Решение №07-32-18424эп/17 РЕШЕНИЕ по делу № 07-32-18424эп/17 от 7 ноября 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик:

Акционерное общество «Московская областная энергосетевая компания»

(АО «Мособлэнерго»)

автодор. Балтия, стр. Б3,

Московская обл., 143421

MartynenkoAV@mosoblenergo.ru

 

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

Долгоруковская ул., д. 38, стр. 1,

Москва, 127006

ko@rts-tender.ru

 

Заявитель:

ООО «Уруссинский

электромеханический завод»

Славянский пер., д. 1,

п.г.т. Уруссу, Респ. Татарстан, 423950

office@ooouemz.ru

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 07-32-18424эп/17

по жалобе на нарушения при организации и проведении торгов,
а также порядка заключения договоров

 

31.10.2017                                                                                                                      г. Москва

 

Комиссия Московского областного УФАС России (далее – Управление) по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия),

рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции) жалобу ООО «Уруссинский электромеханический завод» (далее – Заявитель) на действия Акционерного общества «Московская областная энергосетевая компания»
(далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку ячеек КСО для нужд технологических присоединений филиалов (извещение № 31705511482 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок – www.zakupki.gov.ru
(далее – Официальный сайт)) (далее – Конкурс),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление поступила жалоба Заявителя на действия (бездействие) Конкурсной комиссии при рассмотрении и оценке заявок на участие в Конкурсе.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке Акционерного общества «Московская областная энергосетевая компания», утвержденным решением Совета директоров акционерного общества «Московская областная энергосетевая компания» (протокол заседания Совета директоров
от «23» мая 2017 № 04/2017) (далее – Положение).

По мнению Заявителя, его законные права нарушены действиями Конкурсной комиссии при рассмотрении и оценке заявок на участие в Конкурсе.

Представители Заказчика с доводами Заявителя не согласились и сообщили, что при организации и проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями Положения и Закона о закупках.

Рассмотрев доводы жалобы Заявителя, возражения Заказчика, представленные Заказчиком и размещенные на Официальном сайте информацию и документы, Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении закупки, документацией о проведении закупки, протоколами, составленными при проведении закупки:

  • дата публикации извещения на Официальном сайте – 15.09.2017;
  • начальная (максимальная) цена договора – 19 980 000 рублей;
  • дата окончания срока подачи заявок – 02.10.2017;
  • дата и время рассмотрения заявок на участие в Конкурсе и подведения итогов Конкурса – 17.10.2017 в 14:00;
  • заявок на участие в Конкурсе подано – 5;
  • допущено заявок – 3;
  • победителем Конкурса признано ООО «ПРОФ КЛИНИНГ».

1. Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующим принципом: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно подпункту 9 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок № 335/2
(далее - Протокол) Заявителю отказано в допуске к участию в Конкурсе по следующему основанию: «Не допущен. На основании п.8.3 раздела 8 Положения о закупке Акционерного общества «Московская областная энергосетевая компания» (редакция №5). Участник закупки не является субъектом малого и среднего предпринимательства».

В соответствии с пунктом 8.3 Положения «Заказчик или Комиссия в любой момент до заключения договора принимает решение об отказе в допуске участника закупки к участию в закупке или об отказе от заключения договора с участником закупки, в том числе, в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным к нему в части отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (в случае если такое требование установлено документацией о закупке)».

Пунктом 1.2.3 конкурсной документации Заказчиком установлено: «в настоящем конкурсе могут принять участие только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – участник закупки)».

В пункте 2.4 «Требования к содержанию заявки на участие в конкурсе и составу документов, являющихся неотъемлемой частью заявки» конкурсной документации установлено, что заявка на участие в Конкурсе должна содержать, в том числе, «сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» или декларацию о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленную Постановлением правительства Российской Федерации от 11.12.2014г. № 1352 (ред. от 20.05.2017) «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических диц» в случае отсутствия сведений об участнике закупки, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства».

Согласно положению об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденному постановлением Правительства России от 11.12.2014
№ 1352 (далее - Постановление 1352) участники закупки, осуществляемой в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 настоящего Положения, и привлекаемые участниками закупки, осуществляемой в соответствии с подпунктом «в» пункта 4 настоящего Положения, субподрядчики (соисполнители) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства путем представления в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства), содержащих информацию об участнике закупки, или декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - декларация), по форме согласно приложению в случае отсутствия сведений об участнике закупки, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.

При этом, в составе заявки на участие в Закупке Заявителем представлены сведения о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, в ходе заседания Комиссии, а также согласно пояснениям Заказчика установлено, что сведения о Заявителе находятся в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Следовательно, Заявитель относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, действия Закупочной комиссии нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках в части неправомерного отклонения заявки Заявителя от участия в Закупке и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 19.2 Положения о закупках «договор должен быть заключен Заказчиком в течение 20 дней со дня размещения в Единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе».

Также, согласно пункту 6.2.3 конкурсной документации «договор должен быть заключен Заказчиком в течение 20 дней со дня размещения в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе».

Исходя из вышеуказанного, договор по итогам Конкурса может быть заключен в течение двадцати дней со дня подписания протокола о результатах Конкурса от 18.10.2017.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что исключение, сокращение или установление в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла и направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав в административном порядке.

3. В соответствии с пунктом 5 части 9, пунктом 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках в извещении, документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).

Аналогичное положение предусмотрено пунктом 14.2.5 Положения о закупке.

Пунктом 5 извещения о проведении закупки установлено «Начальная (максимальная) цена договора 19 980 000 рублей 00 копеек, с учетом НДС 18%. Начальная (максимальная) цена договора включает стоимость товара, тары и упаковки, расходы по доставке товара до места поставки Покупателя (Грузополучателя) и его разгрузке, а также иные затраты Поставщика, связанные с исполнением договора».

Согласно пункту 1.4 технического задания Приложения №2 к конкурсной документации Заказчиком установлено: «количество Товара, указанное в Приложении №1 к техническому заданию, является ориентировочным. В период действия договора Покупатель оставляет за собой право изменить (уменьшить или увеличить) количество Товара по мере возникновения потребности в товаре в пределах цены договора».

Кроме того, на заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что договор, заключаемый по результатам закупки, является рамочным.

Согласно статье 429.1 Гражданского кодекса Российской Федерации рамочным договором (договором с открытыми условиями) признается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора.

Следовательно, рамочный договор может не содержать условия о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, о месте поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, о цене (порядке формирования цены) договора.

В связи с этим, рамочный договор не содержит обязательных условий, требование о наличии которых установлено Законом о закупках, и не может быть заключен Заказчиком в соответствии с положениями Закона о закупках.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлены ненадлежащим образом требования к объему поставляемой продукции по предмету Конкурса, что нарушает часть 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Уруссинский электромеханический завод» обоснованной.
  2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 2, части 10 статьи 4 Закона о закупках.
  3. Признать в действиях Закупочной комиссии нарушение части 6
    статьи 3 Закона о закупках.
  4. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
  5. Передать материалы дела № 07-32-18424эп/17 по выявленным нарушениям Закона о закупках соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в трёхмесячный срок.

Связанные организации

Связанные организации не указаны