предупреждение 03-29/28-2016

Тип документа:
Предупреждения и предостережения
Дата публикации:
14.06.2018
Управление:
Марийское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование
Номер документа:
№ 03-29/28-2016
Номер дела:

Администрация муниципального

образования «Оршанский муниципальный район»

 

ул. Советская, д. 109, п. Оршанка,

Республика Марий Эл, 425430

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 03-29/28-2016

О ПРЕКРАЩЕНИИ БЕЗДЕЙСТВИЯ, КОТОРОЕ СОДЕРЖИТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«20» июня 2016 года г. Йошкар-Ола

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл на основании статей 23, 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» направило Администрации муниципального образования «Оршанский муниципальный район» требование от 03.02.2016 о предоставлении информации в отношении установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования.

В ответ на запрос Администрация муниципального образования «Оршанский муниципальный район» в письме от 12.02.2016 № 201 сообщила антимонопольному органу, что схема размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Оршанский муниципальный район» администрация не разрабатывала в связи с тем, что отсутствовала востребованность на установку рекламных конструкций.

Одновременно Министерство строительства, архитектуры и жилищно – коммунального хозяйства Республики Марий Эл в ответ на требование антимонопольного органа в пакете документов о предварительном согласовании схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципальных районов не предоставило сведения об обращении органа местного самоуправления «Оршанский муниципальный район» для предварительного согласования схемы.

Отсутствие схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Оршанский муниципальный район» содержит признаки нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 07.05.20113 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что с 1 января 2014 года выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций. После указанной даты все установленные рекламные конструкции признаются незаконно эксплуатируемыми.

В соответствии с частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2003 № 38-ФЗ «О рекламе» органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в числе прочих вопросов относятся и вопросы утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе» (пункт 26.1 указанного закона).

В силу пункта 15.1 статьи 6 Устава муниципального образования «Оршанский муниципальный район», утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования «Оршанский муниципальный район» от 29.06.2005, к вопросам местного значения муниципального района относятся, в частности утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

В силу подпункта 13 пункта 2.1 Положения об Администрации муниципального образования «Оршанский муниципальный район», утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования «Оршанский муниципальный район» от 17.11.2010 № 83, администрация в соответствии с уставом осуществляет следующие полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе выдает разрешения на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирует такие разрешения, выдает предписания о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе». Также пунктом 2.2 Положения установлено, что администрация осуществляет иные полномочия, определенные федеральными законами и законами Республики Марий Эл, уставом и иными муниципальными нормативными правовыми актами муниципального района.

Таким образом, у администрации муниципального образования «Оршанский муниципальный район» с момента внесения изменений в Закон о рекламе возникла обязанность разработать и согласовать схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального района.

Из представленных в антимонопольный орган материалов следует, что несмотря на то, что обязанность по утверждению схемы размещения рекламных конструкций возникла 01.01.2014, фактически работа, связанная с разработкой схемы администрацией, не начиналась. Органом местного самоуправления не приняты необходимые и достаточные меры для того, чтобы своевременно разработать и утвердить схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования в соответствии с требованиями законодательства, иного антимонопольному органу не представлено. На дату представления информации в антимонопольный орган схема размещения рекламных конструкций не согласована с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, не опубликована (обнародована) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и не размещена на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно части 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» после утверждения схем размещения рекламных конструкций торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.

Торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций проводятся в целях предоставления равных возможностей участия лицам, ведущим бизнес в сфере наружной рекламы, развития между ними добросовестной конкуренции, соблюдения требований законодательства о конкуренции и рекламе, а также обеспечения гласности и прозрачности предотвращения коррупции при предоставлении мест для размещения рекламных конструкций на объектах недвижимости, находящихся в публичной собственности.

Неутверждение администрацией муниципального образования схемы до 01.01.2014 и в последующем повлекло невозможность проведения торгов на право размещения рекламных конструкций, а отсутствие торгов лишило участников рынка наружной рекламы возможности на законных основаниях осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием рекламных конструкций ранее и вновь установленных.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Закрепленные приведенной нормой запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

Пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Отсутствие схемы размещения рекламных конструкций приводит к невозможности выдачи в установленном порядке разрешений на установку и размещение рекламных конструкций на территории муниципального образования. Указанное бездействие администрации подтверждает фактическое «закрытие» рынка размещения рекламных конструкций в связи с отсутствием нормативного документа, необходимого для выполнения государственной функции по выдаче разрешений на размещение рекламных конструкций.

Не выполнение предусмотренной частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» обязанности по разработке и утверждению схемы размещения рекламных конструкций, администрация, при которой проведение торгов на право заключения договоров на размещение рекламных конструкций является невозможным, ведет к ограничению конкуренции и сокращению числа хозяйствующих субъектов, законно действующих на товарном рынке предоставления рекламных конструкций для размещения рекламы. Фактически доступ на указанный рынок для хозяйствующих субъектов закрыт.

Также антимонопольный орган учитывает, что без получения необходимых разрешительных документов на территории муниципального района размещены рекламные конструкции, в том числе «Матрица», «Spar» и другие, что подтверждается представленными Прокуратурой Оршанского района Республики Марий Эл документальными доказательствами.

На основании изложенного, в бездействии Администрации муниципального образования «Оршанский муниципальный район» содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части неисполнения обязанности по разработке и утверждению схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Оршанский муниципальный район», что препятствует развитию рынка рекламных конструкций, приведет или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на данном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 и частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл предупреждает о необходимости прекращения указанного действия путем утверждения схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Оршанский муниципальный район» в соответствии с действующим законодательством в тридцатидневный срок с момента получения предупреждения.

Администрация муниципального образования «Оршанский муниципальный район» обязана сообщить о выполнении предупреждения в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, в том числе представить документы, свидетельствующие о выполнении предупреждения.

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

 

Руководитель А.В. Гаранин