Решение №498 Решение по делу № 662 от 23 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена «18» августа 2017 г.

В полном объеме решение изготовлено «23» августа 2017 г.

 

Комиссия Мордовского УФАС России по рассмотрению дела № 662 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии <...> – руководитель Управления;

члены Комиссии: <...> – заместитель руководителя Управления; <...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных рынков и органов власти; <...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных рынков и органов власти, рассмотрев дело № 662 по признакам нарушения Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия (далее также – Минсоцзащиты Республики Мордовия) (430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Титова, 133), Обществом с ограниченной ответственностью «Драйвер» (далее – ООО «Драйвер) (430030, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Титова, 4/4), Государственным казенным учреждением «Социальная защита населения по Ардатовскому району РМ» (далее также –  ГКУ «Соцзащита населения по Ардатовскому району РМ») (431770, РМ, г. Ардатов, ул. Комсомольская, 90), Государственным казенным учреждением «Социальная защита населения по Атяшевскому району РМ» (далее также –  ГКУ «Соцзащита населения по Атяшевскому району РМ») (431800, РМ, п. Атяшево, ул. Центральная, д. 4), Государственным казенным учреждением «Социальная защита населения по Большеберезниковскому району РМ» (далее также – ГКУ «Соцзащита населения по Большеберезниковскому району РМ») (431750, РМ, с. Б. Березники, ул. Ленина, д. 6), Государственным казенным учреждением «Социальная защита населения по Большеигнатовскому району РМ» (далее также – ГКУ «Соцзащита населения по  Большеигнатовскому району РМ») (431670, РМ, с. Б. Игнатово, ул. Советская, д. 32), Государственным казенным учреждением «Социальная защита населения по Дубенскому району РМ» (далее также – ГКУ «Соцзащита населения по Дубенскому району РМ») (431770, РМ, с. Дубенки, ул. Бровцева, д. 11), Государственным казенным учреждением «Социальная защита населения по Ельниковскому району РМ» (далее также – ГКУ «Соцзащита населения по Ельниковскому району РМ») (431370, РМ, с. Ельники, пл. 1 Мая, д. 17), Государственным казенным учреждением «Социальная защита населения по Зубово-Полянскому району РМ» (далее также – ГКУ «Соцзащита населения по Зубово-Полянскому району РМ») (431110, РМ, р.п. Зубова Поляна, ул. Советская, д. 2 А), Государственным казенным учреждением «Социальная защита населения по Инсарскому району РМ» (далее также – ГКУ «Соцзащита населения по Инсарскому району РМ») (431430, РМ, г. Инсар, ул. Советская, д. 76), Государственным казенным учреждением «Социальная защита населения по Ичалковскому району РМ» (далее также – ГКУ «Соцзащита населения по  Ичалковскому району РМ») (431640, РМ, с. Кемля, пер. Кооперативный, д. 4), Государственным казенным учреждением «Социальная защита населения по Ковылкинскому району РМ» (далее также – ГКУ «Соцзащита населения по Ковылкинскому району РМ»)  (431354, РМ, г. Ковылкино, ул. Большевистская, д. 30), Государственным казенным учреждением «Социальная защита населения по Кочкуровскому району РМ» (далее также – ГКУ «Соцзащита населения по Кочкуровскому району РМ») (431580, РМ, с. Кочкурово, ул. Ленинская, д. 10), Государственным казенным учреждением «Социальная защита населения по Краснослободскому району РМ» (далее также – ГКУ «Соцзащита населения по Краснослободскому району РМ») (431260, РМ, г. Краснослободск, Советская пл., д. 11), Государственным казенным учреждением «Социальная защита населения по Лямбирскому району РМ» (далее также – ГКУ «Соцзащита населения по Лямбирскому району РМ») (431510, РМ, с. Лямбирь, ул. Ленина, д. 9), Государственным казенным учреждением «Социальная защита населения по Ромодановскому району РМ» (далее также – ГКУ «Соцзащита населения по Ромодановскому району РМ») (431600, РМ, п. Ромоданово, ул. Ленина, д. 153), Государственным казенным учреждением «Социальная защита населения по Рузаевскому району РМ» (далее также – ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ») (431440, РМ, г. Рузаевка, ул. Ленина, д. 70), Государственным казенным учреждением «Социальная защита населения по Старошайговскому району РМ» (далее также – ГКУ «Соцзащита населения по Старошайговскому району РМ») (431540, РМ, с. Старое Шайгово, ул. Рабочая, д. 11), Государственным казенным учреждением «Социальная защита населения по Темниковскому району РМ» (далее также – ГКУ «Соцзащита населения по Темниковскому району РМ) (431220, РМ, г. Темников, ул. Карла Маркса, д. 2), Государственным казенным учреждением «Социальная защита населения по Теньгушевскому району РМ» (далее также – ГКУ «Соцзащита населения по Теньгушевскому району РМ») (431210, РМ, с. Теньгушево, ул. К. Маркса, д. 39), Государственным казенным учреждением «Социальная защита населения по Торбеевскому району РМ» (далее также – ГКУ «Соцзащита населения по Торбеевскому району РМ») (431030, РМ, р.п. Торбеево, ул. Карла Маркса, д. 7 «а»), Государственным казенным учреждением «Социальная защита населения по Чамзинскому району РМ» (далее также – ГКУ «Соцзащита населения по Чамзинскому району РМ») (431700, РМ, п. Чамзинка, ул. Терешковой, д. 24 а), Государственным казенным учреждением «Социальная защита населения по городскому округу Саранск» (далее также – ГКУ «Соцзащита населения по г.о. Саранск» (430000, РМ, г. Саранск, ул. Пролетарская, д. 21) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

30.08.2016 в Мордовское УФАС России поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью «Центр новых технологий и инноваций» (далее также – ООО «Центр новых технологий и инноваций», Заявитель) № 25 (вх. № 4287 от 30.08.2016), содержащее сведения о нарушении Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия (далее также – Минсоцзащиты РМ, Министерство) и Обществом с ограниченной ответственность «Драйвер» (далее также – ООО «Драйвер») статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (даже также – Заявление).

Письмом Мордовского УФАС России от 30.09.2016 № 1730 срок рассмотрения заявления ООО «Центр новых технологий и инноваций» был продлен до 30.11.2016 в связи с необходимостью сбора дополнительной информации.

Из Заявления следует, что 03.03.2015 ООО «Центр новых технологий и инноваций» в Мордовское УФАС России была подана жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по сопровождению и администрированию автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия» (реестровый номер закупки 0109200002415000059) в связи с многочисленными нарушениями требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), содержащимися в конкурсной документации № 6-ОК-15/ОУ.

Решением от 16.03.2015 года антимонопольный орган признал жалобу Заявителя обоснованной, а действия Минсоцзащиты РМ, выразившиеся в составлении конкурсной документации, предоставляющей необоснованные преимущества одному из участников размещения заказа – ООО «Драйвер», нарушающими требования статьи 8, части 5 статьи 24, частей 8, 9 статьи 32 Закона о контрактной системе.

Предписанием от 16.03.2015 № 28 Мордовское УФАС России обязало Министерство аннулировать открытый конкурс на право заключения контракта на оказание услуг по сопровождению и администрированию автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия» (заказ №0109200002415000059), устранить нарушения, допущенные при размещении заказа и, в случае сохранения необходимости в услугах, являвшихся предметом заказа, провести закупку повторно в соответствии с требованиями действующего законодательства и с учетом решения Мордовского УФАС России от 16.03.2015.

Однако, по мнению Заявителя, должностные лица Минсоцзащиты РМ продолжили совершать действия, нарушающие требования Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выражающиеся в недопущении, ограничении, устранении конкуренции в сфере предпринимательской деятельности, путем навязывания подведомственным государственным учреждениям социальной защиты населения РМ условий договора, невыгодных для них, а также совершения согласованных действий между Министерством и ООО «Драйвер».

Из материалов, приложенных к Заявлению, следует, что 17.03.2015 ООО «Центр новых технологий и инноваций» в адрес министра социальной защиты населения Республики Мордовия <...> в связи с предписанием, вынесенным Мордовским УФАС России, и в целях обеспечения непрерывного процесса сопровождения и администрирования Автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия» (далее также – АИС ЭСРН РМ) предложило на время устранения нарушений, проведения нового конкурса и заключения государственного контракта, заключить договоры на оказание указанных услуг с ООО «Центр новых технологий и инноваций» по цене 311 614,00 рублей в месяц, распределенной для всех учреждений в соответствии с объемом работ.

Письмом от 13.04.2015 № 13-1005 Министерство отклонило предложение Заявителя, уведомив его о том, что определение исполнителя на оказание услуг по сопровождению и администрированию АИС ЭСРН РМ будет проводиться в рамках действующего законодательства.

Вместе с тем, направляя в Мордовское УФАС России заявление (вх. № 4287 от 30.08.2016), ООО «Центр новых технологий и инноваций» приложило к нему, в том числе, копию распечатки электронного письма заместителя начальника отдела информационных технологий Минсоцзащиты РМ <...> от 27.03.2015, адресатами которого выступают Государственные казенные учреждения «Социальная защита населения». Данным письмом отправитель просит получателей оперативно внести изменения в планы-графики закупок для заключения контрактов на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ, а также уведомляет их о том, что договоры будут подписываться с ООО «Драйвер».

К данному электронному письму также был приложен файл в формате xls, содержащий данные о стоимости оказания услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ на II-IV кварталы 2015 года, подготовленный начальником отдела информационных технологий Минсоцзащиты РМ <...>.

Таким образом, по мнению Заявителя, данным электронным письмом Государственным казенным учреждениям «Социальная защита населения» предписано заключить контракты с ООО «Драйвер» с апреля 2015 года, сроком действия до 31.12.2015, что исключает проведение закупки конкурентным способом.

Это, согласно доводам ООО «Центр новых технологий и инноваций», дополнительно подтверждается тем, что в апреле 2015 года все подведомственные государственные учреждения Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия заключили контракты на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ именно с ООО «Драйвер»., что, в свою очередь, свидетельствует о том, что Государственные казенные учреждения «Социальная защита населения» в 2015 году самостоятельно не определяли исполнителя по контрактам на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ.

На основании приказа Мордовского УФАС России от 29.11.2016 № 125-од было возбуждено дело № 662 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Определениями от 19.12.2016 № 1320, от 13.01.2017 № 11 рассмотрение дела № 662 откладывалось. Определением от 02.02.2017 № 47 срок рассмотрения дела № 662 был продлен до 28.08.2017. Определениями от 02.02.2017 № 46, от 06.03.2017 № 131, от 17.04.2017 № 255, от 25.04.2017 № 278, от 09.06.2017 № 396, от 30.06.2017 № 464, от 27.07.2017 № 530, от 04.08.2017 № 545 рассмотрение дела № 662 также откладывалось. Определением от 27.07.2017 № 530 к участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства привлечены ГКУ «Соцзащита населения».

08.08.2017 перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией, в порядке статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, было принято заключение об обстоятельствах дела.

От ООО «Центр новых технологий и инноваций» (вх. № 3820 от 18.08.2017), а также ООО ИТЦ «Базис», привлеченного к участию в рассмотрении дела № 662 в качестве заинтересованного лица, поступили ответы, согласно которым названные лица согласны с доводами, изложенными в заключении.

ГКУ «Соцзащита населения», а также Министерством информатизации и связи Республики Мордовия, привлеченным к участию в рассмотрении дела № 662 в качестве заинтересованного лица, письменные ответы на доводы, изложенные в заключении об обстоятельствах дела от 08.08.2017 № 5 не представлены.

Министерством социальной защиты населения и ООО «Драйвер» представлены ответы на заключение об обстоятельствах дела № 662 от 08.08.2017 № 5 (вх. №№ 3821 от 18.08.2017, 3822 от 18.08.2017 соответственно) в которых, однако, отсутствуют доказательства, свидетельствующие об отсутствии в рассматриваемых в рамках данного дела действиях Министерства, ГКУ «Соцзащита населения» и ООО «Драйвер» нарушения антимонопольного законодательства.

В целях соблюдения прав и законных интересов всех участников рассмотрения дела № 662, учитывая необходимость ознакомиться с представленными ответами на заключение об обстоятельствах дела от 08.08.2017 № 5 перед вынесением решения, в заседании Комиссии, назначенном на 18.08.2017 на 11 часов 00 минут, объявлялся перерыв до 16 часов 00 минут 18.08.2017. Резолютивная часть решения оглашена в заседании Комиссии 18.08.2017.

Оценив в соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции полученные и исследованные в порядке статьи 25, части 2 статьи 39, части 2 статьи 44, частей 4, 5 статьи 45 Закона о защите конкуренции доказательства, а также доводы, представленные лицами, участвующими в деле, Комиссия установила следующее.

Согласно плану-графику размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия, утвержденного 16.01.2015 и размещенного на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru Министерство планировало провести открытый конкурс на приобретение услуг по сопровождению и администрированию автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия». Ориентировочная начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 3154,534 тысячи рублей.

16.02.2015 на сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по сопровождению и администрированию АИС ЭСРН РМ для нужд Минсоцзащиты РМ (извещение № 0109200002415000059).

Однако решением Мордовского УФАС России от 16.03.2015 № 107 по делу № 66 в действиях Минсоцзащиты РМ при проведении открытого конкурса № 0109200002415000059 на оказание услуг по сопровождению и администрированию АИС ЭСРН РМ было установлено нарушение  статьи 8, части 5 статьи 24, частей 8, 9 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных  нужд».

Согласно предписанию от 16.03.2015 № 28 открытый конкурс № 0109200002415000059 был аннулирован, а Министерство было обязано устранить выявленные нарушения и провести повторную закупку (при сохранении необходимости в закупаемых услугах) в соответствии с требованиями действующего законодательства и с учетом решения Мордовского УФАС России от 16.03.2015 № 107.

Как установлено материалами дела № 662 необходимость в закупаемых услугах сохранилась. Вместе с тем, повторная закупка Минсоцзащиты РМ не проводилась, а бюджетные средства, ранее выделенные на закупку услуг по сопровождению и администрированию АИС ЭСРН РМ, были перераспределены между Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия и подведомственными ему учреждениями – ГКУ «Социальная защита населения», следствием чего стало внесение изменений в планы-графики размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Государственных казенных учреждений «Социальная защита населения», подведомственных Министерству, на 2015 год, которое было осуществлено казенными учреждениями после 27.03.2015.

Именно 27.03.2015, согласно заявлению ООО «Центр новых технологий и инноваций», в подведомственные Министерству ГКУ «Соцзащита населения» было направлено письмо заместителя начальника отдела информационных технологий Минсоцзащиты РМ <...>.

Ввиду того, что данное письмо не содержит электронную цифровую подпись отправителя и однозначно установить, имело ли место направление данного письма, без получения дополнительной информации было невозможно, Мордовским УФАС России в ГКУ «Соцзащита населения» был направлен запрос о предоставлении сведений о выполнении поручения заместителя начальника отдела информационных технологий Минсоцзащиты РМ <...> от 27.03.2015, о внесении изменений в план-график закупок для заключения контрактов на оказание услуги по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ, а также информации о заключении договоров с ООО «Драйвер» с приложением копий таких договоров (контрактов).

В ответ на данный запрос в адрес Мордовского УФАС России все ГКУ «Социальная защита населения» представили в антимонопольный орган копии запрошенных договоров (контрактов). Вместе с тем, в письме директора ГКУ «Соцзащита населения по Кочкуровскому району» В.Д. Объедкина содержалась информация о том, что изменения в план-график закупок для заключения контрактов на оказание услуги по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ были внесены учреждением, контракт на оказание названных услуг был заключен с ООО «Драйвер» в соответствии с поручением заместителя начальника отдела информационных технологий Минсоцзащиты РМ <...>, изложенным в электронном письме от 27.03.2015.

В последующем представитель ГКУ «Соцзащита населения по Кочкуровскому району», <...> представила в Мордовское УФАС России письмо от 03.03.2017 № 309 (вх. № 928 от 03.03.2017), также подписанное директором учреждения В.Д. Объедкиным, которым руководитель учреждения опровергает информацию, приведенную ранее, и заявляет о том, что никаких писем от заместителя начальника отдела информационных технологий Минсоцзащиты РМ <...> в адрес ГКУ «Соцзащита населения по Кочкуровскому району РМ» не поступало.

Вместе с тем, в письме директора ГКУ «Соцзащита населения по г.о. Саранск» <...> также приведена ссылка на указанное электронное письмо, однако сделано указание на то, что ввиду того, что данное письмо не было напечатано на официальном бланке и не содержало подписи должностного лица, оно носило лишь рекомендательный характер и не являлось обязательным для исполнения. Вместе с тем, контракт на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ ГКУ «Соцзащита населения по г.о. Саранск» также заключило с ООО «Драйвер».

Необходимо отметить, что письмо ГКУ «Соцзащита населения по г.о. Саранск», по мнению антимонопольного органа, свидетельствует о том, что между Министерством и казенными учреждениями существует договоренность (сложившаяся практика делового оборота), согласно которой не все письма, направляемые по электронной почте в обязательном порядке должны содержать электронную цифровую подпись.

В письмах остальных ГКУ «Соцзащита населения», также заключивших контракты на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ с ООО «Драйвер», отсутствовала какая-либо информация об электронном письме заместителя начальника отдела информационных технологий Минсоцзащиты РМ <...>, запрошенная Мордовским УФАС России, но при этом давалось указание на то, что учреждения самостоятельно осуществляют свою деятельность в пределах, определяемых законодательством Российской Федерации, Республики Мордовия и Устава учреждения, и, в целях реализации своих функций, имеют право на заключение и оплату государственных контрактов и иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производимых от имени Республики Мордовия, в пределах доведенных учреждению лимитов бюджетных обязательств, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

При этом обращает на себя внимание тот факт, что письма ряда ГКУ «Социальная защита населения» являются на сто процентов идентичными, включая допущенные ошибки (например, письма ГКУ «Социальная защита населения по Большеберезниковскому району» и ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району», ГКУ «Социальная защита населения по Рузаевскому району» и ГКУ «Социальная защита населения по Старошайговскому району»).

Вместе с тем, ввиду того, что абсолютное большинство ГКУ «Соцзащита населения» отрицали наличие указания Министерства о заключении контрактов на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ именно с ООО «Драйвер», в рамках рассмотрения дела № 662 определением от 27.07.2017 № 530 об отложении рассмотрения дела № 662 от них была запрошена, в том числе, информация (в письменном виде) о том, каким образом осуществлялся выбор единственного поставщика для заключения указанных контрактов.

Из представленных ответов следует, что представить запрошенную информацию не представляется возможным, поскольку формирование и хранение документов (в письменном виде), касающихся выбора единственного поставщика (исполнителя) при осуществлении закупки товаров, работ или услуг на сумму, не превышающую ста тысяч рублей, в соответствии с действующим законодательством не является обязательным. Не представляется возможным, согласно письмам ГКУ «Социальная защита населения», предоставить и сведения об осуществлении, до заключения контрактов с единственным поставщиком, ООО «Драйвер», исследования рынка хозяйствующих субъектов, имеющих возможность оказывать услуги по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ.

В дополнение к изложенному на заседании Комиссии по рассмотрению дела № 662 представители ГКУ «Соцзащита населения» указали на то, что Закон о контрактной системе не обязывает заказчика проводить изучение рынка закупаемых услуг до заключения контракта с единственным поставщиком цена которого составляет менее 100 тысяч рублей.

Вместе с тем необходимо учитывать тот факт, что отсутствие такой обязанности фактически дает возможность не только для злоупотребления при расходовании бюджетных средств, но и для негласной договоренности между заказчиком и поставщиком (исполнителем).

Анализ представленных ГКУ «Соцзащита населения» планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика на 2015 год свидетельствует о том, что многие казенные учреждения воспользовались возможностью указывать в планах-графиках информацию о закупках, которые планируется осуществить в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ одной строкой.

Вместе с тем, в планах-графиках некоторых ГКУ «Соцзащита населения» закупка услуги по системно-техническому сопровождению и администрированию АИС ЭСРН РМ выделена отдельной строкой. Так, например, согласно плану-графику ГКУ «Соцзащита населения по Инсарскому району РМ», утвержденному 30.03.2015,ориентировочная (максимальная) цена контракта на оказание данной услуги составляет 97 659 рублей 00 копеек и именно на эту сумму 13.04.2017 заключен контракт № 249-118/2015 с ООО «Драйвер».

В свою очередь в результате анализа представленных ГКУ «Соцзащита населения» контрактов на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию АИС ЭСРН РМ, заключенных с ООО «Драйвер» на II-IV кварталы 2015 года, установлено, что цена всех контрактов соответствует стоимости оказания услуг, приведенной в файле «Суммы для план-графика.xls», подготовленным начальником отдела информационных технологий Минсоцзащиты РМ <...> и приложенным к электронному письму заместителя начальника отдела информационных технологий Минсоцзащиты РМ <...>, получение которого абсолютное большинство ГКУ «Соцзащита населения» отрицает.

Вышеизложенное, по мнению антимонопольного органа, свидетельствует о том, что размер денежных средств, выделенных каждому ГКУ «Соцзащита населения» на заключение контракта с единственным поставщиком на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию АИС ЭСРН РМ, в точности соответствует цене контрактов, в последующем заключенных казенными учреждениями с ООО «Драйвер».

Обращает на себя внимание и тот факт, что в планах-графиках ГКУ «Соцзащита населения по Большеберезниковскому району РМ на 2015 год, представленных в материалы дела № 662, содержатся сведения об отмененной закупке у единственного поставщика (ООО ИТЦ «Базис») услуг по информационно-техническому сопровождению и администрированию программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ.

Дополнительным свидетельством того, что заключение контрактов на оказание вышеуказанных услуг с ООО «Драйвер» осуществлялось ГКУ «Соцзащита населения» не самостоятельно, а под контролем Минсоцзащиты РМ является следующее.

Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия в письме от 03.03.2017 № 13-490, объясняя заключение ГКУ «Соцзащита населения» контрактов на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ именно с ООО «Драйвер», представило в Мордовское УФАС России сведения об обязательном наличии у организаций, обслуживающих инфраструктуру программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ лицензии ФСБ России по Республике Мордовия на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и коммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Вместе с тем еще до поступления в материалы дела № 662 письма Минсоцзащиты РМ от 03.03.2017 № 13-490 УФСБ по РМ письмом от 31.01.2017 № 67/6/10-702 (вх. № 446 от 02.02.2017), представленным в ответ на запрос Мордовского УФАС от 13.01.2017 № 50 о представлении информации о необходимости наличия у лица, осуществляющего услуги по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ, указанной лицензии ФСБ России по Республике Мордовия подтвердило необходимость наличия данной лицензии при оказании услуг по администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ ввиду того, что оно включает в себя установку и настройку аппаратно-программных комплексов VipNet 3.x. В свою очередь сопровождение и администрирование аппаратно-программных комплексов VipNet 3.x подпадают под подпункты 12-19 Перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 313. При этом на территории Республики Мордовия, по данным УФСБ по РМ, зарегистрированы 22 организации, имеющие данную лицензию.

