предупреждение 03-29/45-2016

Тип документа:
Предупреждения и предостережения
Дата публикации:
14.06.2018
Управление:
Марийское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование
Номер документа:
№ 03-29/45-2016
Номер дела:
№ 03-29/45-2016

Министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл

 

ул. Набережная Брюгге, д. 3,

Йошкар-Ола, Республика Марий Эл

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №03-29/45-2016

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ

СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«22» сентября 2016 года г. Йошкар-Ола

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) поступили обращения некоммерческого партнерства саморегулируемая организация «Объединение перевозчиков Республики Марий Эл вх. № 148 о проверке законности действий Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл в части отказа перевозчикам во включении сведений об обслуживаемых маршрутах в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл, материалы МВД по Республике Марий Эл вх. №1847, свидетельствующие об осуществлении регулярных пассажирских перевозок по маршруту «Йошкар-Ола – Большой Кугланур» ИП Крупновой А.И. без разрешительных документов.

При рассмотрении обращения и материалов установлено, что в настоящее время ИП Крупновой Алевтиной Ивановной осуществляются регулярные пассажирские перевозки по межмуниципальному маршруту «Йошкар-Ола – Б.Кугланур». В то же время из ответа Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства по Республике Марий Эл от 17.03.2016 вх. №3242 следует, что ИП Крупнова А.И. не имеет разрешительных документов на право осуществления регулярных пассажирских перевозок по рассматриваемым маршрутам. Министерство письмом от 02.02.2016 №03-369 отказало ИП Крупновой А.И. во включении в реестр маршрутов регулярных перевозок Республики Марий Эл.

Однако отказ Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл во включении в реестр маршрутов регулярных перевозок Республики Марий Эл содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Закрепленные приведенной нормой запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

Пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл в соответствии с Положением о Министерстве промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, утверждённым постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 мая 2010 года №149, является органом исполнительной власти Республики Марий Эл, осуществляющим в пределах полномочий Республики Марий Эл политику в сферах промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл.

В период 2015 года деятельность по осуществлению регулярных перевозок пассажиров, в том числе по регулярным межмуниципальным маршрутам в Республике Марий Эл была регламентирована Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта» (далее – Закон №259-ФЗ), Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее – Правила №112).

В Федеральном законе от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта» (далее – Закон № 259-ФЗ) определены общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур. Согласно статье 5 Закона № 259-ФЗ перевозка пассажиров и багажа подразделяется на регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси.

Регулярным перевозкам пассажиров и багажа посвящена глава 3 Закона № 259-ФЗ. В соответствии со статьей 19 Закона № 259-ФЗ регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом (статья 20 Закона № 259-ФЗ).

В главе 2 Правил № 112 приведены основные требования к осуществлению регулярных перевозок. Так, в соответствии с пунктом 29 указанных Правил транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла, на правой стороне кузова по ходу транспортного средства либо на заднем окне транспортного средства. В соответствии с п. 3 Правил №112 регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписанию.

В силу пунктов 42 - 43 Правил № 112 проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам, которые должны содержать обязательные реквизиты, при этом обязательными реквизитами для разовых билетов для проезда в пригородном и междугородном сообщении с фиксированной датой и временем отправления являются: наименование, серия и номер билета; наименование организации, выдавшей билет; вид транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажира; зона действия билета; дата отправления; время отправления; дата прибытия; время прибытия; место; сумма; дата продажи билета; время продажи билета.

Исходя из положений Закона № 259-ФЗ, Правил № 112, основными признаками регулярных пассажирских перевозок являются: осуществление перевозок по утвержденному маршруту следования; осуществление перевозок по утвержденному расписанию; осуществление перевозок при условии выдачи билета, установленного образца; посадка и высадка пассажиров в начальном и конечном пунктах осуществляется на территории автовокзала, посадка и высадка пассажиров осуществляется на остановочных пунктах по пути следования или по требованию пассажира; обязательное наличие у перевозчика паспорта маршрута следования и карточек допуска транспортного средства, которым осуществляется перевозка пассажиров; наличие договора с уполномоченным органом в сфере транспорта на транспортное обслуживание пассажиров, заключенного на конкурсной основе.

На территории Республики Марий Эл в 2015 году действовал также Закон Республики Марий Эл от 14.07.2009 № 39-З «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории Республики Марий Эл» (далее – Закон № 39-З), в соответствии со статьей 2 которого под регулярными пассажирскими перевозками следует понимать перевозки пассажиров и багажа по маршруту регулярных перевозок по расписанию.

В силу статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 14.07.2009 № 39-З «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории Республики Марий Эл» основными принципами организации и осуществления транспортного обслуживания населения являются: безопасность при выполнении регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, качество транспортного обслуживания населения, доступность транспортных услуг для населения, гарантированность предоставления услуг автомобильным транспортом общего пользования.

В соответствии со статьей 4 Закона № 39-З Правительство Республики Марий Эл в сфере организации транспортного обслуживания населения осуществляет следующие полномочия, в том числе утверждает правила организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) на территории Республики Марий Эл.

Также порядок организации перевозок по регулярным маршрутам на территории Республики Марий Эл в 2015 году был установлен постановлением Правительства Республики Марий Эл от 02.09.2009 № 203 «Вопросы организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) на территории Республики Марий Эл (вместе с Правилами организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) на территории Республики Марий Эл (далее – Правила № 203), в соответствии с которыми перевозчик при осуществлении регулярных пассажирских перевозок был обязан: иметь лицензию на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, и разрешение на право работы по маршруту; выполнять регулярные пассажирские перевозки с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Марий Эл в сфере организации транспортного обслуживания населения и условиями заключенных договоров на транспортное обслуживание пассажиров и (или) договоров на осуществление социальных перевозок; обеспечивать безопасность перевозки пассажиров и соблюдение режима движения (расписание движения, маршрут и его параметры); обеспечивать соответствие количества пассажиров при перевозках вместимости транспортного средства, предусмотренной технической характеристикой или правилами осуществления соответствующих видов перевозок; при перевозках автомобильным транспортом общего пользования предоставлять всем пассажирам одинаковые условия обслуживания и оплаты, за исключением случаев, когда законом или иными нормативными правовыми актами предусмотрено предоставление преимуществ по провозной плате для отдельных категорий пассажиров; осуществлять реализацию и обеспечивать выдачу билетов, квитанций на провоз ручной клади и багажных квитанций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; обеспечивать наличие у водителя при осуществлении перевозки пассажиров документов, предусмотренных подпунктом «з» пункта 8 указанных Правил; обеспечивать беспрепятственный допуск представителей уполномоченного органа при предъявлении соответствующего распоряжения (приказа) к транспортным средствам, объектам транспортной инфраструктуры, используемым в целях обеспечения транспортного обслуживания населения, а также к документам, касающимся регулярных пассажирских перевозок; выполнять предписания уполномоченного органа в установленные сроки.

Постановление Правительства Республики Марий Эл от 02.09.2009 № 203 «Вопросы организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) на территории Республики Марий Эл» также устанавливало, что Министерство промышленности транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл является уполномоченным органом в области транспортного обслуживания населения. К полномочиям Министерства промышленности транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл были отнесены осуществление транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом, организация маршрутной сети регулярных пассажирских перевозок, определение потребности населения в регулярных пассажирских перевозках, установление объема транспортных услуг для удовлетворения потребности населения в регулярных пассажирских перевозках, определение количества транспортных средств по каждому маршруту и т.д.

Исходя из Правил №203, Закона № 39-З транспортное обслуживание по регулярным межмуниципальным маршрутам Республики Марий Эл в 2015 году могло осуществляться на основании заключенных с Министерством промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл договоров на транспортное обслуживание населения, выданных разрешений на право осуществления перевозок, в соответствии с утвержденными паспортами регулярных маршрутов.

В настоящее время деятельность по организации пассажирских перевозок регулируется Федеральным законом от 13.06.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №220-ФЗ).

Статьей 39 Закона №220-ФЗ устанавливается порядок осуществления регулярных перевозок в переходный период. Так, частью 1 статьи 39 Закона №220 - ФЗ определено, что перевозчики, осуществлявшие регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами на транспортное обслуживание, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок направляют в уполномоченный орган, к компетенции которого отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 Закона №220-ФЗ. По истечении тридцати дней со дня официального опубликования данного закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования, уполномоченный орган организует проверку сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующий реестры. Кроме того, в случае, если уполномоченным органом принято решение о включении маршрута в реестр регулярных перевозок, лицам, осуществляющим перевозки, выдаются карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который хозяйствующему субъекту предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок. Кроме того, уполномоченным органом до окончания срока действия карт выдаются свидетельства об осуществлении регулярных перевозок.

