предупреждение 03-29/42-2016

Тип документа:
Предупреждения и предостережения
Дата публикации:
14.06.2018
Управление:
Марийское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование
Номер документа:
№ 03-29/42-2016
Номер дела:
№ 03-29/42-2016

Министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл

ул. Набережная Брюгге, д. 3,

г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №03-29/42-2016 О ПРЕКРАЩЕНИИ БЕЗДЕЙСТВИЯ, КОТОРОЕ СОДЕРЖИТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«17» августа 2016 года г. Йошкар-Ола

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) поступили заявления вх. № 6659, вх.№ 7788, вх.№ 115-Д об отсутствии социальных пассажирских перевозок до СНТ «Лавровка», СНТ «Черемушки», по маршрутам «Йошкар-Ола-Краснооктябрьский», «Йошкар-Ола-Упша», «Йошкар-Ола- Кучки», «Йошкар-Ола-Табашино».

Из поступивших заявлений следует, что социальные рейсы по маршрутам «Йошкар-Ола – Лавровка -Черемушки» до 28.05.2016 не осуществлялись, а с 28.05.2016 не соблюдалось расписание отправки социальных рейсов, перевозчик произвольно изменял дни отправления социальных рейсов, а также объявлял об отсутствии социальных перевозок по маршруту «Йошкар-Ола – Лавровка -Черемушки» на определенное время. Кроме того, с 13.06.2016 перевозчиком произвольно объявлено, что рейсы из садоводческих товариществ до города Йошкар-Олы будут осуществляться за плату для льготной категории граждан.

Кроме того, в Марийское УФАС России поступило обращение вх. №115-Д об отсутствии социальных перевозок по маршрутам «Йошкар-Ола-Краснооктябрьский», «Йошкар-Ола-Упша», «Йошкар-Ола-Кучки», «Йошкар-Ола-Табашино», из содержания которого следует, что на автовокзале в городе Йошкар-Оле размещено расписание движения социальных рейсов по указанным маршрутам. Однако расписание движения не соблюдается перевозчиком. Так, например, из 36 рейсов в день (туда - обратно) по маршруту «Йошкар-Ола-Краснооктябрьский» выполняется лишь 2-3 рейса в день.

При рассмотрении поступивших материалов Марийским УФАС России в действиях Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Статьей 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов.

В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Министерство промышленности транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл в соответствии с Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 02.09.2009 № 203 «Вопросы организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) на территории Республики Марий Эл» является уполномоченным органом в области транспортного обслуживания населения.

К полномочиям Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл отнесены, в том числе осуществление транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом, организация маршрутной сети регулярных пассажирских перевозок, определение потребности населения в регулярных пассажирских перевозках, установление объема транспортных услуг для удовлетворения потребности населения в регулярных пассажирских перевозках, определение количества транспортных средств по каждому маршруту.

На территории Республики Марий Эл в 2015 году действовал Закон Республики Марий Эл от 14.07.2009 № 39-З «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории Республики Марий Эл» (далее – Закон № 39-З), в соответствии со статьей 2 которого под регулярными пассажирскими перевозками следует понимать перевозки пассажиров и багажа по маршруту регулярных перевозок по расписанию.

В силу статьи 3 Закона № 39-З основными принципами организации и осуществления транспортного обслуживания населения являются: безопасность при выполнении регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, качество транспортного обслуживания населения, доступность транспортных услуг для населения, гарантированность предоставления услуг автомобильным транспортом общего пользования.

В соответствии со статьей 4 Закона № 39-З Правительство Республики Марий Эл в сфере организации транспортного обслуживания населения осуществляет следующие полномочия, в частности утверждает правила организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) на территории Республики Марий Эл.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 02.09.2009 № 203 «Вопросы организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) на территории Республики Марий Эл» утверждены Правила организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) на территории Республики Марий Эл (далее – Правила № 203), в соответствии с которыми перевозчик при осуществлении регулярных пассажирских перевозок обязан: а) иметь лицензию на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, и разрешение на право работы по маршруту; б) выполнять регулярные пассажирские перевозки с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Марий Эл в сфере организации транспортного обслуживания населения и условиями заключенных договоров на транспортное обслуживание пассажиров и (или) договоров на осуществление социальных перевозок; в) обеспечивать безопасность перевозки пассажиров и соблюдение режима движения (расписание движения, маршрут и его параметры); г) обеспечивать соответствие количества пассажиров при перевозках вместимости транспортного средства, предусмотренной технической характеристикой или правилами осуществления соответствующих видов перевозок; д) при перевозках автомобильным транспортом общего пользования предоставлять всем пассажирам одинаковые условия обслуживания и оплаты, за исключением случаев, когда законом или иными нормативными правовыми актами предусмотрено предоставление преимуществ по провозной плате для отдельных категорий пассажиров; е) осуществлять реализацию и обеспечивать выдачу билетов, квитанций на провоз ручной клади и багажных квитанций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; ж) обеспечивать наличие у водителя при осуществлении перевозки пассажиров документов, предусмотренных подпунктом «з» пункта 8 указанных Правил; з) обеспечивать беспрепятственный допуск представителей уполномоченного органа при предъявлении соответствующего распоряжения (приказа) к транспортным средствам, объектам транспортной инфраструктуры, используемым в целях обеспечения транспортного обслуживания населения, а также к документам, касающимся регулярных пассажирских перевозок; и) выполнять предписания уполномоченного органа в установленные сроки.

Исходя из Закона № 39-З, Правил № 203 транспортное обслуживание по регулярным маршрутам Республики Марий Эл может осуществляться на основании заключенных с уполномоченным органом договоров на транспортное обслуживание населения, при этом обязательным требованием к регулярным перевозкам является выполнение перевозок в соответствии с условиями заключенных договоров на транспортное обслуживание.

Согласно постановлению Правительства Республики Марий Эл от 14.12.2005 № 290 «О предоставлении мер социальной поддержки граждан в области транспортного обслуживания» (вместе с «Порядком предоставления мер социальной поддержки граждан в области транспортного обслуживания, финансируемые за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл», «Порядком предоставления единых социальных билетов для категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета») льготный проезд обеспечивается перевозчиками, заключившими с Министерством промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл и (или) с органами местного самоуправления в пределах переданных государственных полномочий Республики Марий Эл договор на осуществление социальных перевозок.

Порядок проведения отбора перевозчиков на право осуществления социальных перевозок в 2015 году регулировался постановлением Правительства Республики Марий Эл от 16.11.2009 № 242 «Об утверждении порядка финансирования перевозчиков в связи с выполнением ими социальных перевозок» (далее – Постановление № 242).

Право на осуществление социальных перевозок в 2016 по итогам проведенного Министерством промышленности, транспорта и дорожного хозяйства по Республике Марий Эл отбора перевозчиков в декабре 2015 года получило ООО «Автолайн-Волга» по маршрутам в соответствии с приложениями 2, 8, 9, 10, 11, 12 к информационному сообщению о проведении отбора перевозчиков по осуществлению социальных перевозок на территории Республики Марий Эл на период с 01 января по 31 декабря 2016 года.

ООО «Автолайн - Волга» осуществляет пассажирские перевозки граждан на основании договоров на осуществление социальных перевозок. Так, в соответствии с приложением №1 к договору на осуществление социальных перевозок от 12.01.2016 № 2, заключенному ООО «Автолайн-Волга» (перевозчик) и Министерством промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, перевозчик осуществляет транспортное обслуживание (перевозку льготных категорий граждан) по следующим направлениям: № 101 «Йошкар-Ола-Куяр», № 102 «Йошкар - Ола - Сурок», № 105 «Йошкар-Ола-Кузнецово», № 106 «Йошкар-Ола - Азаново», №107 «Йошкар-Ола-Сады «Ильинка», № 109 «Йошкар-Ола-сады «Клен», № 110 «Йошкар-Ола-Краснооктябрьский», № 113 «Йошкар-Ола-Пилорама», № 114 «Йошкар-Ола-Оршанка», № 115 «Йошкар-Ола-с/з Пригородный», № 117 «Йошкар-Ола-Кукмор», № 120 «Йошкар-Ола-Юбилейный», № 124 «Йошкар-Ола-сады «Кугуван», № 125 «Йошкар-Ола - п.Новый», № 126 «Йошкар-Ола-Упша», № 127 «Йошкар-Ола- п.Шойбулак», № 128 «Йошкар-Ола-Пемба», №129 «Йошкар-Ола-Малая Турша», №130 «Йошкар-Ола-Шулка», №131 «Йошкар-Ола-Юж-Толешево», №132 «Йошкар-Ола-Мочалище», №133 «Йошкар-Ола-сады Березка», №135 «Йошкар-Ола-Светлый», №136 «Йошкар-Ола-Сады Гигант», №137 «Йошкар-Ола-Нырьял», №140 «Йошкар-Ола-Кужмара», №142 «Йошкар-Ола-Б.Шапы», №143 «Йошкар-Ола-Люльпаны», №145 «Йошкар-Ола-Табашино», №152 «Йошкар-Ола-Силикатный», №158 «Йошкар-Ола-Кугенерка», №161 «Йошкар-Ола-Есенейсола», 162 «Йошкар-Ола-Шеклянур», №164 «Йошкар-Ола-Сады Кучки», №165 «Йошкар-Ола-сады Лесное», №166 «Йошкар-Ола-сады «Автодорожник», №168 «Йошкар-Ола-сады Мелиоратор», №169 «Йошкар-Ола-сады Строитель», №171 «Йошкар-Ола-сады «Заря», №146 «Йошкар-Ола-сады Мазары», №172 «Йошкар-Ола-Нердашево», №173 «Йошкар-Ола-Пуял», №174 «Йошкар-Ола-Яшмаково», №175 «Йошкар-Ола-сады «Пиштер», №176 «Йошкар-Ола-сады Чернушка», №178 «Йошкар-Ола-Поланур», №181 «Йошкар-Ола-сады Энергетик», №183 «Йошкар-Ола-сады Черемушки», №213 «Йошкар-Ола- сады Малиновка», №356 «Йошкар-Ола-с.Кузнецово», №357 «Йошкар-Ола-Михайловка», №508 «Йошкар-Ола-Звенигово», №509 «Йошкар-Ола-Морки», №510 «Йошкар-Ола-Коротни», №510о «Морки-Советский-Йошкар-Ола», №524 «Йошкар-Ола-Красногорский», №527 «Йошкар-Ола-Килемары», №534 «Йошкар-Ола-Кокшайск», №538 «Йошкар-Ола-Конганур», №547 «Йошкар-Ола-Б.Кибеево», №550 «Йошкар-Ола-Шиньша», №551 «Йошкар-Ола-Морки-Шоруньжа»,№554 «Йошкар-Ола-Ожигановский», №558 «Йошкар-Ола-Кумья», №561 «Йошкар-Ола-Кукмарь», №563 «Йошкар-Ола-Сотнур», №575 «Йошкар-Ола-Чирки», №596 «Йошкар-Ола-Б.Кугланур», №603 «Йошкар-Ола-Юрино», №604 «Йошкар-Ола-Майский», №103 «Йошкар-Ола-Солнечный», №112 «Йошкар-Ола-Советский», №223 «Йошкар-Ола-Советский-Кундушумбал», №121 «Йошкар-Ола-Кадам», №122 «Йошкар-Ола-к-з Рассвет», №123 «Йошкар-Ола-Ронга», №134 «Йошкар-Ола-Голубой», №144 «Йошкар-Ола-Лайсола», №147 «Йошкар-Ола-Большеникольск», №150 «Йошкар-Ола-Чкарино», №102 «Коротни-Шарское лесничество», №588 «Юрино-Васильевское», №111 «Юрино-Починок», №125 «Юрино-Подлесное».

Также в соответствии с приложением №1 к договору на осуществление социальных перевозок от 12.01.2016 №8, заключенному ООО «Автолайн-Волга» (перевозчик) с Министерством промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, перевозчик осуществляет транспортное обслуживание (перевозку льготных категорий граждан) по следующим направлениям: №499 «Куженер-Большой Ляждур», №518 «Йошкар-Ола-Куженер», №560 «Йошкар-Ола-Шорсола», №599 «Йошкар-Ола-Большой Ляждур», №601 «Йошкар-Ола-Аганур».

Кроме того, в соответствии с приложением №1 к договору на осуществление социальных перевозок № 9 от 12.01.2016, заключенному ООО «Автолайн-Волга» (перевозчик) с Министерством промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, перевозчик осуществляет транспортное обслуживание (перевозку льготных категорий граждан) по следующим направлениям: №605 «Эшполдино-Йошкар-Ола», №583 «Сернур-Эшполдино», №б/н «Сернур-Большой Шокшем», №б/н «Сернур-Лоскутово», №113 «Сернур-Горняк», №147 «Сернур-Большая мушка», №117 «Сернур-Мари-Пижай», №б/н «Сернур-Калеево», №104 «Сернур-Тамшинер», №111 «Сернур-Ахматенер», №б/н «Сернур-Большие Ключи», №143 «Сернур-Куьскино-Читово», №503 «Йошкар-Ола-Сернур», №109 «Сернур-Новый Торьял».

В соответствии с приложением №1 к договору на осуществление социальных перевозок от 12.01.2016 № 10, заключенному ООО «Автолайн-Волга» (перевозчик) с Министерством промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, перевозчик осуществляет транспортное обслуживание (перевозку льготных категорий граждан) по следующим направлениям: №1 «Новый Торьял», №517 «Йошкар-Ола-Масканур», №568 «Татаренер-Йошкар-Ола», №529 «Йошкар-Ола-Пектубаево-Новый Торьял», №689 «Йошкар-Ола-Кузнецы», №651 «Йошкар-Ола-Кузнецы».

В соответствии с приложением № 1 к договору на осуществление социальных перевозок № 11 от 12.01.2016, заключенному ООО «Автолайн-Волга» (перевозчик) с Министерством промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, перевозчик осуществляет транспортное обслуживание (перевозку льготных категорий граждан) по следующим направлениям: №519 «Йошкар-Ола-Мари-Турек», №650 «Мариец-Йошкар-Ола», №562 «Сысоево-Йошкар-Ола», №126 «Сысоево-Мари-Турек», №120 «Аимково-Мари-Турек», №132 «Сенда-Мари-Турек», №135 «Мари-Турек-Шургунур», №146 «Мари-Турек-Мариец», №128 «Мари-Турек-Крупино», №531 «Мари-Турек-Сардаял».

Также в соответствии с приложением № 1 к договору на осуществление социальных перевозок № 12 от 12.01.2016, заключенному ООО «Автолайн-Волга» с Министерством промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, перевозчик осуществляет транспортное обслуживание (перевозку льготных категорий граждан) по следующим направлениям: №107 «Сернур-Параньга», №142 «Параньга-Николашкино», №114 «Параньга-Лежмарь», №115 «Параньга-Алашайка», №118 «Параньга-Портянур», №138 «Параньга-Ирнур», №122 «Параньга-Олоры», №121 «Параньга-Илеть», №131 «Мари-Турек-Параньга», №504 «Йошкар-Ола-Параньга».

Марийским УФАС России установлено, что в 2016 году в контролирующие органы (Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл, Министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, Прокуратуру Республики Марий Эл, Прокуратуру города Йошкар-Олы) поступило множество заявлений граждан об отсутствии (либо недостаточности, несоблюдении расписания) движения транспортных средств по маршрутам, перевозки по которым осуществляет ООО «Автолайн – Волга», в том числе по пригородным направлениям, по которым предусмотрено обслуживание социальных категорий граждан.

Из реестра обращений граждан, представленного Министерством промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 26.07.2016 вх. №9432 следует, что с 15.02.2016 по 24.05.2016 в адрес уполномоченного органа поступило только 18 обращений граждан о неудовлетворительном обслуживании социальных рейсов по маршрутам «Йошкар-Ола- Кучки», «Йошкар-Ола-Краснооктябрьский», «Йошкар-Ола-сады Черемушки», «Йошкар-Ола-сады Лавровка».

В январе – феврале 2016 года Министерством промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл проведены проверки ООО «Автолайн - Волга» на предмет соблюдения условий заключенного договора на осуществление социальных перевозок. Актами проверки от 18.01.2016 установлен факт неосуществления социальных рейсов по маршруту «Йошкар-Ола-Краснооктябрьский», от 19.01.2016 - по маршрутам «Йошкар-Ола-Сурок», «Йошкар-Ола-Шойбулак», от 20.01.2016 - по маршруту «Йошкар-Ола-Пемба», от 08.02.2016 - по маршрутам «Йошкар-Ола-Нырьял», «Йошкар-Ола-Юж.Толешево». По результатам проведенных контрольных мероприятий перевозчику ООО «Автолайн-Волга» выданы обязательные для исполнения предписания.

Письмами от 11.02.2016 и от 22.01.2016 ООО «Автолайн-Волга» сообщило министурству, что перевозка пассажиров обществом осуществляется в соответствии с объемами и условиями, определенными договорами на организацию транспортного обслуживания социальных категорий граждан.

Однако Марийским УФАС России установлено, что и после 11.02.2016 в адрес уполномоченного органа продолжали поступать заявления граждан об отсутствии транспортного обслуживания по маршрутам, по которым предусмотрены социальные рейсы.

Кроме того, из сведений, представленных Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в 2016 году в адрес управления поступило 11 обращений по вопросам организации социальных перевозок населения. Из представленных документов следует, что все обращения были переадресованы в Министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл. При этом после 11.02.2016 в адрес уполномоченного органа были направлены следующие обращения: заявление Чиликовой М.И. по вопросам отсутствия социальных рейсов по маршруту «Йошкар-Ола-Краснооктябрьский» (переадресовано в уполномоченный орган 24.03.2016), Козыревой З.В. по факту отсутствия социальных по маршруту «Йошкар-Ола-Пригородный» (переадресовано в уполномоченный орган 30.03.2016), заявление Федоковой В.Г. по вопросу отсутствия социальных рейсов в деревню Азаново (переадресовано в уполномоченный орган 31.03.2016), заявление Самариной Л.В. по вопросу отсутствия социальных рейсов на маршруте «Йошкар-Ола-Кугуван» (переадресовано в уполномоченный орган 30.03.2016), заявление граждан об отсутствии социальных рейсов до п. Краснооктябрьский и п. Б.Шапы (переадресовано в уполномоченный орган 30.03.2016), заявление Мухаметовой Ф.Р. об отсутствии социальных рейсов до с.Пиролама (переадресовано в уполномоченный орган 15.06.2016), заявление Гизаттулиной Г.Ю. об отсутствии социальных рейсов по маршруту «Йошкар-Ола-Шойбулак» (переадресовано в уполномоченный орган 31.05.2016).

Также по сведениям, представленным Прокуратурой Республики Марий Эл от 09.08.2016 вх. №9968 в адрес Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл в 2016 году было направлено 29 заявлений об отсутствии социальных рейсов. Указанные заявления были направлены в адрес министерства, в том числе после 11.02.2016, то есть после проведения контрольных мероприятий уполномоченным органом в отношении перевозчика - ООО «Автолайн-Волга» и вынесения предписаний об устранении нарушений. Так, в адрес министерства были направлены заявления Семеновой Р.Б. по вопросам отсутствия социальных рейсов в СНТ «Лавровка», СНТ «Черемушки» (18.05.2016), коллективная жалоба жителей поселка Визимьяры Килемарского района РМЭ на неправомерные действия перевозчиков (14.07.2016), Чесноковой Л.И. по вопросу отсутствия социальных рейсов в г. Йошкар-Оле (19.07.2016), обращение Букатина Е.Г. об отсутствии социальных перевозок по маршруту «Йошкар-Ола - Юж.Толешево» (14.05.2016), обращение Авдеенко Н.Н. о ненадлежащем осуществлении перевозок ООО «Автолайн-Волга» (12.02.2016), заявление Смирновой Е.А. по вопросу отсутствия рейсов по маршрутам «Йошкар-Ола-Ежово», «Йошкар-Ола-Кузнецово» (03.02.2016), Калининой Т.К. об отсутствии социальных рейсов по маршруту «Йошкар-Ола-Пижма» (27.01.2016), Галкиной Г.С. по вопросу отсутствия социальных рейсов на маршруте «Йошкар-Ола-Светлый» (02.05.2016), обращение Иванова А.Ю. по вопросу ненадлежащей организации социальных перевозок, в том числе ООО «Автолайн-Волга» (28.04.2016), Федюковой В.Г. по вопросам организации социальных перевозок на маршруте «Йошкар-Ола - ср.Азаново» (05.05.2016), Рукавишниковой А.А. по вопросам отсутствия социальных перевозок в Медведевском муниципальном районе (21.01.2016), Лежниной Т.В. по вопросу отсутствия с 01 января 2016 года социальных рейсов (22.01.2016), Мухаметовой Ф.Р. по вопросу отсутствия на территории Республики Марий Эл регулярных перевозок (15.01.2016), и других.

О продолжении фактов отсутствия социальных перевозок в настоящее время свидетельствуют также заявления граждан, поступившие в Марийское УФАС России.

Таким образом, Министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл в настоящее время допускает бездействие в части неосуществления контроля за перевозчиком, ООО «Автолайн – Волга», осуществляющим социальные перевозки в соответствии с заключенными договорами на транспортное обслуживание.

Между тем в соответствии с условиями заключенных Министерством промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл и ООО «Автолайн-Волга» договоров на осуществление социальных перевозок от 12.01.2016 № 2, 8, 9, 10, 11, 12 перевозчик обязан выполнять регулярные пассажирские перевозки в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Марий Эл в сфере организации транспортного обслуживания и в соответствии с условиями заключенного договора (пункт 4.1.2 договоров).

При этом в соответствии с пунктом 6.1 договоров перевозчик несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Марий Эл. Перевозчик обязан в силу пункта 4.1.8 выполнять требования и предписания уполномоченных и контролирующих органов.

В свою очередь министерство в соответствии с пунктом 4.4. беспрепятственно посещать и осматривать объекты транспортной инфраструктуры, используемые перевозчиком при выполнении пассажирских перевозок, контролировать деятельность перевозчиков и его водителей при выполнении ими пассажирских перевозок, запрашивать и получать от перевозчика необходимые объяснения и информацию.

Также в соответствии с пунктом 7.2 указанных договоров министерство вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договоров полностью и частично в случае повторного в течение года нарушения перевозчиком (привлеченным перевозчиком) обязанностей, предусмотренных разделами 4 и 5 договоров.

В случае выявления нарушений перевозчиком (привлеченным перевозчиком) разделов 4 и 5 договора министерство направляет соответствующее письменное уведомление перевозчику о выявленных нарушениях. Уведомление направляется перевозчику заказным письмом. В случае изменения или расторжения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным пунктом 7.2 договора, министерство направляет письменное уведомление перевозчику о расторжении или изменении договора в одностороннем порядке. Уведомление направляется перевозчику заказным письмом. Перевозчик считается уведомленным об изменении или расторжении договора по истечении 30 календарных дней со дня направления соответствующего уведомления (пункт 7.7 договоров).

Таким образом, на Министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл в соответствии с законодательством и договорами возложены полномочия по контролю за перевозчиком, осуществляющим социальные перевозки граждан.

В настоящее время Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №220-ФЗ) установлен порядок организации транспортного обслуживания регулярных перевозок, в том числе по межмуниципальным маршрутам.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений указанного Федерального закона.

Предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт (далее - подрядчик), работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком.

Таким образом, в случае расторжения договора с ООО «Автолайн – Волга», осуществляющим социальные перевозки, в том числе в одностороннем порядке министерством должны быть проведены конкурентные процедуры на право осуществления социальных перевозок в соответствии с требованиями Федерального законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

При этом Марийское УФАС России учитывает, что в настоящее время в Министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл продолжают поступать заявления граждан, свидетельствующие об отсутствии транспортного обслуживания по маршрутам, указанным в приложениях к договорам на осуществление социальных перевозок, заключенных с ООО «Автолайн-Волга».

Таким образом, у Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл имеются достаточные основания для установления фактов неоднократного нарушения ООО «Автолайн-Волга» объема и условий заключенных договоров на транспортное обслуживание, и принятия мер реагирования в соответствии с действующим законодательством и условиями договоров на осуществление социальных перевозок вплоть до расторжения заключенных с перевозчиком договоров.

Неисполнение обязанности уполномоченного органа по контролю за осуществлением социальных перевозок в соответствии с действующим законодательством и условиями заключенных договоров приводит к несоблюдению порядка транспортного обслуживания в сфере социальных перевозок, нарушению права граждан. Кроме того, бездействие Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл приводит к ограничению конкуренции на рынке социальных перевозок Республики Марий Эл, поскольку иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность на рынке пассажирских перевозок, готовы осуществлять социальные перевозки. Так, в отборе перевозчиков, проведенном в декабре 2015 года на право осуществления перевозок в 2016 году, кроме ООО «Автолайн-Волга», участвовали также следующие хозяйствующие субъекты: индивидуальный предприниматель Лазарев Василий Анатольевич, ООО «АвтоПлюс», ООО «Первая транспортная компания», индивидуальный предприниматель Потейко Геннадий Геннадьевич, индивидуальный предприниматель Лаптев Сергей Павлович, ООО «Волжские пассажирские перевозки», ООО «Пассажирские перевозки-город», индивидуальный предприниматель Жилин Георгий Александрович, индивидуальный предприниматель Рукавишников Олег Юрьевич, индивидуальный предприниматель Григорьев Юрий Николаевич, ГУП РМЭ «Козьмодемьянское АТП», МП «ТТ».

На основании изложенного, Марийским УФАС России в действиях Министерства промышленности транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в бездействии по осуществлению контроля за исполнением объема и условий заключенных с ООО «Автолайн-Волга» договоров на осуществление социальных перевозок, что приводит к отсутствию социальных рейсов по обслуживаемым ООО «Автолайн-Волга» направлениям, и ведет к ограничению доступа на рынок пассажирских перевозок социальных категорий граждан иных хозяйствующих субъектов.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции (в редакции Федерального закона от 05.10.2015 № 275-ФЗ) в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, Марийское УФАС России руководствуясь статьей 15, статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает Министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл о необходимости в срок до 19 сентября 2016 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, для чего:

- провести проверку ООО «Автолайн – Волга» на предмет соблюдения условий заключенных договоров на осуществление социальных перевозок от 12.01.2016 № 2, 8, 9, 10, 11, 12, в том числе по фактам, изложенным в заявлениях, поступивших в уполномоченный орган об отсутствии транспортного обслуживания, неудовлетворительном качестве обслуживания (снижении количества рейсов) по направлениям, по которым предусмотрена перевозка социальных категорий граждан;

- в случае двукратного выявления нарушений условий и объемов договоров на осуществление социальных перевозок, заключенных с ООО «Автолайн – Волга», принять меры в соответствии с действующим законодательством и условиями договоров на осуществление социальных перевозок, в том числе путем реализации полномочий, предусмотренных пунктами 7.2, 7.7 договоров от 12.01.2016 № 2, 8, 9, 10, 11, 12 и проведению конкурентах процедур на право осуществления социальных перевозок.

Министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл обязано сообщить о выполнении предупреждения в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (части 7, 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

 

 

Руководитель