6 часов 20 минут; заезд – 19 часов 00 минут 19 часов 05 минут, 19 часов 10 минут, 19 часов 15 минут, 19 часов 25 минут, 19 часов 30 минут, 19 часов 40 минут, 20 часов 00 минут, 20 часов 40 минут.

Из представленных заказ-нарядов следует, что отправление транспортных средств из г. Йошкар-Олы осуществлялось в следующее время: 7 часов 30 минут, 12 часов 30 минут (24.01.2017),10 часов 00 минут (25.01.2017), 13 часов 30 минут (26.01.2017), 12 часов 30 минут (28.01.2017), 15 часов 30 минут (31.01.2017), 7 часов 30 минут, 10 часов 00 минут (10.03.2017), 12 часов 30 минут (13.03.2017), 11 часов 50 минут (25.04.2017), 11 часов 50 минут, 15 часов 15 минут (27.04.2017), 9 часов 15 минут (28.04.2017), 15 часов 45 минут (30.04.2017), 16 часов 55 минут (02.05.2017), 12 часов 00 минут (03.05.2017), 15 часов 30 минут (09.05.2017), 17 часов 35 минут (13.05.2017); из д. Пуял – 11 часов 00 минут, 13 часов 30 минут (24.01.2017); 8 часов 30 минут (25.01.2017), 10 часов 00 минут (27.01.2017), 11 часов 00 минут (28.01.2017), 13 часов 30 минут (31.01.2017), 8 часов 30 минут, 11 часов 00 минут, 13 часов 20 минут, 15 часов 30 минут (10.03.2017), 13 часов 30 минут, 16 часов 30 минут (13.03.2017), 10 часов 15 минут (26.04.2017), 13 часов 10 минут (27.04.2017), 13 часов 10 минут (01.05.2017), 13 часов 50 минут (08.05.2017), 16 часов 30 минут (10.05.2017), 10 часов 10 минут (12.05.2017),9 часов 30 минут (14.05.2017).

Согласно расписанию движения автобусов по маршруту «Йошкар-Ола – Пуял», размещенного в автобусах ООО «Тревел-М», отправление из г. Йошкар-Олы осуществлялось в 7 часов 30 минут, 10 часов 00 минут, 12 часов 30 минут, 15 часов 30 минут, 17 часов 30 минут, из д. Пуял – 6 часов 15 минут, 8 часов 30 минут, 11 часов 00 минут, 13 часов 30 минут, 16 часов 30 минут, 18 часов 30 минут.

Учитывая сведения, указанные в путевых листах, заказ-нарядах, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что автобусы ООО «Тревел-М» отправлялись по расписанию.

Кроме того, оформленные заказ-наряды не соответствуют требованиям законодательства, в них отсутствуют сведения о времени прибытия в конечный остановочный пункт, стоимость пользования предоставленным транспортным средством в рублях и копейках, часы и минуты убытия транспортного средства после завершения перевозки, должность, фамилия, инициалы и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов за пользование предоставленным транспортным средством, должность, фамилия, инициалы и подпись фрахтователя или уполномоченного им лица, удостоверяющего выполнение заказ-наряда, в части заказ-нарядов не указано время отправления транспортных средств с начального остановочного пункта, что также ставит под сомнение факт осуществления ООО «Тревел-М» пассажирских перевозок по заказу.

Правила № 112 предусматривают, что договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки, в том числе, определенного круга лиц (пункт 90).

Согласно пункту 91 Правил № 112 договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок допуска этих лиц к посадке в транспортное средство в соответствии с пунктом 92 настоящих Правил.

В ходе рассмотрения дела ООО «Тревел-М» поясняло, что посадка в автотранспортное средство осуществлялась в соответствии со списком пассажиров, указанных в бланке заказ-наряда.

Однако в заказ-нарядах указаны только фамилия и инициалы физических лиц, в связи с этим однозначно установить при посадке лиц, имеющих право на проезд по заказу в этом транспортном средстве, не представляется возможным.

Из представленных видеозаписей следует, что не все транспортные средства, предоставляемые ООО «Тревел-М» для перевозки пассажиров и багажа по заказу, были оформлены табличками с надписью: «Заказной». Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства не было указано краткое наименование фрахтовщика.

Таким образом, ООО «Тревел-М» в период января-мая 2017 года осуществляло регулярные пассажирские перевозки по маршруту «Йошкар-Ола-Пуял» по маршруту «Йошкар-Ола - Пуял» без получения предусмотренных действующим законодательством документов на право осуществления пассажирских перевозок

Для квалификации совершенного деяния в качестве недобросовестной конкуренции достаточно возможности (вероятности) причинения убытков либо нанесения ущерба деловой репутации другого хозяйствующего субъекта (конкурента).

ООО «Тревел-М» и ООО «Авто Плюс» являются конкурентами, обладают лицензиями на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) и действуют на одном рынке пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам.

ООО «Тревел-М» фактически организовало регулярные пассажирские перевозки, составлявшие конкуренцию регулярным пассажирским перевозкам без соответствующих разрешительных документов, что противоречит законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованием добропорядочности, разумности и справедливости и может причинить убытки другим хозяйствующим субъектам.

Осуществление регулярных перевозок ООО «Тревел-М» по маршруту «Йошкар-Ола - Пуял» направлено на незаконное получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку ведет и к необоснованному сокращению расходов лица, осуществляющего деятельность по перевозке без разрешительных документов, тогда как другие хозяйствующие субъекты, действующие на рассматриваемом рынке, несут расходы, связанные с выполнением требований к осуществлению пассажирских перевозок, предъявляемым в соответствии с нормативно-правовыми актами, положениями контролирующих органов.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает органу государственной власти предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в действиях ООО «Тревел-М», выразившихся в осуществлении пассажирских перевозок по маршруту «Йошкар-Ола - Пуял» без получения предусмотренных действующим законодательством документов на право осуществления пассажирских перевозок, признаков нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» выдало предупреждение ООО «Тревел-М» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем прекращения осуществления регулярных пассажирских перевозок по маршруту «Йошкар-Ола - Пуял» без получения предусмотренных действующим законодательством документов на право осуществления пассажирских перевозок. Указанное предупреждение ООО «Тревел-М» не было исполнено.

На основании изложенного, Комиссия Марийского УФАС по рассмотрению дела № 03-24/07-2017 о нарушении антимонопольного законодательства приходит к выводу о том, что действия ООО «Тревел-М» являются актом недобросовестной конкуренции, недопустимым в соответствии с антимонопольным законодательством и нарушают требования статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с п.5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

На момент принятия решения антимонопольным органом исходя из представленных в материалы дела документов и пояснений следует, что ООО «Тревел-М» фактически прекратило деятельность по маршруту «Йошкар-Ола-Пуял».

При таких обстоятельствах, Комиссия Марийского УФАС России считает, что основания для выдачи предупреждения отсутствуют.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 16, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

Признать в действиях ООО «Тревел-М» факт нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в осуществлении регулярных пассажирских перевозок по маршруту «Йошкар-Ола - Пуял» без получения предусмотренных действующим законодательством документов на право осуществления пассажирских перевозок.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии