Решение б/н АНО «Институт сертификации систем менеджмента качества» на д... от 25 ноября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. АНО «Институт сертификации систем менеджмента качества»

127427, Москва, ул. Б. Марфинская, д. 1, кор. 2, оф. 1

 

2. ОАО «ЭКСАР»

119034, Москва, Зачатьевский 1-й переулок, д. 3, кор. 1

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1818/77-14 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

12.11.2014 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

 

рассмотрев жалобу АНО «Институт сертификации систем менеджмента качества» на действия заказчика - ОАО «ЭКСАР» при проведении открытого запроса предложений в электронном виде на право заключить договор на оказание консультационных услуг по проведению исследования уровня удовлетворенности клиентов сотрудничеством с ОАО «ЭКСАР» (реестровый № 31401582777), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России поступила жалоба АНО «Институт сертификации систем менеджмента качества» (далее — Заявитель) на действия заказчика - ОАО «ЭКСАР» (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронном виде на право заключить договор на оказание консультационных услуг по проведению исследования уровня удовлетворенности клиентов сотрудничеством с ОАО «ЭКСАР» (реестровый № 31401582777) (далее — Закупка).

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов выразилось в следующем:

    1. в отсутствии в протоколе оценки и сопоставления заявок информации присвоенных баллах;

    2. в отсутствии порядка оценки заявок на участие в Закупке.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

16.04.2013 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО «ЭКСАР» (далее — Положение о закупках).

09.10.2014 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.

В соответствии с извещением о проведении Закупки от 09.10.2014 дата окончания подачи заявок — 22.10.2014, дата рассмотрения заявок — 29.10.2014, дата подведения итогов — 29.10.2014.

Согласно протоколу заочного голосования от 28.10.2014 № 141008 Закупочной комиссией было принято решения признать победителем Закупки ООО «ГФК-Русь», Заявителю присвоено второе место.

В соответствии с доводами Заявителя, в выписке их протокола заочного голосования, размещенной на Официальном сайте отсутствует информация о сопоставлении заявок и о присвоении каждой компании численного значения ее комплексной оценки, что нарушает принцип информационной открытости. Также Заказчик в нарушение Закона о закупках не установил четких критериев определения победителя Закупки, порядок присвоения баллов, что привело впоследствии к неправомерному определению победителя.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

1.Согласно пункту 7.5 Положения о закупках результаты оценки заявок (предложений) участников процедур закупок фиксируются в протоколе КО, в котором должны содержаться сведения об участниках, заявки (предложения) которых были отклонены, о принятом на основании результатов оценки заявок (предложений) решении КО.

Изучив представленные документы Комиссия установила, что Положением о закупке Заказчика не предусмотрена фиксация в протоколе информации, о количественных значениях баллов, присвоенных Закупочной комиссией.

В соответствии частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещаются протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.

Размещенный Заказчиком на Официальном сайте протокол содержит сведения, подлежащие фиксации в итогов протоколе, в соответствии с пункту 7.5 Положения о закупках. При этом, право выбора способа осуществления голосования членов Закупочной комиссии остается за Заказчиком.

Таким образом, Заказчиком соблюдены требования Закона о закупках, а также утвержденного положения.

На основании изложенного, Комиссия признает довод Заявителя об отсутствии в протоколе оценки и сопоставления заявок информации присвоении баллов необоснованным.

2. Согласно пункту 2 Закупочной документации критериями определения победившего предложения является численное значение его комплексной оценки. Комплексная оценка каждого предложения рассчитывается как средневзвешенное значение приведённых ниже показателей (в скобках – значение весового коэффициента):

- показатель №1 (а=50%): Стоимость предоставляемых услуг (п.1.1). Показатель рассчитывается по Таблице №1, приведённой в п.3.5. настоящей документации по непрерывной 5-ти балльной шкале (от 1,0 до 5,0 баллов); при этом наихудшему для Заказчика предложению изначально присваивается значение 1,0 баллов, а наилучшему – 5,0 баллов;

- показатель №2 (в=25%): комплексная экспертная оценка опыта и деловой репутации участника. Показатель рассчитывается экспертной комиссией по данным Таблицы №2, приведенной в п.3.6. по непрерывной 5-ти балльной шкале (от 1,0 до 5,0 баллов); при этом наихудшему для Заказчика предложению изначально присваивается значение 1,0 баллов, а наилучшему – 5,0 баллов;

- показатель №3 (б=25%): комплексная экспертная оценка количественного состава, квалификации специалистов и предлагаемого подхода участника. Показатель рассчитывается экспертной комиссией по данным Таблицы №3, приведенной в п.3.7. по непрерывной 5-ти балльной шкале (от 1,0 до 5,0 баллов); при этом наихудшему для Заказчика предложению изначально присваивается значение 1,0 баллов, а наилучшему – 5,0 баллов.

Данные для оценки предложений по указанномым в пункте 2 Закупочной документации показателям необходимо представить в виде таблицы, утвержденных Закупочной документацией.

На заседании Комиссии Заказчик представил сводную таблицу результатов оценки и сопоставления заявок участников, в которой указаны баллы, присвоенные участникам. При этом заказчик не смог пояснить единую методику присвоения баллов, а так же какие документы и в каком количестве необходимо представить для присвоения максимального балла по каждому критерию. При этом сообщил, что оценка заявок осуществлялась экспертами, привлеченными к оценке заявок по второму и третьему критерию, исходя из своих профессиональных знаний.

Комиссия установила, что ни Положение о закупке, ни Закупочная документация не содержат информации о порядке и методике присвоения баллов по критериям оценки, следовательно определение правомерности выбора победителя не представляется возможным.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

Таким образом, порядок оценки заявок, утвержденный в Закупочной документации не позволяет определить порядок начисления баллов по критериям, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах.

Согласно пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов в целях определения победителя проводимой закупки.

Соответственно, гарантии юридического равенства участникам закупки организатором торгов не обеспечены, что не соответствует положениям части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в конкурсной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.

Отсутствие порядка расчета баллов, значимости тех или иных критериев, их веса при сопоставлении заявок в составе закупочной документации, доступной для участников, неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии организатора торгов (заказчика).

Более того, названные критерии оценки заявок участников, а также порядок расчета баллов, являются необходимыми для участников закупочных процедур, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

Отсутствие методики оценки заявок, по утвержденным Закупочной документацией критериям, их значимости в баллах позволяет организатору торгов на стадии оценки заявок произвольно трактовать причины квалификационного отбора, оставляя за собой право по собственному усмотрению допускать и отклонять поданные заявки, и лишает участников торгов возможности получить информацию о причинах такого отклонения и, при несогласии с решением организатора торгов, оспорить его действия в установленном порядке.

На основании изложенного, Комиссия признает довод Заявителя об отсутствии порядка оценки заявок на участие в Закупке обоснованным. В действиях Заказчика усматриваются нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Одновременно, на заседании Комиссии Заказчиком представлен договор от 29.10.2014 № 127185, заключенный между ОАО «ЭКСАР» и ООО «ГФК-Русь» по результатам Закупки.

Исходя из изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной, в части отсутствия порядка оценки заявок на участие в Закупке.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, в связи с заключением договора.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны