Решение б/н Решение по жалобе ООО «Энергоремсервис» (далее - Заявитель) ... от 18 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. ООО «Энергоремсервис»

ул. 2-я Заводская, д. 8, п. Красково, Люберецкий р-он, Московская обл., 140050
 

2.Федеральное государственное унитарное предприятие «Ремонтно-строительное управление» Управления делами Президента Российской Федерации» (ФГУП «РСУ» Управления делами Президента Российской Федерации)

пер. М. Казенный, д. 3, Москва, 105064

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1848/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

14.08.2017 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

в присутствии представителей:

ФГУП «РСУ» Управления делами Президента Российской Федерации

в отсутствие ООО «Энергоремсервис» (уведомлено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 07.08.2017 № ИШ/39375/17),

рассмотрев жалобу ООО «Энергоремсервис» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГУП «РСУ» Управления делами Президента Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по объекту: Надстройка 3-го этажа нового корпуса (литер «Б1») ФГБУ «Санаторий «Красные камни» Управления делами Президента Российской Федерации,
г. Кисловодск, Ставропольский край (реестровый № 31705306122) (далее - Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в следующем:

    1. невозможность участия в Закупке нескольких лиц на стороне одного участника в соответствии с частью 5 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках);

    2. неразмещение в составе Закупочной документации проектно-сметной документации;

    3. установление некорректного порядка и критериев оценки заявок участников;

    4. отсутствие в Закупочной документации порядка публичного вскрытия конвертов;

    5. установление в Закупочной документации неправомерного требования о предоставлении в составе заявки оригинала либо копии справки из уполномоченного налогового органа, подтверждающей отсутствие непогашенной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды, размер которой превышает 25 (двадцать пять) процентов балансовой стоимости активов Участника по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период и установление в Закупочной документации требования о необходимости страхования обязательств по договору Закупки в течение 10 рабочих дней.

Заказчик против удовлетворения жалобы возражал, представил документы по оспариваемой процедуре.

Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

ФГУП «РСУ» Управления делами Президента Российской Федерации отнесено к числу заказчиков со специальной правосубъектностью, к закупочной деятельности которых применяются требования Закона о закупках (часть 2 статьи 1).

Закон о закупках, представляющий собой, по сути, рамочный закон, не является единственным регулятором не только проведения торгов, но и процедурных механизмов, в том числе связанных с обжалованием действий заказчиков.

Согласно статьи 6 названного закона контроль за соблюдением его требований осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок рассмотрения жалоб на действия заказчиков-субъектов Закона о закупках предусмотрен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, которая является полностью процедурной, дополняют и развивают положения Закона о закупках, о чем свидетельствует указание в части 1 названной статьи на возможность применения ее положений на стадии проведения закупки, в то время как положения Закона о закупках распространяют свое действие лишь на стадию их организации.

Кроме того, упомянутая норма права не дифференцирует закупки для антимонопольного органа по субъектному составу лиц, подающих жалобы, и лиц, на действия которых такие жалобы поданы, а позволяет последнему рассматривать жалобы на все закупочные процедуры на любой стадии их проведения.

При этом следует отметить, что определением Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592 обозначена обязанность антимонопольного органа проверять на соответствие положениям части 10 статьи 3 Закона о закупках только доводы поступающей жалобы, но в возможности выявления в действиях организаторов закупки (заказчиков) иных нарушений (на основании части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции) упомянутый орган не ограничен. Указаний обратного приведенное определение Верховного Суда Российской Федерации не содержит, а расширительному толкованию судебные акты не подлежат.

Таким образом, перечень оснований, упомянутых в части 10 статьи 3 Закона о закупках, не является исчерпывающим и Комиссия рассматривает поступившую жалобу по существу, в том числе учитывая положения части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупки (далее - Положение о закупках), размещено в Единой информационной системы в сфере закупок на www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).

Извещение о проведении Закупки опубликовано в ЕИС 07.07.2017. Согласно извещению о проведении Закупки, дата окончания приема заявок - 15.08.2017, дата подведения итогов - 17.08.2017.

Начальная (максимальная) цена договора – 644 825 490,00 руб.

Комиссия, изучив предоставленные документы и сведения, установила следующее.

1) Заявитель обжалует невозможность участия в Закупке нескольких лиц на стороне одного участника в соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

В ходе заседания Комиссия установила, что пунктом 1.8 Закупочной документации, действующей на момент подачи настоящей жалобы, установлено, что участник Запроса предложений – любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного Участника Запроса предложений, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного Участника Запроса предложений, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного Участника Запроса предложений, которые признаны соответствующими требованиям, установленным Заказчиком в Документации в соответствии с Положением о закупках, что свидетельствует о наличии возможности участия в Закупке лиц, предусмотренных частью 5 статьи 3 Закона о закупках.

Более того, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств наличия в Закупочной документации положений, противоречащих части 5 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, данный довод жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки не находит своего подтверждения.

    1. Кроме того, Заявитель указывает на неразмещение в составе Закупочной документации проектно-сметной документации, в связи с чем отсутствуют сведения об объеме работ, являющихся предметом Закупки.

Из извещения о проведении Закупки следует, что предметом Закупки является выполнение работ по объекту: Надстройка 3-го этажа нового корпуса (литер «Б1») ФГБУ «Санаторий «Красные камни» Управления делами Президента Российской Федерации,
г. Кисловодск, Ставропольский край.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

Не включение в состав документации о Конкурсе проектной документации, в том числе локальных смет или сводно-сметных расчетов, приводит к невозможности формирования участником закупки корректного технического и ценового предложения и противоречит принципу информационной открытости, закрепленному в пункте 1 части 1 статьи 3 закона о закупках.

Согласно информации из ЕИС и письменным пояснениям Заказчика Комиссия установила, что Заказчиком в составе Закупочной документации размещены объектные и локальные сметы в составе файла «Техчасть3.rar», в связи с чем данный довод жалобы Заявителя также не находит своего подтверждения.

3) Также, Заявитель обжалует установление Заказчиком некорректного порядка и критериев оценки заявок участников.

Согласно части 21 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия прекращает рассмотрение жалобы в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 4 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, жалоба возвращается заявителю в случае, если антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Из представленных на заседание документов и сведений Комиссия установила, что в рамках рассмотрения жалобы ООО «Рос-ТЕК» в ФАС России 18.07.2017 по делу № 223ФЗ-708/17 вынесено решение в части обжалуемых действий Заказчика.

Таким образом, Комиссия прекращает рассмотрение довода жалобы Заявителя в части установления Заказчиком некорректного порядка и критериев оценки заявок участников.

4) По мнению Заявителя, в Закупочной документации отсутствует порядок публичного вскрытия конвертов.

В документального анализа Закупочной документации Комиссия установила, что пунктом 4.12 Закупочной документации установлен порядок вскрытия конвертов с заявками на участие в Закупке.

В соответствии с пунктом 4.12.1 Закупочной документации председатель комиссии по закупкам вскрывает конверты с заявками на участие публично в день, во время и в месте, указанных в извещении о проведении запроса предложений и в пункте 19 раздела 5 «Информационной карты» Закупочной документации.

Пунктом 19 Информационной карты Закупочной документации указана дата, время, место вскрытия конвертов с заявками - 04.08.2017 в 11 : 00, г. Москва, Малый Казенный переулок, д. 3.

Вместе с тем, согласно пункту 4.12.7 Закупочной документации комиссия по закупкам вправе осуществлять аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений. Любой участник закупки, присутствующий при вскрытии конвертов с заявками, вправе осуществлять аудио- и видеозапись процедуры вскрытия с уведомлением председателя комиссии по закупкам и занесением соответствующей отметки в протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений.

На основании изложенного, Закупочной документацией установлен порядок публичного вскрытия конвертов Закупки. Более того, пунктом 4.12.7 Закупочной документации предусмотрено право участника, присутствующего при вскрытии конвертов, осуществлять аудио- и видеозапись процедуры вскрытия.

Таким образом, Комиссия установила, что указанный довод жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки также не находит своего подтверждения.

5) Из текста жалобы следует, что Заказчиком установлено неправомерное требование о предоставлении в составе заявки оригинала либо копии справки из уполномоченного налогового органа, подтверждающей отсутствие непогашенной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды, размер которой превышает 25 (двадцать пять) процентов балансовой стоимости активов Участника по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

-требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно пункту 3.2.1 Закупочной документации, действующей на момент подачи жалобы Заяителя, для подтверждения соответствия требованиям, установленным настоящей Документацией, участник в составе заявки должен представить, в том числе:

-оригинал либо копия справки из уполномоченного налогового органа, подтверждающей отсутствие непогашенной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды, размер которой превышает 25 (двадцать пять) процентов балансовой стоимости активов участника по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, полученной не ранее, чем за 3 (три) месяца до даты размещения извещения о проведении запроса предложений на официальном сайте/документы, подтверждающие факт обжалования участником наличия указанной задолженности, если решение по жалобе на день рассмотрения заявки не принято.

Таким образом, участник Закупки должен представить в составе заявки оригинал либо копию справки из уполномоченного налогового органа, подтверждающей отсутствие непогашенной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды.

В ходе заседания Комиссии Заказчик с указанным доводом жалобы Заявителя согласился и пояснил, что 08.08.2017 Заказчиком были внесены изменения в Закупочную документацию в данной части.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами, в том числе равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

На основании изложенного, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и приняла решение о признании данного довода жалобы Заявителя обоснованным.

Также, Заявитель указывает на установление в Закупочной документации требования о необходимости страхования обязательств по договору Закупки в течение 10 рабочих дней.

В ходе заседания Комиссия установила отсутствие в Закупочной документации обжалуемой нормы.

При этом, Заявитель на заседание Комиссиии не явился и представил доказательств обратного.

Исходя из вышеуказанного, Комиссия решила признать довод жалобы Заявителя в части установления Заказчиком в Закупочной документации требования о необходимости страхования обязательств по договору Закупки в течение 10 рабочих дней необоснованным.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной в части установления в Закупочной документации неправомерного требования о предоставлении в составе заявки оригинала либо копии справки из уполномоченного налогового органа, подтверждающей отсутствие непогашенной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды, размер которой превышает 25 (двадцать пять) процентов балансовой стоимости активов участника по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, в части установления некорректного порядка и критериев оценки заявок участников — оставить без рассмотрения, в остальной части — признать необоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

  3. Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, так как Заказчиком ранее внесены изменения в Закупочную документацию.

  4. Снять ограничения на размещение Закупки наложенные письмом Московского УФАС России от 07.08.2017 № ИШ/39375/17.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны