Решение б/н ООО «Испытательный центр «Строительные технологии» на действ... от 25 ноября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

1.ООО«Испытательный центр «Строительные технологии»

197341, Санкт-Петербург, Коломяжский пр., д. 27, лит А, пом-31 Н

 

2. МГУП «Промотходы»

125212, Москва, Головинское ш., д. 10

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1782/77-14 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

07.11.2014 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

 

рассмотрев жалобу ООО «Испытательный центр «Строительные технологии» на действия заказчика - МГУП «Промотходы» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по очистке снегосплавной камеры с последующим вывозом мусора и осадка со снегоплавного пункта «Верейский» в течение зимне-весеннего сезона 2015 г. с проведением работ по его консервации в конце сезона (реестровый № 31401553865), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России поступила жалоба ООО «Испытательный центр «Строительные технологии» (далее - Заявитель) на действия заказчика - МГУП «Промотходы» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по очистке снегосплавной камеры с последующим вывозом мусора и осадка со снегоплавного пункта «Верейский» в течение зимне-весеннего сезона 2015 г. с проведением работ по его консервации в конце сезона (реестровый № 31401553865) (далее — Конкурс).

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов выразилось в следующем:

    1. в принятии Конкурсной комиссией заявок после срока окончания приема;

    2. в отсутствии порядка оценки заявок.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

14.10.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг МГУП «ПРОМОТХОДЫ» (далее - Положение о закупках).

29.09.2014 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса.

Согласно извещению о проведении Конкурса от 29.09.2014 дата окончания подачи заявок — 21.10.2014, дата рассмотрения заявок — 21.10.2014, дата подведения итогов — 22.10.2014.

В соответствии с доводами Заявителя, Конкурсная комиссия приняла заявки участников ООО «Юнистрой» и ЗАО «Стройсервис» по истечении срока приема заявок на участие в Конкурсе, указанного в извещении о проведении Конкурса. Также Заявитель утверждает, что порядок оценки заявок, утвержденный в Конкурсной документации не позволяет определить по каким формулам и в каком процентном соотношении оцениваются критерии, установленные Конкурсной документацией.

1. В соответствии с извещением о проведении Конкурса от 29.09.2014 дата и время окончания подачи заявок 21.10.2014 в 10:00.

Согласно протоколу заседания Конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с заявками от 21.10.2014 № 1 начало заседания Комиссии в 10 часов 00 минут. Для участия в Конкурсе были поданы три заявки: ООО «Испытательный центр Строительные технологии», ООО «Юнистрой», ЗАО «Стройсервис».

Согласно части 2 статьи 16 Положения о закупках в день вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в конкурсе, но не раньше времени, указанного в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации, конкурсная комиссия обязана объявить присутствующим при вскрытии таких конвертов участникам процедуры закупки о возможности подать заявки на участие в конкурсе, изменить или отозвать поданные заявки на участие в конкурсе до вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что 21.10.2014 в 10:00 проводилось вскрытие конвертов с заявками. При этом, непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в конкурсе Конкурсная комиссия объявила присутствующим при вскрытии конвертов участникам процедуры закупки о возможности подать заявки на участие в конкурсе, изменить или отозвать поданные заявки на участие в конкурсе. После чего участники Конкурса ООО «Юнистрой» и ЗАО «Стройсервис» воспользовались предоставленной возможностью и подали заявки.

Комиссия, изучив представленные документы, пришла к выводу, что в действиях Заказчика, в части приема заявок участников ООО «Юнистрой» и ЗАО «Стройсервис» нарушения не усматривается. Заказчик действовал в соответствии с утвержденным Положением о закупках, согласно которому перед вскрытием конвертов с заявками на участие в конкурсе Конкурсная комиссия обязана объявить о возможности подать заявки.

На основании изложенного, Комиссия признает довод Заявителя о неправомерном принятии Конкурсной комиссией заявок после срока окончания приема необоснованным.

2. В соответствии с протоколом по подведению итогов от 22.10.2014 № 3 победителем Конкурса признана заявка ООО «Юнистрой» с итоговым баллом 89.

Заявке Заявителя присвоено третье место и выставлены следующие баллы: цена договора — 50 баллов, срок оказания услуг — 10, качество технического предложения — 5 баллов, квалификация участника — 15 баллов.

Конкурсной документацией утвержден следующий порядок оценки заявок участников, для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе:

1) цена договора

2) срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

3) условия оплаты работ, услуг;

4) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;

5) качество технического предложения участника процедуры закупки при осуществлении закупки работ, услуг;

6) квалификация участника процедуры закупки при осуществлении закупок товара, работ, услуг, в том числе:

а) обеспеченность материально-техническими ресурсами при осуществлении закупок работ, услуг;

б) обеспеченность кадровыми ресурсами при осуществлении закупок работ, услуг;

в) опыт и репутация участника процедуры закупки при осуществлении закупок товара, работ, услуг;

г) наличие, степень внедрения действующей системы менеджмента качества (управления, обеспечения и контроля);

д) дополнительные подкритерии, установленные при осуществлении закупок работ, услуг (данный критерий применяется при проведении запроса предложений и конкурентных переговоров);

7) срок представляемых гарантий качества товара, работ, услуг.

Критерии выбора поставщика товара или услуги могут различаться в зависимости от типа закупки, при этом соотношение качественных и ценовых критериев должно быть следующим: при закупках услуг: качественные критерии составляют - 50%, ценовые критерии –50%;

На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе Конкурсной комиссией каждой заявке на участие в конкурсе относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора присваивается порядковый номер <...> Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер <...> В случае если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие условия.

Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что при оценке показателя «Качество технического предложения» Заявителю была снижена оценка с 20 до 5 баллов в связи с несоответствием представленных в заявке документов Техническому заданию конкурсной документации:

- приложена копия лицензии ЗАО «Промотходы» на 1 листе без оборотной стороны и приложений, что не соответствует пункту 3.1 Технического задания, в соответствии с которым к подрядчику установлено требование о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, включающую соответствующий вид отхода (усредненный осадок из снегосплавных пунктов) по территории Москвы, Московской области);

- приложена копия договора с ЗАО «Промтоходы» без приложения к договору, без которого невозможно определить виды отходов передаваемых по этому договору;

- в справке о материально-технических ресурсах сведения о наличии у заявителя экскаватора отсутствуют, что не соответствует пункту 3.3 Технического задания, согласно которому подрядчику необходимо обладать специальной техникой для выполнения работ (автосамосвал, экскаватор с грейферным оборудованием и т.д.), обученного и аттестованного персонала для производства работ.

По критерию оценки «Обеспеченность кадровыми ресурсами» все участники закупки получили равные баллы, хотя у Заявителя большинство персонала обучено по теме «Энергоаудит», которая не имеет отношение к предмету Конкурса.

По критерию оценки «Опыт участника» Заявитель получил 3 балла из 6 вследствие отсутствия у него опыта очистки снегосплавной камеры, а приложенные к заявке копии 81 договора подтверждают другой опыт - опыт работ по очистке канализации, дренажа и их телеинспекции, который не является прямым аналогом опыта по очистке снегосплавной камеры.

При этом, Заказчик не смог пояснить Комиссии методику присвоения баллов участникам Закупки по критериям и подкритериям, установленным в Конкурсной документации, а так же какие документы и в каком количестве необходимо представить для присвоения максимального балла по каждому критерию.

Комиссия установила, что ни Положение о закупке, ни Закупочная документация не содержат информации о порядке присвоения баллов по критериям и подкритериям оценки, следовательно определение правомерности выбора победителя не представляется возможным.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

Таким образом, порядок оценки заявок, утвержденный в Конкурсной документации не позволяет определить порядок начисления баллов по критериям, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах.

Согласно пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов в целях определения победителя проводимой закупки.

Соответственно, гарантии юридического равенства участникам закупки организатором торгов не обеспечены, что не соответствует положениям части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в конкурсной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.

Отсутствие порядка расчета баллов, значимости тех или иных критериев, их веса при сопоставлении заявок в составе закупочной документации, доступной для участников, неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии организатора торгов (заказчика).

Более того, названные критерии оценки заявок участников, а также порядок расчета баллов, являются необходимыми для участников закупочных процедур, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

Отсутствие конкретных критериев оценок заявок, их значимости в баллах позволяет организатору торгов на стадии оценки заявок произвольно трактовать причины квалификационного отбора, оставляя за собой право по собственному усмотрению допускать и отклонять поданные заявки, и лишает участников торгов возможности получить информацию о причинах такого отклонения и, при несогласии с решением организатора торгов, оспорить его действия в установленном порядке.

На основании изложенного, Комиссия признает довод Заявителя об отсутствии порядка оценки заявок на участие в Конкурсе обоснованным. В действиях Заказчика усматриваются нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках

Исходя из изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной, в части отсутствия порядка оценки заявок.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение подпунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны