Решение б/н Решение по жалобе ООО «Стройспецмонтаж» (далее – Заявитель) ... от 8 сентября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
1. ООО «Стройспецмонтаж»
ул. Якорная, д. 14, корп. 3, лит. Д, Санкт-Петербург, 195027
2. Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева»
(ФГУП «ГКНПЦ им.М.В.Хруничева»)
ул Новозаводская, д. 18, Москва. 121309
3. АО «ОТС»
пер. 4-ый Добрынинский, д. 8, Москва, 119049
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-1932/77-17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
31.08.2017 Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
в присутствии представителей:
ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева»
в отсутствие:
ООО «Стройспецмонтаж», АО «ОТС» (уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 21.08.2017 № ИШ/42025/17, а также уведомлением о переносе заседания Комиссии от 28.08.2017 № б/н),
рассмотрев жалобу ООО «Стройспецмонтаж» (далее – Заявитель) на действия заказчика – ФГУП «ГКНПЦ им.М.В.Хруничева» (далее – Заказчик) при проведении открытого редукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по сбору, транспортировке и утилизации (обезвреживанию) отходов производства III класса опасности (реестровый № 31705406864) (далее – Аукцион), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в установлении Аукционной документации в нарушение действующего законодательства.
Заказчик против удовлетворения жалобы возражал, представил документы по оспариваемой процедуре.
Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» отнесено к числу заказчиков со специальной правосубъектностью, к закупочной деятельности которых применяются требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) (часть 2 статьи 1).
Закон о закупках, представляющий собой, по сути, рамочный закон, не является единственным регулятором не только проведения торгов, но и процедурных механизмов, в том числе связанных с обжалованием действий заказчиков.
Согласно статьи 6 названного закона контроль за соблюдением его требований осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок рассмотрения жалоб на действия заказчиков-субъектов Закона о закупках предусмотрен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, которая является полностью процедурной, дополняют и развивают положения Закона о закупках, о чем свидетельствует указание в части 1 названной статьи на возможность применения ее положений на стадии проведения закупки, в то время как положения Закона о закупках распространяют свое действие лишь на стадию их организации.
Кроме того, упомянутая норма права не дифференцирует закупки для антимонопольного органа по субъектному составу лиц, подающих жалобы, и лиц, на действия которых такие жалобы поданы, а позволяет последнему рассматривать жалобы на все закупочные процедуры на любой стадии их проведения.
При этом следует отметить, что определением Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592 обозначена обязанность антимонопольного органа проверять на соответствие положениям части 10 статьи 3 Закона о закупках только доводы поступающей жалобы, но в возможности выявления в действиях организаторов закупки (заказчиков) иных нарушений (на основании части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции) упомянутый орган не ограничен. Указаний обратного приведенное определение Верховного Суда Российской Федерации не содержит, а расширительному толкованию судебные акты не подлежат.
Таким образом, перечень оснований, упомянутых в части 10 статьи 3 Закона о закупках, не является исчерпывающим и Комиссия рассматривает поступившую жалобу по существу, в том числе учитывая положения части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупки (далее — Положение о закупках), размещено в Единой информационной системы в сфере закупок на www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Извещение о проведении Аукциона опубликовано в ЕИС 09.08.2017. Согласно извещению о проведении Аукциона, дата окончания приема заявок - 18.08.2017, дата подведения итогов - 30.08.2017.
Из текста жалобы Заявителя следует, что в Аукционной документации присутствует запрет на утилизацию отходов производства III класса опасности, в том числе наличие противоречивой информации о необходимости оказания услуг по утилизации и обезвреживанию по предмету Аукциона.
Комиссия, изучив предоставленные документы и сведения, установила следующее.
Частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В силу указанной части Закона о закупках, целью регулирования Закона о закупках является, в том числе удовлетворение потребностей Заказчика в услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
- требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Следовательно, за Заказчиком закреплена обязанность по указанию в составе Аукционной документации требований к участникам Аукциона и перечня документов, необходимых представить таким участникам в подтверждение соответствия установленным требованиям.
Пунктом 13.6 Информационной карты Аукционной документации участник должен отвечать требованиям, установленным в соответствии с законодательством, если законодательством установлены специальные требования, касающиеся исполнения обязательств по предмету договора: наличие у исполнителя действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности в соответствии N 89-ФЗ, статье 9 «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2.6 Приложения № 1 к Информационной карте Аукционной документации участники в составе заявки должны представить копии документов, подтверждающих соответствие участника процедуры закупки обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством (п.13.6 информационной карты): наличие у исполнителя действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности в соответствии N 89-ФЗ, статье 9 «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998.
Следовательно, участник Аукциона должен представить в составе заявки документы, подтверждающие соответствие такого участника требованию пункта 13.6 Информационной карты Аукционной документации.
На основании подпункта 1 пункта 4.12.7 Аукционной документации заказчик отклоняет заявку участника процедуры закупки по причине непредставление в составе первой части заявки документов и сведений, предусмотренных приложением № 1 к информационной карте; нарушение требований подраздела 4.5 к содержанию и оформлению первой части заявки.
Таким образом, в случае неподтверждения участником Аукциона своего соответствия требованию, установленного пунктом 13.6 Информационной карты Аукционной документации, заявка такого участника отклоняется Заказчиком от участия в Аукционе.
Изучив представленные на заседание документы и сведения, Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 Информационной карты Аукционной документации предметом спорной закупки является оказание услуг по сбору, транспортировке и утилизации (обезвреживанию) отходов производства III класса опасности.
Вместе с тем, пункты 2.1.1 и 2.1.3 Технического задания Аукционной документации содержат положения, которые указывает на необходимость оказания услуг только по обезвреживанию, а именно:
-
вывоз (транспортировка) отходов к месту обезвреживания осуществляется специально оборудованным автотранспортом исполнителя;
-
исполнитель обязан иметь действующую лицензию на сбор, транспортирование и обезвреживание отходов I-IV класса опасности.
Также, в соответствии с пунктом 3.4.1 Проекта договора Аукционной документации исполнитель обязан иметь действующую лицензию на сбор, транспортирование и обезвреживание отходов I-IV класса опасности.
Таким образом, Комиссия установила наличие в Аукционной документации противоречивой информации в отношении необходимого к выполнению в рамках Аукциона вида работ.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, наличие данного противоречия обусловлено технической ошибкой при формировании Аукционной документации, а именно: допущена неточность в определении вида услуг, необходимого к оказанию — вместо «обезвреживание» указано «утилизация (обезвреживание)».
В ходе заседания Заказчик пояснил, что при исполнении работ по договору Аукциона у Заказчика наличествует потребность в оказании услуг по обезвреживанию отходов.
При этом, ввиду нетождественности видов услуг (утилизация и обезвреживание), исполнение нормативов утилизации отходов путем их обезвреживания (в том числе сжигания) не представляется возможным.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств, Комиссия установила наличие потребности Заказчика в оказании услуг по обезвреживанию отходов.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств обратного.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами, в том числе:
- информационная открытость закупки.
На основании вышеизложенного, ввиду наличия в Аукционной документации противоречивых сведений, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя в части наличия в Аукционной документации противоречивой информации о необходимости оказания услуг по утилизации и обезвреживанию по предмету Аукциона обоснованной.
Также, согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок (подведения итогов) Аукциона от 30.08.2017 № 693, опубликованному в ЕИС, на участие в Аукционе подано 7 заявок на участие (7 участников допущено до участия в Аукционе). При этом, Заявитель заявку на участие в Аукционе не подавал.
Таким образом, техническая ошибка, допущенная Заказчиком при формировании Аукционной документации, не повлияла на участие других участников Аукциона, подавших заявки на участие в спорной закупочной процедуре.
Кроме того, 14.08.2017 Заявителем в адрес Заказчика был направлен запрос разъяснений положений Аукционной документации, в ответ на который Заказчик 16.08.2017 № 4232959 указал на виды услуг, необходимые к оказанию по предмету Закупки, а именно сбор, транспортировка и обезвреживание.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной в части наличия в Аукционной документации противоречивой информации о необходимости оказания услуг по утилизации и обезвреживанию по предмету Аукциона.
-
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
-
Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, так как допущенные нарушения не повлияли на права и законные интересы Заявителя, а также наличии потребности Заказчика в оказании услуг по обезвреживанию.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.