Таким образом, даже на территории Республики Мордовия ООО «Драйвер» не является единственной организацией, имеющей право осуществлять услуги по системно-техническому сопровождению и администрированию АИС ЭСРН РМ. Учитывая тот факт, что в настоящее время Автоматизированные информационные системы «Электронный социальный регистр населения» действуют и в других регионах страны и услуги по их системно-техническому сопровождению и администрированию могут оказываться только организациями, имеющими лицензию ФСБ, выбор потенциальных исполнителей становится еще шире.

 

В соответствии со статьей 16 запрещаются соглашения между органами местного самоуправления или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Под конкуренцией в статьей 4 ФЗ Закона о защите конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке (п. 7). При этом самостоятельность означает приобретение и осуществление своих гражданских прав своей волей и в своем интересе, а также за свой счет на свой риск (п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 2 и п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ, далее – ГК РФ). Также допускается совершать действия не только в своем, но и в чужом либо в общем с чужим интересах как на основании соответствующего договора (ст. 1005, ст. 1012 и ст. 1041 ГК РФ), так и без поручения, иного указания или заранее обещанного согласия заинтересованного лица (п. 1 ст. 980 ГК РФ). Сделки в чужом интересе совершаются за счет заинтересованного лица (п. 1 ст. 971 и п. 1 ст. 990, ст. 986, ст. 1001 ГК РФ), а в общем с чужим интересе - за счет всех заинтересованных лиц (ст. 1046 ГК РФ).

Согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. О согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30).

Согласно абзацу 3 пункта 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 24.06.2009 № 11-П расходы государства, связанные с устранением негативных социально-экономических последствий нарушения антимонопольного законодательства, не подлежат исчислению. В свою очередь, совершение действий по соглашению не относится к согласованным действиям, а является согласно части 2 статьи 8 Закона о защите конкуренции соглашением.

Под соглашением в пункте 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей в пункте 1 статьи 420 ГК РФ признается договором. Вместе с тем, факт наличия антиконкурентного соглашения не становится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством. Положения статей 154, 160, 432, 434 ГК РФ в этом случае не применяются (Постановление Президиума ВАС РФ от 21.12.2010 № 9966/10 по делу № А27-12323/2009). Если лицо, в интересе которого предпринимаются действия без его поручения, одобрит эти действия, к отношениям сторон в дальнейшем применяются правила о договоре поручения или ином договоре, соответствующем характеру предпринятых действий, даже если одобрение было устным (ст. 982 ГК РФ). В свою очередь, возможность определить содержание устного соглашения путем оценки буквального значения содержащихся в его условиях слов и выражений или сопоставления его условий заведомо отсутствует, а потому действительная общая воля сторон и цель соглашения выясняется согласно ст. 431 ГК РФ с учетом всех соответствующих обстоятельств, включая предшествующие соглашению переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведению сторон.

Факт заключения антиконкурентного соглашения, согласно разъяснению Президиума ФАС России (утв. протоколом от 17.02.2016 № 3) может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств. Прямыми доказательствами наличия антиконкурентного соглашения могут быть письменные доказательства, содержащие волю лиц, направленную на достижение соглашения: непосредственно соглашения; договоры в письменной форме; протоколы совещаний (собраний); переписка участников соглашения, в том числе в электронном виде.

Пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или  такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В соответствии с Положением о Министерстве социальной защиты населения Республики Мордовия (утв. постановлением Правительства РМ от 29.05.2008 № 228 Министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, обеспечивающим в пределах своей компетенции проведение единой государственной политики в области социальной защиты и социального обслуживания населения.

ГКУ «Соцзащита населения» являются самостоятельными юридическими лицами, подведомственными Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия, действующими на основании Уставов, учредителями которых является Республика Мордовия.

ООО Драйвер», согласно Уставу, утвержденному решением учредителя № 1 от 23.06.2011, является юридическим лицом, основной целью которого является извлечение прибыли.

По результатам анализа состояния конкуренции, проведенного в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции и пункта 10.8 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утв. Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220) установлено, что рынок оказания услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса Автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия» является конкурентным. Доминирующее положение ООО «Драйвер» не установлено.

Между тем, как указано выше, все ГКУ «Соцзащита населения» заключили контракты на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры АИС ЭСРН РМ с ООО Драйвер».

При этом подпунктом 4.4. пункта 4. «Порядок приемки услуг» контрактов установлено, что ежемесячно, не позднее 3 рабочих дней до срока предоставления актов оказания услуг, Исполнитель (ООО «Драйвер») предоставляет технические отчеты в отдел информационных технологий Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия для оценки перечня и качества оказанных услуг. Приемочная комиссия в целях проверки технического отчета вправе затребовать у Исполнителя для проверки журналы учета услуг и осуществить проверку факта оказания услуг. В течение 3 рабочих дней со дня предоставления технического отчета, осуществляется проверка и согласование технических отчетов.

Таким образом, контроль услуг, оказываемых ООО «Драйвер» Заказчикам, фактически осуществляет Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия.

С учетом представленных в материалы дела № 662 доказательств, в том числе копий контрактов на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию АИС ЭСРН РМ, согласно которым все ГКУ «Соцзащита населения» в апреле-мае 2015 года заключили абсолютно идентичные по содержанию контракты на оказание данных услуг с ООО «Драйвер», проведенного Мордовским УФАС России анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса Автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия» Комиссия пришла к выводу о заключении Минсоцзащиты РМ, ГКУ «Соцзащита РМ» и ООО «Драйвер» антиконкурентного соглашения.

Учитывая вышеизложенное, а также руководствуясь пунктом 4 статьи 16, статьей 23, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, Общество с ограниченной ответственностью «Драйвер», Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Ардатовскому району РМ», Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Атяшевскому району РМ» Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Большеберезниковскому району РМ», Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Большеигнатовскому району РМ», Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Дубенскому району РМ», Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Ельниковскому району РМ», Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Зубово-Полянскому району РМ», Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Инсарскому району РМ», Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Ичалковскому району РМ», Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Ковылкинскому району РМ», Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Кочкуровскому району РМ», Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Краснослободскому району РМ», Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Лямбирскому району РМ», Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Ромодановскому району РМ», Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Рузаевскому району РМ», Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Старошайговскому району РМ», Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Темниковскому району РМ», Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Теньгушевскому району РМ», Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Торбеевскому району РМ», Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Чамзинскому району РМ», Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по городскому округу Саранск» нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении в 2015 году контрактов на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса Автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия», а именно: контракта № 249-110/2015 от 01.04.2015, контракта № 249-112/2015 от 07.04.2015, контракта № 249-113/2015 от 05.05.2015, контракта № 249-114/2015 от 13.04.2015, контракта № 249-115/2015 от 16.04.2015, контракта № 249-116/2015 от 09.04.2015, контракта № 249-117/2015 от 01.04.2015, контракта № 249-118/2015 от 13.04.2015, контракта № 249-119/2015 от 10.04.2015, контракта № 249-121/2015 от 10.04.2015, контракта № 249-122/2015 от 06.04.2015, контракта № 249-123/2015 от 13.04.2015, контракта № 249-124/2015 от 16.04.2015, контракта № 249-125/2015 от 17.04.2015, контракта № 249-126/2015 от 07.04.2015, контракта № 249-127/2015 от 13.04.2015, контракта № 249-128/2015 от 06.04.2015, контракта № 249-129/2015 от 10.04.2015, контракта № 249-130/2015 от 27.04.2015, контракта № 249-131 от 11.04.2015, контракта № 249-132/2015 от 13.04.2015 и участии в них, что привело к ограничению конкуренции.

2. Предписания не выдавать в связи с истечением срока действия контрактов на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса Автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия», заключенных в 2015 году.

 

Председатель Комиссии                                                                                             <...>

Члены Комиссии:

                                                                                                                                       <...>

                                                                                                                                       <...>

                                                                                                                                       <...>

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны