предупреждение 03-29/13-2017

Тип документа:
Предупреждения и предостережения
Дата публикации:
14.06.2018
Управление:
Марийское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование
Номер документа:
№ 03-29/13-2017
Номер дела:
№ 03-29/13-2017

Министерство промышленности,

транспорта и дорожного хозяйства

Республики Марий Эл

 

набережная Брюгге, д.3

г. Йошкар-Ола,

Республика Марий Эл

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 03-29/13-2017

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖИТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

 

«22» мая 2017 года г. Йошкар-Ола

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл поступили заявление Ассоциации саморегулируемой организации «Объединение перевозчиков Республики Марий Эл» от 16.02.2017 №48-М о нарушении антимонопольного законодательства при установлении приказом Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 24.01.2017 №7-н перечня остановочных пунктов, расположенных на территории Республики Марий Эл, а также заявление ООО «Автовокзал» от 23.03.2017 № 3225 о необоснованном невключении автовокзала г. Йошкар-Олы в конкурсную документацию в качестве остановочного пункта, с которого возможна отправка транспортных средств при осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам.

При рассмотрении поступивших материалов Марийским УФАС России в действиях Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции запрещены ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг.

Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом» (далее – Закон №220-ФЗ) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в пригородном и межмуниципальном сообщении отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31.05.2010 № 149 утверждено Положение о Министерстве промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, в соответствии с которым к полномочиям министерства относится организация транспортного обслуживания населения и управление транспортным комплексом Республики Марий Эл, в том числе осуществление функций уполномоченного органа Республики Марий Эл по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Республики Марий Эл, возлагаемые федеральным законодательством на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, установление перечня остановочных пунктов, расположенных на территории Республики Марий Эл, которые разрешается использовать в качестве начальных и (или) конечных остановочных пунктов по межрегиональным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок.

Из поступивших материалов следует, что Министерством промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл объявлен конкурс на право получения свидетельств об осуществлении регулярных маршрутов по межмуниципальным маршрутам по нерегулируемым тарифам. Список лотов (маршрутов), участвующих в конкурсе, приведен в конкурсной документации, утвержденной приказом Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 06.03.2017 № 36. В лотах участвуют, в том числе маршруты, начальным остановочным пунктом по которым является город Йошкар-Ола: №187 «Йошкар-Ола-сады «Клен», №223 «Йошкар-Ола-сады «Березка», №221 «Йошкар-Ола-сады «Салют», №176 «Йошкар-Ола-сады «Кучки», №174 «Йошкар-Ола-сады «Автодорожник», №172 «Йошкар-Ола – сады «Мелиоратор (через Сернурский тракт)», №171 «Йошкар-Ола-сады «Строитель», №193 «Йошкар-Ола-сады «Пиштер», №191 «Йошкар-Ола-сады «Чернушка», №192 «Йошкар-Ола – сады «Новотроицк», №153 «Йошкар-Ола-сады «Черемушка», №223 «Йошкар-Ола-сады «Малиновка», №163 «Йошкар-Ола-сады «Чкаэнерка», №221 «Йошкар-Ола –сады «Малиновка», №220 «Йошкар-Ола –сады «Малиновка», №183 «Йошкар-Ола-сады «Вишенка».

Согласно конкурсной документации для каждого из указанных маршрутов установлен начальный пункт – г. Йошкар-Ола. При этом также конкретизировано наименование остановочного пункта в г. Йошкар-Оле – Остановочная площадка часть III привокзальной площади, а по маршрутам №221 «Йошкар-Ола –сады «Малиновка», №220 «Йошкар-Ола – сады «Малиновка» в качестве начальных остановочных пунктов определены остановочные площадки «Димитрова», «Олимп» соответственно.

Статьей 17 Закон №220-ФЗ предусмотрено, что уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (пункт 2 статьи 19 Закона №220-ФЗ).

В соответствии со статьей 25 Закона №220-ФЗ ведение реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установившим данные маршруты.

Также в силу статьи 26 Закона №220-ФЗ в реестр регулярных маршрутов подлежат включению, в том числе сведения о наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок или в виде наименований поселений, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту.

Приказом Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 24.01.2017 №7-н установлен перечень остановочных пунктов, расположенных на территории Республики Марий Эл, которые разрешается использовать в качестве начальных и (или) конечных остановочных пунктов по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок. Для города Йошкар-Олы установлены следующие остановочные пункты: остановочная площадка «д. Савино», остановочная площадка «ул. Кутрухина», «остановочная площадка часть II привокзальной площади», «остановочная площадка часть III привокзальной площади», Автовокзал.

Остановочная площадка часть II привокзальной площади, остановочная площадка часть III привокзальной площади являются частью привокзальной площади города Йошкар-Олы. Указанные объекты используются ООО «Республиканский автовокзал» на основании договора аренды, заключенного с ООО «Перрон». Остановочные площадки привокзальной площади используются для отправки транспортных средств по межмуниципальным маршрутам Республики Марий Эл на основании договоров, заключенных между ООО «Республиканский автовокзал» и перевозчиками.

При этом в непосредственной близости от привокзальной площади расположен Автовокзал г. Йошкар-Олы. Автовокзал г. Йошкар-Олы используется ООО «Автовокзал» и является объектом транспортной инфраструктуры, который в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» прошел обязательное категорирование, включен в реестр транспортной инфраструктуры (регистрационный номер АТА 0001138). При этом ООО «Автовокзал» также заключает договоры с перевозчиками для осуществления отправки транспортных средств по межмуниципальным маршрутам.

Однако Автовокзал г. Йошкар-Олы, расположенный в непосредственной близости к привокзальной площади, не определен в качестве начального остановочного пункта по межмуниципальным маршрутам, указанным в конкурсной документации.

Указание в качестве остановочного пункта, с которого могут осуществляться пассажирские перевозки по межмуниципальным маршрутам из города Йошкар-Олы только остановочной площадки части II привокзальной площади приводит к ограничению выбора остановочного пункта хозяйствующими субъектами, осуществляющими перевозки по межмуниципальным маршрутам, в том числе к ограничению выбора хозяйствующего субъекта, с которым может быть заключен договор на транспортное обслуживание (на диспетчерско-кассовое обслуживание).

Поскольку Автовокзал г. Йошкар-Олы и остановочная площадка части II привокзальной площади являются объектами, расположенными в непосредственной близости друг другу (территория авто- и ж/д вокзалов города Йошкар-Олы), один из указанных остановочных пунктов не может быть поставлен в преимущественное положение в качестве остановочного пункта в городе Йошкар-Ола по межмуниципальным маршрутам.

Более того, Министерством не обоснован (экономическими, географическими, инфраструктурными, техническими и иными показателями) выбор остановочной площадки части II привокзальной площади и других пунктов, включенных в приказ Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 24.01.2017 №7-н, в качестве начального (конечного) остановочных пунктов, с которых осуществляется отправка транспортных средств по межмуниципальным маршрутам.

На основании изложенного, Марийским УФАС России в действиях Министерства промышленности транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в определении остановочных пунктов в отсутствие достаточной экономической, географической, инфраструктурной, технической и иной целесообразности.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает органу государственной власти субъекта Российской Федерации предупреждение в письменной форме об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается органам государственной власти субъекта Российской Федерации в случае выявления признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 15, статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл предупреждает Министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл о необходимости в десятидневный срок с момента получения предупреждения прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, для чего в целях недопущения, ограничения, устранения конкуренции на рынке услуг, связанных с деятельностью терминалов (автобусных станций и т.п.), устанавливать начальные (конечные) остановочные пункты, с которых осуществляется отправка транспортных средств по межмуниципальным маршрутам, а также определять их предназначение при наличии достаточной экономической, географической, инфраструктурной, технической и иной целесообразности.

Министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл обязано сообщить о выполнении предупреждения в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, в том числе представить документы, свидетельствующие о выполнении предупреждения.

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (части 7, 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

 

 

Руководитель