Решение №07-32-12650эп/18 РЕШЕНИЕ по делу № 07-32-12650эп/18 от 5 июня 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик:

АО «Наро-Фоминский машиностроительный завод»

2-ой Володарский пер. д.23,

г. Наро-Фоминск,

Московская обл,143300

info@nfmz.ru

 

Организатор закупки: Акционерное общество «Объединенная двигателестроительная корпорация» (АО «ОДК»)

105118, г. Москва, пр-т Буденного, д. 16

info@uecrus.com

s.popov@uecrus.com

 

Оператор электронной площадки:

ООО «ЭТП»

ул. Достоевского, д. 66,

г. Казань, Республика Татарстан, 420097

info@mail.etprf.ru

office@mail.etprf.ru

 

Заявитель:

АО «Тагат» им. С.В. Лившица

Моршанское шос., д.21,

г. Тамбов, Тамбовская обл., 392030

info@arti.com.ru

market@tagat.ru

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 07-32-12650эп/18

по жалобе на нарушения при организации и проведении торгов,
а также порядка заключения договоров

10.05.2018                                                                                                                     г. Москва

 

Комиссия Московского областного УФАС России (далее – Управление) по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия),

рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции) жалобу АО «Тагат» им. С.В. Лившица (далее – Заявитель) на действия АО «Наро-Фоминский машиностроительный завод» (далее – Заказчик), Акционерного общества «Объединенная двигателестроительная корпорация» (далее – Организатор закупки) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО «ЭТП» (далее – Оператор электронной площадки) открытого одноэтапного конкурса в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку, монтаж, пуско-наладку и ввод в эксплуатацию автоматизированной линии химического травления с последующим контролем на линиях методом проникающих жидкостей, а также инструктаж персонала работе на оборудовании. (извещение № 31806342742 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок – www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт)) (далее – Конкурс),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление поступила жалоба Заявителя на действия (бездействие) Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе в сфере закупок предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке Государственной корпорации «РОСТЕХ», утвержденным Наблюдательным советом Государственной корпорации «Ростех» на основании протокола от 18 марта 2015 г. № 2) (далее – Положение).

По мнению Заявителя, его законные права нарушены действиями Заказчика, утвердившего Конкурсную документацию в нарушение норм Закона о закупках.

Рассмотрев жалобу Заявителя, возражения Заказчика, представленные Заказчиком и размещенные на Официальном сайте информацию и документы, Комиссия установила.

В соответствии с извещением о проведении закупки, документацией о проведении закупки, протоколами, составленными при проведении закупки:

  • дата публикации извещения на Официальном сайте – 06.04.2018;
  • начальная (максимальная) цена договора – 4 063 034,67 евро;
  • дата окончания срока подачи заявок – 07.05.2018;
  • дата вскрытия конвертов – 14.05.2018;
  • дата рассмотрения заявок – 14.05.2018.

 

1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком установлены квалификационные требования к участникам закупки в нарушение положений Закона о закупках.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Заказчиком в пункте 5.2.6. Конкурсной документации установлено:
«5.2.6 В случае установления в п. 17 информационной карты квалификационных требований к участникам закупки такие требования предъявляются к коллективному участнику закупки в целом, за исключением требований к наличию опыта успешной поставки продукции согласно приложению №1 к информационной карте, которые должны быть выполнены каждым членом коллективного участника в соответствии с установленными ограничениями. При рассмотрении заявки коллективного участника на предмет соответствия данным квалификационным требованиям показатели, заявленные всеми членами коллективного участника, суммируются (за исключением требований к наличию опыта успешной поставки продукции)3.
В случае установления требования о наличии действующей системы менеджмента качества  (управления, обеспечения и контроля качества) такие требования предъявляются к членам коллективного участника, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, требующих согласно договору с третьим лицом наличия действующей системы менеджмента качества (управления, обеспечения и контроля качества), согласно распределению номенклатуры и объемов поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг между членами коллективного участника, указанному в соглашении.

3Заявка коллективного участника рассматривается путем суммирования предложений всех членов коллективного участника, однако, в случае если устанавливаются требования в отношении минимальной суммы каждого договора, а также параметры признания характера продукции сопоставимыми (параметры аналогичности) каждый член коллективного участника должен отвечать установленным требованиям».

При подаче заявки несколькими физическими лицами, несколькими юридическими лицами, несколькими индивидуальными предпринимателями, объединившимися на стороне одного участника закупки, участником закупки выступает несколько лиц в совокупности.

Следовательно, в случае подачи заявки коллективным участником требованиям, указанным в Конкурсной документации о закупке, должен отвечать коллективный участник в целом, а не отдельно взятые лица, входящие в ее состав.

Таким образом действия Заказчика в части установления требований
к каждому из участников коллективного участника противоречат части 6 статьи 3 Закона о закупках и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность, за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком установлен порядок оценки в нарушение положений Закона о закупках.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.

В соответствии с пунктами 12 и 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Заказчиком в приложении № 2 к информационной карте Конкурсной документации установлен порядок оценки и сопоставления заявок, где в том числе указан критерий «Квалификация участника закупки»: В рамках критерия оценивается квалификация участника закупки, а именно:

обеспеченность кадровыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору;

наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема».

В рамках критерия «Квалификация участника закупки», Заказчиком установлен подкритерий №1 – обеспеченность кадровыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору», где согласно примечанию: «При оценке предложений коллективного участника сведения об обеспеченности кадровыми ресурсами в соответствии с данным подкритерием, предоставляемые лицами, выступающими на стороне одного участника процедуры закупки, суммируются».

Вместе с тем, в рамках критерия «Квалификация участника закупки», Заказчиком установлен подкритерий № 2 – наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема», где согласно примечанию: «При оценке предложений коллективного участника сведения о наличии опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема в соответствии с данным подкритерием, предоставляемые лицами, выступающими на стороне одного участника процедуры закупки, не суммируются. К оценке принимаются сведения по указанному подкритерию, предоставленные в отношении одного из членов коллективного участника с наибольшими показателями».

При этом, Заказчиком суммирование опыта по критерию «Квалификация участника закупки» в Конкурсной документации не установлено.

Комиссия приходит к выводу, что участнику закупки не представляется возможным понять, как будет оценена заявка, если одновременно указываются требования о суммировании сведений по подкритерию «обеспеченность кадровыми ресурсами» и о том, что сведения по подкритерию «наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема» не суммируются.

Указанные действия Заказчика являются неправомерными и ограничивают количество участников закупки.

Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки, что нарушает пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлено понятие продукции сопоставимого характера, не соответствующее предмету закупки.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В пункте 17 Информационной карты Конкурса Заказчиком указано: «квалификационные требования к участникам закупки         установлены в соответствии с приложением № 1 к информационной карте».

Вместе с тем, Заказчиком в пункте 3 «Квалификационные требования к участникам закупки» Приложения № 1 к информационной карте указано:

«Наличие опыта успешной поставки продукции сопоставимого характера и объема.

Под продукцией сопоставимого характера для целей настоящей документации понимается наличие опыта поставки оборудования для обработки и/или производства и/или контроля лопаток ГТД с вводом в эксплуатацию.

Успешной признается поставка продукции по соответствующему договору, по которому участником закупки документально подтвержден факт надлежащего исполнения своих обязательств, отсутствуют факты взыскания неустойки (штрафа, пени), судебных разбирательств, по которым участник закупки выступает ответчиком.

Под опытом успешной поставки продукции сопоставимого объема понимается поставка продукции сопоставимого характера в количестве не менее 2 договоров, стоимость каждого из которых не менее 35% от НМЦ.

К учету будет приниматься опыт поставки продукции сопоставимого характера и объема в течение последних 5 лет, предшествующих дате размещения извещения о закупке (в любой год из заявленного периода)». 

Согласно извещению, предметом Конкурса является поставка, монтаж, пуско-наладка и ввод в эксплуатацию автоматизированной линии химического травления с последующим контролем на линиях методом проникающих жидкостей, а также инструктаж персонала работе на оборудовании.

Таким образом, основной функцией автоматической линии является процесс химического травления. Указанное оборудование относится к категории гальванического оборудования - оборудования, предназначенного для нанесения покрытий на изделия (предметы) путём химического (электрохимического) воздействия на такие изделия (предметы).

Вместе с тем, предметом закупки не является поставка оборудования для обработки и/или производства и/или контроля лопаток ГТД с вводом в эксплуатацию.

При этом, установленное Заказчиком требование по предоставлению сведений по успешной поставке сопоставимого характера, а именно: «опыта поставки оборудования для обработки и/или производства и/или контроля лопаток ГТД с вводом в эксплуатацию» не позволяет не позволяет выявить лучшее предложение по исполнению договора.

Следовательно, довод жалобы Заявителя нашел свое подтверждение.

Таким образом, указанные действия Заказчика вводят участников закупки в заблуждение и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность, за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлены требования к участникам закупки в нарушение положений Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 5.1.5 Конкурсной документации в пункте 17 информационной карты, помимо обязательных и дополнительных требований к участникам закупки, могут быть установлены квалификационные требования, которым должны соответствовать участники закупки.

В пункте 17 Информационной карты Конкурса Заказчиком указано: «квалификационные требования к участникам закупки         установлены в соответствии с приложением № 1 к информационной карте».

Вместе с тем, Заказчиком в пункте 3 «Квалификационные требования к участникам закупки» Приложения № 1 к информационной карте указано:

«Наличие опыта успешной поставки продукции сопоставимого характера и объема.

Под продукцией сопоставимого характера для целей настоящей документации понимается наличие опыта поставки оборудования для обработки и/или производства и/или контроля лопаток ГТД с вводом в эксплуатацию.

Успешной признается поставка продукции по соответствующему договору, по которому участником закупки документально подтвержден факт надлежащего исполнения своих обязательств, отсутствуют факты взыскания неустойки (штрафа, пени), судебных разбирательств, по которым участник закупки выступает ответчиком.

Под опытом успешной поставки продукции сопоставимого объема понимается поставка продукции сопоставимого характера в количестве не менее 2 договоров, стоимость каждого из которых не менее 35% от НМЦ.

К учету будет приниматься опыт поставки продукции сопоставимого характера и объема в течение последних 5 лет, предшествующих дате размещения извещения о закупке (в любой год из заявленного периода)».

Заказчиком в приложении № 2 к Конкурсной документации установлены дополнительные требования к участникам закупки «Технические характеристики товара».  

В пункте 24.1 таблицы 3 приложения № 2 к Конкурсной документации установлено требование к участникам закупки, а именно: Поставщик оборудования должен предоставить не менее пяти референций, подтверждающих наличие у производителя предлагаемого оборудования (линий флуоресцентного пенетрантного контроля) опыта поставки и внедрения линий капиллярного контроля с применением набора материалов ЛЮМ- ЗЗОВ в количестве не менее пяти штук.

При этом, указанное требование отсутствует в пункте 17 информационной карты, в качестве квалификационных требований к участникам закупки, а также в порядке оценки по критерию «Квалификация участника закупки» и не применяется при оценке и сопоставлении заявок, что вводит в заблуждение участников закупки относительно состава документов, которые должны быть предоставлены в составе заявки на участие в Конкурсе.

Таким образом действия Заказчика нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность, за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.

В соответствии с пунктами 12 и 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Заказчиком в Конкурсной документации установлен порядок оценки по подкритерию «наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема», согласно которому участник закупки в составе заявки должен представить, в том числе, договоры по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема, а также копии товарных накладных и копии актов ввода оборудования в эксплуатацию или иных документов в отношении представленных договоров.

Следовательно, Заказчиком оценивается опыт исполнения договоров, который установлен в требованиях к участнику закупки.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки, что нарушает пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу АО «Тагат» им. С.В. Лившица обоснованной.
  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 4, 9, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
  4. Передать материалы дела от 10.05.2018 № 07-32-12650эп/18 по выявленным нарушениям Закона о закупках соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в трёхмесячный срок.

Связанные организации

Связанные организации не указаны