Решение №05-15/141-15 РЕШЕНИЕ по делу № 05-15/141-15 о нарушении антимонопольного... от 27 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «Московская объединенная электросетевая компания»

 

2-й Павелецкий пр-д, д. 3,стр. 2,

г. Москва, 115114

 

<…>

<…>

<…>

<…>

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-15/141-15 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

                                                                                                                         г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена «26» января 2016 г.

В полном объеме решение изготовлено «09» февраля 2016 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии – А.А. Азаренко, заместителя руководителя Московского областного УФАС России; членов Комиссии – А.А. Сапожникова, заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Московского областного УФАС России;
К.О. Домненко, ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Московского областного УФАС России, рассмотрев дело
№ 05-15/141-15 по признакам нарушения ПАО «Московская объединенная электросетевая компания» (место нахождения: 115114, г. Москва, 2-й Павелецкий проезд, д. 3, стр. 2) (далее – ПАО «МОЭСК») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского областного УФАС России поступили заявления <…>(далее – Заявители) с жалобой на неправомерные действия ПАО «МОЭСК» в части невыполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных по адресам: <…>

По результатам рассмотрения указанных заявлений Московским областным УФАС России возбуждено дело № 05-15/141-15 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг по технологическому присоединению потребителей электрической энергии в границах балансовой принадлежности электрических сетей ПАО «МОЭСК», выразившегося в ущемлении интересов
Заявителей, путем невыполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям в срок, установленный Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения).

Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения сторон по делу, Комиссия по рассмотрению дела № 05-15/141-15 о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее.

ПАО «МОЭСК» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением годового общего собрания акционеров ПАО «МОЭСК».

ПАО «МОЭСК» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Московской области от 22.11.2007 за основным государственным регистрационным номером 1057746555811. В соответствии с Уставом
ПАО «МОЭСК» место нахождения Общества:
г. Москва, 2-й Павелецкий проезд, д. 3, стр. 2.

Основным видом деятельности ПАО «МОЭСК» является оказание услуг по передаче и распределению электрической энергии, а также оказание услуг по присоединению к электрическим сетям.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861,
«Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической
энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, являются сетевыми организациями.

Таким образом, ПАО «МОЭСК» является электросетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, а также деятельность по технологическому присоединению в границах балансовой принадлежности электрических сетей и иного электросетевого хозяйства.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995
№ 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической
сети оказываются непосредственно с целью обеспечения возможности последующей передачи электрической энергии для потребителя, а возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации
договора на технологическое присоединение. Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии,
в связи с чем, не составляет самостоятельного товарного рынка, в
соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда от 08.09.2009
№ 6057/09.

Таким образом, Московским областным УФАС России установлено, что ПАО «МОЭСК» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, а также по технологическому присоединению потребителей к распределительным электрическим
сетям в границах балансовой принадлежности  электрических сетей
ПАО «МОЭСК».

Согласно материалам дела № 05-15/141-15 о нарушении антимонопольного законодательства между Заявителями и ПАО «МОЭСК» заключены договоры № Ю8-14-302-5210(913211) от 28.04.2014, № Ю8-13-302-9710(916516) от 13.12.2013, № Ю8-14-302-5213(913213) от 28.04.2014,
№ Ю8-14-302-8603(924755) от 02.09.2014
об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по
адресам:
<…>

В соответствии с пунктом 5 договоров об осуществлении технологического присоединения № Ю8-14-302-5210(913211) от 28.04.2014,
№ Ю8-13-302-9710(916516) от 13.12.2013, № Ю8-14-302-5213(913213) от 28.04.2014, № Ю8-14-302-8603(924755) от 02.09.2014, ПАО «МОЭСК» обязалось в течении 6 месяцев с даты заключения договоров выполнить мероприятия по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей.

В соответствии с пунктом 16 Правил технологического присоединения, для заявителей - физических лиц, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрически сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не  более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев.

Таким образом, ПАО «МОЭСК» надлежало по договору
№ Ю8-14-302-5210(913211) в срок до 28.10.2014, по договору
№ Ю8-13-302-9710(916516) в срок до 13.06.2013, по договору
№ Ю8-14-302-5213(913213) в срок до 28.10.2014, по договору
№ Ю8-14-302-8603(924755) в срок до 02.02.2015,
осуществить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: <…>к электрическим сетям.

Комиссией Московского областного УФАС России по рассмотрению дела № 05-15/141-15 о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что на дату 26.01.2016 мероприятия по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств
Заявителей, предусмотренные техническими условиями № Ю8-14-202-5832(913211/102/Ю8) от 31.04.2014, № Ю8-13-202-11828(916516/102Ю8) от 27.07.2013, № Ю8-14-202-13576(924755/102/Ю8) от 22.08.2014, № Ю8-14-202-5836(913213/102/Ю8) от 31.04.2014, со стороны сетевой организации,
не выполнены, что подтверждается письменными пояснениями
ПАО «МОЭСК», представленными в материалы дела № 05-15/141-15
о нарушении антимонопольного законодательства.

Таким образом, ПАО «МОЭСК» нарушен порядок осуществления технологического присоединения к электрическим сетям, установленный Правилами технологического присоединения в части невыполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения в срок, установленный Правилами технологического присоединения, что является нарушением антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Согласно пунтку 3 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
выдача предупреждения в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если при рассмотрении такого дела установлены признаки нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, которые не были известны на момент возбуждения такого дела.

Комиссией Московского областного УФАС России ПАО «МОЭСК» на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдано предупреждение № 05-10/143-15 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее - предупреждение № 05-10/143-15).

Согласно предупреждению № 05-10/143-15 ПАО «МОЭСК» надлежало провести осмотр выполнения технических условий заявителями в соответствии с Правилами технологического присоединения в связи с наличием в них признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов Заявителей, путем навязывания невыгодных условий договоров об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресам: <…> к электрическим сетям, а именно навязывания установки «пломбировочных боксов» под автоматические выключатели,а также отказ согласования установки автоматического выключателя с номинальной мощностью 40А, перед автоматическим выключателем с номинальной мощностью 25А.

ПАО «МОЭСК» указанное Предупреждение не выполнило.

В соответствии с Федеральным законом от 05.10.2015 № 275-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - 275-ФЗ) был внесен ряд изменений в статью 10 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-Ф3 «О защите конкуренции».

Так часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции»
в редакции 275-ФЗ устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Учитывая изложенное, с момента вступления в силу новой редакции части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции (указанные изменения вступили в силу 05.01.2016) если по результатам рассмотрения заявлений физических лиц в связи с нарушением их прав, не связанных с предпринимательской деятельностью, а также не связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции и (или) ущемлением интересов неограниченного круга потребителей, выданы предупреждения по признакам нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», и срок их исполнения заканчивается в 2016 году, такие предупреждения должны быть отозваны антимонопольным органом.

На основании Федерального закона от 05.10.2015 № 275-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», руководствуясь разъяснениями ФАС России, Московское областное УФАС России отозвало указанное предупреждение.

Таким образом, Московским областным УФАС России признаков нарушения антимонопольного законодательства не выявлено.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, часть 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дело № 05-15/141-15
    о нарушении антимонопольного законодательства в отношении

    ПАО «МОЭСК» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассмотренных Комиссией действиях (бездействии).
  2. Материалы дела № 05-15/141-15 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу Московского областного УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                       А.А. Азаренко

 

 

Члены Комиссии:                                                                            А.А. Сапожников

 

 

                                                                                                               К.О. Домненко

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К.О. Домненко

(499) 755-23-23 доб., 050-238

Связанные организации

Связанные организации не указаны