Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «УКС» (далее - Заявитель... от 8 сентября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
1. ООО «Универсал Клининг Сервис» (ООО «УКС»)
ул. 13-я Парковая, д. 8/25, кв. 25, Москва, 105077
2. Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы «Московский центр качества образования»
(ГАОУ ДПО МЦКО)
пр-д Михайловский Верхн. 2-й, д. 9А, Москва, 115419
3. АО «ЕЭТП»
ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5, Москва, 115114
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-1990/77-17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
04.09.2017 Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
в присутствии представителей:
ООО «УКС»
ГАОУ ДПО МЦКО
в отсутствие:
АО «ЕЭТП» (уведомлено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 29.08.2017 № ИШ/43737/17),
рассмотрев жалобу ООО «УКС» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГАОУ ДПО МЦКО (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке внутренних помещений и комплексному содержанию прилегающих территорий зданий ГАОУ ДПО МЦКО в 2017 г (реестровый № 31705384284) (далее - Аукцион), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении заявки Заявителя от участия в Аукционе.
Заказчик против удовлетворения жалобы возражал, представил документы по оспариваемой процедуре.
Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
ГАОУ ДПО МЦКО отнесено к числу заказчиков со специальной правосубъектностью, к закупочной деятельности которых применяются требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) (часть 2 статьи 1).
Закон о закупках, представляющий собой, по сути, рамочный закон, не является единственным регулятором не только проведения торгов, но и процедурных механизмов, в том числе связанных с обжалованием действий заказчиков.
Согласно статьи 6 названного закона контроль за соблюдением его требований осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок рассмотрения жалоб на действия заказчиков-субъектов Закона о закупках предусмотрен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, которая является полностью процедурной, дополняют и развивают положения Закона о закупках, о чем свидетельствует указание в части 1 названной статьи на возможность применения ее положений на стадии проведения закупки, в то время как положения Закона о закупках распространяют свое действие лишь на стадию их организации.
Кроме того, упомянутая норма права не дифференцирует закупки для антимонопольного органа по субъектному составу лиц, подающих жалобы, и лиц, на действия которых такие жалобы поданы, а позволяет последнему рассматривать жалобы на все закупочные процедуры на любой стадии их проведения.
При этом следует отметить, что определением Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592 обозначена обязанность антимонопольного органа проверять на соответствие положениям части 10 статьи 3 Закона о закупках только доводы поступающей жалобы, но в возможности выявления в действиях организаторов закупки (заказчиков) иных нарушений (на основании части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции) упомянутый орган не ограничен. Указаний обратного приведенное определение Верховного Суда Российской Федерации не содержит, а расширительному толкованию судебные акты не подлежат.
Таким образом, перечень оснований, упомянутых в части 10 статьи 3 Закона о закупках, не является исчерпывающим и Комиссия рассматривает поступившую жалобу по существу, в том числе учитывая положения части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупки (далее — Положение о закупках), размещено в Единой информационной системы в сфере закупок на www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Извещение о проведении Аукциона опубликовано в ЕИС 01.08.2017. Согласно извещению о проведении Аукциона, дата окончания приема заявок - 22.08.2017, дата проведения Аукциона - 24.08.2017.
Из протокола рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 23.08.2017 № 31705384284-01 следует, что заявка Заявителя отклонена от участия в Аукционе в связи с предоставлением в составе заявки недостоверных сведений о предлагаемом к поставке товаре, а именно: пункт 86 Формы «Кислотное средство для очистки и дезинфекции унитазов». Предоставление недостоверной информации о товаре или материале. Участником в заявке предложено средство, в составе которого присутствуют компоненты: Оптимизированная смесь неорганической и органической кислоты, АПАВ и НПАВ, C2H5OH 1%, ингибитора коррозии, отдушки, воды. Содержание лимонной кислоты 1%. Содержание азотной кислоты 1%. Содержание щавелевой кислоты 1%. Содержание соляной кислоты 1%. Участник предлагает наличие в средстве двух неорганических и двух органических кислот. В составе заявки участнику необходимо было указать на наличие одной неорганической и одной органической кислоты, в соответствии с требованием документации к составу средства. В соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки, необходимо было указать на отсутствие одной неорганической и одной органической кислоты (в графе «значение, предлагаемое участником» поставить прочерк «-», либо указывать «не нормируется», либо указать «отсутствует»).
Комиссия, изучив предоставленные документы и сведения, установила следующее.
Согласно пунктам 2 и 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
-требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
-требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
Следовательно, за Заказчиком закреплена обязанность по указанию в составе Аукционной документации требований к составу заявки на участие в Аукционе и требования к описанию участниками Аукциона предлагаемого к поставке товара.
В соответствии с пунктом 2 Аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе (Приложение № 2 к документации) должна содержать общую характеристику поставляемых товаров и выполняемых работ.
Вместе с тем, пунктом 1 Аукционной документации указано, что требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика — в соответствии с условиями технического задания (приложение № 1) и Формой «Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре».
На основании пункта 2 Аукционной документации участник закупки, подавший заявку, не допускается Закупочной комиссией к участию в закупке, в том числе в случае:
-
непредставления обязательных документов, указанных в пункте 9 документации, либо наличия в таких документах недостоверных сведений;
-
несоответствия участника процедуры закупки обязательным требованиям, установленным документацией о закупке, техническим заданием и Формой «Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре».
Таким образом, в случае предоставления участником Аукциона в составе заявки недостоверных сведений и сведений о предлагаемом к поставке товаре, несоответствующих требованиям Аукционной документации, заявка такого участника отклоняется Заказчиком от участия в Аукционе.
Изучив представленные на заседание документы и сведения, Комиссия установила следующее.
Пунктом 86 Приложения № 7 к Техническому заданию Аукционной документации установлено требование к товару «Кислотное средство для очистки и дезинфекции унитазов» по следующим параметрам:
-
«Состав» - «Оптимизированная смесь неорганической и органической кислоты, АПАВ и НПАВ, C2H5OH ≤ 4, ингибитора коррозии, отдушки, воды»;
-
«Содержание лимонной кислоты» - «≤ 10» (указывается в %);
-
«Содержание азотной кислоты» - «Не более 12» (указывается в %);
-
«Содержание щавелевой кислоты» - «до 5» (указывается в %);
-
«Содержание соляной кислоты» - «Не более 10» (указывается в %).
В соответствии с Инструкцией по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в Аукционе (далее — Инструкция) в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа «запятая», союза «и», - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз.
Вместе с тем, символ «<» - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения; символ «>» - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения; символ «≤» - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему; слова «не менее» - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему. В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: «от» и «до», «от» или «до», то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения.
При этом, символы «<», «≤», «>» устанавливаются в требуемом значении сведений о товарах слева от числового значения показателя.
Таким образом, в соответствии с Инструкцией участник Аукциона должен представить конкретный показатель всех значений, указанных через символ «запятая»:
-менее указанного значения, следующего за символом «<»;
-более указанного значения, следующего за символом «>»;
-менее указанного значения или равный такому значению, следующего за символом «≤»;
-более указанного значения или равный значению, следующего за словами «не менее»;
-конкретный показатель из диапазона, не включая крайние значения, в случае сопровождение параметра товара словом «до».
В составе заявки Заявителем представлены сведения о предлагаемых к поставке товарах (далее - Сведения), согласно которым Заявитель предлагает к поставке товар «Кислотное средство для очистки и дезинфекции унитазов» (пункт 86 Сведений) с указанием следующих значений по параметрам:
-«Состав» - «Оптимизированная смесь неорганической и органической кислоты, АПАВ и НПАВ, C2H5OH 1, ингибитора коррозии, отдушки, воды»;
-«Содержание лимонной кислоты» - «2» (указывается в %);
-«Содержание азотной кислоты» - «1» (указывается в %);
-«Содержание щавелевой кислоты» - «1» (указывается в %);
-«Содержание соляной кислоты» - «1» (указывается в %).
Таким образом, Заявителем в соответствии с требованиями Инструкции и Приложения № 7 к Техническому заданию Аукционной документации представлены сведения о товаре «Кислотное средство для очистки и дезинфекции унитазов».
В ходе заседания Комиссии Заказчик пояснил, что Заявителем в составе товара «Кислотное средство для очистки и дезинфекции унитазов» указано наличие двух неорганических и двух органических кислот. При этом, в данном пункте участник Аукциона должен был указать наличие одной неорганической и одной органической кислоты.
Вместе с тем, данный довод Заказчика отклоняется Комиссией, поскольку в пункте 86 Приложения № 7 к Техническому заданию Аукционной документации отсутствует прямое указание на необходимость указания в составе товара «Кислотное средство для очистки и дезинфекции унитазов» одной неорганической и одной органической кислоты.
Кроме того, требование пункта 86 Приложения № 7 к Техническому заданию Аукционной документации составлены таким образом, что вводит участников Закупки в заблуждение относительно необходимого количества неорганической и органических кислоты в составе товара «Кислотное средство для очистки и дезинфекции унитазов».
При этом, в ходе заседания Комиссии Заказчик не представил доказательств невозможности одновременного наличия в оптимизированной смеси неорганической и органической кислоты более одной органической и более одной неорганической кислоты.
Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Таким образом, отклонение заявки Заявителя на вышеуказанном основании является неправомерным, поскольку в пункте 86 Приложения № 7 к Техническому заданию Аукционной документации отсутствует указание на необходимость наличия в составе товара «Кислотное средство для очистки и дезинфекции унитазов» одной неорганической и одной органической кислоты.
Также, согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами, в том числе:
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
На основании изложенного, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 и части 6 статьи 3 Закона о закупках и приняла решение о признании жалобы Заявителя обоснованной.
Кроме того, из протокола рассмотрения рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 23.08.2017 № 31705384284-01 следует, что на участие в Аукционе подано 10 заявок. При этом, 8 заявок участников отклонено от участия в закупочной процедуре.
Дополнительно Комиссия отмечает, что в ходе рассмотрения жалобы иных лиц в действиях Заказчика также установлено нарушение в части наличия в пункте 137 Приложения № 7 к Техническому заданию Аукционной документации вводящих в заблуждение требований.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной.
-
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках и пункта 2 Аукционной документации.
-
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 1-00-1990/77-17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
04.09.2017 Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 04.09.2017 по делу № 1-00-1990/77-17,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ГАОУ ДПО МЦКО (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке внутренних помещений и комплексному содержанию прилегающих территорий зданий ГАОУ ДПО МЦКО в 2017 г (реестровый № 31705384284) (далее - Аукцион), а именно:
-
-
Заказчику отменить все протоколы, составленные в ходе проведения Аукциона.
-
Заказчику вернуть всем участникам ранее поданные заявки на участие в Аукционе с указанием о возможности повторной подачи заявки.
-
Заказчику внести изменения в Аукционную документацию с учетом решения Комиссии от 04.09.2017 по делу № 1-00-1990/77-17.
-
Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Аукционе таким образом, чтобы он составлял не менее 15 (пятнадцати) дней с момента размещения информации о внесении изменений в Аукционную документацию до даты окончания приема заявок.
-
Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее — ЕИС).
-
Заказчику разместить в ЕИС информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, новой дате рассмотрения заявок на участие в Аукционе и подведения итогов Аукциона.
-
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 06.10.2017.
-
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 13.10.2017 с приложением подтверждающих документов.
-
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.