Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «Румед» (далее - Заявите... от 18 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. ООО «Румед»

ул. Беговая, д. 24, Москва, 121359
 

2. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральная клиническая больница с поликлиникой» Управления делами Президента Российской Федерации
(ФГБУ «ЦКБ с Поликлиникой»)

ул. Маршала Тимошенко, д. 15, Москва, 121359

 

3. АО «ЕЭТП»

ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5, Москва, 115114

 

4. ФАС России

ул. Садовая Кудринская, д. 11, Москва,
Д-242, ГСП-3, 125993

(для сведения)

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1845/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

10.08.2017 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

в присутствии представителей:

ФГБУ «ЦКБ с Поликлиникой»

в отсутствие:

ООО «Румед», АО «ЕЭТП» (уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 07.08.2017 № ИШ/39393/17),

рассмотрев жалобу ООО «Румед» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГБУ «ЦКБ с Поликлиникой» (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по расширению лабораторной информационной системы для лабораторной службы ФГБУ «ЦКБ с поликлиникой» и предоставлению неисключительных (пользовательских) прав на лицензии лабораторной информационной системы (реестровый № 31705314145) (далее - Аукцион), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в нераскрытии предмета Аукциона, а именно: отсутствие в Аукционной документации сведений о структуре хранения данных, форматах обмена данными, форматах взаимодействия клиентской и серверной части, структуре пользовательского интерфейса Лабораторной информационной системы «ЛИС АльфаЛАБ», являющаяся предметом Аукциона, в соответствии с ТУ 9443-001-0116899131-2015 (неуказание параметров совместимости).

Заказчик против удовлетворения жалобы возражал, представил документы по оспариваемой процедуре.

Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

ФГБУ «ЦКБ с Поликлиникой» отнесено к числу заказчиков со специальной правосубъектностью, к закупочной деятельности которых применяются требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) (часть 2 статьи 1).

Закон о закупках, представляющий собой, по сути, рамочный закон, не является единственным регулятором не только проведения торгов, но и процедурных механизмов, в том числе связанных с обжалованием действий заказчиков.

Согласно статьи 6 названного закона контроль за соблюдением его требований осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок рассмотрения жалоб на действия заказчиков-субъектов Закона о закупках предусмотрен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, которая является полностью процедурной, дополняют и развивают положения Закона о закупках, о чем свидетельствует указание в части 1 названной статьи на возможность применения ее положений на стадии проведения закупки, в то время как положения Закона о закупках распространяют свое действие лишь на стадию их организации.

Кроме того, упомянутая норма права не дифференцирует закупки для антимонопольного органа по субъектному составу лиц, подающих жалобы, и лиц, на действия которых такие жалобы поданы, а позволяет последнему рассматривать жалобы на все закупочные процедуры на любой стадии их проведения.

При этом следует отметить, что определением Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592 обозначена обязанность антимонопольного органа проверять на соответствие положениям части 10 статьи 3 Закона о закупках только доводы поступающей жалобы, но в возможности выявления в действиях организаторов закупки (заказчиков) иных нарушений (на основании части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции) упомянутый орган не ограничен. Указаний обратного приведенное определение Верховного Суда Российской Федерации не содержит, а расширительному толкованию судебные акты не подлежат.

Таким образом, перечень оснований, упомянутых в части 10 статьи 3 Закона о закупках, не является исчерпывающим и Комиссия рассматривает поступившую жалобу по существу, в том числе учитывая положения части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупки (далее - Положение о закупках), размещено в Единой информационной системы в сфере закупок на www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).

Извещение о проведении Аукциона опубликовано в ЕИС 11.07.2017. Согласно извещению о проведении Аукциона, дата окончания приема заявок - 01.08.2017, дата проведения Аукциона - 07.08.2017.

Начальная (максимальная) цена договора - 9 842 100, 00 руб.

Комиссия, изучив предоставленные документы и сведения, установила следующее.

Согласно письменным пояснениям Заявителя, Заказчиком в Аукционной документации не указаны сведения о структуре хранения данных, форматах обмена данными, форматах взаимодействия клиентской и серверной части, структуре пользовательского интерфейса Лабораторной информационной системы «ЛИС АльфаЛАБ», являющаяся предметом Аукциона, в соответствии с ТУ 9443-001-0116899131-2015 (отсутствуют параметры совместимости), что влияет на возможность формирования и подачи заявки на участие в Аукционе.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

-требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Таким образом, Заказчик должен установить в Аукционной документации требования к техническим и функциональным характеристикам товара, необходимого к поставке в рамках закупочной процедуры.

На основании литеры «б» пункта 3.2.1.1 Аукционной документации заявка на участие в аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), торговое наименование, наименование страны происхождения товара, наименование производителя предлагаемого для поставки товара.

Следовательно, участники Аукциона в составе заявки на участие должны представить конкретные показатели предлагаемого товара, соответствующие значениям, установленным Аукционной документацией.

В ходе заседания Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона предметом Аукциона является выполнение работ по расширению лабораторной информационной системы для лабораторной службы ФГБУ «ЦКБ с поликлиникой» и предоставлению неисключительных (пользовательских) прав на лицензии лабораторной информационной системы.

Согласно пункту 2 Технического задания (приложение № 1) Аукционной документации ЛИС должна быть совместима с установленной у Заказчика Лабораторной информационной системой «ЛИС АльфаЛАБ» по ТУ 9443-001-0116899131-2015, установленной в гематологическом отделе клинико-диагностической лаборатории ЦКБ. Совместимость должна быть реализована на уровне структур хранения данных, форматов обмена данными, форматов взаимодействия клиентской и серверной части, структуры пользовательского интерфейса. Также ЛИС должна быть совместима с веб-модулями удаленной регистрации направлений и просмотра результатов Лабораторной информационной системы «ЛИС АльфаЛАБ» по ТУ 9443-001-0116899131-2015, установленными в отделениях стационара ЦКБ и в поликлинике ЦКБ.

Таким образом, Заказчиком в Аукционной документации установлено требование к совместимости поставляемого участниками в рамках Аукциона товара с установленной у Заказчика Лабораторной информационной системой «ЛИС АльфаЛАБ» по ТУ 9443-001-0116899131-2015.

Вместе с тем, каких-либо значений и параметров (технических характеристик) совместимости Лабораторной информационной системы «ЛИС АльфаЛАБ», находящегося у Заказчика в пользовании, в соответствии с ТУ 9443-001-0116899131-2015 Заказчиком в Аукционной документации не представлено.

Кроме того, ТУ 9443-001-0116899131-2015 также не размещено Заказчиком в составе Аукционной документации.

Из представленных на заседание документов, а также информации из ЕИС Комиссия установила, что Заявителем в адрес Заказчика на этапе подачи заявок был подан запрос о разъяснении положений Аукционной документации, в том числе в части дополнения документации закупки описанием структур хранения данных, форматов обмена данными, форматов взаимодействия клиентской и серверной части и структуры пользовательского интерфейса Лабораторной информационной системы «ЛИС АльфаЛАБ» по ТУ 9443-001-0116899131-2015.

В ответ на данный запрос (от 14.07.2017 № б/н) Заказчиком было пояснено следующее: «ЛИС должна обладать аналогичными характеристиками относительно совместимости как с указанным в Техническом задании оборудованием, так и с установленной у Заказчика ЛИС. Подробное описание технических характеристик ЛИС (структур, форматов и протоколов) является узко-специальной информацией, включение которой в Техническое задание не является оправданным. Кроме того, требование Технического задания о совместимости ЛИС с уже установленной у Заказчика «ЛИС АльфаЛАБ» по ТУ 9443-001-0116899131-2015 предполагает наличие у участника достаточной информации и компетентности в отношении обеспечения такой совместимости с конкретной ЛИС. В случае отсутствия у участника достаточной компетентности, участник своими силами и средствами вправе получить недостающую у него информацию у производителя «ЛИС АльфаЛАБ» по ТУ 9443-001-0116899131-2015».

Таким образом, из предоставленного Заказчиком ответа на запрос Заявителя следует:

-подробное описание технических характеристик ЛИС (структур, форматов и протоколов) является узко-специальной информацией, включение которой в Техническое задание для Заказчика на момент дачи ответа разъяснений не является оправданным;

-требование Технического задания о совместимости ЛИС с указанными информационными системами ИТ инфраструктуры Заказчика предполагает наличие у участника достаточной информации и компетентности в отношении обеспечения такой совместимости;

-в случае отсутствия у участника необходимой информации о характеристиках установленной у Заказчика «ЛИС АльфаЛАБ» по ТУ 9443-001-0116899131-2015, такой участник вправе обратиться к производителю «ЛИС АльфаЛАБ» по ТУ 9443-001-0116899131-2015».

Таким образом, Заказчиком ни в Аукционной документации, ни в ответе на запрос разъяснений Заявителя не раскрыты технические характеристики совместимости Лабораторной информационной системы «ЛИС АльфаЛАБ», находящегося у Заказчика в пользовании, а также не предоставлено ТУ 9443-001-0116899131-2015.

Также, Комиссия отмечает, что отсылкой на возможность получения указанной информации участник Аукциона должен обратиться к 3-ему лицу, что ставит потенциальных участников Аукциона в зависимость от действий такого лица.

Заявителем с целью выяснения технических характеристик установленной у Заказчика «ЛИС АльфаЛАБ» по ТУ 9443-001-0116899131-2015 был направлен запрос в адрес производителя, ИП Егорушкина А.А., в ответ на который первым не получено какой-либо информации о технических характеристиках «ЛИС АльфаЛАБ» по ТУ 9443-001-0116899131-2015.

Более того, сведения о технических характеристиках «ЛИС АльфаЛАБ» по ТУ 9443-001-0116899131-2015, установленной у Заказчика, в открытом доступе отсутствуют.

При этом, Заказчиком на заседание Комиссии доказательств обратного не представлено и не доказана невозможность раскрытия вышеуказанных данных.

Как было указано выше, в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Таким образом, закрепление в Аукционной документации возможности поставки товара совместимого по техническим характеристикам и функциональному назначению с установленной у Заказчика лабораторной информационной системой, накладывает на Заказчика дополнительные обязанности по раскрытию технических характеристик такой системы.

Документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в закупке, технические характеристики товаров, позволяющих определить потребности заказчика.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе: информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

На основании изложенного Комиссия пришла к выводу, что объем сведений, включенный в состав Аукционной документации, а также установленные Заказчиком в Техническом задании не позволяет определить потребности Заказчика в части необходимой к поставке информационной системе совместимой с системой Заказчика и, следовательно, невозможности определения соответствия предлагаемой Заявителем информационной системы таким потребностям.

Отсутствие ранее названных сведений может явиться самостоятельным препятствием для формирования и подачи заявок со стороны потенциальных участников конкурса, а также привести к сужению круга таких участников, ограничив их число лицами, заранее извещенными о технических характеристиках требуемых к поставке товаров.

В этой связи в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования относительно необходимых к поставке товаров либо требуемых к выполнению работ или услуг.

На основании изложенного, Комиссия установила отсутствие в Аукционной документации сведений, необходимых для формирования участниками Аукциона своих заявок, а именно: Заказчиком в Аукционной документации не указаны сведения о структуре хранения данных, форматах обмена данными, форматах взаимодействия клиентской и серверной части, структуре пользовательского интерфейса Лабораторной информационной системы «ЛИС АльфаЛАБ», являющаяся предметом Аукциона, в соответствии с ТУ 9443-001-0116899131-2015 и усматривает в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной.

Также, Комиссия отмечает, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 04.08.2017 № 31705314145-01 Аукциона признан несостоявшимся, так как все заявки, поданные на участие в Аукционе, признаны несоответствующими Аукционной документации.

Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Заказчик сообщил, что у Заказчика имеется потребность в товаре, являющемся предметом спорной закупки.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-1845/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

10.08.2017 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) 

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 10.08.2017 по делу № 1-00-1845/77-17,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ФГБУ «ЦКБ с Поликлиникой» (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по расширению лабораторной информационной системы для лабораторной службы ФГБУ «ЦКБ с поликлиникой» и предоставлению неисключительных (пользовательских) прав на лицензии лабораторной информационной системы (реестровый № 31705314145) (далее - Аукцион), а именно:

    1. Заказчику отменить все протоколы, составленные в ходе проведения Аукциона.

    2. Заказчику вернуть всем участникам ранее поданные заявки на участие в Аукционе с указанием о возможности повторной подачи заявки.

    3. Заказчику внести изменения в Аукционную документацию с учетом решения Комиссии от 10.08.2017 по делу № 1-00-1845/77-17.

    4. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Аукционе таким образом, чтобы он составлял не менее пятнадцати дней с момента размещения информации о внесении изменений в Аукционную документацию до даты окончания приема заявок.

    5. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее — ЕИС).

    6. Заказчику разместить в ЕИС информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, новой дате рассмотрения заявок на участие в Аукционе и подведения итогов Аукциона.

    7. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 11.09.2017.

    8. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 18.09.2017 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны