Решение б/н Решение по жалобе ООО «Химия и жизнь» на действия заказчика ... от 8 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. ООО «Химия и жизнь»

117997, Москва, ул. Миклухо-Маклая,
д. 16/10, корп. 2, пом. I, ком. 3

 

2. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России)
119991, Москва, ул. Трубецкая, д.8, стр.2.

 

3. АО «ЕЭТП»
115114, Москва, ул. Кожевническая,
д. 14, стр. 5
 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1739/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

25.07.2017 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

при участии в заседании:

от заявителя, ООО «Химия и жизнь» 

 

от заказчика, ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России

рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО «Химия и жизнь» на действия заказчика — ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку системы высокопроизводительного секвенировния и ридера микропланшетного в рамках реализации программы повышения конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров в 2017 г.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

общество с ограниченной ответственностью «Химия и жизнь» (далее – Заявитель, общество) обратилось в адрес Московского УФАС России с жалобой на действия федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Первый Московский Государственный Медицинский Университет имени И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – Заказчик, учреждение) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку системы высокопроизводительного секвенировния и ридера микропланшетного в рамках реализации программы повышения конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров в 2017 г. (за реестровым номером извещения 31705232080, далее также — Аукцион).

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов состоит в следующем:

    1. В неразмещении в Единой информационной системе в сфере закупок изменений, внесенных в Положение о закупках товаров, работ, услуг Заказчика, а также в использовании неактуальной редакции указанного положения при проведении Аукциона;

    2. В неправомерном отказе в допуске к участию в Аукционе.

В заседании представители Заявителя доводы и требования жалобы поддержали.

Представитель Заказчика возражала по жалобе, представила документы по оспариваемой закупочной процедуре.

Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия признала жалобу обоснованной в части.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

Из материалов дела следует, что на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) учреждением размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее — Положение о закупках).

16.06.2017 в ЕИС опубликовано извещение о проведении Аукциона.

Согласно извещению о проведении Аукциона дата окончания подачи заявок — 07.07.2017, дата подведения итогов — 14.07.2017.

1. В соответствии с доводом Заявителя, в документации об Аукционе имеются ссылки на Положение о закупках, утратившее силу. При этом, как указали представители общества, Заказчиком был нарушен срок публикации в ЕИС изменений, внесенных в Положение о закупках.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о закупках положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.

Согласно информации, содержащейся в ЕИС, 16.06.2017 в 18:09 Заказчиком опубликовано Положение о закупках, утвержденное протоколом № 2 наблюдательного совета учреждения (Сеченовский Университет) от 01.06.2017.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении Заказчиком срока, предусмотренного частью 1 статьи 4 Закона о закупках для публикации в ЕИС изменений, вносимых в Положение о закупках.

В силу части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке.

Как было указано ранее, извещение о проведении Аукциона опубликовано в ЕИС 16.06.2017 в 17:50.

В связи с чем, при проведении спорного Аукциона Заказчику надлежало руководствоваться Положением о закупках, опубликованным до размещения извещения о проведении закупки, – утвержденное 28.03.2014. Редакция Положения о закупках, утвержденного 01.06.2017, не применима к рассматриваемому Аукциону по причине ее публикации после размещения Заказчиком извещения о его проведении.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, Комиссия приняла решение о признании рассматриваемого довода необоснованным.

2. Одновременно Заявителем оспариваются действия учреждения по отказу в допуске к участию в Аукционе.

В соответствии с протоколом заседания комиссии по рассмотрению заявок на участие в электронном аукционе № 31705232080/1 (694эа) от 10.07.2017 обществу отказано в допуске к участию в Аукционе по причине того, что информация, предоставленная участником при описании показателей поставляемого товара не соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме, поскольку «предоставлена информация, несоответствующая требованиям аукционной документации и инструкции по заполнению заявки в отношении значений количества прочитываемых одноцепочечных фрагментов ДНК за один запуск прибора - предложен товар со сниженным по нижней границе заданного Техническим заданием диапазона значений. В позиции 1.1 заявки участника указано: «Количество прочитываемых одноцепочечных фрагментов ДНК за один запуск прибора 4 – 6 млн прочтений на планшете с нанолунками с низкой производительностью (при длине прочтений 200 п.н., 400 п.н.)». Вместе с тем, Техническим заданием установлено требование: «Количество прочитываемых одноцепочечных фрагментов ДНК за один запуск прибора Не менее 3 – 5 млн прочтений на планшете с нанолунками с низкой производительностью (при длине прочтений 200 п.н., 400 п.н.)».

В соответствии с пунктами 1, 3, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

Согласно подпункту 1 пункта 6 Аукционной документации заявка на участие в аукционе в электронной форме должна содержать при заключении контракта на поставку товара: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара.

Предоставление информации, не соответствующей требованиям аукционной документации или непредоставление информации (отсутствие конкретных показателей предусмотренных требованиями аукционной документации), предоставление недостоверной информации т.е. в случае когда предлагаемые товары, материалы не соответствуют требованиям ГОСТ, ОСТ и т.д., а также несоответствие заявки требованиям инструкции по заполнению заявки является основанием для нерассмотрения заявки и ее отклонения аукционной комиссией.

Согласно пункту 1.1 технического задания Аукционной документации поставке подлежит, кроме прочего, «Прибор для высокопроизводительного секвенирования (без привлечения флуоресцентной детекции)» по параметру «Количество прочитываемых одноцепочечных фрагментов ДНК за один запуск прибора», имеющий следующие характеристики: «не менее 3 – 5 млн прочтений на планшете с нанолунками с низкой производительностью (при длине прочтений 200 п.н., 400 п.н.)».

В соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки, если в Техническом задании устанавливается диапазонный показатель, значение которого сопровождается фразой «не менее», «не уже», «не ниже», участником закупки должен быть предложен товар с точно таким же значением, либо значением, «поглощающим» заданный Техническим заданием диапазон, но без сопровождения фразой «не менее», «не уже», «не ниже».

Таким образом, при наличии диапазонного значения, сопровождающегося фразой «не менее», участникам необходимо указать значение с точно таким же значением, указанным в документации, либо значением, «поглощающим» заданный Техническим заданием диапазон, но без сопровождения фразы «не менее».

В то же время, рассматриваемое требование о необходимости указания в составе заявки значения «поглощающего» заданный Техническим заданием диапазон, не позволяет сделать однозначный вывод о значении, необходимом для предоставления в составе заявки показателя по причине нераскрытия в документации сведений о том, какие значения по спорному параметру будут являться «поглощающими».

Заказчик должен формулировать требования максимально четко и ясно в целях недопустимости их множественного толкования потенциальными участниками чтобы в дальнейшем исключить какое-либо манипулирование несовершенством и особенностями положений документации для формального отсечения, отклонения заявок.

Комиссия находит, что в инструкции по заполнению заявки отсутствует в достаточной степени корректное требование о порядке указания значений.

Комиссией установлено, что обществом в составе заявки предложен к поставке «Прибор для высокопроизводительного секвенирования (без привлечения флуоресцентной детекции)», имеющий «Количество прочитываемых одноцепочечных фрагментов ДНК за один запуск прибора» и следующие характеристики: «Не менее 4 – 6 млн. прочтений на планшете с нанолунками с низкой производительностью (при длине прочтений 200 п.н., 400 п.н.)».

По мнению Заказчика, предложенный участником диапазон значений сократил заданный в документации диапазон значений.

Между тем, по причине отсутствия в инструкции по заполнению заявки корректного и однозначного требования о порядке указания диапазонных значений, сопровождающихся фразой «не менее», позволяющего установить и указать «поглощающий» заданный Техническим заданием диапазон, не представляется возможным сделать вывод о несоответствии предложенных Заявителем характеристик по спорному параметру.

Отсутствие ранее названных сведений может явиться самостоятельным препятствием для формирования и подачи заявок со стороны потенциальных участников конкурса, а также привести к сужению круга таких участников, ограничив их число лицами, заранее извещенными о технических характеристиках требуемых к поставке товаров.

В этой связи в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования относительно необходимых к поставке товаров либо требуемых к выполнению работ или услуг и их описанию.

В силу требований пунктов 1, 3, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках документация о закупке должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в закупке, технические характеристики товаров, позволяющих определить потребности заказчика.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

Представители общества аргументировали, что предлагаемая продукция фактически удовлетворяет потребностям Заказчика. В то же время, последний не опроверг достоверно данные доводы общества, однако обязанность по доказыванию законности отклонения заявок при рассмотрении жалоб в антимонопольном органе относится на Заказчика. Фактически в заседании представитель Заказчика лишь подтвердила, что заявка общества «просто формально не укладывается в требования документации». Однако при рассмотрении заявок следует исходить, прежде всего, из того, удовлетворит ли в действительности предложение того или иного участника потребности заказчика в товарах, работах, услугах, а не руководствоваться формальным подходом. Такой подход недопустим, поскольку он не отвечает принципам конкуренции.

В связи с чем, Комиссией принято решение о признании довода Заявителя обоснованным.

В то же время, Заказчиком предоставлен договор от 18.07.2017 № 31705232080, заключенный по результатам Аукциона.

В этой связи Комиссия лишена правовых и фактических оснований для восстановления прав и законных интересов общества в административном порядке путем выдачи учреждению соответствующего предписания на основании ст. 23 Закона о защите конкуренции. Права последнего оспариваемым решением не нарушены, его положение в связи с принятием решения не изменится.

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной в части довода о неправомерном отказе в допуске к участию в Аукционе, в остальной части – необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, в связи с заключением договора по итогам Аукциона.

Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны