Решение б/н Решение по жалобе ООО «Авалон» на действия заказчика — АО «К... от 5 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «Авалон»

    142784, Москва, 22й км. Киевского шоссе

  2. АО «Компания ТрансТелеКом»

    123317, г Москва, ул Тестовская, дом 8
     

  3. ЭТЗП ОАО «РЖД»
    107174, Москва, ул. Новая Басманная,
    д. 2
     

  4. ФАС России
    125993, Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, Д-242, ГСП-3

     

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1121/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

24.04.2017 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России (далее – Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

в присутствии представителей:

ООО «Авалон»:

АО «Компания ТрансТелеКом»:

ОАО «РЖД»:

рассмотрев жалобу ООО «Авалон» (далее — Заявитель) на действия заказчика — АО «Компания ТрансТелеКом» (далее — Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме № 22672/ЗКТЭ-АО «КТТК»/2017/Д на право заключения договора на поставку оборудования Huawei для нужд АО «Компания ТрансТелеКом» (реестровый № 31704891219) (далее — Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в отклонении заявки Заявителя от участия в Закупке.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупки (далее — Положение), размещено на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС).

Согласно представленным материалам и информации в ЕИС 15.03.2017 размещено извещение о проведении Закупки. Окончание срока подачи заявок — 30.03.2017. Дата рассмотрения заявок — 04.04.2017. Дата подведения итогов —05.04.2017.

В соответствии с протоколом № 22672/ЗКТЭ-АО «КТТК»/2017/Д/2 рассмотрения и оценки котировочных заявок в электронной форме, поступивших для участия в запросе котировок в электронной форме № 22672/ЗКТЭ-АО «КТТК»/2017/Д на право заключения договора на поставку оборудования Huawei для нужд АО «Компания ТрансТелеКом» от 04.04.2017 (далее — протокол №22672/ЗКТЭ-АО «КТТК»/2017/Д/2 от 04.04.2017) заявка Заявителя отклонена от участия в Закупке со следующим обоснованием: «на основании пункта 6.8.4.1 котировочной документации в связи с несоответствием заявки требованиям пункта 5.3.3.1 котировочной документации, а именно непредставлением справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов в электронной форме в формате XML».

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 155 Положения о закупках, в документации о закупке могут устанавливаться следующие обязательные требования к участникам закупки, в частности, отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах). Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае наличия у него задолженности по налогам, сборам и пеням на дату подачи участником заявки на участие в закупке в размере не более 1000 рублей.

В соответствии с подпунктом 5.3.3.1 пункта 5.3.3 Закупочной документации, участник (в том числе каждое юридическое и/или физическое лицо, выступающее на стороне одного участника) должен соответствовать обязательным требованиям котировочной документации, а именно:

отсутствие у участника запроса котировок недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также на которые представлены отсрочка (рассрочка) либо инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, либо реструктурированные в соответствии с законодательством Российской Федерации). Участник запроса котировок считается соответствующим установленному требованию в случае наличия у него задолженности по налогам, сборам и пени на дату подачи участником заявки на участие в запросе котировок в размере не более 1000 рублей. Соответствие данному требованию подтверждается справкой об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, выданной по состоянию на дату не ранее чем за 10 дней до дня опубликования извещения и котировочной документации на сайтах налоговыми органами по форме, утвержденной приказом ФНС России от 21 июля 2014 г. № ММВ-7-8/378@, с учетом внесенных в приказ изменений.

При представлении заявки на бумажном носителе предоставляется(ются) оригинал/ы справки/ок из ИФНС с печатью и подписью уполномоченного лица ИФНС или их нотариально заверенная копия; при наличии решения суда или иного компетентного органа дополнительно предоставляются их копии, заверенные участником.

При представлении заявки в электронной форме порядок предоставления документов, указанных в настоящем пункте документации, выбирается участником из нижеперечисленных:

А) в составе части заявки на бумажном носителе: предоставляется(ются) оригинал/ы справки/ок из ИФНС с печатью и подписью уполномоченного лица ИФНС или их нотариально заверенная копия; при наличии решения суда или иного компетентного органа дополнительно предоставляются их копии, заверенные участником,

Б) в составе электронной части заявки: справки ИФНС предоставляются в соответствии с функционалом ЭТЗП в электронной форме в формате XML, в соответствии с приказами ФНС России от 21 июля 2014 г. № ММВ-7-8/378@ и от 28 декабря 2016 г. № ММВ-7-17/722@, и должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица ИФНС России.

В случае проведения запроса котировок в электронной форме на сайте Электронной торгово-закупочной площадки ОАО «РЖД» http://etzp.rzd.ru предоставление справок ИФНС должно осуществляться через личный кабинет участника при подаче заявки на участие в запросе котировок с использованием вкладки «Документы ФНС» в соответствии с Руководством пользователя, размещенном на указанном сайте.

Внесение изменений в электронный документ, полученный посредством электронного сервиса ФНС России, в том числе переименование файла, не допускается. Вместе с каждой справкой, представляемой в электронной форме, представляется соответствующая ей усиленная квалифицированная электронная подпись уполномоченного лица ИФНС России, которая должна быть действительна на момент подписания электронного документа. Решения суда или иного компетентного органа сканируются с оригинала или копии заверенной участником.

С учетом изложенного, установлено, что в случае подачи заявки, в частности, в электронной форме, в составе заявки на участие в Закупке необходимо представить выданную не ранее чем за 10 дней до дня опубликования Извещения о проведении Закупки и Закупочной документации справку ИФНС в электронной форме в формате XML, в соответствии с приказами ФНС России от 21 июля 2014 г. № ММВ-7-8/378@ и от 28 декабря 2016 г. № ММВ-7-17/722@, подписаную усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица ИФНС России.

Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что посредством электронного способа подачи заявки Заявителем представлена сканированная копия справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов от 21.03.2017 № 12447, выданная МИФНС № 51 по г. Москве.

С учетом изложенного, установлено, что в составе заявки Заявителя отсутствовала вышеуказанная справка, оформленная надлежащим образом.

В соответствии с пунктом 6.8.4 Закупочной документации, участник запроса котировок не допускается к участию в запросе котировок, в частности, в случае несоответствия котировочной заявки требованиям котировочной документации, в том числе, котировочная заявка не соответствует форме, установленной котировочной документацией, не содержит документов, иной информации согласно требованиям котировочной документации.

Таким образом, установлено, что действия Заказчика по отклонению заявки Заявителя по основанию, изложенному в протоколе № 22672/ЗКТЭ-АО «КТТК»/2017/Д/2 от 04.04.2017, правомерны.

С учетом изложенного, Комиссией принято решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика необоснованной.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы Заявителя Комиссией установлено иное нарушение.

Как было указано ранее, в составе заявки на участие в Закупке необходимо представить справку об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, выданной по состоянию на дату не ранее чем за 10 дней до дня опубликования извещения и котировочной документации на сайтах налоговыми органами по форме, утвержденной приказом ФНС России от 21 июля 2014 г. № ММВ-7-8/378@, с учетом внесенных в приказ изменений.

При этом согласно извещению о проведении Закупки, дата начала подачи заявок – с момента опубликования извещения и документации в ЕИС 15.03.2017. Дата окончания срока подачи заявок – 30.03.2017.

Согласно пункту 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Таким образом, при размещении извещения о проведении Закупки в ЕИС 15.03.2017, срок начала приема заявок начинается с 16.03.2017.

В силу пункта 161 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2012 № 99н «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)» (далее — Приказ № 99н) основанием для индивидуального информирования в соответствии с настоящим подразделом является обращение заявителя с письменным запросом о представлении справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов (далее — справка) в инспекцию ФНС России по месту его учета.

При этом согласно пункту 163 Приказа № 99н, справка представляется в течение 10 рабочих дней со дня поступления в инспекцию ФНС России соответствующего письменного запроса.

Как следует из Закупочной документации, заявки в настоящем случае принимались в период с 16.03.2017 до 11 часов 00 минут 30.03.2017, то есть 11 рабочих дней.

Таким образом, после получения справки в налоговом органе у потенциального участника закупки останется 1 рабочий день для предоставления названного документа заказчику, при том, что, в силу постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 № 160 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции» срок пересылки корреспонденции между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации варьируется от 3 до 11 дней в зависимости от территориальной удаленности таких городов и центров.

В этой связи представляется возможным сделать вывод о том, что, установив в Закупочной документации требование о предоставлении соответствующей справки об отсутствии задолженности по состоянию на дату не ранее чем за 10 дней до дня опубликования извещения и котировочной документации, Заказчик изначально ограничил количество потенциальных участников торгов, поставив их в зависимость от действий третьего лица — налогового органа, поскольку несвоевременное исполнение последним своей обязанности по предоставлению соответствующей справки способно привести к невозможности участия лица в Закупке (с учетом весьма коротких сроков на подачу заявки).

В своей совокупности и взаимной связи установление Заказчиком требования к сроку оформления данной справки и требования о ее предоставлении непосредственно заказчику объективно ведет к сужению круга потенциальных участников закупки, ограничивая их число лицами, либо заранее извещенными о дате ее проведения и составе необходимых к представлению документов, либо находящимися в территориальной близости от заказчика.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Кроме того, установленное в Закупочной документации требование о приеме спорной справки исключительно в формате XML при наличии самого документа, подписанного уполномоченным лицом налоговой службы, не отвечает вышеуказанным принципам.

В рассматриваемой случае, как указывалось ранее, Заявителем в составе заявки на участие в Закупке представлена сканированная копия справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов от 21.03.2017 № 12447, выданная МИФНС № 51 по г. Москве.

Таким образом, отклонение заявки Заявителя только из-за формата предоставления справки, при наличии у участника Закупки оригинала данной справки является злоупотреблением Заказчиком своих прав.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее — запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, Комиссией в действия Заказчика установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На заседании Комиссии Заказчиком представлен договор от 19.04.2017 № КТТ201700081, заключенный по итогам Закупки.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной.

    2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

    3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, так как по итогам проведения Закупки заключен договор.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны