Решение б/н Решение по делу № 05-15/40-13 от 30 июля 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-15/40-13 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

21 августа 2013 г.                                                                                     г. Москва

 

Резолютивная часть решения объявлена 09 августа 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 21 августа 2013 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии – А.А. Азаренко, заместителя руководителя управления; членов Комиссии – Д.В. Бердникова, начальника отдела антимонопольного контроля; Г.В. Рогозы, ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля, рассмотрев дело № 05-15/40-13 по признакам нарушения Открытое акционерное общество «Мосэнерго» (далее по тексту – ОАО «Мосэнерго») (место нахождения: 119526, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 101, корп. 3) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Федеральный закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского областного УФАС России поступило обращение ОАО «Московская областная энергосетевая компания» (далее по тексту - ОАО «Мособлэнерго») с жалобой на действия ОАО «Мосэнерго» в части ненаправления договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, г. Электрогорск и г. Электросталь, в срок, установленный Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004  №861 (далее по тексту – Правила технологического присоединения).

На основании изложенных фактов и изучения приложенных документов, Московским областным УФАС России было принято решение о направлении предупреждения ОАО «Мосэнерго» № 05-10/09-13 от 15.02.2013 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившегося в ущемлении интересов ОАО «Мособлэнерго», путем уклонения от заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям.

Во исполнение предупреждения № 05-10/09-13 от 15.02.2013, ОАО «Мосэнерго» в адрес Московского областного УФАС России направило  ответ (30.04.2013 вх. № 4075) о невозможности выполнения предупреждения.

Рассмотрев ответ ОАО «Мосэнерго» о невыполнении предупреждения, Московское областное УФАС России посчитало доводы сетевой компании несостоятельными.

На основании изложенного в соответствии с ч. 8 ст. 39, ч. 1 ст. 40 и ч. 12 ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ОАО «Мосэнерго» (место нахождения: 119526, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 101, корп. 3) возбуждено дело № 05-15/40-13 о нарушении ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по технологическому присоединению потребителей к распределительным электрическим сетям на территории Московской области, выразившегося в ущемлении интересов ОАО «Московская областная энергосетевая компания» путем уклонения от заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, г. Электрогорск и г. Электросталь.

Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения сторон по делу, Комиссия по рассмотрению дела № 05-15/40-13 о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее.

ОАО «Мосэнерго» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденным годовым общим собранием акционеров ОАО «Мосэнерго» Протокол № 1 от 18.06.2010 г.

ОАО «Мосэнерго» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Управлением МНС России по г. Москве от 11.10.2002 г. за основным государственным регистрационным номером 1027700302420.

В соответствии с Уставом ОАО «Мосэнерго» местонахождение юридического лица: 119526, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 101, корп. 3.

В соответствии с п. 6.2. Устава Общества, основным видом деятельности ОАО «Мосэнерго» является производство электрической и тепловой энергии, деятельность по поставке (продаже) электрической энергии, обеспечение энергоснабжения потребителей, подключенных к электрическим и тепловым сетям Общества, в соответствии с заключенными договорами.

Согласно п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, являются сетевыми организациями.

В соответствии с п. 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению.

Таким образом, ОАО «Мосэнерго» является электросетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, а также деятельность по технологическому присоединению в границах балансовой принадлежности электрических сетей и иного электросетевого хозяйства.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью обеспечения возможности последующей передачи электрической энергии для потребителя, а возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение. Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем, не составляет самостоятельного товарного рынка, в соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда от 8 сентября 2009 № 6057/09.

В соответствии с приказом Московского областного УФАС России от 02.12.2005 № 423, ОАО «Мосэнерго» внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, а именно ОАО «Мосэнерго» имеет более 65 % на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии на территории Московской области, в пределах территории, охваченной присоединённой сетью.

Таким образом, Московским областным УФАС России установлено, что ОАО «Мосэнерго» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, а также по технологическому присоединению потребителей к распределительным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «Мосэнерго».

ОАО «Мособлэнерго» является территориальной сетевой организацией, объекты электросетевого хозяйства которой присоединены к распределительным устройствам электростанции, принадлежащей ОАО «Мосэнерго».

ОАО «Мособлэнерго» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 30.04.2013 № 568.

ОАО «Мособлэнерго» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Одинцово Московской области от 07.11.2005 за основным государственным регистрационным номером 1055006353478. В соответствии с Уставом
ОАО «Мособлэнерго» местонахождение юридического лица: 142700, Московская область, г. Видное, мкр-н Солнечный, ул. Советская, вл. 10/1.

В соответствии с п. 2.4. Устава Общества, основным видом деятельности ОАО «Мособлэнерго» является оказание услуг по передаче и распределению электрической энергии.

В ОАО «Мособлэнерго» с заявками на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрической сети обратились ряд физических и юридических лиц.

В связи с тем, что объем заявленной мощности присоединяемых объектов, указанный в заключенных договорах на технологическое присоединение к сетевым объектам ОАО «Мособлэнерго», превышает объем максимальной мощности, согласованный ОАО «Мособлэнерго» и ОАО «Мосэнерго» в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей данных сетевых организаций, ОАО «Мособлэнерго» обратилось к ОАО «Мосэнерго» с 9 заявками:

№ 14/13/1-3717 исх. от 20.07.2012; - 160 кВа

№ 14/13/1-3718 исх. от 20.07.2012; - 487 кВа

№ 14/13/1-3719 исх. от 20.07.2012; - 500 кВа

№ 14/13/1-3720 исх. от 20.07.2012; - 2000 кВа

№ 14/13/1-3721 исх. от 20.07.2012; - 1260 кВа

№ 14/13/1-3722 исх. от 20.07.2012; - 623 кВа

№ 14/13/1-3723 исх. от 20.07.2012; - 750 кВа

№ 14/13/1-3700 исх. от 20.07.2012; - 250 кВа

№ 14/13/1-3786 исх. от 25.07.2012; - 930 кВа

на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства ОАО «Мосэнерго» с целью увеличения максимальной мощности. К заявкам были приложены документы в соответствии с Правилами технологического присоединения.

В ходе заседания комиссии Московского областного УФАС России по рассмотрению дела № 05-15/40-13 о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что ОАО «Мосэнерго» полученные заявки на технологическое присоединение от ОАО «Мособлэнерго» объединило по мощности присоединяемых объектов в одну величину, которая стала равняться 6960 кВА, что повлекло за собой, согласно п. 15 Правил технологического присоединения, действия по согласованию технических условий с системным оператором, а установленный срок направления проекта договора и технических условий по инициативе сетевой организации  был увеличен на срок согласования технических условий с системным оператором. При этом сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору, согласованные с системным оператором, не позднее 3 рабочих дней со дня их согласования с системным оператором. Соответственно увеличив мощность присоединяемых объектов и доведя ее до уровня 7 МВт, ОАО «Мосэнерго» установило сроки выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям согласно п. 16 Правил технологического присоединения 2 года - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон.

Ответчиком данные факты не оспаривались.

В ходе заседания комиссии Московского областного УФАС России по рассмотрению дела № 05-15/40-13 о нарушении антимонопольного законодательства ответчиком подтверждено, что на 21 августа 2013 года проект договора и технические условия в адрес ОАО «Мособлэнерго» не направлялся.

Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ
«Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно п. 15 Правил технологического присоединения сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течении 30 дней со дня получения заявки.

На основании изложенного, ОАО «Мосэнерго» нарушило ч. 1
ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по технологическому присоединению потребителей к распределительным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «Мосэнерго», выразившегося в ущемлении интересов ОАО «Мособлэнерго» путем ненаправления проекта договора по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств расположенных по адресу: Московская область, г. Электрогорск и г. Электросталь, в срок, установленный Правилами технологического присоединения.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных указанным Федеральным законом, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1 – 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «Мосэнерго» нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к распределительным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «Мосэнерго», выразившегося в ущемлении интересов ОАО «Мособлэнерго», путем ненаправления проекта договора по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств расположенных по адресу: Московская область, г. Электрогорск и г. Электросталь, в срок, установленный Правилами технологического присоединения.

2. Выдать ОАО «Мосэнерго» Предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, установленного п.1 настоящего Решения.

3. Материалы дела № 05-15/40-13 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу для проведения административного расследования и принятия мер в соответствии со
ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

Председатель Комиссии                                                   А.А. Азаренко

 

 

Члены Комиссии                                                               Д.В. Бердников

 

                                                                                                      

                                                                                              Г.В. Рогоза

Связанные организации

Связанные организации не указаны