Исходя из вышеизложенного, лица, осуществлявшие регулярные пассажирские перевозки до вступления в силу Закона №220-ФЗ, с 11 января 2016 году имеют право на осуществление регулярных перевозок при условии обращения в уполномоченный орган о включении в реестр регулярных перевозок и представления сведений об осуществляемых перевозках, внесения сведений уполномоченным органом в реестр регулярных маршрутов, а также при условии выдачи в соответствии с установленным порядком карт маршрутов, свидетельств на право осуществления перевозок.

Из материалов, полученных антимонопольным органом, следует, что 06.08.2015 некоммерческое партнерство саморегулируемая организация «Объединение перевозчиков Республики Марий Эл» представило в Министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от имени перевозчиков, в том числе от имени индивидуально предпринимателя Крупновой Алевтины Ивановны сведения о маршрутах осуществляемых регулярных пассажирских перевозок для включения в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл, в том числе о маршрутах «Йошкар-Ола-Б.Кугланур», «Йошкар-Ола-Шулка», деятельность по которым осуществляла индивидуальный предприниматель Крупнова А.И.

Из сведений, представленных СРО НП «Объединение перевозчиков Республики Марий Эл» следует, что в отношении ИП Крупнова А.И. в Министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства по Республике Марий Эл были переданы сведения о 2 регулярных маршрутах, обслуживаемых перевозчиком: №130 «Йошкар-Ола-Шулка», №596 «Йошкар-Ола-Б.Кугланур». К заявлению о включении в реестр приложены сведения о количестве маршрутов, заявленных перевозчиком о включении в реестр, номера маршрутов, фактический адрес перевозчика, расписание отравления транспортных средств по каждому маршруту в обоих направлениях (туда-обратно) в летний и зимний периоды времени, период действия летнего расписания, контактные данные перевозчика.

02.02.2016 Министерством промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл принято решение №03-369 об отказе во включении представленных сведений в реестр регулярных маршрутов, при этом основанием отказа министерством указано несоответствие представленных для включения в реестр сведений перечню, установленному в соответствии с частью 1 статьи 26 Закона № 220-ФЗ, а также в связи с отсутствием у некоммерческого партнерства саморегулируемая организация «Объединение перевозчиков Республики Марий Эл» права на обращение в Министерство от имени индивидуального предпринимателя. При этом отказ во включении в реестр регулярных маршрутов был направлен в адрес ИП Крупновой А.И.

Министерство промышленности транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл в ответ на запрос Марийского УФАС России 28.06.2016 №03-3242 (вх.№8656 от 07.07.2016) представило сведения о регулярных маршрутах, обслуживаемых в 2015 году, в том числе ИП Крупновой А.И. Из представленных документов следует, что ИП Крупновой А.И. осуществлялись регулярные перевозки на основании договора на транспортное обслуживание населения, заключенного с уполномоченным органом: №68 от 01.02.2013 (по маршруту № 596 «Йошкар-Ола – Б.Кугланур»). По указанному маршруту министерством ИП Крупновой А.И. было выдано разрешение на право работы по маршруту, у перевозчика имелся разработанный паспорт маршрута.

Таким образом, ИП Крупнова А.И. является субъектом, имеющим право на подачу заявления о включении сведений в Реестр регулярных маршрутов Республики Марий Эл о маршрутах регулярных перевозок, осуществляемых ею на основании заключенного договора на транспортное обслуживание по маршруту № 596 «Йошкар-Ола – Б.Кугланур», по которому ранее в 2015 году индивидуальным предпринимателем осуществлялись коммерческие перевозки на основании заключенного с уполномоченным органом договора на транспортное обслуживание населения.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных данным Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. К основным функциям саморегулируемых организаций относится представление интересов членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 5 части 1 статьи 6 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ).

Крупнова Алевтина Ивановна является членом некоммерческого партнерства саморегулируемая организация «Объединение перевозчиков Республики Марий Эл», что подтверждается в том числе и выпиской из ЕГРЮЛ. Уставом СРО предусмотрено право партнерства представлять права своих членов в органах государственной власти (пункт 3.3). Тем самым право некоммерческого партнерства действовать от имени и в интересах ИП Крупновой А.И. вытекает из закона и Устава.

Из сведений представленных НП СРО «Объединение перевозчиков Республики Марий Эл» в уполномоченный орган, приложенных к заявлению о включении в реестр регулярных маршрутов, ясно следует, в отношении каких маршрутов подано заявление о включении в реестр, а также в чьих интересах действует партнерство при представлении сведений в уполномоченный орган.

Таким образом, отказ Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл ИП Крупновой А.И. во включении в реестр регулярных маршрутов на основании того, что с заявлением о включении в реестр обратилось неуполномоченное лицо, является неправомерным.

Согласно части 1 статьи 26 Закона № 220-ФЗ в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены следующие сведения: 1) регистрационный номер маршрута регулярных перевозок в соответствующем реестре; 2) порядковый номер маршрута регулярных перевозок, который присвоен ему установившими данный маршрут уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченным органом местного самоуправления; 3) наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок или в виде наименований поселений, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту; 4) наименования промежуточных остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок или наименования поселений, в границах которых расположены промежуточные остановочные пункты; 5) наименования улиц, автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между остановочными пунктами по маршруту регулярных перевозок; 6) протяженность маршрута регулярных перевозок; 7) порядок посадки и высадки пассажиров (только в установленных остановочных пунктах или, если это не запрещено Федеральным законом, в любом незапрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок); 8) вид регулярных перевозок; 9) виды транспортных средств и классы транспортных средств, которые используются для перевозок по маршруту регулярных перевозок, максимальное количество транспортных средств каждого класса; 10) экологические характеристики транспортных средств, которые используются для перевозок по маршруту регулярных перевозок; 11) дата начала осуществления регулярных перевозок; 12) наименование, место нахождения юридического лица, фамилия, имя и, если имеется, отчество индивидуального предпринимателя (в том числе участников договора простого товарищества), осуществляющих перевозки по маршруту регулярных перевозок; 13) планируемое расписание для каждого остановочного пункта (для межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти); 14) иные требования, предусмотренные соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами РФ (в отношении смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок) или законом субъекта Российской Федерации (в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и муниципальных маршрутов регулярных перевозок).

По истечении тридцати дней со дня официального опубликования Закона № 220-ФЗ и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования Федерального закона уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок: 1) организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры; 2) размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» указанные в части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры (часть 2 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ).

В заявлении о включении в реестр, поданном в уполномоченный орган СРО НП «Объединение перевозчиков Республики Марий Эл» имелись сведения о регулярных маршрутах, обслуживаемых ИП Крупновой А.И., а именно сведения о наименованиях, направлениях следования, а также расписании движения транспортных средств индивидуального предпринимателя.

Согласно отказу министерства ИП Крупновой А.И. в уполномоченный орган не были представлены следующие сведения и документы для включения в реестр: регистрационный номер маршрута регулярных перевозок в соответствующем реестре (пункт 1 части 1 статьи 26); наименования промежуточных остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок или наименования поселений, в границах которых расположены промежуточные остановочные пункты (пункт 4части 1 статьи 26); наименования улиц, автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между остановочными пунктами по маршруту регулярных перевозок (пункт 5 части 1 статьи 26); порядок посадки и высадки пассажиров (только в установленных остановочных пунктах или, если это не запрещено указанным Федеральным законом, в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок) (пункт 7 части 1 статьи 26); вид регулярных перевозок (пункт 8 части 1 статьи 26); виды транспортных средств и классы транспортных средств, которые используются для перевозок по маршруту регулярных перевозок, максимальное количество транспортных средств каждого класса (пункт 9 части 1 статьи 26).

Однако из ответа Министерства промышленности транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл 28.06.2016 №03-3242 (вх.№8656 от 07.07.2016) и представленных в антимонопольный орган сведений и документов следует, что у уполномоченного органа имелись и иные сведения об осуществляемых маршрутах (кроме представленных НП СРО «Объединение перевозчиков Республики Марий Эл»), поскольку министерством перевозчику было выдано разрешение на право осуществления перевозок, а также паспорт маршрута, в которых имеются сведения о схеме движения транспортных средств по маршруту, сведения об остановочных пунктах. Кроме того, в договоре на транспортное обслуживание населения, действовавшем в 2015 году, указано расписание движения транспортных средств, время отправления с начального и конечного пункта следования маршрута и другие сведения. Также такие сведения об осуществляемых маршрутах как наименования остановочных пунктов, схема движения по маршруту, протяженность маршрута и характеристика дороги на маршруте имелись в паспорте автобусного маршрута, который утвержден Министерством промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл.

Таким образом, Марийское УФАС России на основании представленных документов приходит к выводу о том, что основные необходимые сведения об осуществляемом ИП Крупновой А.И. регулярном маршруте имелись в распоряжении уполномоченного органа.

Кроме того, у министерства имелась возможность запросить недостающие сведения у индивидуального предпринимателя для включения их в реестр в соответствии с требованиями части 1 статьи 26 Закона №220-ФЗ.

При этом Марийское УФАС России учитывает, что заявление СРО НП «Объединение перевозчиков Республики Марий Эл», поданное в интересах ИП Крупновой А.И., было рассмотрено уполномоченным органом спустя длительный период времени, когда истек срок для подачи документов перевозчиками, имеющим право на осуществление регулярных перевозок в переходный период на основании того, что в 2015 году ими осуществлялись регулярные перевозки на законных основаниях.

Поскольку отказ во включении в реестр содержал лишь констатацию оснований для отказа, Марийское УФАС России полагает, что такой отказ перевозчику должен быть дан уполномоченным органом незамедлительно. В таком случае у хозяйствующего субъекта имелась бы возможность устранить недостаток необходимых сведений об осуществляемых регулярных перевозках. Кроме того, у уполномоченного органа не имелось достаточных оснований для отказа во включении в реестр регулярных маршрутов ИП Крупновой А.И.

Невключение сведений об осуществляемых маршрутах в Реестр влечет невыдачу перевозчику карт соответствующих маршрутов, а в последующем свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и новых карт маршрутов. Тем самым, неисполнение обязанности уполномоченного органа во включении в реестр регулярных маршрутов влечет нелегальный характер деятельности ИП Крупновой А.И., снижению уровня транспортной безопасности, ухудшению транспортного обслуживания населения.

Анализ части 2 статьи 39 Закона № 220-ФЗ позволяет заключить, что отказ во включении сведений в Реестр допускается лишь при установлении в процессе проверки фактов того, что направившее сведения лицо не осуществляло после дня официального опубликования Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ регулярные перевозки, либо осуществляло перевозки в отсутствие разрешения, заключенного договора и паспорта маршрута, что автоматически влекло бы невозможность представления сведений, перечисленных в части 1 статьи 26 Закона № 220-ФЗ, или их недостоверность.

Однако ИП Крупнова А.И. осуществляла в 2015 году регулярные перевозки по маршруту «Йошкар-Ола-Б.Кугланур», в отношении которого было подано заявление о включении в реестр, при этом у перевозчика имелись все разрешительные документы.

Тем самым отказ Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 02.02.2016 № 03-369 во включении в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл сведений, предусмотренных частью 1 статьи 26 Закона № 220-ФЗ, в отношении межмуниципального маршрута «Йошкар-Ола-Б.Кугланур» не соответствует статье 39 Закона № 220-ФЗ, нарушает права ИП Крупновой А.И. в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Поскольку основной деятельностью ИП Крупновой А.И. является осуществление и организация перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, отказ Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл во включении в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл препятствовал законной предпринимательской деятельности предпринимателя, создал административные препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности. Такие действия недопустимы в силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, указанный отказ влечет не только ограничение права ИП Крупновой А.И. на осуществление регулярных пассажирских перевозок, но и снижение уровня транспортной безопасности, ухудшение транспортного обслуживания населения по рассматриваемым направлениям.

На основании изложенного, Марийским УФАС России в действиях Министерства промышленности транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в неправомерном отказе ИП Крупновой А.И. во включении в реестр регулярных маршрутов Республики Марий Эл регулярных маршрутов, осуществляемых индивидуальным предпринимателем на основании договоров на транспортное обслуживание, заключенных с уполномоченным органом по маршруту «Йошкар-Ола-Б.Кугланур».

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции (в редакции Федерального закона от 05.10.2015 № 275-ФЗ, вступившим в силу 05.01.2016) в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, Марийское УФАС России, руководствуясь статьей 15, статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает Министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл о необходимости в двухмесячный срок с момента получения предупреждения прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем повторного рассмотрения заявления некоммерческого партнерства саморегулируемая организация «Объединение перевозчиков Республики Марий Эл» в части маршрута, деятельность по которому осуществляла индивидуальный предприниматель Крупнова Алевтина Ивановна (ИНН 121501292908, ОГРНИП 309121521200020), и включения в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл сведений о межмуниципальном маршруте индивидуального предпринимателя: «Йошкар-Ола-Б.Кугланур».

Министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл обязано сообщить о выполнении предупреждения в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, в том числе представить документы, свидетельствующие о выполнении предупреждения.

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (части 7, 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

 

 

Вр.и.о. руководителя