Решение б/н Решение по жалобе ООО «БСС-Безопасность» на действия заказчи... от 11 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «БСС-Безопасность»

117105, Москва, пр-д Нагорный, д. 5
 

  1. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»

(ФГБУ «ФКП Росреестра»)

107078, Москва, пер. Орликов, д. 10,
стр. 1
 

  1. ФАС России
    125993, Москва, ул. Садовая Кудринская, д. 11, Д-242, ГСП-3

(для сведения)

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1733/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

24.07.2017 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),

при участии представителей:

от заказчика - ФГБУ «ФКП Росреестра»,

в отсутствие:

ООО «БСС-Безопасность» (уведомлено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 20.07.2017 № НО/36251/17),

рассмотрев жалобу ООО «БСС-Безопасность» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГБУ «ФКП Росреестра» (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок на право заключения договора на оказание услуги по предоставлению неисключительных прав и гарантийного обслуживания для программного обеспечения удостоверяющего центра ФГБУ «ФКП Росреестра» (реестровый № 31705277384) (далее - Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Закупки выразилось в установлении неправомерных требований к участникам Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).

29.06.2017 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.

Согласно извещению о проведении Закупки дата окончания подачи заявок - 06.07.2017. Дата рассмотрения и оценки заявок, подведения итогов Закупки - 07.07.2017.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

По мнению Заявителя, Заказчик установил неправомерные требования о наличии у участника Закупки лицензии ФСБ России.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 6.2.1 Положения о закупках в документации о закупке указываются следующие сведения, в том числе: требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 3 Информационной карты Закупочной документации заявка на участие в запросе котировок должна содержать следующие документы и информацию, в том числе: копию действующей лицензии ФСБ России на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Требуемый перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность (в соответствии с приложении к Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 313 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» (далее - Перечень выполняемых работ):

пункт 12 – монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств;

пункт 15 – монтаж, установка (инсталляция), наладка средств изготовления ключевых документов;

пункт 20 – работы по обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, предусмотренные технической и эксплуатационной документацией на эти средства (за исключением случая, если указанные работы проводятся для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

пункт 21 – передача шифровальных (криптографических) средств);

пункт 24 – передача средств изготовления ключевых документов).

Таким образом, Заказчиком установлено требование к участникам Закупки, согласно которому в составе заявки должна быть представлена, кроме прочего, лицензия ФСБ России на осуществление указанных видов работ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не только обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, но и выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов, удовлетворения потребностей заказчика в работах, товарах, услугах.

Как следует из письменных пояснений Заказчика, для осуществления указанных видов работ является обязательным наличие у исполнителя лицензии в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании отдельных видов деятельности).

Так, согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности в соответствии с названным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности, в том числе: разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

В соответствии с Перечнем выполняемых работ лицензированию подлежат следующие виды работ, в том числе: монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств; монтаж, установка (инсталляция), наладка средств изготовления ключевых документов; работы по обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, предусмотренные технической и эксплуатационной документацией на эти средства; передача шифровальных (криптографических) средств; передача средств изготовления ключевых документов.

В соответствии с пунктом 3.1 Технического задания Закупочной документации (Требования к характеристикам предоставляемых неисключительных прав) в рамках осуществления услуги исполнитель должен провести установку и наладку предоставляемого прикладного ПО удостоверяющего центра ФГБУ «ФКП Росреестра» в соответствии с функциональными требованиями, приведенными в Приложении № 3 к Техническому заданию.

Согласно пункту 1 Приложения № 3 к Техническому заданию (Функциональные требования, предъявляемые к предоставляемым неисключительным правам) исполнитель должен обеспечить установку и наладку предоставляемого Прикладного ПО Удостоверяющего центра (далее - УЦ) (неисключительных прав на Средства УЦ) на имеющихся технических средствах, используемых в составе Удостоверяющего центра ФГБУ «ФКП Росреестра», в соответствии указанным ниже требованиям, а также перенос данных из действующих компонентов УЦ с возможностью управления ранее выданными квалифицированными сертификатами ключей проверки электронных подписей и создания новых квалифицированных сертификатов ключей проверки электронных подписей ранее зарегистрированным пользователям УЦ.

Необходимый Заказчику УЦ - это организационный элемент инфраструктуры, обеспечивающий изготовление сертификатом открытых ключей и управление (аннулирование, приостановление, возобновление) ими, а также генерацию (изготовление) ключей пользователей и иные функции. УЦ имеет функционал централизованного управления ключами и сертификатами ключей пользователей. При работе комплекса в данном режиме уполномоченные сотрудники из числа обслуживающего персонала УЦ формируют для пользователей ключевые контейнеры, содержащие ключи, сертификаты, а также передают пользователям лично или по доверенным каналам связи.

По мнению Заявителя, из установленного требования к поставляемому комплекту Прикладного ПО представляется возможным сделать вывод о том, что указанное оборудование не является средством изготовления ключевых документов.

Пунктом 2.1 Приложения № 3 к Техническому заданию установлено требование к комплекту Прикладного ПО.

Согласно пояснениям Заказчика, используемый Заказчиком ПАК «КриптоПро УЦ» и входящий в его состав СКЗИ «КриптоПро CSP» является, кроме прочего, средством шифрования, а также средством изготовления ключевых документов, что подтверждается наличием сертификата соответствия от 18.11.2016 № СФ/128-2983, выданного ФСБ России.

Из вышеуказанного следует, что установленное Заказчиком требование о наличии у участника Закупки лицензии ФСБ России на осуществление указанных видов работ обусловлено потребностью Заказчика в выполнении работ по предмету Закупки, которые могут осуществляться исключительно организацией, имеющей указанную лицензию.

Заявитель на заседание Комиссии не явился, а также не представил доказательств неправомерности действий Заказчика в части установления указанного требования.

Дополнительно Комиссией установлено, что согласно протоколу подведения итогов от 07.07.2017 № 31705277384 для участия в Закупке было подано две заявки. При этом, по наличию требуемой лицензии два участника соответствуют требования Закупочной документации. Заявитель заявку на участие в Закупке не подавал.

Кроме того, согласно извещению о проведении Закупки дата окончания подачи заявок - 06.07.2017. Заявитель подал жалобу на действия Заказчика в ФАС России 07.07.2017 (вх. № 103312/17), то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Закупке. Данный факт свидетельствует о незаинтересованности Заявителя в участии в Закупке.

Кроме того, согласно представленным сведениям, по итогам Закупки Заказчиком был заключен договор от 17.07.2017 № 31705277384 с ООО «ДиЭй».

Учитывая изложенное, Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной.

  2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 20.07.2017 № НО/36251/17.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны